Научная статья на тему 'Практика Европейского Суда по правам человека в Российской правовой системе'

Практика Европейского Суда по правам человека в Российской правовой системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1659
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ЕСПЧ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ / INTERNATIONAL TREATIES IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM / ECHR'S LEGAL POSITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красиков Дмитрий Владимирович

В июне 2013 года вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ, посвященное применению судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколов к ней. В настоящей статье обосновывается необходимость корректировки подходов, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященного применению судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколов к ней к выделению круга форм практики ЕСПЧ, которые учитываются судами общей юрисдикции, и круга правовых позиций ЕСПЧ, являющихся обязательными для судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-Law of the European Court of Human Rights in Russian Legal System

In June 2013 the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation adopted a Resolution, concerning applying by the courts of the Convention on human rights and fundamental freedoms 1950 and Protocols. The present article justifies a necessity of correction of the approaches contained in this Resolution to identifying of range of forms of ECHR’s case-law which are taken into consideration by the courts and of ECHR’s legal positions that are binding for the courts.

Текст научной работы на тему «Практика Европейского Суда по правам человека в Российской правовой системе»

Д.В. Красиков

ПРАКТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ*

В настоящей статье обосновывается необходимость корректировки подходов, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященного применению судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколов к ней к выделению круга форм практики ЕСПЧ, которые учитываются судами общей юрисдикции, и круга правовых позиций ЕСПЧ, являющихся обязательными для судов.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, правовые позиции ЕСПЧ, международные договоры в правовой системе России.

D.V. Krasikov

CASE-LAW OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS IN RUSSIAN LEGAL SYSTEM

In June 2013 the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation adopted a Resolution, concerning applying by the courts of the Convention on human rights and fundamental freedoms 1950 and Protocols. The present article justifies a necessity of correction of the approaches contained in this Resolution to identifying of range of forms of ECHR's case-law which are taken into consideration by the courts and of ECHR's legal positions that are binding for the courts.

Keywords: European Court of Human Rights, ECHR's legal positions, international treaties in the Russian legal system.

Вопросам места и роли практики Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ, Суд) в российской правовой системой посвящено немало научных работ. Во многих из них констатируются недостатки правового регулирования в данной сфере. Различия в концепциях, предлагаемых специалистами для решения соответствующих проблем, обусловлены в т.ч. и спецификой подходов к решению теоретических вопросов взаимодействия международного и внутригосударственного права и к толкованию положений Конституции РФ, закрепляющих параметры восприятия российской правовой системой принципов и норм международного права.

Долгожданным шагом на пути к полноценному восприятию практики ЕСПЧ в российской правовой системе стало принятие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»1 (далее - Постановление 2013 г.). Данное Постановление принято в целях «обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции Конвенции и ратифицированных Российской Федерацией Протоколов к ней» и содержит соответствующие разъяснения по ключевым вопросам, возникающим в деятельности судов.

© Красиков Дмитрий Владимирович, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой европейского права и сравнительного правоведения (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 13-03-00102 «Соотношение международного и внутригосударственного права в сфере прав человека в контексте принципа субсидиарное™: международно-правовой и сравнительно-правовой аспекты».

Одно из наиболее важных положений, отражающих общий подход Пленума Верховного Суда РФ к вопросам надлежащего восприятия судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.2 (далее - Конвенция), содержится в п. 2 Постановления 2013 г., согласно которому «[к]ак следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»3... правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд, Суд), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции». Эти положения видятся весьма прогрессивными и представляют собой попытку внести ясность в вопросы, до сих пор являвшиеся предметом споров в науке и на практике.

Представляется, что отраженный в данном положении подход к очерчиванию круга форм практики ЕСПЧ для соответствующих целей не лишен определенных спорных моментов, что является результатом соединения в едином контексте двух разных вопросов - вопроса о практике ЕСПЧ в российской правовой системе и вопроса об обязательствах России по исполнению постановлений ЕСПЧ.

