Научная статья на тему 'Практика использования реминисценций в журналистских текстах'

Практика использования реминисценций в журналистских текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМИНИСЦЕНЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / REMINISCENCES / MASS MEDIA / POLITICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаряева Н. С.

В статье рассматривается практика использования реминисценций в журналистских текстах как одного из основных средств повышения выразительности публицистической речи. Автор приходит к выводу о том, что реминисценции, функционирующие в текстах средств массовой информации, с одной стороны, отражают ценностные ориентации носителей языка, а с другой во многом формируют и определяют эти ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon the use of reminiscences in journalistic texts as one of the main means of increasing expressiveness of speech. The author comes to the conclusion that reminiscences used in mass media texts on the one hand reflect values of the speakers, but on the other hand form and define these views.

Текст научной работы на тему «Практика использования реминисценций в журналистских текстах»

Н.С. Гаряева

Практика использования реминисценций в журналистских текстах

В статье рассматривается практика использования реминисценций в журналистских текстах как одного из основных средств повышения выразительности публицистической речи. Автор приходит к выводу о том, что реминисценции, функционирующие в текстах средств массовой информации, с одной стороны, отражают ценностные ориентации носителей языка, а с другой - во многом формируют и определяют эти ориентации.

Ключевые слова: реминисценции, средства массовой информации, публицистическая речь.

В современном русском языке реминисценции (буквальное или близкое к таковому воспроизведение какого-либо фрагмента одного текста в другом) составляют основной арсенал средств повышения выразительности и экспрессии не только в устной речи (что вполне естественно и закономерно), но и в книжно-письменном варианте русского литературного

77

Филологические

науки

Лингвистика

языка. Особенно активно реминисценции функционируют в художественном и публицистическом стилях. Если в художественном произведении их использование часто обусловлено особенностями языковой личности персонажа и в известном смысле свободно от языковых предпочтений писателя, то в публицистическом стиле употребление реминисценций - это проявление речевого вкуса и осмысленного выбора языковых средств самого автора публицистического текста.

Язык средств массовой информации (далее - СМИ) всегда был «озабочен» поиском информативно емких и новых для читателя средств изложения материала, современное его состояние характеризуется теми же тенденциями. При сегодняшнем разнообразии злободневных материалов, с одной стороны, и известной свободой их языкового оформления, с другой, журналисты поставлены перед необходимостью поиска ярких, привлекающих внимание читателя образных средств передачи информации. Одним из них и оказываются реминисценции - носители обобщенного содержания, которые используются для изображения как конкретных фактов, так и общественных и культурных событий.

Журналистов привлекает в реминисценциях двуплановость их содержания и возможность создания комического эффекта, поскольку они не только известны, но и прочно закреплены в сознании носителей русского языка. К тому же «коммуникация на новый современный манер требует от ее участников большого количества историко-культурных знаний и навыков, умения эти знания облекать в слово и воспринимать в слове» [5, с. 428). А употребление в текстах СМИ стереотипного, понятного для адресата устойчивого выражения является сигналом принадлежности к данному социуму, связи с его культурой и традициями, так как реминисценции составляют «расхожий инвентарь массового искусства и осознаются обществом как неотъемлемая часть его социального бытия» [1, с. 177].

Как правило, реминисценции обслуживают потребности «злобы дня». Например, «за что власть так «мочит»Ходорковского? ...Ну скажите, какому президенту понравится, когда он прикладывает титанические усилия для того, чтобы отстоять одну внешнеполитическую линию., а крупнейший бизнесмен в его стране выступает в роли пятой колонны, пропагандируя линию прямо противоположную. » (Комсомольская правда. 2003. № 203).

«... Это связано с ответственностью. Просто так «мочить» власть -это не мое дело. Вообще СМИ - это такой сторожевой пес, который все время лает, напоминая власти о проблемах и об ошибках, которые она совершает» (Аргументы и факты. 2007. № 1-2). Ср.: «Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту - в аэропорту. Значит, вы

уж меня извините, в туалете поймаем - и в сортире замочим, в конце концов!» (В.В. Путин).

«Выражение «театр начинается с вешалки» устарело. Современный театр начинается с металлоискателя...» (ОРТ. «Время». 26.10.2003) -о мерах предосторожности в местах большого скопления людей.

Как видно, тексты-источники реминисценций разные, но все они используются как типовые, стандартные средства для описания и оценки определенных событий, явлений, фактов, ситуаций современной действительности. Их употребление предполагает активное сотворчество читателя, его готовность к интерпретационной речевой деятельности.

Следует отметить, что реминисценции, с одной стороны, пополняют корпус выразительных средств языка СМИ, с другой - свидетельствуют о характере выбора языковых средств авторами текстов, который устремлен в сферу массовой речевой культуры общества. В известной мере они отвечают и требованиям речевой моды современного разговорного языка, поэтому можно сделать вывод о том, что анализ корпуса наиболее популярных цитат, способов их введения в текст позволяет определить динамические изменения ценностных ориентаций современного общества.

