Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ'

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / INFO COMMUNICATION PLATFORM / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / "ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО" / DIGITAL DIVIDE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко И.В.

В статье представлен обзор состояния инфокоммуникационных технологий в мире для целей ведения малого бизнеса. Определено понятие инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Приведены примеры программного обеспечения и сервисов, являющихся частью инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Показан пример с использованием рекламы с мобильных приложений, как неиспользованная возможность для малого бизнеса. Обозначена проблема «цифрового неравенства» для малого бизнеса. Рассмотрена одна из проблем для малого и среднего бизнеса: система доступа малых и средних предприятий к государственным и заказам крупных клиентов в сегменте B2B с использованием ИКТ технологийArticle describes world Info Communication Technology practices that are used by small businesses. The article forges the term of info communication technology. It has examples of software and services that form info communication platform for small business. There is example of using advertising in mobile applications as unused opportunity for small business. Article identifies the problem of digital divide. It examines the lack of the info communication digital platform that small and medium businesses can use to access government and large business orders in B2B segment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ»

2. The Federal Tax Service. The public declaration of goals and objectives of the Federal Tax Service of Russia for

2017 is available on the website https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6717969/

3. Kramarenko, L.A. Taxes and taxation. Tutorial. The UFO facial. Griffin of the UMC "Professional textbook". / L.A.

Kramarenko, M.E. Kosiv. - M .: UNITY, 2013. - 576 c.

4. Pogorelov M.Ya. Taxes and taxation: Theory and practice: Uch. pos. /. - Moscow: IC RIOR, SIC INFRA-M, 2015. -

205 p.

5. The Accounts Chamber of the Russian Federation, Operational information on the implementation of the federal

budget, consolidated budgets, budgets of extra-budgetary funds and the government's anti-crisis plan for January-

December 2016 is available at: http://www.ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget / 29425 /

И.В. Косенко

аспирант, Южный институт менеджмента

I. V. Kosenko

graduate student, Southern institute of management (innastarikova@mail. ru, 8-9 77-609-41-86)

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ

Аннотация. В статье представлен обзор состояния инфокоммуникационных технологий в мире для целей ведения малого бизнеса. Определено понятие инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Приведены примеры программного обеспечения и сервисов, являющихся частью инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Показан пример с использованием рекламы с мобильных приложений, как неиспользованная возможность для малого бизнеса. Обозначена проблема «цифрового неравенства» для малого бизнеса. Рассмотрена одна из проблем для малого и среднего бизнеса: система доступа малых и средних предприятий к государственным и заказам крупных клиентов в сегменте B2B с использованием ИКТ технологий

Annotation. Article describes world Info Communication Technology practices that are used by small businesses. The article forges the term of info communication technology. It has examples of software and services that form info communication platform for small business. There is example of using advertising in mobile applications as unused opportunity for small business. Article identifies the problem of digital divide. It examines the lack of the info communication digital platform that small and medium businesses can use to access government and large business orders in B2B segment.

Ключевые слова: цифровая экономика, инфокоммуникационная платформа, малый бизнес, «цифровое неравенство»

Key words: digital economy, info communication platform, small business, digital divide Введение

Развитие предпринимательства в России, как в стране с переходной экономикой, является одной из проблем, эффективное решение которой будет способствовать не только экономическому росту страны и благосостояния ее граждан, но и решению политических задач, связанных с безопасностью государства. Создание благоприятных условий для предпринимательства позволит уменьшить как официальную безработицу, так и безработицу, официально не зафиксированную статистическими органами. Результатом создания рабочей предпринимательской среды в отдельных регионах и в стране целом может стать появление конкурентоспособных производств и услуг в России отечественного производителя, прогрессивное изменение структуры экономики с увеличением доли обрабатывающих производств, бизнесов, применяющих новые технологии и инновации, базирующиеся на инфокоммуникационных технологиях. Цифровая экономика это новая среда для малого предпринимательства, которая коренным образом преобразует принципы работы малого бизнеса. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как средство для доступа к новым возможностям, стало одновременно причиной серьезных угроз для развития малого предпринимательства в виде «цифрового разрыва». Личность человека движущая малый бизнес все чаще находит идеи для своего бизнеса с помощью Интернета. Понимание уже произошедших технологических, экономических и социальных изменений под влиянием цифровых (digital) станет основой для определения вектора дальнейшего движения в деятельности государственных органов, общественных организаций и выбора человека, решившего организовать свой бизнес.

