Научная статья на тему 'Практика формирования экономических условий для стимулирования развития строительного производства в России'

Практика формирования экономических условий для стимулирования развития строительного производства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / CONSTRUCTION / CONSTRUCTION ORGANIZATION / STATE SUPPORT / CAPITAL INVESTMENTS / INVESTMENTS / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсуфова Агаханум Мирземагомедовна, Четин Талат Энверович

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в совершенствовании организационно-экономического механизма государственной поддержки строительных организаций. Целью работы является исследование принимаемых государством мер поддержки, направленных на формирование конкурентоспособного предложения в строительной отрасли для обеспечения возрастающего спроса в отрасли. Метод. В ходе исследования в качестве основных методов были использованы системный подход, основанный на анализе и синтезе происходящих в строительной отрасли процессов, а также диалектический метод познания. Результат. Статья акцентирует внимание на необходимости формирования экономических условий для стимулирования развития строительного производства посредством совершенствования законодательства, формирования равных конкурентных условий на рынке инвестиций, упрощения процедур согласования и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации и т.д. Вывод. Динамичное и эффективное развитие отечественной инвестиционно-строительной сферы принимается как ключевой инструмент стратегического развития экономики страны и, в первую очередь, её социальной составляющей, на что и должна быть ориентирована система государственной поддержки строительных организаций. В качестве эффективной формы государственной поддержки развития отечественных строительных организаций в отношении иностранных инвесторов предложено использовать систему рычагов и стимулов, основанную на активизации инвестиционной деятельности в области развития нематериальной базы (наука, инновации) строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF FORMING OF ECONOMIC CONDITIONS FOR STIMU- LIROVANIYA OF DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTION IN RUSSIA

The relevance of a research is caused by the objective need for improvement of the organizational and economic mechanism of the state support of the construction organizations. The purpose of work is the research of the measures of support taken by the state directed to forming of the competitive offer in the construction industry for ensuring increasing demand in the industries. Method. During the research as the main methods the system approach based on the analysis and synthesis of the processes happening in the construction industry and also a dialectic method of knowledge were used. Result. Article focuses attention to need of forming of economic conditions for stimulation of development of construction production by means of improvement of the legislation, forming of equal competitive conditions on the market of investments, simplifications of reconciliation procedures and state examination of the townplanning and project documentation, etc. Conclusion. Dynamic and effective development of the domestic investment and construction sphere is accepted as the key tool of strategic development of national economy and, first of all, its social component, on as the system of the state support of the construction organizations has to be focused. As an effective form of the state support of development of the domestic construction organizations concerning foreign investors it is offered to use the system of levers and incentives based on activization of investment activities in the field of development of non-material base (science, innovations) of the construction industry.

Текст научной работы на тему «Практика формирования экономических условий для стимулирования развития строительного производства в России»

УДК 69. 003 ЮСУФОВА АГАХАНУМ МИРЗЕМАГОМЕДОВНА

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: u.agahka@yandex.ru

ЧЕТИН ТАЛАТ ЭНВЕРОВИЧ

соискатель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: anb129@gmail.com

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в совершенствовании организационно-экономического механизма государственной поддержки строительных организаций. Целью работы является исследование принимаемых государством мер поддержки, направленных на формирование конкурентоспособного предложения в строительной отрасли для обеспечения возрастающего спроса в отрасли. Метод. В ходе исследования в качестве основных методов были использованы системный подход, основанный на анализе и синтезе происходящих в строительной отрасли процессов, а также диалектический метод познания. Результат. Статья акцентирует внимание на необходимости формирования экономических условий для стимулирования развития строительного производства посредством совершенствования законодательства, формирования равных конкурентных условий на рынке инвестиций, упрощения процедур согласования и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации и т.д. Вывод. Динамичное и эффективное развитие отечественной инвестиционно-строительной сферы принимается как ключевой инструмент стратегического развития экономики страны и, в первую очередь, её социальной составляющей, на что и должна быть ориентирована система государственной поддержки строительных организаций. В качестве эффективной формы государственной поддержки развития отечественных строительных организаций в отношении иностранных инвесторов предложено использовать систему рычагов и стимулов, основанную на активизации инвестиционной деятельности в области развития нематериальной базы (наука, инновации) строительной отрасли. Ключевые слова: строительство, строительные организация, государственная поддержка, капитальные вложения, инвестиции, прямые иностранные инвестиции.