Справедливой видится попытка разграничения правовых позиций ЕСПЧ, являющихся обязательными для судов, и тех, которые учитываются судами. Вместе с тем рассмотрение данного вопроса с должным вниманием к основаниям такого разграничения, приводит к несколько иным выводам, чем те, которые отражены в Постановлении 2013 г. Истоки такого разграничения следует искать в содержании правовых оснований восприятия практики ЕСПЧ российской правовой системой. Первичным и более общим основанием в данном случае выступает комплекс норм российского и международного права, которые позволяют рассматривать практику ЕСПЧ как часть правовой системы России. При решении вопроса о том, входит ли практика ЕСПЧ (и в какой ее части) в правовую систему России, необходимо принимать во внимание следующее обстоятельство. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из положений Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»4 и Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»5, Конвенция, включая Протоколы к ней, является международным договором РФ. Согласно п. «Ь» ч. 3 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.6 при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, устанавливающая соглашение участников относительного его толкования. Применительно к Конвенции «последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования» по своему содержанию представляет собой комплекс правовых позиций и иных подходов ЕСПЧ, выработанных им в результате реализации Конвенции и Протоколов к ней и содержащихся в принимаемых им актах.

Рассматривая индивидуальные жалобы и межгосударственные дела на основании Конвенции, ЕСПЧ принимает акты двух видов - решения и постановления. Разнообразие оснований для принятия Судом тех или иных актов, а также осуществление им своих функций в разных инстанциях различной компетенции обусловливают и вариативность в рамках отмеченных разновидностей. Так, Суд может принимать решения, в частности, о неприемлемости жалобы, об исключении жалобы из списка подлежащих рассмотрению Судом дел (включая решения, принимаемые в связи с заключением мирового соглашения), о восстановлении жалобы в списке подлежащих рассмотрению Судом дел, о приемлемости жалоб. Все решения, принимаемые ЕСПЧ, являются окончательными с момента их принятия и не подлежат обжалованию. Тем не менее, содержащиеся в них выводы в отдельных случаях практического эффекта окончательности могут быть лишены. Так, возможность Суда своим решением (как, впрочем, и постановлением) исключить жалобу из списка подлежащих рассмотрению Судом дел соседствует с возможностью Суда впоследствии восстановить жалобу в данном списке, если это оправдано обстоятельствами7. Кроме того, например, Большая Палата, рассматривая переданное ей дело, может проигнорировать позицию Палаты, облаченную в форму решения о приемлемости.

Постановления Суда могут быть посвящены не только разрешению дела по существу (в т.ч. в комбинации с рассмотрением вопросов о приемлемости и (или) о справедливой компенсации), но и, например, рассмотрению предварительных возражений, решению вопроса о справедливой компенсации, пересмотру 014 дела, исключению жалобы из списка подлежащих рассмотрению Судом дел и ? разрешению других вопросов. Условия и момент приобретения принимаемыми (101 ЕСПЧ постановлениями статуса окончательных определяются по-разному. Так, | если постановления Комитета и Большой Палаты являются окончательными I (и не подлежат обжалованию), то постановления, принимаемые Палатами по

1 существу рассматриваемых жалоб, становятся окончательными лишь при

го

^ й

™ определенных условиях8, а могут и вовсе окончательными не стать в случае

| принятия Коллегией обращения о передаче дела на рассмотрение Большой

| Палаты. Кроме того, так же как и в случае с решениями, в отдельных обстоя-

2 тельствах окончательность выводов, содержащихся в постановлениях, может ° быть преодолена на последующих этапах разбирательства по делу.

ж Исходя из этого и учитывая приведенные нормативные положения, пред-| ставляется, что частью правовой системы России в рассматриваемом коне тексте является весь комплекс окончательных актов ЕСПЧ независимо от ° того, в отношении какого государства эти акты приняты и независимо от их ° вида. Положение же п. 2 Постановления 2013 г. содержит указание лишь

го

3 на то, что судами учитываются «правовые позиции Европейского Суда, из-1 ложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в | отношении других государств-участников Конвенции». Не вполне верным

представляется в данном случае и указание лишь на правовые позиции, на круг государств-ответчиков и выделение отдельной категории актов ЕСПЧ (окончательные постановления).

