Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМЕТНЫХ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарец Татьяна Викторовна, Усачева Любовь Вениаминовна

В статье рассматриваются апробированные механизмы государственного контроля над освоением бюджетных средств в системе среднего профессионального образования Астраханской области. В условиях финансово-экономического кризиса роль государственного аудита в системе управления бюджетными организациями усиливается в направлении эффективности использования бюджетных ресурсов, полученных организациями из разного рода источников. В статье определены направления аудиторского контроля в целях анализа и оценки эффективности сметных расходов и раскрываются алгоритмы решения практических задач государственного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарец Татьяна Викторовна, Усачева Любовь Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL SOLUTION OF THE PROBLEMS OF THE STATE AUDIT EXPENSES OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article views approving state control mechanisms of exercise government financing in the system of secondary professional education in Astrakhan region. In the financial and economic crisis conditions the role of public audit in the control system of budget organization is enhanced budgetary organizations in the direction of increasing efficiency of budgetary resources exercising received by organizations from various sources. The article defines the direction of the audit control in order to analyze and evaluate the effectiveness of the estimated costs and disclosed algorithms for solving practical problems of state audit.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Для сетевых организаций характерны состояние перманентной реорганизации деятельности подразделений и сотрудников с непрерывным перераспределением индивидуальных задач, сетевая структура контроля, власти и коммуникаций, управление без документального оформления, личное неформальное сотрудничество, стимулирование самоорганизации и самоуправления посредством непрестанных нововведений и неофициальных отношений.

Можно назвать следующие креативные преимущества сети: взаимопонимание и взаимодействие, снижающие трансакционные, координационные и производственные издержки; доверительные отношения, делающие возможными высокоэффективные и результативные рекурсивные (основанные на предыдущих знаниях и опыте) обмены; разнообразие производств, многообразие участников и рационализаторских стратегий, обеспечивающие гибкость рыночного поведения; эффект двойственности сети, сочетающий одиночные действия участников и сети в целом, что обеспечивает эффект масштаба и стратегический эффект (привлечение дополнительных ресурсов); накопление знаний, благодаря использованию рекурсивных программ; высокий уровень взаимных обязательств и ответственности в силу организационной (сетевой) идентификации, что обеспечивает снижение уровня неопределенности внешнего окружения.

Однако форма сетевой организации не является универсальной. Более того, сети не всегда лучше традиционных форм.

Каждая форма применима лишь к определенной ситуации и, что более важно, каждая требует развитой инфраструктуры, культуры и системы измерений и вознаграждений, совместимости ключевых компетенций, возможности сочетать сделки, длительное сотрудничество и комбинированные отношения не на властной, а на равноправной основе и ряда других условий. Если эти условия отсутствуют, то сети становятся менее эффективными, чем традиционные иерархические организации.

Можно выделить: стабильные сети (работающие на устойчивых рынках), каждый элемент поддерживает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети; внутренние сети (внутренние рынки), в которой участники сети продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке; динамичные сети, когда адаптивность достигается путем ориентации независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки.

Н. Пирси, Д. Кравенс указывают на то, что типы связей между фирмами зависят от функций, выполняемых участниками, изменчивости внешней среды, свойств и нужд потребителей, структуры рынка, сложности технологии, уровня компетенции координирующей организации. Они выделяют четыре определяющих типа сетевой организации: полая сеть (при наличии централизованной организации); гибкая организация (оперирует в условиях большой неопределенности); сеть создания ценности (ключевая организация в данном виде сетей несет ответственность за инновации и разработку товаров); виртуальная сеть (одна из версий виртуальной корпорации). Выделяются также секционные (состоящие из самоуправляемых групп) и многоотраслевые сети, мультифирмы и многоотраслевые сети, постоянные и временные [7].