YUSUFOVA AGAKHANUM MIRZEMAGOMEDOVNA

senior teacher "Dagestan state technical university", e-mail: u.agahka@yandex.ru

SETIN TALAT ENVEROVICH

applicant "Dagestan state technical university", e-mail: anb129@gmail.com

PRACTICE OF FORMING OF ECONOMIC CONDITIONS FOR STIMU-LIROVANIYA OF DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTION IN RUSSIA

Abstract. The relevance of a research is caused by the objective need for improvement of the organizational and economic mechanism of the state support of the construction organizations. The purpose of work is the research of the measures of support taken by the state directed to forming of the competitive offer in the construction industry for ensuring increasing demand in

the industries. Method. During the research as the main methods the system approach based on the analysis and synthesis of the processes happening in the construction industry and also a dialectic method of knowledge were used. Result. Article focuses attention to need of forming of economic conditions for stimulation of development of construction production by means of improvement of the legislation, forming of equal competitive conditions on the market of investments, simplifications of reconciliation procedures and state examination of the town-planning and project documentation, etc. Conclusion. Dynamic and effective development of the domestic investment and construction sphere is accepted as the key tool of strategic development of national economy and, first of all, its social component, on as the system of the state support of the construction organizations has to be focused. As an effective form of the state support of development of the domestic construction organizations concerning foreign investors it is offered to use the system of levers and incentives based on activization of investment activities in the field of development of non-material base (science, innovations) of the construction industry.

Keywords: construction, construction organization, state support, capital investments, investments, direct foreign investments.

Введение. В условиях модернизации и диверсификации российской экономики, с целью снижения его зависимости от колебаний нефтяного рынка, необходимо обеспечить рост экономики страны на уровне 3- 3, 5% [3].

Согласно данным Минэкономразвития России, в апреле 2018 года темпы роста ВВП достигли 2% и весомый вклад внесли обрабатывающая промышленность, транспорт, торговля и строительство [21].

Роль строительства в экономике страны выделяется включением проблемы роста доступности жилья в перечень национальных приоритетов. Именно разработка государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» обусловила подготовку экономических проектов и в других секторах экономики [16].

Разработка этой программы и придание формированию рынка доступности жилья, качества национального приоритета, и отражает проблемное состояние строительного комплекса России. Развитие строительного комплекса можно обеспечить, развивая отдельные строительные организации, так как именно они являются основными участниками этого жизненно важного сектора экономики.

Государство может стимулировать развитие строительных организаций посредством стимулирования роста спроса и предложения в строительной отрасли. Согласно законам рыночной экономики, рост платежеспособного спроса приведет к росту предложения. Чтобы возросший спрос обеспечить качественным предложением, без роста цен на объекты строительства, государству необходимо принять меры по поддержанию предложения в отрасли.

К таким мерам можно отнести:

- совершенствование законодательства;

- формирование равных конкурентных условий на рынке инвестиций;

- внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав собственности на сформированные земельные участки застройщикам;

- упрощение процедур согласования и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;

- установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;

- снижение стоимости кредитов.

Безусловно, совершенствование законодательства имеет важное значение для динамичного развития всей строительной отрасли. Реализация ряда законодательных инициатив, которые будут разработаны и реализованы в 2018 году, поспособствуют развитию инвестиционно-строительной сферы.

Одной из главных проблем строительства, которую государство пытается решить уже давно и обостряется в условиях экономических кризисов, является защита обманутых доль-

щиков. Для решения этой проблемы с 1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Изменения касаются таких аспектов проблемы дольщиков, как :

первое - ужесточение контроля над строителями; второе - компенсация пострадавшим гражданам и нахождение необходимых для этого денежных средств. Практика строительства жилых домов с привлечением частных инвестиций уходит в прошлое и в перспективе оно будет вестись в условиях полного отказа от долевого участия, но с привлечением банковских кредитов, что будет учтено еще на стадии проектного финансирования объектов жилищного строительства.

