Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / DEMOGRAPHY / FORECASTING / PLANNING DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT / POPULATION POLICY / PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Д.М.

В данной статье сделан обзор практики использования методов демографического прогнозирования и планирования органами государственной власти Российской Федерации. Представлены и проанализированы результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) по составлению прогнозов демографического развития страны и ее регионов. Проведен сравнительный анализ значений прогнозов численности населения на одни и те же года, которые, однако, сделаны в разные исторические периоды. Рассмотрены показатели прогноза баланса трудовых ресурсов, которые ежегодного разрабатываются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обобщены инструменты достижения органами государственной власти целевых показателей демографического развития в Российской Федерации. Сделан вывод о роли прогнозов и планов в разработке и реализации государственной демографической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING METHODS OF DEMOGRAPHIC FORECASTING AND PLANNING BY PUBLIC AUTHORITIES

This article provides an overview of the practice of using the methods of demographic forecasting and planning by state authorities of the Russian Federation. The results of the activities of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Rosstat) on forecasting the demographic development of the country and its regions are presented and analyzed. A comparative analysis of the projections of the population for the same years, which, however, were made in different historical periods. The indicators of the forecast of the balance of labor resources, which are annually developed by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, are considered. The instruments for achieving the target indicators of demographic development in the Russian Federation by government bodies are summarized. The conclusion is drawn about the role of forecasts and plans in the development and implementation of the state demographic policy.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Практика использования методов демографического прогнозирования и планирования

органами государственной власти

The practice of using methods of demographic forecasting and planning by public authorities

Карпов Д.М.

студент 3 курса Экономический факультет ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»

Россия, г. Ярославль e-mail: dmitrij_karpov_98@mail.ru

Karpov D.M.

3rd year student The Economics Faculty P. G. Demidov Yaroslavl State University Russia, Yaroslavl e-mail: dmitrij_karpov_98@mail.ru

Аннотация.

В данной статье сделан обзор практики использования методов демографического прогнозирования и планирования органами государственной власти Российской Федерации. Представлены и проанализированы результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) по составлению прогнозов демографического развития страны и ее регионов. Проведен сравнительный анализ значений прогнозов численности населения на одни и те же года, которые, однако, сделаны в разные исторические периоды. Рассмотрены показатели прогноза баланса трудовых ресурсов, которые ежегодного разрабатываются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обобщены инструменты достижения органами государственной власти целевых показателей демографического развития в Российской Федерации. Сделан вывод о роли прогнозов и планов в разработке и реализации государственной демографической политики.

Annotation.

This article provides an overview of the practice of using the methods of demographic forecasting and planning by state authorities of the Russian Federation. The results of the activities of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Rosstat) on forecasting the demographic development of the country and its regions are presented and analyzed. A comparative analysis of the projections of the population for the same years, which, however, were made in different historical periods. The indicators of the forecast of the balance of labor resources, which are annually developed by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, are considered. The instruments for achieving the target indicators of demographic development in the Russian Federation by government bodies are summarized. The conclusion is drawn about the role of forecasts and plans in the development and implementation of the state demographic policy.

Ключевые слова: демография, прогнозирование, планирование демографическое развитие, демографическая политика, органы государственной власти.

Key words: demography, forecasting, planning demographic development, population policy, public authorities.

В последние несколько лет проблемы в области демографии высшим руководством Российской Федерации регулярно выдвигаются на первый план в повестке дня жизни страны. Этим объясняется актуальность того вопроса, исследованию которого посвящена настоящая статья. Ее целью признается раскрытие особенностей деятельности органов государственной власти в области демографического прогнозирования и планирования.

Главным федеральным органом исполнительной власти, который на регулярной основе составляет основные демографические прогнозы для России, является Федеральная служба государственной статистики (сокращенно - Росстат). Прогнозирование численности населения Росстат проводит по единой методике -проведение расчетов перспективной численности населения методом передвижки по возрастам, который позволяет учесть существенные различия у разных возрастно-половых групп показателей рождаемости и

смертности (дожития), миграции. В результате проведения расчетных операций выводятся три варианта прогноза на основе различных гипотез относительно будущих тенденций рождаемости, смертности и миграции (низкий, средний и высокий).

Низкий вариант прогноза составляется посредством экстраполяции существующих демографических тенденций и предположения, что не будут предприниматься какие-либо меры, или эффект от них будет незначительным. Высокий вариант прогноза является нормативным, что предполагает его направленность на достижение целей, которые установлены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее реалистичным считается средний вариант прогноза, поскольку он учитывает действие как сложившихся демографических тенденций, так и принимаемых мер демографической политики [4].

