Научная статья на тему 'ПРАКТИКА АБСТРАГИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОН-ФИГУРАТИВИЗМА В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА'

ПРАКТИКА АБСТРАГИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОН-ФИГУРАТИВИЗМА В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формализм / психоанализ / феноменология / структурализм / метод абстрагирования / абстрактное искусство / беспредметность / постсоветское искусство / formalism / psychoanalysis / phenomenology / structuralism / methods of abstraction / abstract art / objectlessness / post-soviet art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Наталья Сергеевна

В статье проводится сопоставление практики абстрагирования с методами исследования, которые использовали художники и исследователи нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор дает характеристику периодов истории абстракционизма и выявляет специфику использования указанных практик абстрагирования и методов исследования беспредметного искусства. В результате проведенной аналитики были выявлены особенности использования методов формализма, психоанализа, феноменологии и структурализма для анализа периодов развития абстрактной живописи. В рамках формализма и психоанализа творчество художника воспринимается как личный эксперимент. Автор отмечает, что в разные периоды истории абстрактного искусства сложились конкретные стратегии абстрагирования, которые доступны для использования современными авторами. Формальный метод предполагает постановку автором художественной задачи, объектность беспредметной формы, временную дистанцию, отведенную зрителем на «узнавание» и понимание произведения. Психоаналитический метод позволяет автору сосредоточиться на собственном состоянии и таким образом снижает роль художественного образа в произведении искусств. Феноменология усиливает роль авторского восприятия пространства и времени в создании произведения. Структурализм позволяет воспринимать абстрактное искусство в его исторической преемственности формирования и дальнейшего развития языка форм, семиотического значения определенных элементов беспредметной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACTION PRACTICE AND RESEARCH METHODS OF NON-FIGURATIVISM IN THE ART OF THE TWENTIETH CENTURY

The article compares the practice of abstraction with the research methods used by artists and researchers of non figurativism of the twentieth century. The article provides characteristics periods of history of the abstraction and reveals the specifics of the use of the indicated methods of abstraction and methods of research of non-figurative art. As a result of the analysis, the methods of use of the formalism, psychoanalysis, phenomenology and structuralism of the periods of development of abstract painting were revealed. In terms of formalism and psychoanalysis, the artist's work is perceived as a personal experiment. The author points out that in different periods of history of abstract art, specific abstraction strategies have developed and are available for use by modern authors. The formal method assumes the statement of an artistic task, objectivity of nonobjective forms, the temporal distance allotted to the viewer for «recognition» and understanding of the work. The psychoanalytic method enables the author to focus on his own condition and thus reduces the role of artistic images in a work of art. Phenomenology strengthens the role of the author's perception of space and time in the creation of a work. Structuralism allows one to perceive abstract art in its historical continuity of the formation and further development of the language of forms, the semiotic value of certain elements of non-objective form.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА АБСТРАГИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОН-ФИГУРАТИВИЗМА В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА»

2. Makarova E.M. Osobennosti e'mocionaFnogo intellekta podrostkov, zanimayushhixsya tanczami // Sbornik materialov XVIII regionaPnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Molodyozh XXI veka: shag v budush-hee». - Blagoveshhensk, 2017. - S. 289-290.

3. Murtazina G.R. Tanceterapiya kak vid kineziterapii (na primere tancza flamenko) // Sbornik materialov e'lektronnoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem «Art-terapiya kak faktor formirovaniya so-ciaFnogo zdorovya». - Kazan', 2016. - S. 261-267.

4. Petrushin V.I. O razvitii e'mocionaFnogo intellekta v processe muzy'kaPny'x zanyatij // Vestnik kafedry' YuNESKO Muzy'kal'noe iskusstvo i obrazovanie - № 2 (14), 2016. - S. 68-82.

5. Psixologiya e'mocij: sb. / pod red. V.K. Vilyunasa Yu.B. Gippenrejter. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. - 288

s.

6. Sly'xanova V.I. Russkij narodno-scenicheskij tanecz v kontekste regionaFnoj kuPtury' Rossii: tradicii i no-vatorstvo: avtoref. dis. ... kandidata kuFturologii [Gos. akademiya slavyanskoj kul'tury'] - Moskva, 2012. - 29 s.