Процедурой банкротства застройщиков на сегодняшний день предусмотрена приоритетность требований граждан по сравнению с требованиями иных кредиторов. К проектной декларации в настоящее время предусмотрены боле строгие требования, которые включают, в том числе значительно больший объем информации, как о самом застройщике, так и о реализуемом им проекте. Также существенно расширены возможности контроля застройщиков, которые реализуют проекты за счет взносов граждан, со стороны региональных властей. Осуществлена разработка схем проектного финансирования, которая учитывает средства граждан - участников долевого строительства. Ужесточены требования по части наличия у застройщика уставного капитал, величина которого теперь зависит от площади квартир и нежилых помещений в возводимых домах и находится в вилке от 2,5 млн.руб., когда площадь составляет не более 1,5 тыс. кв.м. до 1,5 млрд.руб. - при площади более 500 тыс. кв.м.

Также уточнены критерии, по которым граждане относятся к категории пострадавших в случае дефолта застройщика, а также введены правила их учета.

Для решения проблемы обманутых дольщиков и достройки объектов, создаётся государственный компенсационный фонд долевого строительства, который будет формироваться путем отчислений в него застройщиками 1% от стоимости проекта. На наш взгляд, создание компенсационного фонда, по мнению специалистов, является более эффективным способом защиты для участников строительства, по сравнению со страхованием ответственности застройщика.

Компенсационный фонд также будет принимать решение о передаче проблемного объекта новому застройщику, который будет специально отобран для завершения строительства и передачи квартир долевым участникам строительства. При этом отменяется необходимость страхования и поручительства банка, так как эти инструменты показали свою неэффективность.

Еще одной важной проблемой является повышение качества и безопасности объектов строительства. Обеспечить качество и безопасность объектов строительства должны нормативно-технические документы, которые разрабатываются и координируются Минстроем России. Ведется работа по созданию единой системы технического нормирования и стандартизации. Данная система базируется на требованиях Технического регламента о безопасности зданий и сооружений [4].

Основное внимание при работе с техническими регламентами уделяется ликвидации повторяющихся или противоречивых норм за счёт централизации функций технического регулирования в строительстве. Особое внимание уделяется разработке проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строи тельных материалов и изделий». Этот проект должен стать базовым при создании единого экономического пространства в сфере строительства.

В настоящее время, в целях более эффективного использования инвестированных средств в строительство, особенно государственных, создается новая система ценообразования и сметного нормирования. Это позволит более точно определить стоимость строительного проекта на всех этапах жизненного цикла. Функцию по созданию и подержанию единой информационной системы сметного ценообразования берет на себя государство. Создание этой системы предполагает постепенный отказ от базисно-индексного метода, использующего усредненные индексы пересчёта сметных цен.

В 2017 году вступило в силу положение о Едином реестре застройщика. На сайте Единого реестра представлена полная база данных об организациях, занимающихся жилищным строительством в РФ по договору долевого участия, в котором указаны компании-застройщики, количество и площади строящихся объектов, их уставной капитал, рейтинг и бренды, под которыми они рекламирует свой бизнес.[9,10].

Устойчивое развитие, переоснащение, новые технологии строительных организаций можно обеспечить финансовой поддержкой, капитало- и иными вложениями не только частного сектора, но и в первую очередь государства, так как это находится прежде всего в его интересах. Государство может осуществлять финансовую поддержку несколькими способами:

1) прямым государственным инвестированием;

2) снижением процента оплаты налогов, которыми облагаются строительные организации;

3) предоставлением субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Каждый из этих способов оказывает влияние на данную сферу хозяйствования. Государственные инвестиции имеют важное значение в сфере строительных организаций. Они являются ключевым элементом экономики и политики того или иного государства, так как могут найти своё отражение в социальных и бизнес-программах, поддерживаемых специальными государственными учреждениями. Именно благодаря инвестициям, как привлеченных внутри, так и извне государства, может сложиться определенная финансовая и иная база необходимая для начальной деятельности организации, то есть, кроме уставного капитала, стартовый может сформировать также и средства, полученные от инвестирования.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в форме капитальных вложений [4]. Основываясь на статистических данных можно представить в табличной форме структуру инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования [1,3]. В соответствии с данными таблицы 1, основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства организаций в размере 51,3%, а привлеченные средства составляют 48,7%.

