УДК 316.77; 070
К. А. Зорин, З. Р. кызы Кулиева
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДАКЦИЯМИ СМИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, РАЗМЕЩЁННЫХ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Современные средства массовой информации всё чаще используют при создании своих редакционных материалов данные, которые люди размещают на общедоступных ресурсах, однако при этом нарушаются права граждан на распространение персональных данных. В отчёте Роскомнадзора за III квартал 2019 года указано, что, по результатам проведения 605 плановых проверок о распространении персональных данных, было выявлено 1 934 нарушения. В этом же документе есть и указание на динамику интереса субъектов персональных данных к данной теме. За 9 месяцев 2019 года в адрес Роскомнадзора поступило 36 967 обращений граждан и юридических лиц. За тот же период 2018 года рост обращений составляет 37,2 % (за 9 месяцев 2018 года поступило 26 937 обращений). Обращения физических лиц — 36 477 заявлений и жалоб, и 490 обращений юридических лиц. Нормативно-правовые акты, регламентирующие какие-либо темы, не всегда успевают быстро реагировать на изменения в общественном и техническом развитии. Именно поэтому представляется наибольший интерес в разборе судебной практики по определённым тематикам, которые дают понять тонкости реализации норм и ошибки, допускаемые редакцией СМИ в процессе судебной защиты.
Цель исследования - анализ правовой нормы, регламентирующей деятельность СМИ в области распространения персональных данных с последующей формулировкой рекомендаций, связанных с предотвращением подобных нарушений.
В исследовании используются уже существующие судебные решения на территории Российской Федерации, даются определения, которые чаще всего вызывают спорные вопросы. Тема строится на анализе не только российского законодательства, но и реальных судебных дел, показывающих положение дел по каждой ситуации, трактовку исполнения материальных норм, которые жизненно необходимо понимать для нормального функционирования организации. Использование судебных решений позволит точечно коснуться реализации разных материальных норм в современной действительности, а также выявить недостатки, с которыми сталкиваются правоприменители.
Ключевые слова: персональные данные, медиа, правовые основы журналистики. DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10022
Изучение темы персональных данных логично следует начать с определения, которое содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» [12]. Там сказано, что персональной является ин-
Зорин Кирилл Александрович — кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и литературоведения (Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия); e-mail: kzorin@sfu-kras.ru.
Кулиева Зейнаб Ровшан кызы — магистрант (Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия); e-mail: zeinabkulieva@mail.ru.
© Зорин К. А., Култева З. Р. кызы, 2020
48
формация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных) [12]. Среди часто встречающихся примеров можем отметить следующие: фамилия, имя, отчество, профессия и другая информация.
Чаще всего СМИ руководствуются обывательским мнением о том, что если информация, картинки, данные размещены в социальных сетях или на общедоступных ресурсах, то ими можно пользоваться без специальных правил или ограничений. Обычно ресурсы имеют свои правила использования информации, размешённой на сайте. А также, забегая немного вперёд, отметим, что даже сами социальные сети придумывают правила, чтобы защитить своих пользователей. Например, согласно п. 5.12 Правил пользования сайтом ВКонтакте, пользователь как обладатель информации, размещая информацию на персональной странице, в том числе свои персональные данные, осознаёт и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет. При этом далее в п. 6.1 Правил говорится, что пользователь обязан соблюдать и положения действующего законодательства Российской Федерации [10].
В Правилах есть и определение пользователя, согласно п. 5.2., это физическое лицо, зарегистрированное на Сайте в соответствии с установленным Правилами порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта настоящих Правил, и обладающее соответствующими полномочиями [10]. То есть в данном случае идёт речь именно о физическом лице, которое зарегистрировалось в этой социальной сети. Однако стоит помнить, что настройки аккаунтов разрешают и не зарегистрированным пользователям видеть информацию, что может и не соответствовать правилам поведения в социальной сети, но и не будет нарушением правил, так как человек не зарегистрирован. Конечно, зарегистрироваться и совершать противоправные действия может и лицо, не достигшее установленного возраста. Рассмотрим некоторые примеры участия СМИ в делах об использовании персональных данных.
В постановлении по делу № 5-232/2014 [4] рассматривается история о незаконном размещении персональных данных лиц на сайте СМИ в двух статьях: «Самые опасные профессии Тольятти. Часть XIX» и «Криминальная история Тольятти. Чеченская ОПГ в Тольятти. По следам Сулеймана».