Во-первых, кроме правовых позиций, акты ЕСПЧ могут содержать и иные подходы, которые правовыми позициями, возможно, назвать нельзя, однако 220 которые могут иметь определенное значение в плане восприятия их внутри-

государственными правовыми системами. Примером может служить «размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение», который суды могут принимать во внимание согласно п. 9 Постановления 2013 г. (в данном положении речь явно не идет о правовых позициях ЕСПЧ).

Во-вторых, как уже отмечалось, к актам, которые содержат правовые позиции и иные подходы, следует отнести весь комплекс актов ЕСПЧ, включая принятые при рассмотрении дел с участием России и других государств, а также консультативные заключения Суда. Единственное условие - соответствующие акты должны быть приняты в рамках компетенции ЕСПЧ по толкованию и применению Конвенции и Протоколов к ней (данное условие обязательно следует иметь в виду, хотя компетенция ЕСПЧ в части, основанной на иных международных соглашениях9, до настоящего времени остается нереализованной).

В этом отношении более справедливым представляется положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»10, согласно которому «применение судами... Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции» (п. 10). Можно обратить внимание на то, что ссылка на практику ЕСПЧ в данном случае не сопровождается указаниями на конкретную категорию актов ЕСПЧ. Более того, в этом положении не выделяются правовые позиции ЕСПЧ, что также видится справедливым.

В

Отчего Постановление 2013 г. содержит подобный недочет? Представляется, Т

н

что он стал результатом смешения вопроса о том, что является частью правовой С системы (и в силу этого может или должен учитываться судами), с вопросом об | исполнении постановлений ЕСПЧ, при решении которого применительно к ме- к рам общего характера действительно требуется ограничить круг форм практики г

о

ЕСПЧ именно правовыми позициями и именно содержащимися в определенной д категории актов ЕСПЧ. Однако решение и этого последнего вопроса в Постанов- т

в

лении 2013 г. не лишено недостатков. н

Об обязательности для судов определенных правовых позиций ЕСПЧ речь идет в первом предложении п. 2 Постановления 2013 г. Данную установку Пленум |

Верховного Суда РФ обосновал ссылкой на ст. 46 Конвенции и ст. 1 Федерального 0

к

закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав а

человека и основных свобод и Протоколов к ней». |

В соответствии с п. 1 ст. 46 Конвенции «Высокие Договаривающиеся Стороны |

обязуются исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в ко- №

тором они выступают сторонами». В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1

о

1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основ- ~ ных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со ст. 4 46 Конвенции, признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации. 22о

Ссылки на данные положения свидетельствуют о том, что Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении 2013 г. дает разъяснение относительно обязательности правовых позиций ЕСПЧ в контексте обязательства Российской Федерации по исполнению постановлений ЕСПЧ. Известно, что данное обязательство толкуется как включающее в себя необходимость принятия мер индивидуального характера, направленных на прекращение нарушения и устранение его последствий, а также мер общего характера по предотвращению подобных нарушений в будущем. На судах общей юрисдикции в пределах их функций по осуществлению правосудия лежит обязанность по принятию мер, необходимых для исполнения Российской Федерацией постановлений ЕСПЧ. При этом меры индивидуального характера состоят, в частности, в пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в связи с постановлениями ЕСПЧ, а меры общего характера - в осуществлении правосудия с учетом правовых позиций ЕСПЧ.

Соответственно обоснована предпринятая в первом предложении рассматриваемого положения Постановления 2013 г. попытка ограничить круг правовых позиций, обязательных для судов в контексте осуществления мер общего характера. Этой цели служат указания на то, что к таковым относятся правовые позиции, содержащиеся в постановлениях: 1) носящих окончательный характер; 2) принятых в отношении Российской Федерации. Такая логика основана на том, что коль скоро обязательными для исполнения Российской Федерацией являются постановления ЕСПЧ, принятые в отношении России и 014 ставшие окончательными в предусмотренном Конвенцией порядке, то и общей л. мерой, принятие которой требуется от судов во исполнение постановлений 3 ЕСПЧ, может быть следование лишь правовым позициям ЕСПЧ, содержащимся ц именно в таких постановлениях. Соответственно в контексте обязательства по | исполнению постановлений ЕСПЧ к числу обязательных для судов справедливо | не отнесены правовые позиции ЕСПЧ, которые содержатся в его постановле-£ ниях, принятых в отношении других государств, Российской Федерации, но I не ставших окончательными к соответствующему моменту, а также в актах I ЕСПЧ, иных, чем постановления, независимо от того, в отношении какого ® государства они приняты.