Средства из бюджетов разных уровней составили 16,3% от всего объема инвестиций в основной капитал и их доля постепенно снижается. По сравнению с 2007 годом доля бюджетных средств снизилась на 5,2% от процентного пункта.

Доля банковского кредитования в общей сумме инвестиций в реальный сектор экономики не велика. За последние десять их доля изменилась не существенно с 10,4% в 2007г. до 11,2% в 2017г.

Инвестиционные вложения в строительную отрасль, прежде всего прямые иностранные инвестиции, оказывающие стимулирующее воздействие на развитие экономики России, не потеряли своего важного значения. Только необходимо разработать план мероприятий по направлению инвестиционных вложений кроме проектов материального производства, также в проекты в области НИОКР, всю нематериальную сферу строительной отрасли.

В результате иностранных инвестиций в сферу строительства происходит значительное расширение финансовых и технологических возможностей организаций и предприятий, работающих в строительной отрасли России. На российский строительный рынок поступают передовые зарубежные технологии, повышается уровень квалификации управленческого персонала и инженерно-технических работников.

Внедрение инновационных технологий в строительную отрасль дает двойной эффект -экономический и социальный. Суть экономического эффекта выражается ростом объема капитального строительства в результате внедрения инновационных технологий, техническим и технологическим переоснащением строительного производства, преобразованием управленческой структуры строительного производства. В тоже время применение в строительстве достижений НТП является толчком для социального прогресса, так как в результате такого применения существенные изменения содержания труда в материальном и нематериальном производстве.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в фактически действовавшихся ценах)

Показатели Инвестиции в основной капитал кредиты банков заемные средства других организаций иностранные инвестиции бюджетные средства средства внебюджетных фондов средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства прочие

всего собственные средства привлеченные средства всего из них кредиты иностранных банков всего из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ из местных бюджетов всего в том числе: средства населения

2017 млрд . руб 12256,3 6283,9 5972,4 1369.6 665.1 662,5 95,9 2005,5 1046,3 825,6 133,6 24,5 399,7 303,5 1414,7

в % к итогу 100 51,3 48,7 11,2 5,4 5,4 0,8 16,3 8,5 6,7 1,1 0,2 3,3 2,5 11,5

2016 млрд . руб 11282,5 5750,7 5531,8 1174.5 329.4 674.4 86,7 1856,7 1048,6 681,3 126,8 27,8 340,7 264,6 1371,0

в % к итогу 100 51,0 49,6 10,4 2,9 6,0 0,8 16,4 9,3 6,0 1,1 0,2 3,0 2,3 12,2

2015 млрд . руб 10496,3 5271,1 5225,2 849.9 183.5 701.0 120,4 1922,7 1185,7 600,3 136,7 27,3 339,3 252,3 1269,6

в % к итогу 100 50,2 49,8 8,1 1,7 6,7 1,1 18,3 11,3 5,7 0,3 3,2 2,4 12,1

2014 млрд . руб 10379,6 4642,3 5637,3 1098.7 265.2 660.1 88.8 1761,3 933,3 676,3 131,1 24,0 367,4 281,7 1636,8

в % к итогу 100 45,7 54,3 10,6 2,6 6,4 0,9 16,4 9,0 6,5 1,5 0,2 3,5 2,7 15,7

2007 млрд . руб 5217,2 2105,0 3112,2 544,0 86,9 370,4 119,0 431,3 611,1 27,3 194,2 78,5 857,5

в % к итогу 100 40,4 59,6 10,4 1,7 7,1 21,5 8,3 11,7 0,5 3,8 1,3 17,9

Нестабильность на международных рынках и санкции против экономики России негативно сказались на инвестиционной привлекательности.

Приток ПИИ в РФ в 2017 году упал на 14,3%, и его значение достигло 27,9 млрд. долл. по сравнению с 32,5 млр. долл. в 2016 году, включая чистый приток ПИИ в новые акции значение которого составило с 9,7 млрд. долл., что вдвое меньше, чем в 2016 году - 18,5 млрд. долл.

Если рассмотреть по видам экономической деятельности, то в строительную отрасль инвестировано 2 млрд. долл., а в обрабатывающую промышленность 2,8 млрд. долл. А основная масса вложений пришлась на добычу полезных ископаемых (7,9 млрд. долл.) и на финансовый сектор (7,4 млрд. долл.).