Как указано в деле, имя, фамилия, отчество и год рождения, которые относятся к персональным данным, а также фотографии распространены без согласия людей, которые там упоминаются.
При разрешении таких споров необходимо руководствоваться следующими нормами. Использовать и обнародовать изображения человека можно только с согласия человека, это закреплено в п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если гражданин заметил, что изображение распространяется без его ведома, то он может требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения [1].
49
Даже если у оператора данных или третьих лиц есть доступ к персональным сведениям, согласно ст. 7 ФЗ «О персональных данных», они должны обеспечить конфиденциальность таких данных [12].
Эти требования закреплены и в ст. 47 п. 5 и ст. 49 п. 5 Закона РФ «О средствах информации», где прямо указано, что журналист обязан получить от своего героя согласие на распространение в СМИ сведений о его личной жизни гражданина. Такое согласие может быть получено от самого героя, участника журналистских проектов или от его законных представителей. Исключение составляют случаи, где есть необходимость защиты общественных интересов.
Это означает, что доводы о том, что информация была взята из общедоступных ресурсов, были публикации в других СМИ, не удалось получить разрешения у гражданина, а также то, что люди не сразу высказали свою претензию, не может считаться оправданием, так как есть прямое указание на то, что разрешение должно быть получено до публикации.
Как можно было заметить, в п. 5 ст. 49 Закона о СМИ есть интересное исключение, которое гласит, что для защиты общественных интересов согласие гражданина не нужно [3]. Однако в суде необходимо будет доказать, что в конкретном случае и была защита общественных интересов.
Верховный суд в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации объясняет общественный интерес как потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде [7].
Рассматриваемый случай суд классифицировал согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Диспозиция, то есть условие наступления этой нормы, звучит как нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Объективная сторона правонарушения — нарушение норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ, распространение персональных данных — действия, которые раскрывают сведения неопределённому кругу лиц [12].
Как уже ранее говорилось, лица, которые получили доступ к данным, в том числе и операторы, согласно ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ, не должны их распространять без согласия обладателя персональных данных. Это же относится и к средствам массовой информации.
Основой всех закреплений является высший закон государства, где мы тоже находим соответствующие требования. Как гласит ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту
50
своей чести и доброго имени. Далее логично указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются [2].
Более того, также, даже если было нарушение данной нормы, необходимо самостоятельно предпринять нормы по устранению нарушений [7].
В следующем постановлении по делу № 5-892/2014 [6] журналист раскрыл персональные данные братьев, в частности, имя, фамилия, отчество, дату рождения, место рождения, место учёбы, работы, сведения о судимости, сведения о политических взглядах, фотографию, без согласия указанных лиц.
Как гласит п.п. 8 и 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона, обработка персональных данных возможна для осуществления профессиональной деятельности журналиста, однако не должны нарушаться права и законные интересы субъекта персональных данных [12], то есть ясно указано, что должен соблюдаться баланс прав каждой стороны. Обработка персональных данных возможна, если субъект данных предоставил доступ неограниченного круга лиц. Это может быть сделано самим обладателем прав или по его просьбе.
Как указывалось ранее, согласно ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ, если журналист получил доступ к персональным данным, он обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные. Распространение возможно только с согласия субъекта персональных данных [12].
Статья 9 Федерального закона № 152-ФЗ [12] поясняет, что субъект персональных данных сам решает, предоставить ли информацию. Согласие на их обработку даётся свободно, своей волей и в своём интересе. Такое согласие обладает признаками: конкретности, информированности, сознательности. При этом не ограничивается форма. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем. Здесь у журналиста возникает обязанность в случае необходимости предоставить доказательство, что ранее такое согласие было.
Есть и особые темы, например, данные, касающиеся политических взглядов, сведений о судимости, которые в силу ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ отнесены к специальной категории [12]. Такие специальные темы, категории персональных данных, требуют и специальную форму -здесь согласие человека нужно в письменной форме. Государственные или муниципальные органы могут обрабатывать персональные данные о судимости в пределах их полномочий, то же касается и иных лиц, действия которых также законодательно закрепляются. А вот тот факт, что человек может разместить подобную информацию на открытых источниках, не говорит о разрешении использовать эту информацию.
