Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ПЛАН ПРОДАЖ / СМЕТЫ ЗАТРАТ / РАСЧЕТНЫЙ БАЛАНС / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Шальнева Власта Витальевна

В статье рассматривается сущность финансового планирования, а также процесс бюджетирования, как его составной части. Рассмотрены составляющие бюджета предприятия, включающий операционный и финансовый бюджеты. Исследованы различные стороны операционного бюджета в соответствии со стадиями производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В финансовом бюджете показаны источники финансовых средств и направления их использования. Предложена технология построения бюджета предприятия, которая состоит из таких этапов: составление плана продаж (графика денежных поступлений), плана производства, сметы коммерческих расходов (графика денежных выплат), сметы затрат прямого труда (графика оплаты труда), сметы производственно-накладных затрат (графика денежных выплат), сметы административно-маркетинговых затрат (графика оплаты затрат на сбыт и управление), расчета себестоимости единицы продукции, планового отчета о финансовых результатах, планового отчета о движении денежных средств, расчетного баланса на начало и на конец года. В исследовании разработанная технология построения бюджета рассмотрена на практическом примере, выделены элементы ее универсальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Шальнева Власта Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION OF THE BUDGET-BUILDING TECHNOLOGY IN THE ENTERPRISE

The article discusses the essence of financial planning, as well as the budgeting process, as its integral part. The components of the enterprise budget, including the operating and financial budgets, are considered. Various aspects of the operating budget have been studied in accordance with the stages of the production and economic activity of the enterprise. The financial budget shows the sources of funds and directions for their use. A technology for constructing an enterprise’s budget is proposed, which consists of the following stages: drawing up a sales plan (cash receipts schedule), a production plan, an estimate of commercial expenses (a schedule of cash payments), an estimate of direct labor costs (a pay schedule), an estimate of production overheads (a schedule cash payments), estimates of administrative and marketing costs (schedule of payment of sales and management costs), calculation of the unit cost of production, planned statement of financial results, planned statement of cash flows, estimated balance at the beginning and end of the year. In the study, the developed technology for building a budget is considered on a practical example, the elements of its universality are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 336.64

Блажевич Олег Георгиевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Шальнева Власта Витальевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Business Finance and Qedit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Shalneva Vlasta Vital'evna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Business Finance and Qedit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

PRACnCALAPPLICATlON OFTHE BUDGET-BUILDING TECHNOLOGY

IN THE ENTERPRISE

В статье рассматривается сущность финансового планирования, а также процесс бюджетирования, как его составной части. Рассмотрены составляющие бюджета предприятия, включающий операционный и финансовый бюджеты. Исследованы различные стороны операционного бюджета в соответствии со стадиями производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В финансовом бюджете показаны источники финансовых средств и направления их использования. Предложена технология построения бюджета предприятия, которая состоит из таких этапов: составление плана продаж (графика денежных поступлений), плана производства, сметы коммерческих расходов (графика денежных выплат), сметы затрат прямого труда (графика оплаты труда), сметы производственно-накладных затрат (графика денежных выплат), сметы административно-маркетинговых затрат (графика оплаты затрат на сбыт и управление), расчета себестоимости единицы продукции, планового отчета о финансовых результатах, планового отчета о движении денежных средств, расчетного баланса на начало и на конец года. В исследовании разработанная технология построения бюджета рассмотрена на практическом примере, выделены элементы ее универсальности.

Ключевые слова: финансовое планирование, бюджетирование, бюджет, план продаж, сметы затрат, расчетный баланс, технология построения бюджета.

The article discusses the essence of financial planning, as well as the budgeting process, as its integral part. The components of the enterprise budget, including the operating and financial budgets, are considered. Various aspects of the operating budget have been studied in accordance with the stages of the production and economic activity of the enterprise. The financial budget shows the sources of funds and directions for their use. A technology for constructing an enterprise's budget is proposed, which consists of the following stages: drawing up a sales plan (cash receipts schedule), a production plan, an estimate of commercial expenses (a schedule of cash payments), an estimate of direct labor costs (a pay schedule), an estimate of production overheads (a schedule cash payments), estimates of administrative and marketing costs (schedule of payment of sales and management costs), calculation of the unit cost of production, planned statement of financial results, planned statement of cash flows,

13

estimated balance at the beginning and end of the year. In the study, the developed technology for building a budget is considered on a practical example, the elements of its universality are highlighted.