| Вместе с тем формулировка рассматриваемого положения вызывает ряд во-

| просов.

| Во-первых, возникает вопрос, касающийся постановлений ЕСПЧ, принятых

>1 в отношении Российской Федерации и ставших окончательными, в которых,

I однако, не установлено нарушений Россией Конвенции и (или) Протоколов

| к ней. Будут ли правовые позиции, содержащиеся в таких постановлениях,

I обязательными для судов в силу ст. 46 Конвенции? Если придерживаться

I

§ контекста обязательства по исполнению постановлений ЕСПЧ, то верным

т

видится отрицательный ответ. Несмотря на то, что ст. 46 Конвенции не содержит указания на то, что исполняться должны лишь постановления, в которых установлено нарушение Конвенции и (или) Протоколов к ней, иные постановления, очевидно, данным обязательством не охватываются, и речь об обязательности для судов содержащихся в них правовых позиций в силу ст. 46 222 Конвенции идти не должна.

Кроме того, хорошо известно, что нередко в одном и том же постановлении ЕСПЧ содержатся выводы о нарушении одних положений Конвенции и об отсутствии нарушений других. Таких постановлений ЕСПЧ достаточно много. Представляется в связи с этим, что в духе общей концепции Постановления 2013 г. следовало бы обязательными признать лишь те правовые позиции, которые выработаны ЕСПЧ и включены им в то или иное постановление в связи с установленным нарушением. Если этого не учитывать и признавать обязательными все правовые позиции независимо от того, высказаны ли они в связи с установлением нарушения или констатацией отсутствия такового в одном и том же постановлении, то возникает вопрос о том, почему в таком случае не признавать обязательными правовые позиции, содержащиеся в постановлениях, в которых не установлено нарушение? Ответ на этот вопрос дан выше: такие постановления не предполагают исполнения в строгом значении этого термина. Таким образом, правовые позиции, высказанные в связи с констатацией отсутствия нарушения, содержащиеся в постановлениях ЕСПЧ, вовсе не установивших нарушения, либо в постановлениях, установивших нарушение одних положений Конвенции и отсутствие нарушений других, правильнее представляется отнести к таким правовым позициям, которые не являются обязательными в контексте обязательства России по исполнению постановлений ЕСПЧ.

Есть и еще одно подтверждение важности такого подхода. Следует иметь в виду, что иногда заявитель жалуется о нарушении одного и того же права, ссылаясь на различные обстоятельства, и в одной и той же жалобе Суд усматривает нарушение данного права в одних обстоятельствах и отсутствие нарушения в других. Например, в деле Gusinskiy v. Russia заявитель утверж- н дал, что было нарушено его право на свободу и личную неприкосновенность в С результате а) отсутствия обоснованного подозрения11 и б) несоответствия его | заключения под стражу требованиям законодательства12. Суд не усмотрел к нарушения в связи с первым аргументом и прямо указал на это в постанов- г

о

лении13, но установил нарушение в связи со вторым аргументом14, т.е. разные д

а

требования на основании одной и той же ст. 5 Конвенции получили разную Т

в

оценку Суда. Данное обстоятельство также подтверждает то, что обязатель- н ными для судов представляется необходимым признать лишь те правовые

позиции ЕСПЧ, которые высказаны Судом в связи с установленным нару- д

и

шением Конвенции. 0

к

Второй вопрос связан с тем, что окончательные постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, могут содержать и правовые позиции, вы- | сказанные в связи с оценкой приемлемости жалобы. В настоящее время в едином | постановлении могут быть разрешены вопросы приемлемости и по существу № жалобы Комитетами, Палатами и Большой Палатой ЕСПЧ. Если признавать, о