Указанное дело, где раскрыта информация о судимости [6], также интересно тем, что сведения были взяты со страницы в «Одноклассни-
51
ках». Однако, как указывалось ранее, журналистам всё равно нужно было получить согласие на распространение их персональных данных, а на распространение их персональных данных, касающихся их политических взглядов, согласие — в письменной форме.
При указании на норму п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона о персональных данных, где говорится о том, что обработка персональных данных допускается в случае, если необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста, нельзя оставлять без внимания продолжение фразы, которая предписывает соблюдение условия — при обработке персональных данных не должны нарушаться права и законные интересы субъекта персональных данных [12]. То есть осуществление профессиональной журналистской деятельности не должно нарушать права людей.
В этом деле мировой судья квалифицирует действия журналиста по ст. 13.11 КоАП РФ [6].
Между тем в газете «РRО ГОРОД Кирово-Чепецк» была опубликована статья, где размещены персональные данные гражданина, а именно его фамилия и имя, возраст, место жительства, место прохождения ординатуры, место бывшей работы, период работы, наличие инвалидности, информация о личной жизни, фото [5].
В данном деле суд отметил, что в нарушение ч. 5 ст. 5 Закона № 152-ФЗ персональные данные о месте жительства, сведения о частной жизни семьи являются избыточными и опубликованы с целью удовлетворения обывательского интереса к частной жизни человека [5]. Пример хорошо иллюстрирует случаи, когда журналисты «перегнули» палку и рассказали больше, чем необходимо и чем разрешено.
Нельзя не отметить малочисленные случаи, когда суд занимает сторону СМИ. Например, в деле № 5-223/2017 суд постановил, что Управлением Роскомнадзора по Республике Мордовия не представлено доказательств, подтверждающих публикацию материалов без согласия законных представителей несовершеннолетних [8]. Также обращено внимание на то, что в действующем законодательстве не указана необходимость в получении СМИ обязательного письменного согласия (разрешения) от законного представителя несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий. Доказательств недобросовестности поведения СМИ госорган не предоставил, поэтому административное производство прекратили из-за отсутствия состава преступления [8]. Как мы видим, дело было разрешено в условиях соответствия формальным, процессуальным требованиям. Отметим: этот случай уникален тем, что в предыдущих не было замечено правильного процессуального рассмотрения дела. Поэтому журналистам рекомендуется всё же защищать себя и представлять доказательства самостоятельно, что не привычно для административного производства, где истец (обычно это Роскомнад-зор) должен предоставлять доказательства, а не ответчик (редакция).
52
В статье «Суд вынес приговор убийце 8-летней свердловской школьницы», опубликованной в сетевом издании mstrok.ru, редакция указала персональные данные несовершеннолетнего (имя, фамилию, фотографию без согласования и разрешения). В деле № 5-81/2016 журналист рассказывает, что после публикации ей позвонили из Роскомнад-зора и попросили удалить персональные данные несовершеннолетнего ребёнка, что и сделала редакция. Так как редакция предприняла меры по устранению нарушения, в этом деле суд вынес предупреждение [9].
Таким образом, проанализировав тему о незаконных публикациях персональных данных, можно прийти к следующим выводам. В качестве рекомендаций, чтобы журналисты не нарушали нормы о персональных данных, можно отметить следующие:
1) к персональным данным относится любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;
2) правильное толкование понятия «общественный интерес» содержится в Постановлении Верховного суда. Это не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде;
3) при распространении персональных данных нужно получить согласие в любой форме, а при особых случаях (данные, касающиеся политических взглядов, сведений о судимости) — в письменной форме;
4) прежде, чем брать информацию из открытых ресурсов, проверьте, есть ли там особые, свои внутренние правила поведения пользователей;
5) если было нарушение данной нормы, необходимо самостоятельно предпринять нормы по устранению ошибок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/onlme.cgi?from=5142-0&rnd=270DBB0324B223E2CA178CB9FC588C9F&req =doc&base=LAW&n=34ü325&REFDOC=5142&REFBASE=LAW#977ye856hy8
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с уч. попр., внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ / / КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/
3. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон от 27.12.1991 N 2124-1 ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019 / / КонсультантПлюс: справоч-
53
но-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511 /
4. Постановление [Электронный ресурс]: от 17 апреля 2014 г. по делу № 5232/2014 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ magistrate/ doc/ f5TMH69xx3lv (дата обращения 02.05.2020).