Основная часть.

Цифровые технологии расширяют возможности бизнеса и все больше компаний во всем мире модифицируют свою модель бизнеса в соответствии с требования и доступными средствами инфокоммуникационными технологиями [1, 2]. Исследования, проведенные в Европе и Вьетнаме, свидетельствуют о том, что производительность компаний, которые используют он-лайн модели для организации продажи товаров и услуг, а не только для получения информации в Интернете и электронных коммуникаций выше. Крупный и средний бизнес чаще по сравнению с малым бизнесом использует Интернет и другие он-лайн технологии для повышения своей производительности. [3, с.20] Интернет становится доступнее для все большего числа индивидуумов и бизнесов. Но в развивающихся странах часто мобильный телефон является единственным каналом доступа к Интернету, и мобильные телефоны становятся ключевыми инструментами предпринимательства. [3, с.16] Использование инфокоммуникационных технологий для международной торговли возможно только с помощью технологий высокоскоростного мобильного Интернет доступа третьего (3G) и четвертого (4G) поколения. Это требование обусловлено сущностью сложного и объемного контента, характерного для бизнес сектора Интернета. Таким образом, хотя уровень проникновения мобильной связи составляет более 90% населения развивающихся стран, мобильный широкополосный доступ охватывает немного большее 40% населения, а охват фиксированными широкополосными сетями не достиг и 10%. В сравнении фиксированный широкополосный доступ в развитых странах составляет более 80% населения. [3, с.17] Эти статистические данные подчеркивают важность и актуальность проблемы «цифрового разрыва» в информационной экономике для создания условия развития малого бизнеса.

В Российской Федерации проникновение мобильной связи достигло 161 SIM карт на 100 человек. Доступ к широкополосному мобильному интернет 3G имеет 75% населения и к сервисам 4G более 50% населения. [4 с.153] Эффективное использование Интернета малым бизнесом в России не ограничивается технологическим обеспечением и доступом к Интернету. Полагаю, что в контексте российских условий эффективное использование инфокоммуникационных технологий малым и средним бизнесом (SMB — small and medium-sized business) для повышения рентабельности бизнеса зависит от оптимального сочетания организационных, технологических, правовых, социальных факторов. Такое сочетание факторов оптимально адаптированных под конкретную бизнес систему представляет собой инфокоммуникационную платформу бизнеса.

Отдельные аспекты функционирования инфокоммуникационной платформы малого бизнеса: практика применения инфокоммуникационных технологий малыми предприятиями.

Современная реальность дает возможность использовать малым и средним предприятиям большое количество сервисов и программных продуктов для организации своего бизнеса и обеспечения рентабельности продаж. Например, в состав инфокоммуникационной платформы малого предприятия может входить инфраструктура СИП (Session Initiation Protocol /SIP) телефонии, которая позволит с минимальными затратами организовать телефонную связь с любой точкой мира, а также обеспечить сотрудника малого бизнеса телефонной связью, не обременяя бизнес дополнительными затратами на покупку телефона и тарифного плана к нему. С целью поиска клиентов и их удержания разрабатываются тексты скриптов продавцам. Для этих целей предпринимателям эффективно использовать платформу Sales Elevator [5], которая помогает создать логичный скрип и усилить этим продажные компетенции персонала. Сервис позволяет анализировать речь сотрудника и те моменты, когда покупатель негативно воспринимает продавца. Комплекс решений от компании 1СБитрикс например, 1С-Битрикс [6]: Управление сайтом - Малый бизнес» это универсальное решение для управления сайтом малого предприятия. А «1С Корпоративный портал» позволяет автоматизировать документооборот малого предприятия, содержит модуль CRM системы, управлять проектами и задачами, поддерживать бизнес-коммуникации в одном информационном пространстве, собирая воедино все цифровые каналы коммуникации (Телеграмм, Вконтакте, Skype, Facebook), поддерживать систему управления персоналом и т.д.