Keywords financial planning, budgeting, budget, sales plan, cost estimates, settlement balance, budgeting technology.

ВВЕДЕНИЕ

Как показывает практика, большинство отечественных предприятий скептически относятся к процессу бюджетирования, работая в оперативном порядке. Однако, построение бюджета — важнейший элемент стратегического планирования и работы организации в долгосрочной перспективе. Бюджет позволяет раскрыть среднесрочные и текущие задачи, направленные на достижение единой цели компании. Только планируя деятельность можно достичь максимальных результатов в любом виде деятельности. Кроме того, бюджетирование предполагает тот или иной вариант конъюнктуры рынка, а при помощи оперативных бюджетов можно отследить изменения внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, и быстро реагировать на них.

Бюджетирование — достаточно сложный и трудоемкий процесс. Несмотря на многие исследования по данному вопросу, еще не существует универсальной методологии построения бюджета. Каждое предприятие самостоятельно строит систему бюджетирования, но она не всегда является эффективной. Поэтому необходимость изучения проблем построения бюджета, и разработка базовой практической методологии данного процесса, являются важнейшими вопросами эффективного управления предприятием. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование сущности финансового планирования, его практической значимости для построения бюджета, как финансовой основы для эффективной деятельности предприятия. На основании проведённого анализа авторы ставят задачу разработать базовую практическую методологию построения бюджета на предприятии, которая будет содержать элементы универсальности и после корректировок с учётом особенностей видов деятельности конкретных предприятий может быть успешно применена на практике. РЕЗУЛЬТАТЫ

«Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей (нормативов) по обеспечению развития организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем» [1].

Бюджетирование является основной частью финансового планирования и представляет собой «процесс планирования, контроля и анализа материальных и других ресурсов, потребление которых приводит к созданию продукции на предприятии в процессе осуществления им финансово-хозяйственной деятельности» [2].

Процесс бюджетирования предполагает создание планов и смет, с помощью которых создается бюджет предприятия — «календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании» [2].

Бюджет предприятия состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете «хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности» [3] Операционный бюджет является основой для составления финансового бюджета и включает в себя: план продаж; план производства; смета затрат на основные материалы; смета затрат прямого труда; смета производственно-накладных затрат; смета административно-маркетинговых затрат.

«Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде» [3]. К финансовому бюджету относят план доходов и расходов, плановый отчет о движении денежных средств и расчетный (итоговый) баланс.

Отсутствие единой методики бюджетирования, усложняет внедрение данного процесса в деятельность современных предприятий. На наш взгляд, разработка базовой технологии построения бюджета позволит актуализировать данный процесс в работе отечественных предприятий и значительно повысить ее эффективность.

14

Технология построения бюджета на предприятии, разработанная авторами, представлена на рисунке 1.

н «

2 ю

35 3 и

х к

е

Г г:-------------

н

2

ю «

X

в

а

V

г

<

План продаж

31Е

План производства

Смета коммерческих расходов (смета на основные материалы)

I_______

■ Г

Смета производственно-накладных затрат

Смета административно-маркетинговых затрат

ш

Расчет себестоимости единицы продукции

а

Плановый отчет о финансовых результатах

График денежных поступлений

График денежных выплат

Смета затрат прямого труда

Расчет средней

цены закупки

к. материалов

График оплаты

труда

График денежных выплат

График оплаты затрат на сбыт и управление

Плановый отчет о движении денежных средств

Расчетный баланс на начало и на конец года

I

Рис. 1. Технология бюджетирования на предприятии (Составлено на основании [4])

Раскроем содержание технологии бюджетирования на конкретном примере. Для этого используем исходный баланс предприятия, представленный в таблице 1.

I. Первым шагом в процессе бюджетирования является построение плана продаж. Специалисты планового отдела предприятия подготовили прогноз продаж и цен (табл. 2). План продаж предприятия рассчитан в таблице 3.