С целью привлечения ПИИ в российскую экономику в 2011 году под руководством Президента РФ В. Путина, был создан Российский фонд прямых инвестиций. Также иностранным инвесторам, подбирающие места для застройки предоставлена возможность принять

участие в земельных аукционах, проводимых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РСЖ).

Говоря о статистических данных необходимо отметить, что статистика не дает информацию о косвенном присутствии строительства в других отраслях. Например, доля инвестиций в горнодобывающее строительство все еще высокая из-за того, что необходимо развивать инфраструктуру на осваиваемых и существующих территориях. В отношении обрабатывающего производства, доля инвестиций также высокая, потому что ведется строительство промышленных объектов (заводов, осваиваются новые производственные площадки). И такую картину практически во всех секторах экономики.

Согласно данным об инвестициях в основной капитал, которые сгруппированы по видам основных фондов в 2017 году, доля инвестиций в здания (кроме жилых) составляет 45,2 %. По официальным данным можно создать таблицу общего распределения инвестиций [1-3].

Таблица 2

Структура распределения инвестиций

Структура инвестиций Инвестиции в нефинансовые активы, всего Инвестиции в основной капитал Инвестиции в объекты интеллектуальной собственности Затраты на НИОКР Инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы

2014 млрд. руб. 10532,9 10379,6 153,3

% к итогу 100 98,5 1,5

2015 млрд. руб. 10496,3 246,0

% к итогу 97,7

2016 млрд. руб. 11282,5 2,3145,0

% к итогу 98,7 1,3

2017 млрд. руб. 12256,3 171,7

% к итогу 98,6 1,4

Согласно данным таблицы 2, инвестиции в основной капитал имеют доминирующее положение над другими видами инвестиций (нематериальными активами, НИОКР и др.). И поэтому важно не только увеличить инвестиции, но и обеспечить инвестирование в такие направления как НИОКР, т.е. создать интеллектуальную собственность и др.

Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что прямые иностранные инвестиции в строительную отрасль России жизненно необходимы, так как именно они обычно стимулируют потоки технологий, сопровождаются получением ноу-хау, особенно в областях организации и управления деятельностью строительных организаций [5].

Также прямые иностранные инвестиции приводят к мультипликативному эффекту, когда пуск производства в одной отрасли (например, строительство зданий) активизирует инвестиции в другие отрасли (например, промышленность строительных материалов).

Допуск иностранных компаний на российский строительный рынок вынуждает российские компании идти в ногу со временем и стимулирует их к использованию экологических подходов к разработке строительных проектов [3].

Вывод. Таким образом, динамичное и эффективное развитие инвестиционно- строительной сферы принимается как ключевой инструмент стратегического развития экономики страны и, в первую очередь, её социальной составляющей, на что ориентирована разработка современных законодательных документов.

Важнейшие методы государственной поддержки деятельности строительных организа-

ций в сложившихся условиях заключаются в следующем[5,17]:

- финансово поддержать НИОКР в строительном производстве за счет бюджетов разных уровней;

- стимулировать развитие малого научно-технического и инновационного предпринимательства в строительстве;

- поддержать за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малый бизнес в строительстве;

- стимулировать венчурное инвестирование, лизинг, кредитование и страхование рисков наукоемких строительных проектов.

Среди необходимых стимулирующих мер, оказываемых со стороны государства в развитие отечественных строительных организаций, должны обязательно предусматриваться рычаги и стимулы, способствующие активизации деятельности иностранных инвесторов в области модернизации науки и инноваций, относящихся к нематериальной сфере строительства. Так, для допуска иностранных инвесторов к реализации на российской территории инвестиционно-строительных проектов, в перечень условий их допуска на российский внутренний инвестиционный рынок должны быть включены:

- обязательность размещения совместных предприятий, занимающихся производством строительных материалов с использованием новейших технологий, на территории России и привлечения для работы на них граждан РФ;

- разработка и реализация образовательных программ, призванных подготовить работников, чья деятельность связана с новыми технологиями, новыми материалами и схемами организации производства;

- софинансирование (соинвестирование) мероприятий, связанных с модернизацией существующей коммунальной, дорожной, инженерной, а также иной инфраструктуры;

- привлечение российских предприятий при проведении операций по страхованию, аренде и лизингу, а также пользовании в процессе строительства услугами, представляемыми факторинговыми компаниями и банками;

- обязательность совместного проведения научных исследований, выполнения намеченных в этой области программ, проектов и разработок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные выше предложения позволяют добиваться увеличения мультипликационного эффекта от вложенных в строительное производство прямых инвестиций, а при условии, что будут разработаны меры по защите этих инвестиций появляется возможность повышения притока инвестиций в строительную отрасль.