Все перечисленные выше решения - это, прежде всего, технические возможности для малого бизнеса, а придать форму реальных бизнес-возможностей этим техническим решениям могут только решения и действия предпринимателя объединить их в инфокоммуникационную платформу. Разрозненное применение технологий в работе бизнеса будет давать результат уве-

личивающий эффективность бизнеса, но только объединение в единую инфокоммуникационную платформу подчиненную бизнес-цели и выбранной стратегии увеличит эффективность малого бизнеса в геометрической прогрессии.

Малый и средний бизнес активно использует интернет-рекламу. Традиционно используется контекстная реклама. [7] Уже в 2011 году по данным исследований более 40% малого и среднего бизнеса обозначили свое присутствие в интернете: у этих бизнесов был свой сайт, регистрация в социальных сетях, использовались онлайн справочники для бизнеса. Развитие технологий происходит очень стремительно, малый и средний бизнес подвержен влиянию «цифрового разрыва». В 2018 году малый и средний бизнес должен не просто присутствовать в сегменте Интернет рекламы, он должен постоянно обновлять контент, технологические основы работы с сайтом. Только 30% рекламодателей сегодня могут претендовать на клиентскую аудиторию по причине того, что только у них есть версия сайта, предназначенная для просмотра на мобильных устройствах. [7] С одной стороны у малых предприятий недостаточно информации об эффективных маркетинговых решениях, нет средств для проведения исследований в поисках ответа на вопрос, какой канал рекламы эффективнее. С другой стороны, нет средств для вложения в технологические решения, если только это решение не является стопроцентно необходимым для выживания бизнеса. Разработав однажды сайт и вложив в него ресурсы, предприниматель должен получить сигнал с рынка о том, что эта новая технологическая разработка крайне важна. По оценкам исследователей сегмент малого и среднего бизнеса в рекламе на мобильных приложениях это 4,6 млрд. рублей, более 90% неактивные участники, у которых есть потенциал.[7]

Система доступа малых и средних предприятий к государственным и заказам крупных клиентов в сегменте B2B.

Получение заказов от клиента - это основа любого бизнеса, именно удовлетворение потребности клиента позволяет создавать предпринимателю добавочную стоимость, в которую заложена прибыль предпринимателя.

Малые предприятия в России получаю доступ к клиенту в зависимости от вида деятельности и специфики продукта:

1. К сегменту B2C (Business-to-consumer) конечного потребителя через торговые собственные торговые точки и торговые сети.

2. К сегменту B2B (Business to business) через систему закупок и тендеров.

Закупки в области заказов государственными предприятиями, регулируются Федеральный законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 13.07.2015). Закупки частными компаниями, как правило, регулируются внутренними корпоративными регламентами. Однако практика работы показывает, что частный и государственный клиент малого бизнеса в 90% случаев производят закупки через тендерные площадки. Такая практика сложилась в связи с желанием клиентов сделать закупки честными и исключить утечку информации о ценах.

Дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», принятая в 2013 году устанавливает целевые показатели доли общих закупок у малого и среднего бизнеса. С 10% этот показатель должен был увеличиться до 18% в 2014 году, а к 2018 году и вовсе достигнуть 25%» [8]. В 2016 году доля малых и средних предприятий, привлеченных к гос. закупкам снизилась с 24 до 15%; микро и малые предприятия еще больше сократили свое участие с 21 и 18% в 2015 году до 12 и 18%. [9]