Специфическим вариантом развития сетевой организации является виртуальная организация, для которой характерны многие признаки сетевой, а именно: непостоянный характер функционирования; осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; образование временных альянсов, организаций в смежных областях деятельности; частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

В электронной сети можно устанавливать взаимосвязи и совершать сделки в режиме онлайн, вести непрерывный финансовый учет и закрывать баланс ежедневно. В соответствии с этим растет компетентность и быстрота реакции менеджмента. Система непрерывной трансформации активов является отличительной особенностью сетей как вида бизнеса.

Сетевой бизнес обеспечивает не только концентрацию спроса, снижение стоимости приобретения товаров и услуг, трансакционных и производственных издержек, отказ от традиционных посредников и использование информационных посредников, прозрачность цепочек поставщик-потребитель, но и сокращение уровня запасов за счет интеграции цепочки поставщик-потребитель. Он также обеспечивает целенаправленное привлечение в сеть необходимых знаний, что повышает эффект сотрудничества в области планирования производства и развития компании.

Креативность электронных сетей проявляется как интеграция процессов - как внутренних, так и с клиентами, поставщиками и партнерами - с целью установления новых, более

эффективных, решений, как интеграция знаний с целью создания в компании коллективной памяти и предоставления всех имеющихся знаний в распоряжение соответствующего центра принятия решений.

Конкурентная среда в электронных сетях следует теории игр, сравнима с игрой, в которой несколько игроков могут одновременно выступать друг против друга и образовывать между собой коалиции. Поэтому средства доминируют над целями - только освоенные умения в области электронного бизнеса определяют путь и, в конечном счете, цель действия, а способность создавать коалиции - над умением добиваться успеха в одиночку - только предохранительные меры в виде организации партнерств в сферах сбыта, эксплуатации, инвестиций и инноваций обеспечивают выживание.

Речь идет о следующих средствах: влияние на стандарты и нормы; организация рынков; организация отношений с клиентами; взятие на себя ролей посредника и интегратора; организация процессов, выходящих за рамки компании; принятие роли процесс-интегратора; интеграция знаний о клиентах, товарах, процессах; воздействие на коммуникативное сознание и культуру клиентов и партнеров.

Сетевая организация может выжить лишь в партнерстве. Ни одна компания не сумеет в одиночку сформировать сложную сеть создания (добавления) стоимости в электронном бизнесе, которую составляют: контент-процессы; контекст-процессы; коммуникационные процессы; клиентское оборудование.

Именно в этом одна из причин возникновения выходящих за отраслевые рамки альянсов, которые имеют целью обеспечить: совместимость инфраструктуры взаимодействия; согласованное ролевое дифференцирование в товарах и услугах; общее понимание бизнес-процесса; общность знаний и уровня обучения; общую культуру взаимодействия, общность сознания; общее организационное обновление.

В намечающейся борьбе корпораций и альянсов в лучшей исходной позиции окажется тот, кто сможет действовать с более высокой ступени системной интеграции. Это объясняет появление организаторов рынка, интеграторов сети создания (добавления) стоимости и интеграторов сообщества пользователей.

Креативная способность электронных сетей есть способность интегрировать различные аспекты электронного бизнеса. Возникает потребность в командных действиях менеджеров по выпуску продукции, разработчиков бизнес-процессов и взаимодействия, архитекторов информационно-технологического решения и интеграторов информационно-технологической системы. Нынешнее проектное мышление - в большинстве случаев подчиненное информационным технологиям - не может соответствовать долгосрочному значению и сложности задачи. Уметь мыслить категориями взаимосвязей этих продуктов и разбираться в этих взаимосвязях -вот главное условие формирования электронной бизнес-модели. Сетевая корпорация должна строиться как обучающаяся организация.

Электронные сети способствуют эволюции бизнеса к глобальному электронному рынку -сначала интегрируются сами компании, затем они образуют сообщества с другими фирмами и формируют электронные конгломераты, которые втягивают в себя всех участников отдельного процесса создания стоимости [1].