7. Fomin A.S., Fomin D.A. PolifunkcionaFnoe issledovanie tancza v professionalem pedagogicheskom obra-zovanii // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - № 4, 2012. - S. 129-133.

8. Gilar-Corbi R., Pozo-Rico T., Sánchez B., Castejón J-L. Can Emotional Intelligence be Improved? A Randomized Experimental Study of a Business-Oriented EI Training Program for Senior Managers // PLoS ONE. -2019. -14(10): e0224254. URL:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0224254 URL:https://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/journal.pone.0224254

9. Hakan A., Bilgen D. Effects of Dance Education on Emotional Intelligence Related Outcomes // Journal of Gender and Interdisciplinarity. - 2021. -Vol. 2 No. 01 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URl:https://yandex.ru/search/?text=effects+of+dance+education+on+emotional+intelligence+related+outcome s&lr=2&clid=2388102-287&win=432 (data obrashheniya: 12.10.2021).

10. Koh Youngsoon, Kim Soo, Noh Geunwoong (2018) Tango Therapy: Current Status and the Next Perspective // Journal of Clinical Review and Case. -2018. - DOI:10.33140/JCRC/03/08/00005 [E'lektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa: URL:https://www.researchgate.net/publication/334694643_Tango_Therapy_ Cur-rent_Status_and_the_Next_Perspective_Review_Article_Corresponding_author (data obrashheniya: 10.10.2021).

11. O'Connor P.J., Hill A., Kaya M. and Martin B. The Measurement of Emotional Intelligence: A Critical Review of the Literature and Recommendations for Researchers and Practitioners // Front. Psychol. - 2019. - 10:1116. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01116 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.01116/full (data obrashheniya: 17.10.2021).

12. San Juan B., P. Hipola Emotional Intelligence and Dance: a Systematic Review // Research in Dance Education. - 2019. - 201921(1):1-25, DOI:10.1080/14647893.2019.1708890 [E'lektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.researchgate.net/publication/338153907_Emotional_intelligence_and_dance_a_systematic_re view (data obrashheniya: 25.10.2021).

13. Walter O., Sat E. Dance and its Influence on Emotional Self-control and Regulation and Emotional Intelligence Abilities among Early Childhood-aged Children // International Journal of Arts & Sciences. - 2013. - ISSN: 1944-6934 : 6(4):77-97 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URL:http://www.universitypublications.net/ijas/0604/pdf/P3G53.pdf (data obrashheniya: 29.10.2021).

УДК 7.038

Н.С. Попова

ПРАКТИКА АБСТРАГИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОН-ФИГУРАТИВИЗМА В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА

В статье проводится сопоставление практики абстрагирования с методами исследования, которые использовали художники и исследователи нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор дает характеристику периодов истории абстракционизма и выявляет специфику использования указанных практик абстрагирования и методов исследования беспредметного искусства. В результате проведенной аналитики были выявлены особенности использования методов формализма, психоанализа, феноменологии и структурализма для анализа периодов развития абстрактной живописи. В рамках формализма и психоанализа творчество художника воспринимается как личный эксперимент.

Автор отмечает, что в разные периоды истории абстрактного искусства сложились конкретные стратегии абстрагирования, которые доступны для использования современными авторами. Формальный метод предполагает постановку автором художественной задачи, объектность беспредметной формы, временную дистанцию, отведенную зрителем на «узнавание» и понимание произведения. Психоаналитический метод позволяет автору сосредоточиться на собственном состоянии и таким образом снижает роль художественного образа в произведении искусств. Феноменология усиливает роль авторского восприятия пространства и времени в создании произведения. Структурализм позволяет воспринимать

абстрактное искусство в его исторической преемственности формирования и дальнейшего развития языка форм, семиотического значения определенных элементов беспредметной формы.