Литература

1. Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности. [Электронный ресурс] //Росстат. - Режим доступа: http://gks.ru http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#

2. Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов за 2017г. gks.ru http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ investment/nonfinancial/#

3. http://rcmm. ru/ekonomika-i-biznes/print:page, 1,23590-inostrannye-investicii-v-stroitelstvo-slabyy-rubl-zovet-v-rossiyu. html

4. Dahlgren E, Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267.

5. Шевелева А.В. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России и обеспечение конкурентоспособности российских компаний. Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности / Под общ. редакцией проф. А.В. Холопова. - М.: Журналист, 2009.

6. Системный характер проблемы обманутых дольщиков в России/ Светник Т. В. // Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация/. http://brj-bguep.ru

7. Мейланов И.М., Эсетова А.М. Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2016;42 (3):220-230. D0I:10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230

8. Особенности маркетинга в строительстве / Гладкая Е.А., Токарева И.В., Попкова Е.Г. //Молодежь и экономика: новые взгляды и решения: межвуз. сб. науч. тр. по итогам XI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых : в рамках 48-й ежегод. науч.-практ. конф. ВолгГТУ (Волгоград, 2-4 февр. 20l1 г.) / ВолгГТУ [и др.]. - Волгоград, 2011. - C. 137.

9. Светник Т. В. Система долевого строительства и оценка механизмов ее замещения / Т. В. Светник, В. С. Вахнович // Известия Байкальского государственного университета, 2016. - Т. 26, № 6. -С. 907-918. - DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).907-918.

10. Светник Т. В. Методология исследования деятельностных возможностей строительной организации / Т. В. Светник //Механизм деятельности хозяйствующих организаций в рыночных условиях : материалы междунар. науч.-практ. конф., 21 мая 2009 г. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. - С. 123-128. Из списка 4

11. Галиновская Е.А. // Некоторые вопросы реализации процедур предоставления земельных участков для строительства/Имущественные отношения в РФ: № 10 (121) 2011г.

12. Джалилова С.Ф. Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве. Региональные проблемы преобразования экономики.- 2013. - Т.35 - №1- С 170-175.

13. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2018 - 522 http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2015/rusfig/rus- 15.pdf.

14. Магомедова П.А., Каллаев А.М. Стимулирование развития строительного производства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 17, 2010.

15. Halawa W., Abdelalim A., Elrashed I. Financial evaluation program for construction projects at the pre -investment phase in developing countries: A case study. International Journal of Project Management. 2013; 31(6):912-923

16. Синаев С.Б., Трутнев З.К., Прокофьев В.Ю. Государственная поддержка жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры. Москва. 2009г.

17. Шевелева А.В. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России и обеспечение конкурентоспособности российских компаний. Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности / Под общ. редакцией проф. А.В. Холопова. - М.: Журналист, 2009.

18. Nevins F. How to Get Funding for a Low-Income Housing Development [Electronic resource] / F. Nevins // Marks Thomas. - 2015. - Mode of access: http://marks-thomas. com/2015/05/how-to-get-funding-for-a-low-income-housing-development/

19. Кирсанов А. Р. Законодательство о долевом строительстве: прошлое, настоящее и будущее/А. Р. Кирсанов //Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 6. - С. 64-74.

20. Хлебопашева О.Н. Меры государственной поддержки финансирования строительной отрасли. Финансовый журнал / Financial journal №1. 2016 Г.

21. Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/6199b307-3102-42ca-935c- 19b05d2d398b/180704_econ_picture.pdf?