15

Таблица 1. Баланс предприятия за текущий год, руб. *

Актив На начало года Пассив На начало года

Внеоборотные активы Капитал и резервы

Незавершенное производство Уставный капитал 8077059

Основные средства: Нераспределенная прибыль 28080

Остаточная стоимость 6600000 Всего капитал и резервы 8105139

Накопленная амортизация (износ) 1400000 Долгосрочные обязательства

Первоначальная стоимость 8000000 Долгосрочные кредиты банков 550000

Всего внеоборотные активы 6600000 Всего долгосрочные обязательства 550000

Оборотные активы: Краткосрочные обязательства

Денежные средства 1800000 Кредиторская задолженность, в т.ч. 79920

Счета дебиторов 198000 - за сырье и материалы 56160

Запасы сырья 71539 - за коммунальные услуги 23760

Запасы готовой продукции 317520 - по налогу на прибыль

Всего оборотные активы 2387059 Текущие обязательства по оплате 252000

труда

Всего краткосрочные обязательства 331920

БАЛАНС 8987059 БАЛАНС 8987059

* Составлено на основании [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Прогноз продаж и цен на плановый бюджетный период *

Период Объем продаж, единиц продукции Цена за единицу продукции, руб.

1 квартал 100800 43

2 квартал 93600 43

3 квартал 129600 45

4 квартал 144000 47

* Составлено на основании [2]

Таблица 3. План продаж, руб. *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Объем продаж, шт. 100800 93600 129600 144000 468000

2. Цена за единицу продукции, руб. 43 43 45 47 —

3. Стоимость реализованной продукции, руб. 4334400 4024800 5832000 6768000 20959200

* Рассчитано авторами

После построения плана продаж необходимо составить схему денежных поступлений [5]. Для этого необходимо знать политику предприятия в сфере сбыта. На нашем предприятии, 75 % стоимости продукции оплачивается покупателями в месяц продажи, а 25 % в следующем месяце.

Схема движения денежных средств предприятия представлена в таблице 4.

II. Вторым шагом в процессе бюджетирования является составление плана производства. При его составлении необходимо учитывать остаток запасов готовой продукции на начало планируемого года. На рассматриваемом предприятии этот показатель равен 20160 ед. Кроме того, предприятие поддерживает остаток запасов готовой продукции на конец планового периода (квартала) на уровне 20 % квартальной потребности будущего периода. План производства предприятия представлен в таблице 5.

16

Таблица4. Схема денежных поступлений, руб. *

№ п/п Поступления денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Дебиторская задолженность на начало планового периода 198000 198000

2. Поступления за 1 квартал 3250800 1083600 4334400

3. Поступления за 2 квартал 3018600 1006200 4024800

4. Поступления за 3 квартал 4374000 1458000 5832000

5. Поступления за 4 квартал 5076000 5076000

6. Итого поступление денежных средств 3448800 4102200 5380200 6534000 19465200

7. Дебиторская задолженность на конец планового периода 1692000

* Рассчитано авторами

Таблица 5. План производства *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Объем продаж, шт. 100800 93600 129600 144000 468000

2. Запасы готовой продукции на конец периода, шт. 18720 25920 28800 26400 26400

3. Запасы готовой продукции на начало периода, шт. 20160 18720 25920 28800 20160

4. Объем производства, шт. 99360 100800 132480 141600 474240

* Рассчитано авторами

III. Далее строится смета коммерческих расходов (или смета затрат на основные материалы). При этом необходимо иметь такую информацию по предприятию, как прогнозируемая потребность в сырье, его стоимость, а также остатки запасов.

Для производства единицы продукции анализируемого предприятия необходимо 4 кг сырья, цена которого — 2 руб. за кг. Ожидается рост стоимости сырья на 0,1 руб. каждый квартал. Запасы сырья на начало планового года — 39744 ед. Предприятие поддерживает остатки запасов сырья на уровне 10% квартальной потребности сырья будущего периода.

Смета коммерческих расходов предприятия представлена в таблице 6.