Ключевые слова: формализм, психоанализ, феноменология, структурализм, метод абстрагирования, абстрактное искусство, беспредметность, постсоветское искусство

Natalya S. Popova ABSTRACTION PRACTICE AND RESEARCH METHODS OF NON-FIGURATIVISM IN THE ART OF THE TWENTIETH CENTURY

The article compares the practice of abstraction with the research methods used by artists and researchers of non - figurativism of the twentieth century. The article provides characteristics periods of history of the abstraction and reveals the specifics of the use of the indicated methods of abstraction and methods of research of non-figurative art. As a result of the analysis, the methods of use of the formalism, psychoanalysis, phenomenology and structuralism of the periods of development of abstract painting were revealed. In terms of formalism and psychoanalysis, the artist's work is perceived as a personal experiment. The author points out that in different periods of history of abstract art, specific abstraction strategies have developed and are available for use by modern authors. The formal method assumes the statement of an artistic task, objectivity of nonobjective forms, the temporal distance allotted to the viewer for «recognition» and understanding of the work. The psychoanalytic method enables the author to focus on his own condition and thus reduces the role of artistic images in a work of art. Phenomenology strengthens the role of the author's perception of space and time in the creation of a work. Structuralism allows one to perceive abstract art in its historical continuity of the formation and further development of the language of forms, the semiotic value of certain elements of non-objective form.

Key words:formalism, psychoanalysis, phenomenology, structuralism, methods of abstraction, abstract art, objectlessness, post-soviet art

Введение

Обращаясь к исследованию абстракционизма в истории искусства, мы считаем необходимым рассмотреть в качестве первостепенного вопроса характеристику особенностей авторского подхода к созданию нон-фигуративного произведения. История абстракционизма представляется как история ярких периодов взлета беспредметной живописи, основанной на актуальном для данного исторического времени методе. Абстракционизм прошел все активные фазы своего развития в первой половине ХХ века. Во второй половине ХХ века художники оперировали готовыми приемами абстракционизма. То есть художник второй половины ХХ века мог пройти свой уникальный путь от предметности к беспредметности, а мог взять уже известные методы абстрагирования и прийти к творческим результатам, уже известным в истории искусств.

Целью статьи является сопоставление практики абстрагирования с методами исследования, которые использовали художники и исследователи нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. В число задач входит характеристика периодов в истории абстракционизма и выявление специфики использования указанных методов абстрагирования и методов исследования абстракционизма.

Литературный обзор

Научные труды, посвященные методологии исследования беспредметной живописи, имеют междисциплинарный характер. Большой интерес вызывают рассуждения авторов коллективной монографии «Искусство с 1900

года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» Хэла Фостера Розалинд Краусс, Ив-Алена Буа, Бенджамина Х. Д. Бухло и Дэвида Джослита [6]. Этот обширный труд включает в себя статьи, посвященные теоретическим исследованиям, на которые опираются ведущие мировые художники ХХ века. Современное понимание развития формальной школы в отечественной науке представлено в коллективной монографии «Эпоха "остранения". Русский формализм и современное гуманитарное знание» [14]. В свете обозначенной цели данной публикации большое значение имеет рефлексия Джона Э. Боулта, представленная в параграфе «Василий Кандинский и формальный метод» указанной выше монографии [3].

Для осмысления методов абстрагирования важно обращаться к трудам первых исследователей-методологов. Так метод формализма в 1920-е годы представил российскому читателю писатель и критик В.Б. Шкловский [11]. Достаточно подробно основы формализма объяснены в труде Б. М. Эйхенбаума «Теория "формального метода"». [13].Такие значительные философские направления ХХ века, как психоанализ и феноменология внесли свой вклад в творчество художников-абстракционистов. Классик психоанализа К. Г. Юнг разрабатывал темы, связанные с искусством и творчеством. В частности, его труд «Психология и литература» также раскрывает аспекты творчества с позиции психоанализа [15]. Значительный вклад в понимание феноменологических основ искусства внес М. Мер-ло-Понти «Феноменология восприятия» [9].

Российский феноменолог Г. Г. Шпет свои рассуждения об искусстве изложил в ряде эссе, объединенных названием «Эстетические фрагменты» [12].