Таким образом, виртуальная культура есть неформальная культура. Ее характеристиками являются: организация как сообщество единомышленников или сеть сообществ; лидер вместо менеджера; команда вместо рабочей группы; партнерские отношения с потребителем; участие вместо уведомления; многообразие вместо унификации; консенсус вместо принуждения; самодостаточность вместо отчужденности; развитие трансорганизационных форм самоуправления (форумы, сводные команды, комитеты координации, центры решений); проведение управленческих экспериментов.

Список литературы

1. Бенеско Г. С электронным бизнесом - в третье тысячелетие. В кн. Принцип электронного бизнеса. М.: Открытые системы, 2010.

2. Бережнов Г.В. Знание и культура: Монография / Г.В. Бережнов. - М.: Издательство -торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 320 с.

3. Витцель М.. Знание, определение понятия. В кн. Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2012.

4. Желены М. Автопоэзис (Самовоспроизводство). В кн. Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер,2012.

5. Манджиева Д.А. Инновационная стратегия сервисной экономики: Монография/ Д.А. Манджиева.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010.- 328с.

6. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2011.

7. Пирси Н., Кравенс Д. Организация маркетинга и менеджмент. В кн. Маркетинг, СПб.: Питер, 2002

8. Ханс А., Вютрих, Андреас Ф. Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления (www.ptpu.ru ).

References

1. Benesko H. e-business - the third millennium. Proc . The principle of e-business. M .: Open Systems, 2010.

2. Berezhnov G.V. Knowledge and culture : Monograph / GV Care. - M .: Publishing Corporation -torgovaya " Dashkov i K " , 2011. - 320 p .

3. Witzel M .. Knowing the definition . Proc . Information technology in business. SPb .: Peter , 2012 .

4. Zheleny M. Autopoiesis ( self-reproduction ) . Proc . Information technology in business. SPb. : Peter , 2012.

5. Mandzhieva DA Innovative strategy of the service economy : Paper / DA Mandzhieva.- M. : Publishing and Trading Corporation " Dashkov i K " , 2010.- 328s .

6. Nonaka, I., Takeuchi, H. Company - creator of knowledge. M .: Olimp -Business 2011 .

7. H. Piercy , Cravens D. Organization of marketing and management. Proc . Marketing, St. Petersburg . : Peter, 2002.

8. Hans A. Wüthrich Andreas F. Philip . Virtualization as a possible way of control (www.ptpu.ru).

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самарец Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: samarez1@gmail.ru

Усачева Любовь Вениаминовна, кандидат экономических наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: usacheva_2008@mail.ru

В статье рассматриваются апробированные механизмы государственного контроля над освоением бюджетных средств в системе среднего профессионального образования Астраханской области. В условиях финансово-экономического кризиса роль государственного аудита в системе управления бюджетными организациями усиливается в направлении эффективности использования бюджетных ресурсов, полученных организациями из разного рода источников. В статье определены направления аудиторского контроля в целях анализа и оценки эффективности сметных расходов и раскрываются алгоритмы решения практических задач государственного аудита.

Ключевые слова: бюджетные организации, государственный аудит, эффективность сметных расходов, организации среднего профессионального образования

THE PRACTICAL SOLUTION OF THE PROBLEMS OF THE STATE AUDIT EXPENSES OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Samarets Tatyana V., Ph.D. (Economics), Associate Professor

Astrakhan State University

20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: samarez1@gmail.ru

Usacheva Lyubov V. , Ph.D. (Economics), Associate Professor Astrakhan State University

20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: usacheva_2008@mail.ru

The article views approving state control mechanisms of exercise government financing in the system of secondary professional education in Astrakhan region. In the financial and economic crisis conditions the role of public audit in the control system of budget organization is enhanced budgetary organizations in the direction of increasing efficiency of budgetary resources exercising received by organizations from various sources. The article defines the direction of the audit control in order to analyze and evaluate the effectiveness of the estimated costs and disclosed algorithms for solving practical problems of state audit.