Таблица 6 Смета коммерческих расходов (смета затрат на основные материалы) *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1 2 3 4 5 6 7

1. Объем производства, шт. 99360,0 100800,0 132480,0 141600,0 474240,0

2. Требуемый объем сырья на 1 единицу продукции, кг 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0

3. Требуемый объем сырья за период, кг 397440,0 403200,0 529920,0 566400,0 1896960,0

4. Запасы сырья на конец периода, кг 40320,0 52992,0 56640,0 54720,0 54720,0

5. Общая потребность в материалах, кг 437760,0 456192,0 586560,0 621120,0 2101632,0

17

* Рассчитано авторами

Продолжение таблицы 6

1 2 3 4 5 6 7

6. Закупки материалов, кг 398016,0 415872,0 533568,0 564480,0 1911936,0

7. Стоимость закупок материалов, руб. 796032,0 873331,2 1173849,6 1298304,0 4141516,8

* Рассчитано авторами

На данном этапе необходимо также построить график денежных выплат. На предприятии оплата закупки материалов осуществляется в размере 70 % в квартале получения материалов и 30 % в следующем квартале.

Таблица 7. График денежных выплат по закупке основных материалов, руб. *

№ п/п Выплаты денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Кредиторская задолженность на начало планового периода 56160,0 56160,0

2. Оплата материалов за 1 квартал 557222,4 238809,6 796032,0

3. Оплата материалов за 2 квартал 611331,8 261999,4 873331,2

4. Оплата материалов за 3 квартал 821694,7 352154,9 1173849,6

5. Оплата материалов за 4 квартал 908812,8 908812,8

6. Итого выплаты денежных средств по закупке основных материалов 613382,4 850141,4 1083694,1 1260967,7 3808185,6

7. Кредиторская задолженность на конец планового периода 389491,2

* Рассчитано авторами

IV. Следующий этап в процессе бюджетирования — построение сметы затрат прямого труда. Для этого необходимо учесть, что для производства единицы продукции требуется 2,5 часа, а тарифная ставка работника, занятого производством — 3,2 руб. в час. Смета затрат прямого труда представлена в таблице 8.

Таблица 8. Смета затрат прямого труда *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Объем производства продукции, шт. 99360 100800 132480 141600 474240

2. Затраты труда основного персонала, час 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5

3. Совокупные затраты труда основного персонала, часов 248400 252000 331200 354000 1185600

4. Стоимость 1 часа, руб./час 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2

5. Оплата труда основного персонала, руб. 794880 806400 1059840 1132800 3793920

* Рассчитано авторами

18

К моменту составления сметы на предприятии накопилась кредиторская задолженность по выплате заработной платы в размере 252000 руб., поэтому необходимо составить схему оплаты труда работников предприятия, которая представлена в таблице 9. При этом, 75 % начисленной заработной платы выплачивается в том квартале, в котором она была начислена, а остаток (25 %) — в первом месяце следующего квартала.

Таблица 9. Схема оплаты труда, руб. *

№ п/п Выплаты денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Текущие обязательства по оплате труда на начало планового периода 252000 252000

2. Оплата труда за 1 квартал 596160 198720 794880

3. Оплата труда за 2 квартал 604800 201600 806400

4. Оплата труда за 3 квартал 794880 264960 1059840

5. Оплата труда за 4 квартал 849600 849600

6. Итого платежи по оплате труда 848160 803520 996480 1114560 3762720

7. Текущие обязательства по оплате труда на конец планового периода 283200

* Рассчитано авторами

V. Далее составляется смета производственно-накладных затрат, для чего потребуются исходные данные, представленные в таблице 10.

Таблица 10. Состав бюджетных производственных накладных расходов, руб. *

№ п/п Статьи затрат Постоянные расходы Переменные затраты Итого

1. Заработная плата 576000 228000 804000

2. Аренда 288000 — 288000

3. Освещение и отопление 156000 36000 192000

4. Амортизация 540000 — 540000

5. Ремонт и обслуживание оборудования 144000 576000 720000

6. Другие 52416 108480 160896

Всего 1756416 948480 2704896

* Составлено авторами

Смета производственно-накладных расходов рассчитана в таблице 11. Таблица 11. Смета производственно-накладных затрат *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Совокупные затраты труда основного персонала, час 248400 252000 331200 354000 1185600

2. Норматив переменных накладных затрат, руб. / час 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80

3. Переменные накладные затраты, руб. 198720 201600 264960 283200 948480

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постоянные накладные затраты, руб. 439104 439104 439104 439104 1756416

5. Сумма накладных затрат, руб. 637824 640704 704064 722304 2704896

6. Амортизация, руб. 135000 135000 135000 135000 540000

7. Оплата накладных затрат, руб. 502824 505704 569064 587304 2164896

* Рассчитано авторами

19

VI. Следующим этапом в построении сводного бюджета предприятия является формирование сметы административных и маркетинговых затрат. Для ее составления используем данные таблицы 12.