Таблица 1. Показатели демографического прогноза численности населения России до 2035 г. (тыс. чел.)

Варианты\годы 2020 2025 2030 2035

Низкий вариант прогноза 146634,3 144918,8 142134,0 138809,6

Общий годовой прирост -203,8 -478,1 -642,8 -680,1

Ест./миграц. -359,4 +155,6 -598,8 +120,7 -749,0 +106,2 -780,6 +100,5

Средний вариант прогноза 146796,5 146360,7 145492,9 144270,4

Общий годовой прирост -38,7 -133,2 -217,6 -259,6

Ест./миграц. -252,2 +213,5 -378,1 +244,9 -488,0 +270,4 -541,2 +281,6

Высокий вариант прогноза 147021,2 148483,7 150407,3 152681,7

Общий годовой прирост +186,9 +396,0 +406,6 +542,5

Ест./миграц. -84,5 +271,4 +27,1 +368,9 -27,9 +434,5 +80,0 +462,5

Демографический прогноз численности населения России, составленный на период до 2035 г., демонстрирует, что при наиболее благоприятном развитии событий в течение 15 лет ожидается рост численности населения России на 6 млн. человек. Причем рост в первую очередь должен быть обеспечен миграционным притоком, естественный же прирост будет колебаться около нулевой отметки. Этот прогноз является нормативным, то есть желательным органами государственной власти. Поэтому их действия будут направлены на достижение данного уровня. Следовательно, следует ожидать принятия мер по поддержанию простого воспроизводства населения и увеличению миграционных потоков из-за границы.

В реалистичном прогнозе демографическое развитие России останется на таком же уровне, как и сейчас, но с постепенным снижением численности населения, связанным с превышением естественной убыли над миграционным приростом. В пессимистическом варианте прогноза население России уменьшится почти на 8 млн. человек. Главным фактором этого уменьшения будет естественная убыль населения - россияне будут вымирать более чем на 700 тыс. человек в год.

Спрогнозирована и динамика суммарного коэффициента рождаемости, который играет значительную роль в демографическом развитии страны.

Таблица 2. Прогнозируемые показатели суммарного коэффициента рождаемости в РФ [4]

Годы\показатели Низкий вариант Средний вариант Высокий вариант

2020 1,540 1,599 1,658

2025 1,535 1,647 1,759

2030 1,515 1,665 1,814

2035 1,509 1,700 1,890

Представлены 3 варианта: 1,5, 1,7 и 1,9. Таким образом, в ближайшие 15 лет Россия не достигнет уровня простого воспроизводства населения, значение которого равно 2,17. Демографический прогноз дает осознать критичность текущего и перспективного демографического развития страны. Это вынуждает органы государственной власти разрабатывать дополнительные меры по стимулированию рождаемости, создавать благоприятные условия для благополучной жизнедеятельности многодетных семей.

На основе разработанных и приведенных выше прогнозов численности и структуры населения органами государственной власти России осуществляется демографическое планирование. В настоящее время основными плановыми документами в этой сфере являются национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение», основные целевые показатели которых представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Основные плановые показатели демографического развития РФ на 2024 г. [1]

№ Показатель 2017 г. 2024 г.

1 Ожидаемая продолжительность жизни (года) 72,7 78

2 Суммарный коэффициент рождаемости 1,62 1,7

3 Смертность населения трудоспособного возраста (в случаях на 100 тыс. чел.) 473 350

4 Смертность от болезней системы кровообращения (в случаях на 100 тыс. чел.) 591 450

5 Смертность от новообразований (в случаях на 100 тыс. чел.) 202 185

6 Младенческая смертность (в случаях на 1 тыс. родившихся детей) 5,6 4,5

Данные целевые показатели планируется достичь с помощью решения следующих задач:

• внедрение постоянно действующего механизма государственной финансовой поддержки семей с новорожденными детьми;

• создание для матерей условий, способствующих осуществлению ими полноценной трудовой деятельности;

• разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста;

• систематическое стимулирование граждан к ведению здорового образа жизни;

• создание для условий для беспрепятственных занятий гражданами физической культурой и спортом;

• формирование единой сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения и сети национальных медицинских исследовательских центров;

• внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая, в том числе, будет служить механизмом взаимодействия медицинских организаций;

• внедрение инновационных медицинских технологий;

• обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами;

• разработка и реализация комплексных программ борьбы с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения [1].