К сожалению, очень мало в текстах СМИ реминисценций, апеллирующих к образам русской литературы. Напротив, в журналистских материалах в большей степени присутствуют трансформированные или ошибочно искаженные реминисценции. Например, В России две беды... (заголовок). Еще Некрасов подметил: «В России две беды - дураки и дороги». В Старом Осколе в последнее время уделяют повышенное внимание дорогам, это замечают все. Но думается, что некоторое количество вторых героев некрасовского высказывания в Осколе еще осталось... (Житье-Бытье. 2001. № 37).

«Писал Гоголь - в России две беды: дураки и дороги. Так хочется добавить - и власть, мешающая нам вырастить добрых, умных, отзывчивых детей, способных сострадать» (Комсомольская правда. 2007. № 64).

В газетных материалах мы наблюдаем разнообразие имен тех, кому приписывается вышеуказанная фраза про дураков и дороги. Обычно называются русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Вряд ли авторы публицистических текстов знают, что это апокрифическая, т.е. с неустановленным автором, фраза.

Прагматические цели автора высказывание реализует, а фактическая точность авторства данной крылатой фразы журналистов не заботит. Современный журналист не знает даже реминисценций, которые еще не так давно наизусть заучивались в школе, фраз из очень популярных

Филологические

науки

Лингвистика

в недалеком прошлом произведений. Например, «Лето дается человеку один раз. В году. И прожить его надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые месяцы. Это сказал кто-то из классиков. Ну, может, он сказал не так или имел в виду что-то другое, но позволим себе этот вольный пересказ. » (Комсомольская правда. 2006. № 170).

При таком использовании реминисценций, возможно, под влиянием СМИ, трудно предположить, в каком виде они дойдут до следующего поколения и что останется нам в наследство от их культурного и языкового богатства. Журналисты должны помнить, что реминисценция - это не только часть культуры, но и один из способов ее усвоения. Ведь реминисценции являются той частью российской системы ценностей, которая может «выполнять роль эталонов, стереотипов культурно-национального мировидения или указывать на их символьный характер и в этом качестве выступать как языковые экспоненты (носители) культурных знаков» [6, с. 250].

Более того, в журналистских текстах наблюдается активное вторжение нелитературной лексики в реминисценции. Использование таких языковых единиц, на наш взгляд, связано с несколькими причинами. Во-первых, с тем, что большая часть текстов СМИ ориентирована на массовую аудиторию. А так называемые интеллектуальные, элитные темы и материалы, противопоставляемые масскультуре, занимают не столь заметное место. Это приводит к употреблению общепонятных, доступных для массовой аудитории языковых средств, происходит усреднение текстов СМИ, рассчитанных на массовую, а не элитарную языковую компетенцию. «Наши СМИ говорят тем языком, каким говорит наше общество» [4, с. 54].

Во-вторых, причина вовлечения нелитературной лексики в СМИ кроется в специфике понимания «свободы языка», то есть в толковании «свободы» как вседозволенности [5; 2].

В-третьих, с помощью жанра речевой инвективы проявляется агрессивность в речевом поведении адресанта.

Жаргонизмы обычно поясняются в текстах заметок, лишь иногда заключаются в кавычки. В СМИ жаргон выполняет функцию сигнала-обозначения по принципу «я - свой» или употребляется в погоне за эффектом, для экспрессии, воздействия на читателя. Следует отметить, что обилие подобной лексики способно не только оттолкнуть часть читателей от газетной публицистики, но и вызвать агрессивное настроение адресата по отношению к событиям, предметам, явлениям, ситуациям нашей действительности, а также может создать ситуацию языкового дискомфорта адресата.

Такое небрежное обращение с национальным культурным фондом (в данном случае с реминисценциями) не расширяет культурного пространства носителей языка, а способствует снижению культурных ценностей. Авторы СМИ, журналисты должны стремиться создавать тексты, повышающие уровень образованности читателей, укрепляющие ценностные ориентиры в жизни, так как на современном этапе СМИ представляют наиболее доступный источник информации для носителей языка.

Стереотипы массовой и популярной культуры, тиражируемые в масс-медиа в виде реминисценций, оказывают влияние на формирование предпочтений, вкусов повседневного дискурса. Поскольку «СМИ - это средства массовой коммуникации, поэтому речевые стандарты активного коммуниканта (органы печати, теле- и радиостанции) немедленно берутся на вооружение определенной частью адресатов массовой коммуникации» [3, с. 92]. Реминисценции, функционирующие в журналистских текстах, с одной стороны, отражают ценностные ориентации носителей языка, а с другой, во многом формируют и определяют эти ориентации.

Библиографический список

1. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

2. Грачев М. А. В погоне за эффектом. Блатные слова на газетной полосе // Русская речь. 2001. № 5. С. 67-72.

3. Клобуков Е.В. Русский литературный язык на современном этапе развития: несколько оценочных суждений // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2002. № 2. С. 81-108.

4. Коньков В.И. Круглый стол: «Русский язык в СМИ» // Мир русского слова. 2002. № 5 (13). С. 54-55.

5. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

6. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.