Научная статья на тему 'Практическое приложение метода конечных элементов к расчетам напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций'

Практическое приложение метода конечных элементов к расчетам напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
258
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМОГРУНТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / ГЕОМАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Журавлев И. Н.

Рассмотрены как теоретические предпосылки к применению метода конечных элементов при расчетах армогрунтовых конструкций, так и практические задачи, с необходимостью решения которых сталкивается исследователь (особенности создания и корректировки конечно-элементной сетки, моделирования армирующего слоя, сбора нагрузок, учета нелинейности зависимости между напряжениями и деформациями, представления результатов расчета). Выполнен ряд многовариантных расчетов напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций с армирующими слоями геоматериалов. В качестве примера приводится расчетная схема и полученные аналитическим способом результаты распределения вертикальных напряжений для реального участка железнодорожного земляного полотна. Результаты исследования показали, что расчеты напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций для практических целей возможно выполнять с помощью метода конечных элементов, опираясь на изложенные в статье рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Журавлев И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical application of a finite-element method to the calculations of stress-strain state of reinforced ground structures

In the present article theoretical background for application of a final-element method at calculations of reinforced structures, as well as practical tasks (including details of creation and correction of a final-element scheme, modeling a reinforcing layer, loads collecting, incorporating of nonlinearity of relationship between tension and deformations, representations of calculation results) to be solved by researcher in the course of the works, are considered. Based on of the provisions, preconditions and assumptions stated in the article, a number of multiple-path calculations of stress-strain state of reinforced ground structures with reinforcing layers of geomaterials was executed. A calculation model and predicted results of vertical tension distribution for real section of railway bed are given as an example. Research results showed that defining the stress-strain state of reinforced ground structures for practical purposes is possible to perform with application of a finite-element method, being guided by the recommendations stated in the article.

Текст научной работы на тему «Практическое приложение метода конечных элементов к расчетам напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций»

УДК 625.12

И. Н. Журавлев

Петербургский государственный университет путей сообщения

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ К РАСЧЕТАМ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ АРМОГРУНТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Рассмотрены как теоретические предпосылки к применению метода конечных элементов при расчетах армогрунтовых конструкций, так и практические задачи, с необходимостью решения которых сталкивается исследователь (особенности создания и корректировки конечно-элементной сетки, моделирования армирующего слоя, сбора нагрузок, учета нелинейности зависимости между напряжениями и деформациями, представления результатов расчета).

Выполнен ряд многовариантных расчетов напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций с армирующими слоями геоматериалов. В качестве примера приводится расчетная схема и полученные аналитическим способом результаты распределения вертикальных напряжений для реального участка железнодорожного земляного полотна.

Результаты исследования показали, что расчеты напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций для практических целей возможно выполнять с помощью метода конечных элементов, опираясь на изложенные в статье рекомендации.

армогрунтовая конструкция, метод конечных элементов, напряженно-деформированное состояние, геоматериал.

Введение

Одним из наиболее эффективных методов расчета напряженно-деформированного состояния в различных задачах механики деформируемого тела является метод конечных элементов. При использовании метода конечных элементов исследуемый объект условно разбивается на небольшие части -конечные элементы, вплотную прилегающие друг к другу и шарнирно скрепленные между собой в вершинах этих элементов. Каждый элемент включает некоторое количество узловых точек. Применение метода конечных элементов позволяет вычислять искомые функции в этих узлах.

С другой стороны, разработка методик расчета, создание универсальных расчетных моделей, алгоритмов и компьютерных программ для расчета реальных армогрунтовых конструкций весьма актуальны, например, для

26

практических целей железнодорожного строительства, особенно в условиях постоянно повышающихся требований к прочности и устойчивости железнодорожного земляного полотна.

Возможности современной вычислительной техники позволяют быстро и эффективно реализовать методики расчета, основанные на применении метода конечных элементов и адаптированные для решения ряда сложных инженерных задач, в том числе для определения напряженно-деформированного состояния таких специфических объектов, как армогрунтовые конструкции.

1 Особенности расчета напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций методом конечных элементов

Возможность практического приложения метода конечных элементов к расчетам напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций базируется на следующих положениях и предпосылках:

- для анализа напряженно-деформированного состояния в ограниченном диапазоне действующих нагрузок применима теория линейного деформирования;

- учет нелинейности деформативных свойств грунта возможен путем их корректировки при повторных решениях в ходе расчета;

- при практических расчетах определение напряжений и деформаций армогрунтовых конструкций возможно в условиях плоской задачи теории упругости, что приводит к упрощению расчета методом конечных элементов;

- в упругом состоянии грунтовая среда подчиняется закону Гука;

- численное решение реализуется в соответствии с вариационным принципом Лагранжа, когда на действительных перемещениях полная потенциальная энергия рассматриваемого объема грунтовой среды достигает минимума;

- армирующая прослойка учитывается путем введения в расчетную схему фиктивного эквивалентного слоя с геометрическими и деформационными характеристиками, полученными на основе результатов штамповых испытаний [1].