По мнению ряда чиновников и менеджеров крупных гос. корпораций малый бизнес и средний бизнес очень часто не может брать заказы в связи с тем, что размеры лотов, превышают годовые обороты компаний. [8] Они считают, дробление крупных заказов на более мелкие лоты не поможет решению этой проблемы. Основной аргумент в пользу этой версии, что на более мелкие лоты почти нет конкуренции, «среднее количество заявок при сумме лота до 500 тыс. составляет 1,66 заявки, тогда как при сумме лота свыше 10 млн. руб. этот показатель в среднем превышает 4,2 заявки». Много торгов, окончившихся из-за отсутствия заявок, именно по недорогим лотам. [8]

Эта позиция очень ярко иллюстрирует мнения чиновников и менеджеров крупных компаний, которые оставляют за рамками своего сознания мысль о том, что для большинства малых и средних компаний электронные торговые площадки недоступны по причине цены этого доступа.

Большинство тендеров проводятся на электронных площадках, которые позиционируют свою независимость и, по сути, являются веб - ресурсом, к которому надо получить платный доступ. Примеры таких поставщиков: Бикотендер [10], Госзаказ [11], Тендеры Ру. [12] Оплата доступа зависит от количества отраслей выбранных в рубрикаторе, в которых предприниматель сможет участвовать, предлагать свои услуги. Надо учитывать, что в классификации, как со стороны клиента, так и со стороны предпринимателя может быть неоднозначная или даже ошибочная трактовка отнесения услуг к той или иной отрасли. Например, предприниматель, оказывающий услуги по строительству, проектированию и поставке Wi Fi решений оплачивает услугу доступа на таком сайте к разделу «телекоммуникации» и начинает получать предложения поучаствовать в тендерах на оказание услуг связи. Хотя очевидно, что инженерная компания, строящая объекты связи, не подключает абонентов.

Тариф на таком портале зависит и от количества клиентов, к закупкам которых имеет доступ предприниматель. Для примера доступ только к одному клиенту ОАО «Мегафон» на срок в 3 месяца для участия, по сути, в одном тендере, обойдется предприниматель в 15 000 рублей. И это только цена за право поучаствовать в тендере, это еще не гарантированная победа в этом тендере. Помимо этого предприниматель для участия в электронной тендерной процедуре должен ежегодно оплачивать электронную подпись, средняя цена которой 6000 рублей. Тарифы, обеспечивающие доступ к большому количеству тендеров и клиентов, например, в сфере телекоммуникаций уже исчисляются в суммах от 70 000 рублей и выше. И это только затраты, которые несет предприниматель на этапе доступа к электронным ресурсам. Именно по этой причине на торговых площадках на небольшие по стоимости лоты практически нет конкуренции, а зачастую и тендеры признаются несостоявшимися. Цена входа на торговую площадку не соответствует потенциальной выручке, которую может получить бизнесмен в случае победы.

Некоторые крупные корпорации, пытаясь найти поставщиков на конкурсной основе, создают собственные порталы закупок. И на практике у предпринимателя шанс получить заказ с такого портала не меньше, чем с тендерной площадки. И стоимость «входа» в тендерный процесс значительно ниже. Примеры таких порталов закупок крупных клиентов: официальный сайт строительной группы ПИК [13], сайт закупок ПАО «МТС» [14].

К сожалению, государственные деятели плохо понимают, какие затраты несет малый, а особенно микро бизнес и видят решение проблем с коррупцией только в создании электронных ресурсов, не обеспечивая организационную, финансовую и правовую проработку задачи доступа к инфокоммуникационным технологиям и тем самым увеличивая условия неравенства и несправедливой конкуренции.

Комплексным решением этой проблемы было бы создание единой электронной государственной тендерной площадки, на которой размещались государственные и частные заказы. Доступ для участия в тендере малых и средних предприятий должен быть бесплатным. Финансирование такой площадки производить из бюджета или по смешанной схеме государственно-частного партнерства за счет государства и крупных корпораций.