Структурализм в прямом смысле не оказал влияния на методы абстрагирования. Но благодаря структурализму можно проанализировать абстрактные произведения авторов, на творчество которых оказали влияние феноменология и психоанализ. Исследования в области структурализма опираются на фундаментальные труды Р. Барта. Анализ творчества с позиций формирующегося структурализма Р.Барт предложил в эссе «О Расине» [1]. Свои рассуждения о языке уже с позиции постструктурализма автор изложил в тексте «S/Z» [2]. С точки зрения влияния психики на рефлексивные возможности человека рассматривал культуру и искусство К. Леви-Стросс. В своем труде «Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль» он выявляет общность в развитии древних, традиционных и современных этнических обществ [8]. Современная рефлексия ученых-структуралистов представлена в сборнике статей по материалам Международной конференции «Что нам делать с Роланом Бартом?», которая состоялась 7 декабря 2015 года на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета [10].

В российской искусствоведческой практике абстракционизм традиционно исследуется с позиции анализа формы и развития художественного мышления. В рамках русского авангарда художники и теоретики искусства публиковали тексты, декларирующие новаторские идеи и описывающие смысл творческого эксперимента. Я.С. Левченко и И.А. Пильщиков во вступительной статье коллективной монографии «Эпоха "остранения". Русский формализм и современное гуманитарное знание» обозначили актуальность формального метода в международных исследованиях, посвященных культуре. Авторы отметили связь положений формализма с развитием структурализма и постструктурализма, а также выявили факт переосмысления положений формальной школы в контексте советской семиотики. И.А. Пильщиков и Я.С. Левченко заметили, что боковые ветви формальной теории нашли продолжение в трудах Ю. Кристевой, Ц. Тодоровой, Ж. Жанетта [14, с. 8 - 9]. Таким образом, в исследованиях, посвященных языкам культуры, обозначилась изначальная исследовательская позиция понимания формы как отдельного и

самостоятельного объекта познания. Дальнейшее развитие науки шло по пути выявления истоков и мотивов создания формы, ее символического значения и исторического существования как элемента художественной культуры, продолжалось продуктивное осмысление формальных аспектов художественного произведения. На данный момент методология исследования абстракционизма представляет собой определенную взаимосвязанную традицию осмысления формы. Эта традиция прослеживается не только в научных методах исследования абстрактной формы, но и в самих методах абстрагирования, которые используют художники. По отношению к пониманию методов создания и осмысления нон-фигуративизма художник и искусствовед выступают в практико-теоретическом тандеме.

Материалы и методы

Исследование традиции изучения нон-фигуративизма выявило определенную закономерность. В период развития беспредметного искусства искусствоведы применяют для его изучения преобладающую методологию. В период популярности теорий формализма исследователи применяли инструментарий формализма для анализа нон-фигуративного искусства 1910-х годов. Достаточно часто абстракция интерпретировалась как отражение доминирующих теоретических идей времени. Но беря за основу утверждение, что абстракция - это язык, а не стиль, метод или жанр, мы стоим перед вопросом: по каким критериям можно проследить трансформацию языка абстракции на протяжении всего ХХ века. Методы абстрагирования совпадают с методами исследования абстракционизма в периоды взлета абстракции в 1910 - 1920-е и в 1940 -1950-е годы. Если изучать эти периоды абстракции соответствующими эпохе исследовательскими методами, то история нон-фигуративизма выглядит как набор атомизи-рованных периодов.

Трансформацию языка абстрактного искусства можно выявить с помощью структуралистского метода. Достоинством структуралистского исследования абстракционизма становится выход из круга интерпретаций искусства как проявления субъективного взгляда на форму в крупное обобщение результатов творческой деятельности автора, а также как отражения социально-культурной парадигмы современного ему общества. В арсенале структурализма основные приемы и знания психоаналитического метода, опера-

ции с семиотическими системами и метаязыками как культурными формами прошлого. Этот инструментарий направлен на понимание субъективного как набора из имманентно присущих автору мыслительных операций и приобщения к культурной традиции через способы прочтения знаковых систем.

Результаты

Структуралистское изучение абстракции достаточно близко стоит к формализму. Но если в рамках формализма автор сосредоточен на анализе композиции и композиционных связей внутри произведения, то в структуралистском подходе следует принять установку, что кроме композиции и других средств художественной выразительности в произведении имеет значение структура, опирающаяся на мыслительные приемы преобразования. В отличие от формализма, где главной целью является создание немиметической формы, целью автора-структуралиста становится выявление знаковой системы языка абстракции, отражающей мыслительные коды сообщества, сформированного в определенной социально-культурной среде.