5. Постановление [Электронный ресурс]: от 21 августа 2015 г. по делу № 51298/2015. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ magistrate/ doc/aHwdmkNlmPZX (дата обращения 02.05.2020).
6. Постановление [Электронный ресурс]: от 29 сентября 2014 г. по делу № 5892/2014 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ magistrate/ doc/WsEyMXrAnOQc (дата обращения 02.05.2020).
7. Постановление Пленума Верховного суда РФ [Электронный ресурс]: от 15.06.2010 № 16 // Верховный суд Российской Федерации. URL: http://www.supcourt.ru/ documents/own/8164/ (дата обращения 02.05.2020).
8. Постановление по делу № 5-223/2017 [Электронный ресурс]: от 12 апреля 2017 г. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ magistrate/ doc/bxwX1Yc7ejb1 (дата обращения 02.05.2020).
9. Постановление по делу № 5-81/2016 [Электронный ресурс]: 24 февраля 2016 г. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/ aHER6rVH3EVs (дата обращения 02.05.2020).
10. Правила пользования Сайтом ВКонтакте [Электронный ресурс] / / Вконтакте: cайт. URL: https: / / vk.com/ terms (дата обращения 02.05.2020).
11. Результаты деятельности Роскомнадзора [Электронный ресурс]: 28.12.2019 // Роскомнадзор: Сайт. URL: https://rkn.gov.ru/plan-and-reports/reports/p449/ (дата обращения 02.05.2020).
12. Федеральный закон «О персональных данных» [Электронный ресурс]: от 27.07.2006 N 152-ФЗ / / КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
* * *
Zorin Kirill A., Kulieva Zeinab R.k.
PRACTICE OF USING PERSONAL DATA POSTED
ON THE INTERNET BY MEDIA EDITORIAL OFFICES
(Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia)
Nowadays mass media increasingly use data that people publish on public resources on the Internet to create their editorial materials. This leads to a violation of the citizens' rights to disseminate personal data. This is also proved by statistics. The Roskomnadzor report indicates that for 9 months of 2019 Roskomnadzor received 36,967 requests from citizens and legal entities regarding the distribution of personal data — the increase in requests is 37.2 % (for 9 months of 2018, 26.937 requests were received). These figures state the fact that people and organizations are increasingly coming out with complaints about how journalists do their work.
This study uses not only Russian laws, but also real court cases that illustrate the current state of affairs in each situation and the interpretation of the implementation of material standards. The analysis of Russian laws and judicial practice on the dissemination of personal data helped identify recommendations for media editorial offices to prevent such violations.
Keywords: personal data, media, legal foundations of journalism.
DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10022
54
References
1. The Civil code of the Russian Federation: part one of November 30, 1994 no. 51-FZ: passed by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Available at: www.consultant.ru (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
2. The Constitution of the Russian Federation passed by popular vote on December 12, 1993, Available at: www.consultant.ru (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
3. The law of the Russian Federation of December 27.12.1991 no. 2124-1 "About the Mass media", Available at: www.consultant.ru (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
4. Judgment in the case no. 5-232/2014 of April 17, 2014, Available at:: https://sudact.ru/magistrate/doc/f5TMH69xx3lv (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
5. Judgment in the case no. 5-1298/2015 of August 21, 2015, Available at: https://sudact.ru/magistrate/doc/aHwdmkNlmPZX (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
6. Judgment in the case no. 5-892/2014 of September 29, 2014, Available at: https://sudact.ru/magistrate/doc/WsEyMXrAnOQc (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
7. Decision of the plenum of 15 April 2010 of the Supreme Court of the Russian Federation, Available at: http://www.supcourt.ru/documents/own/8164/ (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
8. Judgment in the case no. 5-223/2017 of April 12, 2017, Available at: https://sudact.ru/magistrate/doc/bxwX1Yc7ejb1 (accessed 02.05.2020) (In Russ.).
9. Judgment in the case no. 5-81/2016 of February 24, 2016, Available at: https:/ / sudact.ru/magistrate/ doc/aHER6rVH3EVs (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
10. Rules of VKontakte web-site exploitation, Available at: https: //vk.com/terms (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
11. The results of Roskomnadzor's actions of December 28, 2019, Available at: https: / / rkn.gov.ru/ plan-and-reports/reports/p449/ (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
12. The federal law of the Russian Federation of July 27, 2006 no. 152-FZ «About
personal data», Available at: www.consultant.ru (accessed 2 May 2020) (In Russ.).
* * *
55