При расчетах напряженно-деформированного состояния основными задачами, от решения которых зависит достоверность результатов и их адекватность реальным условиям, являются:

- определение геометрических характеристик рассматриваемой армогрунтовой конструкции;

- определение деформационных характеристик грунтовых материалов, подлежащих расчету;

27

- учет особенностей армирования грунта;

- определение величины и характера действующих нагрузок;

- установление требуемой точности расчетов.

Поскольку армогрунтовая конструкция представляет собой неоднородный объект, состоящий из слоев грунта и армирующих элементов, которыми являются слои геоматериала, важнейшей задачей становится правильная разбивка конструкции на конечные элементы. Разбивку на элементы следует производить таким образом, чтобы в пределах одного элемента деформационные свойства материалов были постоянными. Исследуемый объект разбивается на элементы со сгущением конечно-элементной сетки в местах ожидаемых максимальных значений напряжений и перемещений, размеры элементов в таких зонах следует принимать минимальными. Границы исследуемой области должны быть удалены от места приложения нагрузки настолько, чтобы граничные условия, с одной стороны, не вносили искажений в напряженно-деформированное состояние армогрунтовой конструкции, а с другой стороны, не приводили к неоправданному усложнению расчетов и обработки результатов.

При расчетах напряженно-деформированнного состояния железнодорожного земляного полотна (рис. 1) разбивка на элементы осуществлялась со сгущением конечно-элементной сетки в следующих наиболее характерных зонах: по оси абсцисс - в подрельсовых сечениях, под торцом шпалы, по оси пути, по границе слоя георешетки; по оси ординат - в верхней части земляного полотна и особенно в уровне основной площадки, что связано, в первую очередь, с месторасположением армирующей прослойки и с задачами расчета. В качестве граничных условий принят запрет горизонтальных перемещений крайних узлов нижней границы основания, а также запрет вертикальных перемещений узлов нижней границы основания земляного полотна.

При расчетах напряженно-деформированного состояния таких специфических объектов, как армогрунтовые конструкции, особое внимание следует обратить на способ введения в расчетную схему слоев армирующего геоматериала. Армирующая прослойка может иметь достаточно малую толщину, но при этом значительно улучшать деформативные свойства армогрунтовой конструкции, как, например, при армировании плоскостными георешетками [1, 2, 3]. Введение в расчетную схему слоя малой толщины с модулем деформации материала, из которого изготовлена данная георешетка, не приводит к достоверным результатам. Моделирование армирующих функций геоматериала возможно введением в расчет условно однородного эквивалентного слоя, заменяющего по своему воздействию на напряженнодеформированное состояние армогрунтовой конструкции воздействие геоматериала. Геометрические и деформационные характеристики эквивалентного слоя при этом следует определять в условиях, соответствующих расчетным (вид армирующего геоматериала, вид грунта, диапазон нагрузок) [4].

28

Все виды нагрузок, действующих на рассматриваемую армогрунтовую конструкцию, в том числе распределенные нагрузки, наклонные нагрузки, следует приводить к равнодействующим сосредоточенным силам, приложенным в узлах и разложенным на составляющие, параллельные осям координат.

При использовании метода конечных элементов для расчетов армогрунтовых конструкций важную роль играет также точное определение прочностных и деформационных характеристик грунтов, от них во многом зависит напряжённо-деформированное состояние реальной конструкции.

Повторные решения применяются при изменении густоты конечно-элементной сетки на локальных участках или при необходимости корректировки деформационных характеристик грунтов.

Изменение густоты конечно-элементной сетки следует применять, в частности, когда заранее не известны зоны армогрунтовой конструкции, в которых необходимо более детальное определение напряженно-деформированного состояния. В таких случаях задача решается поэтапно: первоначально с использованием грубой сетки разбивки, затем в локализованной зоне армогрунтовой конструкции; на основе предыдущих решений напряженнодеформированное состояние определяется при более «густой» конечно-элементной сетке.

Применение математического аппарата теории упругости возможно только в условиях линейной зависимости между напряжениями и деформациями во всем диапазоне рассматриваемых нагрузок, а поскольку для грунтовой среды данное условие справедливо лишь в ограниченном диапазоне нагрузок, задача также решается поэтапно, итерационным методом.

