Из данных таблицы видно, что объемы выданных кредитов малому и среднему бизнесу, начиная с 2012 года по конец 2013, растут, а с января по октябрь 2014 года наблюдается снижение объема выданных кредитов, т. е. темпы кредитования замедляются. Так, общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в России на 1 апреля 2015 года составил 5,7 трлн. руб., что на 0,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года [2].
Сокращение обусловлено, во-первых, ухудшением финансового состояния и снижением платежной дисциплины некрупных предпринимателей, из-за этого банки весь прошлый год ужесточали требования к своим заемщикам. Во-вторых, переориентацией ведущих участников рынка на финансирование крупных российских компаний, которым санкции фактически закрыли доступ к западным рынкам капитала.
Литература
1. Бисултанова А. А. Коммерческий банк и его роль в развитии малого предпринимательства// Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16). [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel_3_16_2015/ (дата
обращения: 15.10.2015).
2. Информация по кредитным организациям: официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/credit/main.asp (дата обращения: 13.09.2015).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
Практика и проблемы получения кредита на исполнение госконтракта Магомадова М. М.
Магомадова Мадина Мовсаровна /Magomadova Ма&па Моузагоупа - старший преподаватель,
кафедра банковского дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: кредит на исполнение контракта - финансовый продукт, предусматривающий пополнение оборотных средств для финансирования затрат на выполнение государственного заказа. Данный кредит предоставляется в качестве аванса на исполнение государственного заказа компаниям-победителям конкурсов и аукционов, заключившим государственный контракт. В данной статье проанализированы проблемы получения кредита на исполнения госконтракта. Ключевые слова: государственный контракт, заказчик, кредит, займ, залог, бизнес.
Участие в тендерах на исполнение государственного заказа - один из наиболее эффективных способов выведения предприятия на качественно иной уровень прибыли. В настоящее время стать претендентом на госконтракт может практически любая компания при соблюдении главного условия - заказчик должен получить денежную гарантию того, что выигравшая тендер компания действительно подпишет контракт, а весь надлежащий комплекс работ по договору будет выполнен своевременно и качественно.
Чтобы выполнить такое условие, как правило, необходимо следующее:
■ гарантировать подписание контракта между исполнителем и заказчиком. Для этого предприятию следует либо предоставить банковскую гарантию на обеспечение конкурсной заявки, либо воспользоваться тендерным кредитом;
■ гарантировать возврат аванса, полученного от заказчика, в случае неисполнения обязательств по контракту. Для этого от предприятия может потребоваться банковская гарантия на возврат аванса;
■ обладать достаточным для полноценной реализации контракта объемом финансов. На момент объявления о конкурсе требуемое количество денежных средств имеется далеко не у каждой компании. В этом случае решить проблему может помочь один из специальных способов финансирования бизнеса - кредит на исполнение госконтракта.
Кредит на исполнение государственного контракта - это особый вид целевой ссуды для юридических лиц, предоставляемый банком предприятию для пополнения последним своего капитала, необходимость в котором, в свою очередь, вызвана выигрышем соответствующего конкурса [1, 75-78].
Можно выделить ряд ключевых направлений расходования заемных средств, полученных таким образом:
■ выполнение всего государственного заказа или отдельного вида работ по нему;
■ выплата заработной платы сотрудникам, занятых в исполнении госконтракта;
■ оплата услуг в ходе выполнения государственного заказа;
■ приобретение техники, инструментов, ТМЦ, необходимых для своевременного и качественного исполнения контракта.
Логичным образом выявляется главная особенность такого способа кредитования юридических лиц: эта ссуда - узконаправленная, целевая, и взять ее может только юридическое лицо, выигравшее тендер на исполнение государственного контракта.
С помощью займа на исполнение госконтракта юридическое лицо обретает ряд привлекательных возможностей:
■ быть задействованным одновременно в нескольких проектах (исполнять в одно и то же время несколько государственных заказов);
■ не отвлекать оборотные средства и перенаправлять их на развитие предприятия, его модернизацию или расширение производственных мощностей;
■ пополнять искусственным образом внутренние активы;
■ повышать конкурентоспособность компании, ее потенциал за счет выполнения крупных государственных заказов.
Кредит на исполнение госконтракта может быть выдан как в форме классического кредита с начисляемыми процентами, так и в виде открытой кредитной линии (с лимитом задолженности или выдачи) [2, 17-23]. Желающее получить заем юридическое лицо должно открыть в банке-кредиторе расчетный счет, а также представить протокол о проведении тендера на выполнение госзаказа, где соискатель стал победителем.
Кроме того, для положительного кредитного решения заемщик должен удовлетворять ряду критериев:
■ функционирование в качестве предприятия не менее года;
■ отсутствие задолженностей перед поставщиками, сотрудниками и кредитными учреждениями;
■ незапятнанная репутация (положительная кредитная история, отсутствие замечаний в реестре недобросовестных поставщиков товаров/услуг);
■ зафиксированный опыт исполнения как минимум одного государственного заказа.
Также, как правило, банк требует у предприятия представление залога (ценные бумаги, недвижимость, сырье и материалы) и поручительство не менее двух лиц (собственников бизнеса, их прямых наследников, соучредителей) [3].
Кредит на исполнение государственного контракта выдается в рублях на следующих условиях:
^ размер - от 1 миллиона до 50 миллионов рублей (не более двух месячных выручек фирмы за последние 6 месяцев и не более 50 % от суммы контракта); ^ срок выдачи - период действия контракта + 30 дней;
^ порядок погашения - индивидуальный, зависящий от конкретного госзаказа (возможно досрочное погашение);
^ процентная ставка - от 14 % годовых.
В целом, кредит на исполнение госконтракта - это эффективный инструмент, грамотное использование которого вкупе с качественным выполнением госзаказов приводит к росту прибыли организации и дает ей возможность с меньшими сложностями выигрывать тендеры в дальнейшем.
Литература
1. Милюков А. И. Кредитная поддержка производства - центральная проблема. // Деньги и кредит. - 2009. - № 4. С. 32-36.
2. Ананьев Д. Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития. Деньги и кредит. - 2013. - № 3. С. 17-23.
3. Исаев Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 400 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/buy/modelshop/bank_book.
Практика и проблемы получения тендерного кредита Магомадова М. М.
Магомадова Мадина Мовсаровна /Magomadova Madina Movsarovna - старший преподаватель,
кафедра банковского дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: тендерный кредит - особый банковский продукт, доступный только компаниям, решившим принять участие в государственных и муниципальных торгах. Этот продукт оказался крайне востребованным, так как позволяет решать массу проблем, связанных с обеспечением участия в торгах. На сегодняшний день практика проведения конкурсов, тендеров и аукционов для выбора подрядчика или поставщика считается неотъемлемой частью бизнеса. Ключевые слова: конкурс, аукцион, заказ, ссуда, заем, бизнес.
Практика проведения тендеров, конкурсов и аукционов для выбора поставщика или подрядчика, оптимально удовлетворяющего всем выдвигаемым заказчиком критериям, - неотъемлемая составляющая отечественного бизнеса. Зачастую именно таким образом предприятия получают самые крупные заказы и заключают наиболее выгодные сделки [1, с. 32-36].
В соответствии с законом N 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», участие в тендере не может быть для юридического лица бесплатным. Каждая конкурсная заявка должна быть обеспечена взносом участника в размере 5 % от суммы контракта в пользу организатора торгов, что выступает залогом платежеспособности компании-конкурсанта, ее заинтересованности в сделке. Если предприятие не имеет возможности без ущерба для текущей деятельности вывести