Представленный выше демографический прогноз численности населения Российской Федерации до 2035 года является не единственным, который был составлен Федеральной службой государственной статистики. В предыдущие года составлялись прогнозы в том числе и на сегодняшний момент. Вызывает интерес сопоставить прогнозируемые и фактически существующие показатели численности населения.

Таблица 4. Сравнение показателей прогноза численности населения РФ прошлых лет (млн. чел.) [4]

№ Составители прогноза, год 2005 2010 2015 2019

1 Госкомстат РФ, 1993 150,1 150,0 - -

2 Госкомстат РФ, 1996 143,0 140,3 - -

3 Госкомстат РФ, 1998 143,9 141,6 138,7 -

4 Росстат, 2007 - 140,6 139,5 138,4

5 Росстат, 2012 - - 143,7 143,9

Реальные показатели 143,8 142,9 146,3 (144,0) 146,8 (144,5)

Примечание: Госкомстат РФ расшифровывается как Государственный комитет РФ по статистике

Примечание: Реальные показатели за 2015 и 2019 гг. приведены как с учетом, так и без учета п-ова Крым

Как показывает приведенная выше сравнительная таблица можно констатировать, что, как правило, чем ближе прогнозируемый год к году составления прогнозирования, тем прогноз характеризуется большей

точностью. Следовательно, наиболее точными прогнозами являются краткосрочные прогнозы, то есть на срок до 5 лет. Однако это не отменяет необходимость в среднесрочных прогнозах (до 35 лет), поскольку погрешность прогноза остается в пределах разумного, а полученные данные позволяют органам государственной власти составлять концепции и стратегии, которые будут действовать и которые необходимо будет реализовывать. Кроме того, это говорит о необходимости совершенствования существующих или разработки новых методов прогнозирования, отличающиеся большей точностью прогноза на более длительные периоды.

Что касается трудовых ресурсов, которые в качестве отдельного аспекта демографического состояния для государства имеют большое значение, то Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый период. Прогнозирование трудовых ресурсов осуществляется российской 1Т-компанией АО «Прогноз» [5]. Основами для разработки прогноза служат базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период и высокий вариант демографического прогноза, поэтому показатели прогноза баланса трудовых ресурсов являются плановыми и необходимыми к реализации органами государственной власти [3].

В целом данные баланса трудовых ресурсов в ближайшие 3 года планируются оставаться стабильными. Стоит обратить внимание на постепенный рост общего числа трудовых ресурсов (на 750 тыс. человек), которое, впрочем, не превысит 90 млн. человек (останется на уровне 89,79 млн.). Почти на 1 млн. человек увеличится численность лиц трудоспособного возраста (до 80,24 млн.), а численность работающих пенсионеров уменьшится на 300 тыс. человек (до 7 млн.). В первую очередь, данные изменения будут связаны с расширением границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста. Однако существенные изменения в структуре трудовых ресурсов из-за пенсионной реформы будут ощущаться в среднесрочной перспективе.

В основе планирования количественных показателей демографического развития и трудовых ресурсов Российской Федерации лежит высокой вариант демографического прогноза. Достижение указанных целевых значений планируется осуществить органами государственной власти посредством исполнения следующих мероприятий:

• дальнейшее совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, миграционной политики, трудовых отношений, семейного, жилищного и налогового права с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

• включение задач и мероприятий, предназначение которых состоит в улучшении демографической ситуации, в программы социально-экономического развития страны и регионов;

• учет задач демографической политики при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы, что должно найти выражение в концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации программ демографического развития, а также в привлечении на эти цели дополнительных средств из внебюджетных источников;

• обеспечение деятельности органов региональной власти и местного самоуправления методическими пособиями и рекомендациями в части управления демографическими процессами на соответствующих территориях;

• постоянный мониторинг и анализ демографических процессов, результатом чего должно стать внесение соответствующих изменений в демографическую политику государства;

• развитие научных исследований в сфере народонаселения [2].

Таким образом, составление прогнозов и плановых документов в сфере демографического развития является одной из обязательных составляющих деятельности современных органов государственной власти, в том числе, Российской Федерации. Их показатели позволяют им получить представление о перспективах демографических процессов в стране, на основе которого будут заданы ориентиры как тактической, так и стратегической деятельности органов власти федерального, регионального и местного уровней в сфере демографического и социально-демографического развития.

Список используемой литературы

1. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 (ред. от 25.11.2019).

2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения 08.06.2020).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.06.2020).

5. Прогнозирование баланса трудовых ресурсов| prognoz.ru - Режим доступа: http://www.prognoz.ru/products/line/balance (дата обращения 08.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.