Таблица 12. Состав бюджетных административных расходов и расходов на сбыт, руб. *

Статья затрат Административные расходы Расходы на сбыт

Заработная плата 2304000 115200

Комиссионные — 3% объема продаж

Аренда 288000 36000

Реклама — 50400

Амортизация 86400 9600

Коммунальные услуги 57600 —

Командировочные 96000 28800

Другие 19200 33600

* Составлено авторами

Смета административных и маркетинговых затрат представлена в таблице 13.

Таблица 13. Смета административных и маркетинговых затрат *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Ожидаемый объем продаж, шт. 100800 93 6 00 129600 144000 468000

2. Переменные затраты, руб.

комиссионные 130032 120744 174960 203040 628776

командировочные 7200 7200 7200 7200 28800

3. Переменные затраты на единицу продукции, руб. 1,40508 1,40508 1,40508 1,40508

4. Планируемые переменные затраты, руб. 141631,8 131515,2 182098,0 202331,1 657576,0

5. Планируемые постоянные затраты, руб.

Заработная плата 604800,0 604800,0 604800,0 604800,0 2419200

Аренда 81000,0 81000,0 81000,0 81000,0 324000

Амортизация 24000,0 24000,0 24000,0 24000,0 96000

Коммунальные услуги 14400,0 14400,0 14400,0 14400,0 57600

Ко мандир овочные 24000,0 24000,0 24000,0 24000,0 96000

Реклама 12600,0 12600,0 12600,0 12600,0 50400

Другие 13200,0 13200,0 13200,0 13200,0 52800

6. Совокупные постоянные затраты, руб. 774000,0 774000,0 774000,0 774000,0 3096000

7. Сумма планируемых административных и маркетинговых затрат, руб. 915631,8 905515,2 956098,0 976331,1 3753576,0

* Рассчитано авторами

Поскольку предприятие, как правило, часть административных и маркетинговых затрат оплачивает в периоде их начисления, а часть — в последующих периодах (чаще всего это касается коммунальных расходов), то возникает необходимость составления схемы оплаты затрат на сбыт и управление (табл. 14). На данном предприятии 80 % затрат на коммунальные услуги оплачиваются в том квартале, в котором они были получены (начислены), а 20 % — в следующем квартале.

20

Таблица 14. Схема оплаты затрат на сбыт и управление,

№ п/п Выплаты денежных средств 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на начало планового периода 23760. 23760

2. Оплата коммунальных услуг за 1 квартал 11520 2880 14400

3. Оплата коммунальных услуг за 2 квартал 11520 2880 14400

4. Оплата коммунальных услуг за 3 квартал 11520 2880 14400

5. Оплата коммунальных услуг за 4 квартал 11520 11520

6. Переменные затраты 141631,8 131515,2 182098,0 202331,1 657576

7. Заработная плата 604800,0 604800,0 604800,0 604800,0 2419200

8. Аренда 81000,0 81000,0 81000,0 81000,0 324000

9. Ко мандир ов оч ны е 24000,0 24000,0 24000,0 24000,0 96000,0

10. Реклама 12600,0 12600,0 12600,0 12600,0 50400

11. Другие расходы 13200,0 13200,0 13200,0 13200,0 52800

12. Итого выплаты по затратам на сбыт и управление 915631,8 905515,2 956098,0 976331,1 3753576,0

13. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на конец планового периода 2880

зуб.

*

* Рассчитано авторами

VII. На основании полученных результатов планирования и прогнозирования составляется операционный бюджет предприятия, который содержит в себе информацию о полученных доходах и осуществленных расходах за плановый период времени (табл. 15).