Keywords: Budgetary organizations, state audit, effectiveness of the estimated costs, organization of vocational education

В бюджетных учреждениях и организациях контроль строится на базе государственных интересов, важнейший из которых - использование бюджетных ресурсов на выполнение государ-

ственного задания с предельной эффективностью. Контроль, как механизм управления бюджетной организацией, преследует цель - выявлять возможные отклонения от установленных заданий, причины этих отклонений и построение механизмов их предотвращения. Среди имеющихся у государства инструментов контроля, важное место занимает государственный аудит [15-18].

Одним из главных направлений бюджетной политики государства является эффективность расходования бюджетных средств. В условиях реализации антикризисных мер организациям необходимо научиться оптимально планировать свои расходы, как в рамках выделяемого финансирования, так и в пределах доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности [12].

Бюджетные организации, в том числе учреждения среднего профессионального учреждения, могут расходовать средства, выделяемые из государственного бюджета, только по целевому назначению, которое указано в реестрах расходов. Данная необходимость предусмотрена ст. 28 Бюджетного кодекса «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств». А контроль за исполнение ПФХД обеспечивает целевое использование бюджетных средств и планируемый эффект от их использования [2].

В этой связи, для бюджетных организаций необходимым является независимый аудиторский контроль. Именно он становится важным элементом в управлении государственными ресурсами. Основной целью аудита является не только подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности по исполнению сметы доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности и бюджетным средствам, но и оценка эффективности освоения данных ресурсов в процессе реализации деятельности организации.

Система среднего профессионального образования в экономике страны играет роль уникального поставщика высокопрофессиональных трудовых ресурсов. Среднее профессиональное учреждение финансируется за счет: средств бюджетов разного уровня, взносов учредителей, средств от платных образовательных услуг, иной приносящей доход деятельности и других средств в соответствии с законодательством РФ [5]. Причем привлечение таким учебным заведением дополнительных средств не понижает размеров бюджетного финансирования [9]. Оно осуществляется за счет определенного бюджета (как правило, местного) с учетом установленного государственного задания и нормативов финансирования, определенных в расчете на одного студента и предусмотренных для конкретного образовательного учреждения. Это утверждено в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования [13] (далее - СПО).

Важным источником развития материально-технического обеспечения учреждений СПО являются внебюджетные средства, получаемые от образовательной, производственной, консалтинговой деятельности и реинвестируемые в образовательный процесс [3]. Это позволяет осуществлять поддержку основных фондов учебных заведений, переоснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, развивать спортивно-оздоровительную базу. При этом многие учреждения среднего профессионального образования имеют учебные и учебно-производственные корпуса, введенные в эксплуатацию ранее 1980 года. Материально-техническая база учебных заведений характеризуется значительным износом, отсутствуют современные лабораторные модули, позволяющие организовать практическое обучение на современном уровне [1].

В настоящее время финансово-хозяйственная деятельность учреждений среднего профессионального образования регулируется гражданским и бюджетным законодательством [11]. Финансирование сметы доходов и расходов устанавливает Бюджетный кодекс РФ №145 от 31.07.1998. В смете должны быть отражены все доходы из бюджета, государственных внебюджетных фондов, от оказания платных услуг, от использования государственной собственности, закрепленной за учреждением (например, сдача имущества в аренду), а также расходы, исходя из показателей утвержденного бюджета и на установленные цели (ст. 161 БК) [2].

Эффективность сметных расходов в данной статье предлагается анализировать и оценивать по следующим направлениям аудиторского контроля.

1. Проверка законности, целесообразности расходов по данным проведенных тендеров на государственные закупки согласно финансово-хозяйственному плану образовательной организации СПО [6] на основе информации официальных сайтов «Госзатраты», «Госзакупки» [14].

