Научная статья на тему 'Практика аутсорсинга управления человеческими ресурсами в современном менеджменте'

Практика аутсорсинга управления человеческими ресурсами в современном менеджменте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / СФЕРА АУТСОРСИНГА / HR-ФУНКЦИИ / АУТСОРСЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова С.А.

Аутсорсинг состоит из передачи организацией, на основании договора, некоторых производственных функций или бизнес-процессов на обслуживание сторонней компании, которая специализируется в нужной области. Аутсорсинг дает возможность доверить ведение определенных задач профессионалам, а все свои силы сосредоточить на решении основных стратегических проблем. Аутсорсинг используется для экономии сил, денег и времени организации[8]. Актуальность темы исследования: Современные компании в настоящее время стали чаще обращаться к технологиям аутсорсинга, как к одному из способов повышения эффективности управления и увеличению производительности труда их подразделений. Целью данной статьи является анализ отдельных компаний, применивших в деятельности аутсорсинг управления человеческими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика аутсорсинга управления человеческими ресурсами в современном менеджменте»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

нашей стране, процесс передачи бизнес- задач уже является важной частью политики многих предприятий. С каждым годом все больше фирм обращаются в специальные посреднические агентства, чтобы снизить издержки и повысить эффективность функционирования своей компании[5]. Список использованной литературы

1. Эрин Андерсон, Боб Тринкл, Аутсорсинг в продажах. - М.: Издательство: Добрая книга, 2006 г.

2. Аникин Б., Аутсорсинг. - М.: Издательство: Инфра-М, 2003 г.

3. Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство. М., 2004 г.

4. Гниденко И.Г. Соколовская С.А Информационные технологии в бизнесе. М, 2005 г.

5. Каледжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компании. - М.: «ДЕЛО», 2003 г.

6. Клементс С., М. Доннелан. Аутсорсинг бизнес-процессов. М., 2006 г.

7. Шеянова А.Н. Аутсорсинг как форма хозяйственных взаимоотношений: Самара, 2006 .

8. Парабеллум А. Аутсорсинг и Управление Проектами. М., 2009 г.

9. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989 г.

10. Дж. Брайан Хейвуд, Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ:

© Родионова С.А., 2018

УДК 005.95/.96

С.А. Родионова

Магистрант 2 курса ЧелГУ, г. Челябинск, РФ E-mail: svetulya_dobdina@mail.ru Научный руководитель: В.Ф. Горшенин

Канд. физ - мат. наук, доцент ЧелГУ г. Челябинск, РФ E-mail: vigor@csu.ru

ПРАКТИКА АУТСОРСИНГА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В

СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация

Аутсорсинг состоит из передачи организацией, на основании договора, некоторых производственных функций или бизнес-процессов на обслуживание сторонней компании, которая специализируется в нужной области. Аутсорсинг дает возможность доверить ведение определенных задач профессионалам, а все свои силы сосредоточить на решении основных стратегических проблем. Аутсорсинг используется для экономии сил, денег и времени организации[8].

Актуальность темы исследования: Современные компании в настоящее время стали чаще обращаться к технологиям аутсорсинга, как к одному из способов повышения эффективности управления и увеличению производительности труда их подразделений.

Целью данной статьи является анализ отдельных компаний, применивших в деятельности аутсорсинг управления человеческими ресурсами.

Ключевые слова:

Аутсорсинг человеческих ресурсов, сфера аутсорсинга, HR-функции, аутсорсер.

В современных условиях организации и предприятия должны обладать высокой степенью конкурентоспособности, постоянно улучшать качество производимой продукции и услуг, при этом требуется минимизация их себестоимости[5]. Данные обстоятельства требуют разнообразить

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

взаимоотношения с субъектами экономических отношений. Так, в качестве одного из способов, который позволяет достигнуть качественных результатов, выступает аутсортинг. Причиной популярности аутсорсинга является то, что предприятия видят в нем способ получения дополнительной стоимости. Широкое использование аутсорсинговых схем компаниями развитых стран и в России, порождает проблемы, связанные с зависимостью коммерческой организации от деятельности сторонних структур [2].

Более подробно сферу использования аутсорсинга рассмотрим на примере организации «Procter and Gamble».