Таблица 15. Сводные данные операционного бюджета

Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1 2 3 4 5

ДОХОДЫ

Поступления денежных средств, в т.ч.: 3448800 4102200 5380200 6534000

от реализации продукции 3250800 3018600 4374000 5076000

от возврата дебиторской задолженности 198000 1083600 1006200 1458000

ВСЕГО ДОХОДОВ 3448800 4102200 5380200 6534000

РАСХОДЫ

Расходы на основные материалы, в т.ч.: 613382,4 850141,4 1083694,1 1260967,7

оплата основных материалов 557222,4 611331,8 821694,7 908812,8

возврат кредиторской задолженности 56160 238809,6 261999,4 352154,9

Расходы на заработную плату, в т.ч. : 848160 803520 996480 1114560

оплата труда 596160 604800 794880 849600

21

Продолжение таблицы 15

1 2 3 4 5

выполнение текущих обязательств по оплате труда 252000 198720 201600 264960

Пр оизводственно -наклад ные расход ы, в т.ч. : 502824 505704 569064 587304

Расходы на сбыт и управление, в т.ч. : 908112 877944 932160 960240

комиссионные 130032 120744 174960 203040

заработная плата управленческого и маркетингового персонала 604800 604800 604800 604800

арендная плата 81000 81000 81000 81000

командировочные 31200 31200 31200 31200

реклама 12600 12600 12600 12600

другие расходы 13200 13200 13200 13200

оплата коммунальных услуг 11520 11520 11520 11520

возврат кредиторской задолженности за коммунальные услуги 23760 2880 2880 2880

Расходы по налогу на прибыль 285030,38 264671,07 383512,64

ВСЕГО РАСХОДОВ 2872478,4 3322339,78 3846069,17 4306584,34

БЮДЖЕТНЫЙ дефицит (ПРОФИЦИТ) 576321,6 779860,22 1534130,83 2227415,66

* Рассчитано авторами

VIII. Далее в процессе бюджетирования осуществляется расчет единицы себестоимости продукции, который представлен в таблице 16.

Таблица 16. Расчет себестоимости единицы продукции *

Статьи Количество Норма Всего, руб.

Затраты на единицу продукции:

основные материалы 4 2,15 8,62

затраты прямого труда 2,5 3,2 8,00

накладные затраты 2,5 2,28 5,70

Себестоимость единицы продукции 22,32

* Рассчитано авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX. Составление планового отчета о финансовых результатах (плановый отчет о прибыли) — следующий этап процесса бюджетирования на предприятии. Расчет планового отчета о финансовых результатах представлен в таблице 17.

Таблица 17. Плановый отчет о финансовых результатах, руб. *

№ п/п Показатели Сумма

1 2 3

1. Выручка от реализованной продукции 20959200,0

2. Себестоимость реализованной продукции 10314233,3

3. Валовая прибыль 10644966,7

4. Управленческие и маркетинговые затраты 3753576,0

5. Прибыль (убыток) от продаж 6891390,7

6. Выплата процентов за кредит —

22

Продолжение таблицы 17

1 2 3

7. Прибыль (убыток) до налогообложения 6891390,7

8. Налог на прибыль 1378278,14

9. Чистая прибыль (убыток) 5513112,56

* Рассчитано авторами

X. Следующий этап построения бюджета — составление планового отчета о движении денежных средств (табл. 18).

Таблица 18. Плановый отчет о движении денежных средств, руб. *

№ п/п Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1. Денежные средства на начало планового периода 1800000,00 1415921,85 1218210,82 2282403,71

2. Поступления денежных средств:

от потребителей 3448800,00 4102200,00 5380200,00 6534000,00

3. Денежные средства в распоряжении 5248800,00 5518121,85 6598410,82 8816403,71

4. Расходование денежных средств:

на основные материалы 613382,40 850141,44 1083694,08 1260967,68

на оплату труда основного персонала 848160,00 803520,00 996480,00 1114560,00

производственные накладные затраты 502824,00 505704,00 569064,00 587304,00

затраты на сбыт и управление 912511,75 881515,20 932097,97 952331,08

налог на прибыль 285030,38 264671,07 383512,64

покупка оборудования 774000,00 792000,00 288000,00 756000,00

дивиденды 182000,00 182000,00 182000,00 182000,00

5. Всего денежных выплат 3832878,15 4299911,02 4316007,12 5236675,40

6. Избыток (дефицит) денежных средств 1415921,85 1218210,82 2282403,71 3579728,31

* Рассчитано авторами

XI. Предпоследний этап процесса бюджетирования — построение расчетного баланса планового периода, который представлен в таблице 19.