В целях внешнего государственного аудита и в рамках подготовительного этапа контрольных мероприятий важен анализ размещенных данных в сети интернет о проведенных конкурсных работах образовательной организации СПО [10].

В ходе изучения данных о размещенных закупках и заказах на едином официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru по образовательной организации СПО в процессе данного иссле-

дования был выявлен ряд различных неточностей и несоответствий, подлежащих более подробному рассмотрению при проведении очного этапа государственного аудита. К ним можно отнести крайне близкие сроки размещения информации, подведение итогов проведения конкурсных мероприятий и сроки оплаты в связи с выполнением услуги/работы подрядчиком.

Например, образовательная организация СПО поместила информацию о конкурсе на выполнение работ «Капитальный ремонт «жилой секции» общежития в следующем порядке (табл.).

Таблица

Данные для анализа выполнения государственного контракта на выполнение работ «Капитальный ремонт «'жилой секции» общежития образовательной организации СПО_

Дата Дата подведения Дата пуб- Дата Дата окон- Дата оп- Цена кон-

начала результатов ликации- заклю- чания работ латы, тракта

подачи определения результа- чения по согласно

заявок поставщика тов контрак- гос.контрак платежно-

(подрядчика, та ту го поруче-

исполнителя) ния

28.11. 05.12. 23.12. 23.12. 25.12. 26.12.

2014 2014 2014 2014 2014 2014.

Согласно данным, приведенным в таблице, процедуры освоения бюджетных средств по системе государственного контракта вполне последовательны. Однако, для государственного аудитора в процессе мониторинга законности и эффективности бюджетных расходов важно назначение анализируемого контракта - «на выполнение работ «Капитальный ремонт «жилой секции» общежития образовательной организации СПО». В этом случае, сроки заключения, выполнения контракта и оплаты работ по нему расположены необъективно близко - 1 календарный день и должны вызвать в процессе контрольных мероприятий вполне объективные сомнения. Даже не обладая специальными знаниями в области строительно-ремонтных работ, аудитор обязан произвести процедуры проверки по факту выполнения капитального ремонта объекта за столь сжатые сроки и на соответствие установленному в контракте качеству.

Кроме того, в процессе исследования указанного выше факта образовательной организации СПО о конкурсе на выполнение работ «Капитальный ремонт «жилой секции» общежития, на официальном сайте размещен документ «Государственный контракт», не имеющий юридической силы, т.к. в нем отсутствуют печати сторон заказчика и поставщика, подписи ответственных лиц.

Также в части правильности документального оформления исследуемого факта образовательной организации СПО, в процессе предварительного визуального контроля данных сайта http://www.zakupki.gov.ruсо стороны государственного аудитора следует обратить внимание на документ, подтверждающий исполнение государственного контракта.

В частности, товарная накладная не может служить документом, подтверждающим окончание работ «Капитальный ремонт «жилой секции» общежития».

Как известно, таким документом должен быть акт приема-передачи выполненных работ, заверенный подписями приёмной комиссии заказчика и представителем подрядчика. В этой связи, специалистом государственного контроля должен быть проверенсам факт проведения строительно-ремонтных работ в запланированных объемах, с уровнем качества, согласно сметной документации и приема указанных работ по данному государственному контракту в соответствии с регламентом.

2. Непосредственная аудиторская проверка реализации сметы расходов в образовательной организации на основе специально проводимой инвентаризации.

Проверка фактического наличия произведённых расходов в части приобретения объектов оборудования необходимо осуществлять на основе актов приема-передачи объектов, в части строительства и ремонта основных средств - актов приема выполненных ремонтных работ, заверенных подписями членов приемной комиссии. Кроме того, решения о проведении ремонта и внесение суммы затрат в Финансово-хозяйственный план образовательной организации должно осуществляться на основе актов о техническом состоянии объекта, требующего ремонта, также заверенного подписями членов инвентаризационной комиссии.