Учет нелинейности зависимости между напряжениями и деформациями заключается в последовательной корректировке деформационных характеристик. На первом этапе задача решается при определенных деформационных характеристиках, после чего анализируются результаты расчета напряженно-деформированного состояния и данные имеющихся зависимостей величины относительной деформации от величины действующих напряжений. Затем производится корректировка деформационных характеристик для соответствующих зон армогрунтовой конструкции, выполняется новый расчет, определяется и анализируется напряженно-деформированное состояние армогрунтовой конструкции. Расчет повторяется до тех пор, пока во всех зонах исследуемой конструкции не будет достигнуто соответствие деформационных характеристик грунтов величине действующих напряжений.

При расчетах напряженно-деформированного состояния методом конечных элементов важен выбор способа представления результатов расчета. Поскольку напряжения и деформации в пределах каждого элемента постоянны и могут быть отнесены к любой точке данного элемента, для грубых конечно-элементных сеток мы можем получить большие погрешности при представлении результатов расчета. В качестве примеров можно привести

29

способ приведения результатов к центрам тяжести элементов, к узловым точкам; с осреднением по формулам среднего арифметического, среднего взвешенного по площадям элементов и т. д.

2 Расчет напряженно-деформированного состояния

армогрунтовых конструкций методом конечных элементов

На основании вышеизложенных положений, предпосылок и допущений, с учетом указанных особенностей, был выполнен ряд расчетов напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций с армирующими слоями геоматериалов, в том числе для реального участка железнодорожного земляного полотна. На рис. 1 в качестве примера приведена расчетная схема определения напряженно-деформированного состояния армированного геоматериалом земляного полотна.

В результате многовариантных расчетов аналитическим методом определено напряженно-деформированное состояние земляного полотна при армировании грунтов основной площадки геоматериалом. Получены зависимости распределения вертикальных (рис. 2) и горизонтальных напряжений на уровне основной площадки земляного полотна, определено изменение напряженно-деформированнного состояния при расположении армирующей прослойки на различной глубине, в зависимости от вида армируемого грунта и качества его уплотнения, количества слоев и расстояния между слоями геоматериала, величины и характера подвижной нагрузки. Выполнен сравнительный анализ напряженно-деформированного состояния основной площадки земляного полотна до и после армирования геоматериалом.

Сопоставление результатов аналитического расчета напряженно-деформированного состояния армированного земляного полотна методом конечных элементов с данными натурных экспериментальных работ показало высокую степень сходимости.

Заключение

Результаты исследования показали, что аналитическое определение полных и динамических напряжений и деформаций армогрунтовых конструкций для практических целей возможно выполнять методом конечных элементов в условиях плоской задачи теории упругости. При этом деформационные характеристики составляющих слоев армогрунтовой конструкции следует принимать с учетом нелинейного характера зависимости напряжения-деформации, а учет в расчетной схеме армирующих функций геоматериала возможно производить при помощи эквивалентного слоя, с характеристиками, полученными на основе результатов штамповых испытаний [4, 5].

30

Рис. 1. Определение напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций методом конечных элементов (расчетная схема определения напряженно-деформированного состояния армированного земляного полотна)

со

Номер

узла

X, м

Величина напряжений, кг/см2

СО

м

Рис. 2. Определение напряженно-деформированного состояния армогрунтовых конструкций методом конечных элементов (зависимость распределения вертикальных напряжений на уровне основной площадки армированного земляного полотна)

Библиографический список

1. Исследования эффективности применения современных геоматериалов в конструкции железнодорожного пути / А. В. Петряев, И. Н. Журавлев // Исследования и разработки ресурсосберегающих технологий на ж.-д. транспорте : Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. - Вып. 21. - Самара : СамИИТ, 2001. - С. 319.

2. Современные геоматериалы, модельные испытания в лабораторных условиях / А. В. Петряев, И. Н. Журавлев // Современные проблемы и прогрессивные технологии в путевом хозяйстве Окт. ж. д. : тезисы докладов 43-й научно-технической конференции. -СПб. : ПГУПС, 2001. - С. 119-122.

3. Комплексные исследования по определению эффективности применения современных геоматериалов в конструкциях усиления земляного полотна / Е. С. Свинцов, И. Н. Журавлев // Использование современных геоматериалов в строительстве новых и реконструируемых транспортных объектов : сборник трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - СПб., 2002. - С. 20-23.

4. Оценка влияния геоматериалов на деформативность грунтовых массивов и разработка способа моделирования армирующих свойств геоматериалов / И. Н. Журавлев // Проблемы развития сети железных дорог» : межвузовский сборник научных трудов. -Хабаровск : ДВГУПС, 2006. - С. 102-105.

5. Лабораторные испытания армогрунтовых конструкций / И. Н. Журавлев // Бюллетень результатов научных исследований. - Вып. 4 (3). - 2012. - С. 57-62 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.research-bulletin.org (дата обращения - 22.11.2012).

© Журавлев И. Н., 2013

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.