Обсуждение

Формализм. Метод формализма в искусстве получил свое теоретическое обоснование применительно к литературному творчеству начала ХХ века. В изобразительном искусстве исследование формы связано скорее с теоретическими трудами Г. Вельфлина, который использовал анализ формы для определения стилевой принадлежности художественного произведения [4]. То есть для изобразительного искусства форма прочно ассоциировалась с историческими стилями. Но не стоит забывать, что важнейшим истоком русского авангарда стал возникший в искусстве Франции кубистический принцип формообразования. Таким образом, первые абстракционисты 1910-х годов в своем эксперименте руководствовались представлениями о форме, с одной стороны, как примете исторического стиля, а с другой стороны, как возможности для проведения формотворческого эксперимента.

В круг субъективных факторов формообразовательных экспериментов авангардистов входит идея создания культуры будущего. В художественной культуре была популярна идея «ревизии» существующего состояния искусства и выявления перспективных путей его развития. В условиях исторического перелома и посыла к проектированию будущего становится уместным использование в творчестве приема «остранения». Детально оттен-

ки значения этого термина разобрал В.И. Заика в своей статье «Понятие остранения и компоненты художественной модели» [5]. Исследователь выявил постепенное расширение интерпретации этого термина в трудах представителей феноменологии, семиологии, структурализма. В самом широком смысле остранение означает установление или выявление дистанции между объектом восприятия и воспринимающим субъектом (в данной статье используется написание слова «остране-ние», которое использует в своем труде «Искусство как прием» В.Б. Шкловский [11]). Эта дистанция, которая дает время на узнавание или понимание беспредметной композиции, является постоянным компонентом зрительского восприятия нон-фигуративизма.

Лидеры русского авангарда с энергией и тщательностью стремились объяснить оттенки значений используемых ими выразительных средств. Так Василий Кандинский, несмотря на свое желание систематизировать простейшие элементы выразительных средств абстрактной живописи, не ограничился формальным разбором и погрузился в глубокие рассуждения о духовном компоненте искусства. Рассмотрение абстракционизма исключительно через призму формализма приведет к тому, что часть творческого наследия представителей русского авангарда не войдет в круг авангардных произведений, а также придется отказаться от рассмотрения смысловых контекстов нон-фигуративизма 1910 - 1920-х годов. Но подход к абстракции как к конструированию объектной формы через постановку и последующее решение формальной задачи до сих пор свойственно российским художникам-абстракционистам.

Психоанализ. Популярность учения З. Фрейда оказала влияние на осмысление природы творческого акта. Психоаналитические основы творческого акта проявились во время Первой мировой войны. Еще ярче психоанализ проявился в сюрреализме. И большое значение психоанализ приобрел в искусстве послевоенного периода. Результатом творческого акта, основанного на выплескивании психотравмы автора, часто становятся абстрактные полотна американских, французских и немецких живописцев. Психоаналитический характер творческого акта влечет за собой набор творческих приемов, которые в свою очередь определяют выразительность произведения. Так, в частности, популярность дриппинга, автоматического письма, самовандализма, подтеков краски и других прие-

мов возникла как результат творческого акта автора, работающего со своей психотравмой. С точки зрения понимания абстракционизма как художественного явления, психоаналитический метод предполагает перенос акцента с выразительности произведения искусства на психологическое состояние автора, что в итоге ставит под сомнение ценность художественной формы самой по себе. Рассматривать творчество художника с позиции характеристики его психологического состояния и анализировать результат этой творческой деятельности в контексте истории абстракционизма правомерно тогда, когда невротические психологические состояния характерны для общества в целом. Именно таким психологическим состоянием было охвачено общество в послевоенный период. В современном искусствоведении существуют два варианта проявления психоаналитической интерпретации беспредметного искусства: поиск и прочтение символических форм и знаков, связанных с психологическим состоянием автора, и анализ процесса исполнения творческого акта.