Методологически проработанная бухгалтерская практика проведения инвентаризации, традиционно применяемая в повседневной работе бухгалтерских служб, является надежным инструментом государственного аудита для выявления фактического направления расходов образовательной организации СПО на создание и укрепление материальной базы.

3. Использование технологии аудиторского опроса потребителей государственных образовательных услуг учреждения - обучающихся и их родителей/попечителей

Эффективность и целевое назначение расходов образовательной организации, осуществляющей средне-специальную подготовку, важно оценивать по результатам собеседования с потребителями образовательных услуг - обучающимися и их родителями, по результатам их анкетирования. Уровень эффективности освоения бюджетных средств в направлении создания условий для образовательной деятельности оценивается по: удовлетворенности родителей и учащихся СПО уровнем и качеством знаний, которые обучающийся получает в образовательной организации СПО по основным предметам; уровню учебной нагрузки на обучающегося (в пределах норматива); возможности получения профильного обучения с использованием технических средств, учебного оборудования, отвечающего современным требованиям; качеству медицинского обслуживания; организации питания; организации досуга в ОО СПО; возможности получения дополнительного образования, обеспеченности обучающихся учебными пособиями и литературой; состоянием материально-технической базы организации.

4. Анализ внутренних локальных нормативных документов образовательного учреждения для оценки наличия, степени разработанности и условий для реализации механизма освоения государственных ресурсов, полученных в виде доходов от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности образовательной организации.

Расшифровывая алгоритм применения данного контрольного инструмента, акцентируем свое внимание на том, что нормативное регулирование процесса освоения средств, полученных в виде доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, осуществляется в РФ в соответствии с частью 9 статьи 54, статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [8]. Проведение контрольных мероприятий направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, результативности вложений средств.

При этом образовательная организация самостоятельно в рамках действующего законодательства разрабатывает механизм направления полученных средств из дополнительных источников финансирования. Такой механизм закрепляется внутренними локальными актами образовательной организации. Чем точнее и детальнее указанный механизм, тем ниже риск направления средств образовательной организации на нецелевое использование.

При проведении предварительного анализа названного нормативного акта в нашем примере, нами был изучено Положение о правилах оказания платных образовательных услуг образовательной организации СПО [13]. Раздел 5 данного локального акта «Порядок получения и расходования средств» содержит общие, ни к чему не обязывающие положения, не отражающие механизма распределения средств, полученных в виде доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

В этой связи, контрольными мероприятиями должны стать выборочные проверки процесса использования указанных ресурсов на основе данных документов на поступление средств от платных образовательных услуг или иной предпринимательской деятельности, организации их раздельного учета от бюджетных средств, полученных в рамках бюджетного подушевого финансирования. Далее, в пределах проведения контрольных мероприятий, проверяется наличие и содержание документов на принятие решения о направлении указанных доходов на покрытие расходов строго по целевому назначению и в пределах установленных нормативов.

Таким образом, в целях проведения более точной оценки эффективности расходов образовательных организаций СПО целесообразно, на наш взгляд, анализировать и оценивать их по следующим направлениям аудиторского контроля.

1. Законность, целесообразность расходов по данным проведенных тендеров на государственные закупки согласно финансово-хозяйственного плана образовательной организации на основе данных официальных сайтов «Госзатраты», «Госзакупки».

2. Визуальный аудиторский контроль реализации сметы расходов в образовательном учреждении среднего профессионального образования на основе специально проводимой инвентаризации.

3. Использование технологии аудиторского опроса потребителей государственных образовательных услуг организации - обучающихся и их родителей/попечителей.

4. Анализ внутренних локальных нормативных документов образовательного учреждения для оценки наличия, степени разработанности и условий для реализации механизма освоения государственных ресурсов, полученных в виде доходов от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности образовательной организации.