Сегодня на практике предприниматель из сегмента малого и среднего бизнеса, имевший опыт участия с победами и проигрышами в тендерах на электронных площадках в условиях ужесточившегося кризиса не может позволить оплачивать участие на таких площадках по причине резкого ограничения, как кредитных ресурсов, так и маржинальных контрактов на рынке России. В такой ситуации бездействие государственных чиновников и не соответствующая действительности пропаганда СМИ о поддержке малого предпринимательства и честной конкуренции создают основу для масштабной демотивации предпринимателей и прогрессу «предпринимательской пассивности» в России.

Инфокоммуникационные технологии в системе работы с персоналом малых предприятий.

Инфокоммуникационная платформа малого предприятия, нацеленная на решения задач управления персоналом, включает в себя:

1. Системы обеспечения безопасности работы: системы СКУД пропускной режим, видеонаблюдение, системы слежения за передвижением объектов (например, транспорта); системы доступа к персональным компьютерам и серверам.

2. Системы коммуникаций: сотовая связь, SIP телефония, корпоративные портал, электронная почта, мессенджеры, одобренные для работы руководством компании.

3. Программное обеспечение и сервисы, нацеленные на решение комплекса задач HR функции: системы кадрового учета (например, 1 С), системы реализующие функции менеджера по персоналу (подбор (аккаунт в облачных платформах труда, например hh.ru/ хранилища банка резюме)), адаптация и оценка. [15]

4. Программное обеспечение и сервисы, осуществляющие поддержку линейного менеджера в управлении непосредственными подчиненными.

Для построения автоматизированной системы управления персоналом на малом предприятии и эффективного ее использования необходимо руководителю бизнеса четко представить, каких целей он хочет добиться, внедряя автоматизированную систему, и описать логику действия исполнителей, эффективную с его точки зрения. По сути это будет представлять описание бизнес-процесса, как это видит руководитель и далее поэтапно внедрять эту логику в выбранный для автоматизации продукт.

На практики низкий уровень компетентности руководителей и желание сделать быстро приводит к тому, что внедряя продукт в работу компании, не описывают реальные процессы компании, а ориентируются на опыт программиста, возможности самой программы, на мнение «неформальных» лидеров, участвующих в процессе автоматизации или эксплуатации продукта. При таком подходе использование новых программных продуктов не увеличивает эффективность бизнеса, а вызывает демотивацию персонала и увеличение объёма работ, связанных с обслуживанием ИКТ.

Практика автоматизации системы управления персоналом на основе продукта Битрикс24 для нескольких бизнесов небольших бизнесов выявила одну из базовых проблем, которые не позволяют малому бизнесу эффективно использовать инфокоммуникационные технологии. Для описания бизнес-процесса и постановки планов работы для подчиненных руководитель должен сделать прогноз о будущем состоянии внутренней и внешней среды бизнеса, поставить бизнес-цель и определить стратегию ее достижения. В практике российские менеджеры не умеют планировать свою работу и работу своих подчиненных, а систематические кризисные явления вырабатывают «прогностическую» апатию. Заключение

Включение субъектов малого и среднего бизнеса в поле воздействия «цифровой экономики» требует серьезного участия государственных органов для обеспечения равных условий для субъектов рынка в конкурентной борьбе. ИКТ создают новые формы работы и инструменты увеличения эффективности деятельности малого бизнеса. Реальный рост эффективности малого бизнеса возможен только на базе создания инфокоммуникационной платформы адаптированной к конкретным реалиям и включающий в себя не только технологическую составляющую, но правовую, финансовую, систему управления знаниями и технологиями. Источники:

1. Ткачева Е.Н., Кузнецова А.С. Информационный портал для виртуальных организаций Краснодарского края //

Российское предпринимательство. - 2011. - № 5-2. - С. 45-50.

2. Клочко Е.Н., Новиков В.С. Виртуальные взаимодействия социально-экономических систем в координатах

региональной экономики. - Краснодар, 2013.

3. Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development, UNCTAD, New York and Geneva, 2017

http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2017_en.pdf

4. Measuring the Information Society Report 2017 Volume 2. ICT country profile, Geneva https://www.itu.int/en/ITU-

D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume2.pdfhttps://www.bicotender.ru/regions/moskva .html

5. https://sales-elevator.ru/

6. https://www.bitrix24.ru/ http://goszakaz.ru/

7. Малый бизнес в мобильном интернете // Журнал «Секрет фирмы» - 24.03.2017 https://secretmag.ru/business/methods/malyj-biznes-v-mobilnom-internete.htm

8. Черногоров А. Лот малышам не по зубам // Российская газета - №975 (46) 02.12.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/02/kontrakt.html (дата обращения: 09.01.2017).

9. РБК + Малый и средний бизнес как подобраться к гос. заказу // Тематическое приложение к ежедневной де-

ловой газете РБК - 27.02.2017 - №033 (2530) file:///C:/Users/Inna/Downloads/rbcplus_None_4%20(1).pdf

10. https://www.bicotender.ru/regions/moskva.html

11. http://goszakaz.ru/

12. http://www.tendery.ru/

13. http://pik-tender.ru/novyim-kontragentam/registratsiya-novyih-kontragentov/

14. https://tenders.mts.ru/default.aspx

15. http ://www. livebusine ss.ru/tools/recruiting/ Sources:

1. Tkacheva E.N., Kuznetsova A.S. Information portal for virtual organizations of the Krasnodar Territory // Russian

Entrepreneurship. - 2011. - No. 5-2. - P. 45-50.

2. Klochko E.N., Novikov V.S. Virtual interactions of socio-economic systems in the coordinates of the regional econ-

omy. - Krasnodar, 2013.

3. Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development, UNCTAD, New York and Geneva, 2017

http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2017_en.pdf

4. Measuring the Information Society Report 2017 Volume 2. ICT country profile, Geneva https://www.itu.int/en/ITU-

D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume2.pdfhttps://www.bicotender. com / regions / moskva.html

5. https://sales-elevator.ru/

6. https://www.bitrix24.ru/ http://goszakaz.ru/

7. Small business in the mobile Internet // Magazine "The secret of the firm" - 24.03.2017 https://secretmag.ru/business/methods/malyj-biznes-v-mobilnom-internete.htm

8. Chernogorov A. Lot is too tough for babies //

The Russian newspaper - №975 (46) 12/02/2014. [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2014/12/02/kontrakt.html (reference date: 09/01/2017).

9. RBC + Small and medium business how to get close to the state. order // Thematic supplement to the daily business

newspaper RBC - 27.02.2017 - №033 (2530) file: /// C: / Users / Inna / Downloads / rbcplus_None_4% 20 (1) .pdf

10. https://www.bicotender.ru/regions/moskva.html

11. http://goszakaz.ru/

12. http://www.tendery.ru/

13. http://pik-tender.ru/novyim-kontragentam/registratsiya-novyih-kontragentov/

14. https://tenders.mts.ru/default.aspx

15. http ://www. livebusine ss.ru/tools/recruiting/

А. Ф. Кузина

доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

A.F. Kuzina

Scientific adviser: candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of Accounting Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (Economksei2014@yandex.ru 89181989915)

М.И. Ленкова

доцент кафедры сервиса и туризма, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт

M.I. Lenkova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific adviser: candidate of economic Sciences, associate Professor of the department of service and tourism, Kuban social and economic institute

(St. ksei@yandex. ru 89184417254)

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы внедрения бюджетирования как элемента системы управленческого учета сельскохозяйственных организаций. Бюджетирование обеспечит действенность аналитико-прогностических и контрольных функций системы управленческого учета, позволит сформировать релевантный информационный кластер о затратах на производство сельскохозяйственной продукции и доходах. Нами предложена система бюджетирования затрат и результатов в отрасли садоводства, основанная на систематизации данных, аккумулируемых в различных подсистемах учета, их анализе на основе концептуальных требований, предъявляемых к информации экономических агентов аграрного рынка, ориентированной на удовлетворение собственников бизнеса. Разработан агрегированный бюджет доходов и расходов, который может быть применим в учетно-аналитической и управленческой деятельности сельскохозяйственной организации. Обобщены выводы о возможности применения индивиду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.