Феноменология. В 1960-е годы в англоязычном искусствоведении набрал популярность феноменологический подход к абстракционизму. Это случилось благодаря переводу на английский язык труда М. Мерло-Понти «Феноменология восприятия», написанного им в 1945 году [8]. В частности, на интерпретации абстракционизма повлияла идея французского философа о том, что в основе восприятия человека лежат представления о его теле. Пространство, которое воспринимает автор, коррелирует с пространством, которое он создает в произведении. С позиции феноменологии восприятия были переосмыслены произведения Барнетта Ньюмана и Ричарда Серра. Феноменологический подход проявляется в абстракции, которая становится результатом перформативных действий художника. Феноменологический подход к пространственно-временному континууму в произведениях абстракционистов позволяет рационализировать автоматизм и субъективную природу творчества художника.

Структурализм. Структурализм как метод научного исследования применительно к изучению явлений искусства стал эффективным инструментом в 1960-е годы. В основе метода понимание произведения искусства как текста, а в целом абстракционизма как языка живописи. Собственно, к концу ХХ века тезис о том, что абстракционизм - это язык

живописи, конвенционально принят исследователями, занимающимися данной проблематикой. Структурализм, вышедший из лингвистики, предлагает исследователю абстракционизма арсенал инструментов для изучения авторских языковых конструкций. В основе представлений о структуре художественного произведения лежат операции преобразования - проекция, замещение, слияние. Эти преобразовательные операции составляют основу мыслительной способности человека. Но если операции преобразования имманентно присущи человеку и проявляются в его мыслительной работе и психических реакциях, то сформированная традиция в искусстве является вторичным источником, который становится метаязыком для создания новой авторской структуры текста. Ролан Барт в своем труде писал: «Сменяя друг друга в истории, метаязыки способны надстраиваться друг над другом до бесконечности, ибо они суть точно такие же порождения культуры, как и любые другие социальные феномены» [Цит. по 7, с. 22]. Высказывание Р. Барта дает право исследователю абстракционизма снять противоречие между предметностью и беспредметностью. Во второй половине ХХ века абстракционизм стал пониматься не только как формо-творческий эксперимент, направленный на разрушение существующих эталонов художественности в искусстве, а как один из языков искусства, который художник использует наравне с фигуративностью.

Заключение

Обобщая сказанное, следует отметить, что развитие абстракционизма в ХХ веке сопровождается развитием методологии исследования беспредметного искусства. В мировом искусствоведении сложилось четыре методологических подхода к осмыслению абстракционизма. Формализм развивается из практики художников 1910-х годов и представляет творчество художников-абстракционистов как личный формотворческий эксперимент. Психоаналитический метод продолжает исследование абстракции как отражения психотравмы автора. Эти два метода сложились в первой половине ХХ века и обосновывают субъективную природу беспредметного искусства.

Во второй половине ХХ века к методам исследования абстракции добавились феноменология и структурализм. Структурализм позволяет исследователю абстрактного искусства соотнести смыслы творческой деятельности художников нон-фигуративного

искусства с современной им культурной па- страгирования или исторических форм аб-радигмой. В этом структурализм выгодно от- стракции не дает оснований считать создан-личается от формализма и психоаналитиче- ное произведение искусства вторичным по ского метода, так как два последних метода отношению работам лидеров нон-рассматривают эксперименты с языком бес- фигуративизма. Обращаясь к осмыслению аб-предметности преимущественно в масштабе стракционизма конца ХХ - начала XXI века ис-личной творческой эволюции. Феноменоло- следователю необходимо сосредоточить свое гический подход к пространственности в внимание на соотношении в композиции произведениях абстракционистов позволяет предметного и беспредметного, выявить ав-рационализировать автоматизм и субъектив- торские принципы абстрагирования и отме-ную природу творчества художника. тить возможное проявление миметического в

Таким образом, опираясь на результаты абстрактной композиции. Важными аспекта-исследований беспредметного искусства ме- ми анализа круга авторских идей в абстракт-тодами формализма, психоанализа, феноме- ном произведении являются: обозначение нологии и структурализма, следует учиты- характера взаимосвязи формы и содержания, вать, что готовые стратегии абстрагирования характеристика символической наполненно-доступны для использования современными сти формы и выявление сути авторского вы-авторами. Но использование современными сказывания. художниками уже существующих методов аб-

Литература:

1. Барт Р. О Расине / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Сост., общ ред. и вступ. ст. Г.К. Косиков. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - С. 142 - 232.