о

как предлагается в Постановлении 2013 г., обязательными все содержащиеся ~

2

в принятых в отношении России и ставших окончательными постановлениях 4 ЕСПЧ правовые позиции, включая высказанные в связи с оценкой приемлемости жалобы, то возникает вопрос, почему не признаются обязательными аналогичные правовые позиции, содержащиеся в отдельных решениях. Ответ очевиден - обязательств по исполнению решений ЕСПЧ у государства нет и не может быть. Представляется, что, следуя логике Постановления 2013 г., из числа обязательных правовых позиций следует исключить те, которые хоть и 223

содержатся в окончательных постановлениях, принятых в отношении России, но не касаются рассмотрения жалобы по существу.

В-третьих, хорошо известно, что существуют постановления, принятые по делам, в которых ответчиком наряду с Российской Федерацией выступают и иные государства (например, постановление по делу Ilascu and Others v. Moldova and Russia15). Следует ли относить такое постановление к категории «принятых в отношении Российской Федерации»? Безусловно, следует. Однако можно ли считать обязательными для российских судов правовые позиции, высказанные ЕСПЧ в таком постановлении, но при оценке действий другого государства (в данном примере - Молдовы)? Представляется, что нет. Таким образом, необходимо подчеркнуть не только то, что правовые позиции содержатся в постановлении, принятом в отношении Российской Федерации, но и то, что обязательными являются лишь те из них, которые высказаны в связи с оценкой действий Российской Федерации.

Таким образом, представляется необходимым рассматривать правовые позиции ЕСПЧ в качестве обязательных для судов в контексте обязательства России по исполнению постановлений ЕСПЧ при условии, что они: 1) содержатся в постановлениях ЕСПЧ; 2) стали окончательными; 3) приняты в отношении Российской Федерации; 4) установили нарушение Конвенции и (или) Протоколов к ней, 5) высказаны ЕСПЧ в связи с установленным нарушением, 6) касаются рассмотрения жалобы по существу; 7) связаны с оценкой действий Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что данный подход не призван умалить значение иных а правовых позиций ЕСПЧ, содержащихся в постановлениях ЕСПЧ, принятых в

CD

? отношении России, и не является призывом игнорировать их, речь идет лишь

s о необходимости отнесения их не к категории обязательных в контексте обяза-

I тельства России по исполнению постановлений ЕСПЧ, а к категории тех, кото-

i рые наряду с иными формами практики Суда учитываются судами, поскольку

1 входят в правовую систему России как результат официального толкования и Ü применения ЕСПЧ Конвенции.

5S

О *

0

х 1 См.: Российская газета. 2013. 5 июля.

5 2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №2, ст. 163.

2 3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 14, ст. 1514.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 29, ст. 2757.

* 5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 14, ст. 1514. £ 6 Ведомости ВС СССР. 1986. № 37, ст. 772.

7 См. ст. 37 Конвенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g 8 В соответствии с п. 2 ст. 44 Конвенции постановление Палаты становится окончательным, если сто-

° роны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату; или если по истечении трех

месяцев с даты вынесения постановления не поступило обращения о передаче дела в Большую Палату;

1 или если Коллегия Большой Палаты отклоняет обращение о передаче дела согласно ст. 43 Конвенции.

н 9 Additional Protocol to the European Convention on State Immunity (1972) (art. 4-2) // European Treaty

я Series. No. 074A; Convention for the Protection of Human Rights and Dignity of the Human Being with regard

* to the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine (1997) (art. 29) //

* European Treaty Series. No. 164.

й 10 См.: Российская газета. 2003. 2 дек.

11 Gusinskiy v. Russia, no. 70276/01, § 49, 19 May 2004.

12 Ibid. § 56.

13 Ibid. § 55.

14 Ibid. § 69.

15 Ilascu and Others v. Moldova and Russia [GC], no. 48787/99, 8 July 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.