Экономическими эффектами применения перечисленных инструментов в решении задач государственного аудиторского контроля на практике являются такие, как сохранность и использование бюджетных ресурсов строго по целевому назначению, исключение и предупреждение коррупционных явлений [4] в процессе распределения ресурсов в сфере СПО, а в сово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

купности - достижение поставленной задачи перед российской системой среднего профессионального образования - подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями НТП и обеспечение реального сектора экономики высокопрофессиональными кадрами.

В сфере образования повышение эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации проводится по тем же направлениям, что и повышение эффективности бюджетных расходов в целом, по всем сферам бюджетной деятельности. При этом механизм оценки эффективности бюджетных расходов на образование в России не применяется, что указывает на неиспользуемую возможность применения данного инструмента при повышении эффективности бюджетных расходов на образование и бюджетных расходов в целом [7].

В сферах, финансируемых из бюджета государства, аудит расширяет свои рамки от процесса решения задач проверки законности и целевого расходования бюджетных средств до процесса оценки результатов их использования.

Список литературы

1. Zhidkov P.I., Samarez T.V. Trends, problems and prospects of solving professional tasks in economic education development in Russia. Материалы III международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня. 22-23 мая 2014 г. North Charleston, USA, Том 3, http://today.science-publish.ru/m3.pdf

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ с изменениями и дополнениями от 29.11.2014 // Система Гарант: http://base.garant.ru/12112604/1/#Ыock_111111.(дата обращения: 08.02.2015).

3. Дроботова Е. В. Аудит эффективности бюджетных средств [Текст] / Е. В. Дроботова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 390-392. http://www.moluch.ru/archive/78/13566/ (дата обращения: 02.04.2015)

4. Котельников В. Ю. Коррупция в сфере размещения бюджетного заказа как угроза экономической безопасности государства// Экономическая безопасность (37) УЭкС, 1/2012.http://www.uecs.ru/ekonomicheskaya-bezopasnost/item/999-2012-01-31-06-10-54 (дата обращения: 17.03.2015)

5. Кошелева Ю.А. Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность? // Бюджетный учет в вопросах и ответах», 2012 № 8.http://sambukh.ru/ (дата обращения: 08.02.2015).

6. Лапушинская Г.К. Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. -№6.http://www.menobr.ru/materials/34/29448/ (дата обращения: 08.02.2015).

7. Марков С. Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов на образование / С. Н. Марков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 262-265. http://www.moluch.ru/archive/50/6362/ (дата обращения: 02.04.2015)

8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // Российская газета, 2012, 31 декабря.

9. Попова А.Д. Содержание элементов системы внутреннего контроля доходов и расходов в бюджетном образовательном учреждении. //Управление качеством. (67) УЭкС, 7/2014, http://uecs.ru/uecs67-672014/item/2999-2014-07-31-07-58-19 (дата обращения: 10.03.2015)

10. Приказ Минфина РФ от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" С изменениями и дополнениями от 23 сентября 2013 г. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12188232/#ixzz3SymBOqIj (дата обращения:09.02.2015).

11. Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» с изменениями от 27.12.2013. // Система Гарант: http://base.garant.ru/12179125.(дата обращения: 11.02.2015).

12. Самарец Т.В., Самсонова О.В., Рудык Л.Ю., Войнова Ю.С. Государственный аудит результативности финансирования в учреждениях здравоохранении на основе механизма расчета коэффициента сложности курации пациентов. // Каспийский регион: политика, экономика, культура -Астрахань. - 2014. - № 4 (41). С. 72-76.

13. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Система Гарант: http://base.garant.ru/193595.(дата обращения: 10.02.2015).

14. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)http://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения: 01.02.2015.)

15. Минева О.К, Сафрыгин Ю.В. Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой//Каспийский регион: политика, экономика, культура- Астрахань. - 2011. - № 2 (27). С. 156-159.

16. Минева О.К. Войнов И.С., Сафрыгин Ю.В., Храмова Т.М. Счетная палата РФ- как главный субъект государственного аудита//Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2014. - № 4 (41). С. 152-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.