2. Барт Р. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с

3. Боулт Дж. Э. Василий Кандинский и формальный метод // Русский формализм и современное гуманитарное знание. Коллективная монография / Сост. Я. Левченко, И. Пильщиков. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 672 с.

4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. -М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.

5. Заика В.И. Понятие остраннения и компоненты художественной модели // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2004/ - С. 97 - 103.

6. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / [Хэл Фостер и др.]; Под ред. А. Фоменко, А. Шестакова. - М.: Ад Маргинем Пресс, 201S. - 816 с.

7. Косиков Г.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед. / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Сост., общ ред. и вступ. ст. Г.К. Косиков. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - С. 3 - 4S.

8. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. / Пер. с фр. А.Б. Островского. - М.: Академический Проект, 2008. - S20 с.

9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. / Перевод с французского под редакцией И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 606 с.

10.Что нам делать с Роланом Бартом? // Материалы международной конференции СПб, декабрь, 201S года. / Под ред С.Н. Зенкина и С.Л. Фокина. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 160 с.

11. Шкловский В.Б. Искусство как прием [Электронный ресурс] // ОПОЯЗ: Материалы. Документы. Публикации: [сайт]. URL: https:// Виктор Шкловский. Искусство как прием (opojaz.ru) (дата обращения: 1S.02.2023).

12. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Г.Г. Шпет Сочинения. - М.: Правда, 1989. - С. 34S - 47S.

13.Эйхенбаум Б. М. Теория «формального метода» [Электронный ресурс] // ОПОЯЗ: Материалы. Документы. Публикации: [сайт]. URL: https://www.opojaz.ru/method/method00.html (дата обращения: 1S.02.2023).

14. Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание. Коллективная монография / Сост. Я. Левченко, И. Пильщиков. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 672 с.

15. Юнг К. Г. Психология и литература // К. Г. Юнг, Э. Нойманн Психоанализ и искусство Антология. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 304 с.

References:

1. Bart R. O Rasine / Izbranny'e raboty': Semiotika. Poe'tika. / Sost., obshh red. i vstup. st. G.K. Kosikov. - M.: Progress, Univers, 1994. - S. 142 - 232.

2. Bart R. S/Z. Per. s fr. 2-e izd., ispr. Pod red. G. K. Kosikova. — M.: E'ditorial URSS, 2001. - 232 s

3. Boult Dzh. E'. Vasilij Kandinskij i formal'ny'j metod // Russkij formalizm i sovremennoe gumanitarnoe znanie. Kollektivnaya monografiya / Sost. Ya. Levchenko, I. Pil'shhikov. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. - 672 s.

4. Vel'flin G. Osnovny'e ponyatiya istorii iskusstv. Problema e'volyucii stilya v novom iskusstve. - M.: V. She-vchuk, 2009. - 344 s.

5. Zaika V.I. Ponyatie ostranneniya i komponenty' xudozhestvennoj modeli // Vestnik Novgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. 2004/ - S. 97 - 103.

6. Iskusstvo s 1900 goda. Modernizm, antimodernizm, postmodernizm / [Xe'l Foster i dr.]; Pod red. A. Fo-menko, A. Shestakova. - M.: Ad Marginem Press, 2015. - 816 s.

7. Kosikov G.K. Rolan Bart - semiolog, literaturoved. / Bart R. Izbranny'e raboty': Semiotika. Poe'tika. / Sost., obshh red. i vstup. st. G.K. Kosikov. - M.: Progress, Univers, 1994. - S. 3 - 45.

8. Levi-Stross K. Totemizm segodnya. Nepriruchennaya my'sl'. / Per. s fr. A.B. Ostrovskogo. - M.: Akad-emicheskij Proekt, 2008. - 520 s.

9. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya. / Perevod s franczuzskogo pod redakciej I. S. Vdovinoj, S. L. Fokina. - SPb.: Yuventa, Nauka, 1999. - 606 s.