Таким образом, фундаментальное уравнение бухгалтерского учета при построении расчетного баланса соблюдается. Можно заключить, что процесс бюджетирования осуществлен верно.

Бюджетирование — процесс длительный и трудоемкий. Как видно, из примера, показатели всех планов, смет и отчетов, так или иначе связаны между собой. Поэтому для предприятия рационально разработать и использовать специальную компьютерную программу. Однако, если такой программы нет, тогда можно прибегнуть к продукту Microsoft Office Excel, с помощью которого производились расчеты вышеприведенного примера.

Предложенную методику процесса бюджетирования можно использовать в деятельности предприятия. Однако она является базовой для всех предприятий и не может учитывать все нюансы деятельности каждого из них. Поэтому, при практическом применении данной технологии построения бюджета, ответственные лица должны корректировать ее, согласно особенностям деятельности своего предприятия.

23

Таблица 19. Баланс предприятия на начало и конец планового периода *

Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года

Внеоборотные активы Капитал и резервы

Незавершенное производство Уставный капитал 8077059 8077059

Основные средства: Нераспределенная прибыль 28080 4813192,56

Остаточная стоимость 6600000 8574000 Всего капитал и резервы 8105139 12890251,56

Накопленная амортизация (износ) 1400000 2036000 Долгосрочные обязательства

Первоначальная стоимость 8000000 10610000 Долгосрочные кредиты банков 550000 550000

Всего внеоборотные активы 6600000 8574000 Всего долгосрочные обязательства 550000 550000

Оборотные активы: Краткосрочные обязательства

Денежные средства 1800000 3579728,31 Кредиторская задолженность 79920 837435,25

Счета дебиторов 198000 1692000 за сырье и материалы 56160 389491,2

Запасы сырья 71539 125856 за коммунальные услуги 23760 2880,00

Запасы готовой продукции 317520 589302,5 по налогу на прибыль 445064,05

Всего оборотные активы 2387059 5986886,81 Текущие обязательства по оплате труда 252000 283200,

БАЛАНС 8987059 14560886,81 Всего краткосрочные обязательства 331920 1120635,25

БАЛАНС 8987059 14560886,81

* Рассчитано авторами

ВЫВОДЫ

В процессе анализа литературных источников и практического применения методик финансового планирования, применения компьютерных программ, изучения отчётности предприятия было ракрыто значение бюджетирования для обеспечения эффективной деятельности субъектов хозяйствования.

В ходе проведенного исследования, была рассмотрена отчётность предприятия и на её основе разработана технология построения бюджета на предприятии. Процесс бюджетирования был рассмотрен поэтапно, на каждой стадии финансового планирования были отмечены его особенности. Предложенная методика содержит элементы универсальности, однако, учитывая, что каждый вид деятельности субъекта хозяйствования имеет свою специфику, при использовании данной технологии целесообразно вносить коррективы для её более успешного применения. Для построения бюджета более рациональным будет использование автоматизированных систем, которые значительно облегчат вычисления и сведут к минимуму ошибки на всех стадиях расчетов.

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. — М.: Сектор, 2014. — 240 с.

2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. — М.: Сектор, 2011. — 672 с.

3. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. — М.: Сектор, 2011. — 670 с.

4. Блажевич О.Г. Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (Часть I) / О.Г. Блажевич, В.В. Шальнева, Н.А. Кирильчук, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции». — 2017. — № 1 (38). — С. 17-29.

5. Блажевич О.Г. Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (Часть II) / О.Г. Блажевич, В .В. Шальнева, Н.А. Кирильчук, Н. С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 2 (39). — С. 5-20.

6. Блажевич О.Г. Анализ формирования доходов предприятия и оценка их достаточности / О.Г. Блажевич, Н.А. Кирильчук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — N° 3 (40). — С. 23-31.

7. Воробьев Ю.Н. Планирование операционных затрат предприятия / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2013. —№ 5 (24). — С. 108-112.

8. Кушнир И.В. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: be5.biz/ekonomika/ e011/33.htm (дата обращения: 10.08-12.08.2021).