1 Общая характеристика предприятия

Компания "Проктер энд Гэмбл" (Procter and Gamble) является одной из крупных транснациональных корпораций. Данная компания имеет представительства в десятках стран мира. Компании занимает лидирующие позиции на рынке потребительских товаров не только по объемам продаж, но и целому ряду иных показателей.

В настоящее время Procter & Gamble в России имеет головной офис в Москве (в том числе подразделения, занимающиеся профессиональными средствами для ухода за волосами и престижной парфюмерией) и 4 региональных представительства (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге). Производство продукции компании в России осуществляется на 3 заводах (в Новомосковске, Дзержинске и Санкт-Петербурге).

2 Анализ социально-экономического состояния организации в области аутсортинга персонала

Отметим, что персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как в

отличие от вещественных факторов производства выступает как «одушевленный», обладает возможностью самостоятельным образом разрешать, давать критическую оценку предъявляемым к нему требованиям, действовать, иметь субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Так как анализируемая компания включает в себя достаточно большое количество различных предприятий, заводов, расположенных по всему миру, для анализа возьмем одно из подразделений компании P&G - завод по производству средств для ухода за волосами, расположенный в г. Москва. Проанализируем основные характеристики персонала предприятия: образование, стаж работы, возраст.

Таблица 2.1

Состав и структура персонала по характеру трудовых функций в P&G за 2011-2013 годы

Согласно таблице 2.1, численность работников подразделения P&G увеличилась, что связано, в первую очередь с увеличением управленческого состава организации, а также работников торговли.

-( " )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

Численность промышленно-производственного персонала по отношению к 2011 году увеличилась, а его доля в общем количестве человек уменьшилась.

Таблица 2.2

Состав и структура персонала по стажу работы в P&G за 2011-2013 годы

Из таблицы 2.2 следует, что большая доля сотрудников имеют стаж работы в компании более 6 лет. Кроме того, в 2013 г. наблюдается увеличение числа сотрудников, стаж которых составил менее 1 года в сравнении с 2011 г., в связи с увеличением штата рабочих в 2013 году. Помимо того, на предприятие идут молодые специалисты, окончившие учебные заведения, большая доля работников предприятия до 30 лет.

Одним из показателей эффективности деятельности предприятия является текучесть кадров. Для этого рассчитаем коэффициенты выбытия, приема и текучести кадров (таблица 2.3). Необходимые данные для расчета представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.3

Движение кадров в P&G за 2011-2013 годы

Кадровый показатель 2011 2012 2013 Отклонение

год год год показателей, в

%

Среднесписочная 120

численность персонала, чел

135

140

Л £67

Примято за год. чел Уволено за год. чел

10 200

14 15 20 142,36

В том числе:

- по собственному желанию, чел

10

12

180

- в связи с выходом на пенсию, чел

50

По данным таблицы 2.3, на предприятии P&G наблюдается тенденция по оптимизации численности персонала. Количество принятых на работу сотрудников перекрывает число уволенных, так в 2013 году было принято 56 человека (116,7% по отношению к 2011 году), уволено - 23 человека (17,69%), из них 8 человек в связи с выходом на пенсию. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что кадровая политика

-( )-

организации нацелена на сохранение рабочих мест.

Таблица 2.4

Показатели

Показатели движения кадров P&G за 2011-2013 годы

ели 2011 год 2012 год 2013 год

Коэффициент выбытия, %

11,67

11,11

14,29

Коэффициент приема. %

4Г2

5,9

7,1

Коэффициент текучести, %

8,33

8,89

12,86

По данным таблицы 2.4 коэффициент приема кадров по отношению к 2012 году увеличился, что говорит о приеме работников. Коэффициент текучести, сильно увеличился с 8,33% в 2011 году до 12,86% в 2013 году. Основными (уважительными) причинами увольнения являются неудовлетворенность условиями труда, заработной платой и неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями. Можно отметить, что показатель текучести кадров достаточно сильно превышает норму.

Как видно из проведенного анализа состава и структуры кадров предприятия, коллектив общества достаточно молодой, большая доля работников имеют среднее специальное и высшее образование. Как и в любой организации, у общества есть свои проблемы, об этом говорят и получившиеся показатели текучести и оборота кадров[4].