10. Chto nam delat' s Rolanom Bartom? // Materialy' mezhdunarodnoj konferencii SPb, dekabr', 2015 goda. / Pod red S.N. Zenkina i S.L. Fokina. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2018. - 160 s.

11. Shklovskij V.B. Iskusstvo kak priem [E'lektronny'j resurs] // OPOYaZ: Materialy'. Dokumenty'. Publikacii: [sajt]. URL: https:// Viktor Shklovskij. Iskusstvo kak priem (opojaz.ru) (data obrashheniya: 15.02.2023).

12. Shpet G. G. E'steticheskie fragmenty' // G.G. Shpet Sochineniya. - M.: Pravda, 1989. - S. 345 - 475.

13. E'jxenbaum B. M. Teoriya «formal'nogo metoda» [E'lektronny'j resurs] // OPOYaZ: Materialy'. Dokumenty'. Publikacii: [sajt]. URL: https://www.opojaz.ru/method/method00.html (data obrashheniya: 15.02.2023).

14. E'poxa «ostraneniya». Russkij formalizm i sovremennoe gumanitarnoe znanie. Kollektivnaya monografiya / Sost. Ya. Levchenko, I. Pil'shhikov. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. - 672 s.

15. Yung K. G. Psixologiya i literatura // K. G. Yung, E'. Nojmann Psixoanaliz i iskusstvo Antologiya. - M.: Refl-buk, Vakler, 1998. - 304 s.

УДК: 7.033.54

Л.В. Ширшова, Е.В. Парфенова

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ФЛОРЕНТИЙСКОГО ХУДОЖНИКА XIV В. НАРДО ДИ ЧЬОНЕ

В последнее время в исторической науке установилась тенденция к переосмыслению определенных взглядов на уже вполне, казалось бы, устоявшиеся категории, эпохи, деятелей искусства, их вклад и наследие. Иначе представляется значение сложной, противоречивой и «трудноопределимой» эпохи Проторенессанса в целом, а также художников этого периода. В частности, целостности понимания периода XIV в. во флорентийском искусстве способствует углубленное изучение творчества живописца Нардо ди Чьоне (итал. Nardo di Cione; ок. 1320 - ум. 21 мая 1365 или 16 мая 1366). В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ истоков его творчествав целях более расширенного представления художника в российском искусствознании.

Ключевые слова: Нардо ди Чьоне (Чоне), проторенессанс, искусство, Бернардо Дадди, живопись, образ, Орканья

Lyubov V. Shirshova, Elena V. Parfenova THE ORIGIN OF THE ART OF NARDO DI CIONE THE FLORENTINE ARTIST OF THE XIV CENTURY

Recently, there has been a tendency in historical science to rethink certain views on already well-established categories, epochs, artists, their contributions and heritage. Otherwise, the meaning of the complex, contradictory and "difficult to define" era of the Proto-Renaissance as a whole, as well as the artists of this period, seems to be different. In particular, the integrity of the understanding of the period of the XIV century in Florentine art contributes to an in-depth study of the work of the painter Nardo di Chione (ital. Nardo di Cione; ca. 1320 - died May 21, 1365 or May 16, 1366). In this article, which is in line with the research of early Trecento art, the analysis of the origins of his work is carried out in order to more widely represent the artist in Russian art studies.

Key words: Nardo di Cione, protorenaissance, art, Bernardo Daddi, painting, image, Orcagna

Введение

Художник Нардо ди Чьоне остается одним из самых романтичных живописцев, и не только ХГУстолетия. Кроме того, его личность напоминает нам о том, что еще многое в искусстве Проторенессанса остается в тени. В начале исследования важно определиться с правомочностью употребления термина «проторенессанс» в отечественном искусство-

знании. В мировую науку термин «проторенессанс» ввел Я. Буркхардт, заложивший одну из основных концепций в определении эпохи Возрождения. Выдающийся историк Э. Пано-фский в своем труде «Ренессанс и «ренессан-сы» определил Проторенессанс как «особую направленность искусства, синтезирующую тенденции готического натурализма и классической античности»[1, с. 357].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.