MOD =AJPERES&CA CHEID=6199b307-3102-42ca-935c- 19b05d2d398b

References:

1. Structure of investments in fixed assets in the Russian Federation by type of economic activity. [Electronic resource] // Federal state statistics service. - Access mode: http:// gks.ru http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#

2. Structure of investments in fixed assets in the Russian Federation by types offixed assets for 2017. gks.ru http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#

3. http://rcmm. ru/ekonomika-i-biznes/print:page, 1,23590-inostrannye-investicii-v-stroitelstvo-slabyy-rubl-zovet-v-rossiyu. html

4. Dahlgren E, Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267.

5. Sheveleva A. V. Foreign direct investment in the real sector of the Russian economy and ensuring the competitiveness of Russian companies. The Russian economy: ways of increase of competitiveness / edited by the editorial Board Professor A. V. Kholopov. - M.: Journalist, 2009.

6. Systemic nature of the problem of deceived investors in Russia/ Svetnik T. V. // Baikal state University, Irkutsk, Russian Federation/. http://brj-bguep.ru

7. Meilanov I. M., Esetova A. M. Development offorms of state support of industrial construction projects. Bulletin of Dagestan state technical University. Technical science. 2016;42 (3):220-230. DOI:10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230

8. Features of marketing in construction / Gladkaya E. A., Tokareva I. V., Popkova E. G. // Youth and economy: new views and solutions: interuniversity. SB.nauch. Tr. according to the results of XI all-Russia. sci-ence.-prakt. Conf. young scientists : in the framework of the 48th annual. science.-prakt. Conf. VSTU (Volgograd, 2-4 February. 20l1) / VSTU[et al.]. - Volgograd, 2011. - C. 137.

9. Svetnik T. V. System of shared construction and evaluation of mechanisms for substitution / T. V. Svetnik, V. S. Vojnovic // proceedings of Baikal state University, 2016. - Vol. 26, № 6. - P. 907-918. - DOI.: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).907-918.

10. Methodology of research of activity opportunities of the construction organization / T. V. Svetnik // Mechanism of activity of the economic organizations in market conditions : materials international. sci-ence.-prakt. Conf. 21 may 2009 - Irkutsk: Publishing house bguep, 2009. - P. 123-128. From list 4

11. Galinovskaya E. A. // Some issues of implementation of procedures for the provision of land for construction/Property relations in the Russian Federation: № 10 (121) 2011.

12. Jalilova S. F. Public-private partnership as an effective form of management of investment projects in construction. Regional problems of economic transformation.- 2013. - Vol. 35 - №1 - From 170-175.

13. Russia in numbers. 2018: Krat.stat.SB./Rosstat - M., Р76 2018 - 522 http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2015/rusfig/rus- 15.pdf.

14. Magomedova P. A., A. M. Kalaev stimulating the development of construction industry. Bulletin of Dagestan state technical University. Technical science. № 17, 2010.

15. Halawa W., Abdelalim A., Elrashed I. Financial evaluation program for construction projects at the pre

-investment phase in developing countries: A case study. International Journal of Project Management. 2013; 31(6):912-923

16. Sinaev S. B., Trutnev Z. K., Prokofiev V. Yu. State support of housing construction and development of municipal infrastructure. Moscow. 2009.

17. Sheveleva A. V. Foreign direct investment in the real sector of the Russian economy and ensuring the competitiveness of Russian companies. The Russian economy: ways of increase of competitiveness / edited by the editorial Board Professor A. V. Kholopov. - M.: Journalist, 2009.

18. Nevins F. How to Get Funding for a Low-Income Housing Development [Electronic resource] / F. Nevins // Marks Thomas. - 2015. - Mode of access: http://marks-thomas ahhh! com/2015/05/how-to-get-funding-for-a-low-income-housing-development/

19. Kirsanov A. R. Legislation on shared construction: past, present and future / A. R. Kirsanov // Property relations in the Russian Federation. - 2017. - № 6. - Pp. 64-74.

20. Khlebopasheva O. N. Measures of state support of financing of the construction industry. Financial journal №1. 2016.

21. Ministry of economic development of the Russian Federation http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/6199b307-3102-42ca-935c- 19b05d2d398b/180704_econ_picture.pdf?

MOD =AJPERES&CA CHEID=6199b307-3102-42ca-935c- 19b05d2d398b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.