9. Наумов, А.Р. Финансовое планирование на предприятии / А.Р. Наумов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 163-166. — Режим доступа moluch.ru/archive/255/58496/ (дата обращения: 10.08-12.08.2021).

10. Сафонова Н.С. Методика планирования выручки от реализации продукции / Н.С. Сафонова, О.Г. Блажевич, Е.А. Мурашова // Science Time. — 2016. — № 7 (31). — С. 222-229.

11. Сафонова Н.С. Сущность, классификация и особенности управления оборотными активами предприятия / Н.С. Сафонова, О.Г. Блажевич, А.С. Гнездилова // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 8 (9). — С. 192-201.

12. Шальнева В.В. Сущность и методы финансового планирования / В.В. Шальнева // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. — С. 152-154.

13. Шальнева В.В. Оценка эффективности бизнес-плана на предприятии / В.В. Шальнева, А.И. Кириенкова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 2 (35). — С. 67-71.

14. Шептиева О.Е. Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях / О.Е. Шепти-ева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2-3. — С. 148-152.

SPtSOKLTTERATURY

1. Biznes-plany. Polnoye spravochnoye rukovodstvo / Pod red. I.M. Stepnova. — M. : Sektor, 2014. — 240 s.

2. Biznes-planirovaniye: Uchebnik / Pod red. VM. Popova, S.I. Lyapunova. — M.: Sektor, 2011. — 672 s.

3. Biznes-planirovaniye. Uchebnik dlya vuzov / V.M. Popov, S.I. Lyapunov, S.Yu. Murtuzaliyeva. — M.: Sektor, 2011. — 670 s.

4. Blazhevich O.G. Byudzhetirovaniye kak sostavnaya chast' finansovogo planirovaniya deyatel'nosti predpriyatiya (Chast' I) / O.G. Blazhevich, V.V Shal'neva, N.A. Kiril'chuk, N.S. Safonova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii». — 2017. — № 1 (38). — S. 17-29.

5. Blazhevich O.G. Byudzhetirovaniye kak sostavnaya chast' finansovogo planirovaniya deyatel'nosti predpriyatiya (Chast' II) / O.G. Blazhevich, V.V. Shal'neva, N.A. Kiril'chuk, N.S. Safonova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 2 (39). — S. 5-20.

6. Blazhevich O.G. Analiz formirovaniya dokhodov predpriyatiya i otsenka ikh dostatochnosti / O.G. Blazhevich, N.A. Kiril'chuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 3 (40). — S. 23-31.

7. Vorobyоv Yu.N. Planirovaniye operatsionnykh zatrat predpriyatiya / Yu.N. Vorobyоv // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2013. —№ 5 (24). — S. 108-112.

8. Kushnir I.V. Planirovaniye na predpriyatii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: be5.biz/ekonomika/e011/ 33.htm (data obrashcheniya: 10.08-12.08.2021).

9. Naumov, A.R. Finansovoye planirovaniye na predpriyatii / A.R. Naumov [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. — 2019. — № 17 (255). — S. 163-166. — Rezhim dostupa moluch.ru/archive/255/58496/ (data obrashcheniya: 10.08-12.08.2021).

10. Safonova N.S. Metodika planirovaniya vyruchki ot realizatsii produktsii / N.S. Safonova, O.G. Blazhevich, Ye.A. Murashova // Science Time. — 2016. — № 7 (31). — S. 222-229.

11. Safonova N.S. Sushchnost', klassifikatsiya i osobennosti upravleniya oborotnymi aktivami predpriyatiya / N.S. Safonova, O.G. Blazhevich, A.S. Gnezdilova // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — № 8 (9). — S. 192-201.

25

12. Shalneva VV. Sushchnost' i metody finansovogo planirovaniya / V.V. Shalneva // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 13 chastyakh. — Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2015. — S. 152-154.

13. Shalneva V.V. Otsenka effektivnosti biznes-plana na predpriyatii / VV Shalneva, A.I. Kiriyenkova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — N° 2 (35). — S. 67-71.

14. Sheptiyeva O.Ye. Sovershenstvovaniye sistemy finansovogo planirovaniya na predpriyatiyakh / O.Ye. Sheptiyeva // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2016. — № 2-3. — S. 148-152.

Статья поступила в редакцию 14 сентября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.