3 Разработка предложений по решению проблемы использования аутсортинга

Таким образом, проведенный выше анализ персонала показал, что существует определенная проблема с персоналом, что дает основания использовать аутсортинг.

Для анализируемого предприятия предлагаю передать на аутсортинг такие функции:

- Тренинги и обучение;

- Наем персонала;

- Кадровое делопроизводство.

4 Статистика аутсортинга в мире

Компании пришли к тому, что управление кадровыми ресурсами, будучи несомненно важным звеном бизнеса, не влияет на эффективность компании в условиях современной бизнес среды. Кадровые службы будут приносить больше ценности компании, занимаясь стратегическими задачами, которые в большей степени влияют на конкурентоспособность, в то время как специализированные подрядчики будут выполнять неключевые, учетно-операционные, функции HR. На рост спроса на данные услуги также повлияла ослабленная мировая экономика - компании активно сокращали издержки и персонал[6].

Мировыми лидерами оказания услуг HR аутсорсинга являются компании из США и Великобритании. Это Accenture, Aon Hewitt, IBM и NorthgateArinso, на долю которых в 2011 году пришлось 53% рынка по размеру годовых контрактов.

По оценкам экспертов рынок HR аутсорсинга продолжит рост в течение ближайших нескольких лет. Основными драйверами роста останутся стремление компаний сократить издержки, получить доступ к лучшим мировым практикам, а также сосредоточить собственную службу HR на стратегических задачах. На рынок также продолжают выходить в качестве заказчиков средние компании, что приводит к увеличению его объема.

Аутсорсинг персонала не только упрощает процесс деятельности той или иной организации, но и экономически эффективен, так как позволяет избежать многих рисков, связанных с интеграцией[1].

Таким образом, аутсорсинг - это ответ на требования максимальной гибкости, адаптивности к переменчивой рыночной конъюнктуре и современный элемент эффективного менеджмента.

Аутсорсинг человеческих ресурсов позволяет найти приемлемое решение в случае изменения

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структуры организации вследствие стратегических решений, связанных с сокращением и децентрализацией^].

В заключении хочу сказать, что аутсорсинг дает возможность увеличить эффективность выполнения конкретных функций предприятия в сфере информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже маркетинга. Практический аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем, сокращения затрат, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Тем не менее, в России аутсорсинг не получил широкого распространения, так как важным фактором отказа от внедрения в деятельность аутсорсинга, является возможная монополия со стороны потенциального аутсорсера, т. к. их исполнение может привести к необоснованному и резкому увеличению цены аутсорсинговой продукции или услуги. Список использованной литературы

1. Костромина Е.А. Актуальные вопросы управления человеческими ресурсами: сборник статей Директ-Медиа. 2014. 78 страниц

2. Шапиро С. А. Анализ эффективности использования персонала в организации: учебное пособие-практикум., /Самраилова Е. К., Вешкурова А. Б. // Директ-Медиа 2015 г. 210 страниц

3. Зенкин Д. Аутсорсинг в сфере HR: какой вариант выбрать? / Д. Зенкин //Управление персоналом. 2009. №12.

4. Сайфиева, С.Н. Аутсорсинг в свете экономической теории / С.Н. Сайфиева, М.А. Быкадоров //Вестник Государственного университета управления (Серия «Развитие отраслевого и регионального управления»).

- 2007. - № 3. - С. 175-180.

5. Котляров И.Д. Взаимодействие предприятий при аутсорсинге: экономические, организационные и финансовые аспекты / Котляров И.Д. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.

- 2011.- № 2.- С. 136-143.

6. Одегов, Ю.Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : учебник. - Юрайт: Москва,

2015. - 375 с

7. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления : учебник. - М: Москва, 2013. - 348 с

© Родионова С.А., 2018

УДК 005.95/.96

С.А. Родионова

Магистрант 2 курса ЧелГУ, г. Челябинск, РФ E-mail: svetulya_dobdina@mail.ru Научный руководитель: В.Ф. Горшенин

Канд. физ - мат. наук, доцент ЧелГУ г. Челябинск, РФ E-mail: vigor@csu.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

Аннотация

В России аутсорсинг начал применяться не так давно, в то время как ведущие мировые компании уже много лет используют этот инструмент для повышения эффективности работы компании. Почему же мы

i 8» У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.