Практическое бизнес-планирование Practical business planning
УДК 658.8
Бекмурзаев Иса Дуквахович,
к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Россия, Грозный
Bekmurzaev Isa Dukvahovich,
Ph.D., Associate Professor, FGBOU VO Chechen State University, Russia, Grozny
Аннотация: В работе даны практические рекомендации бизнес-планирования. Старайтесь следовать приведенным ниже принципам, и вы не упустите ни одного важного момента, касающегося вашего бизнеса. В работе исследовано, что должен показать бизнес-план. Проведен системный анализ основных составляющих бизнес-плана. Сделаны соответствующие выводы.
Summary: The work gives practical recommendations for business planning. Try to follow the principles listed below, and you will not miss a single important moment regarding your business. The paper explores what the business plan should show. A systematic analysis of the main components of the business plan was carried out. The corresponding conclusions are drawn.
Ключевые слова: бизнес, рынок, анализ, финансы, бизнес-план, управление, планирование, идея, команда, стратегия, успех, элемент, маркетинг, проект, предприятие, цель, доход.
Keywords: business, market, analysis, finance, business plan, management, planning, idea, team, strategy, success, element, marketing, project, enterprise, purpose, revenue.
Бизнес-планирование, вероятно, является наиболее важным элементом успешного бизнеса. Он также является элементом, которым многие бизнесмены пренебрегают или уделяют ему слишком мало времени. Почему? Потому что над этим нужно много работать, а когда Вы находитесь на пути создания нового предприятия, наверняка, существуют более актуальные и захватывающие вещи, которые нужно сделать.
Да, поиск площадей под аренду может быть очень важен. Также, важным является определение того, какую плату взимать со своих клиентов. Но если Вы не будете делать эти
вещи в контексте общей картины - всего бизнес плана - Вы можете пропустить критические детали, которые обрекут все Ваше предприятие на провал.
Некоторые люди считают, что написание бизнес-плана необходимо лишь для того, чтобы получить финансирование от банкира или инвестора: этого может быть недостаточно. Бизнес-план - это гораздо больше, чем навороченный инструмент продаж. Он является мощным инструментом управления, который поможет Вам сосредоточиться на Ваших целях, поставленных задачах и избежать возможных ошибок. Процесс написания бизнес-плана заставляет рассматривать все аспекты начала Вашего бизнеса или перехода его на следующий этап; от определения возможностей, изучения рисков до ввода цифр.
В итоге бизнес-план заставляет Вас думать количественно и качественно, о том, почему, что и как Вы должны делать, чтобы продолжить. Это поможет Вам думать о максимумах и минимумах, преимуществах и недостатках, потенциале для достижения успеха и для провала. Хотя возможно иметь успешный бизнес и без бизнес-плана, более вероятно, что без умения планировать Вы не сможете добиться успеха.
Конечно, глядя на Вашу бизнес идею в деталях, Вы можете обнаружить, что она просто не складывается. Разочарование, как это может быть, лучше обнаружить на бумаге, чем страдать от последствий нахождения его на практике.
Бизнес-планирование одинаково важно как для новых проектов, так и для новых предприятий. В этом контексте «бизнес-план» как правило, называется «бизнес-кейс». Дисциплина оправдывает то, что Вы будете делать для того, чтобы это было достигнуто, и как Вы будете это делать, чтобы значительно увеличит шансы на успех Вашего проекта.
Что покажет бизнес-план Бизнес-план поможет Вам изучить Ваши бизнес концепции и идеи для жизнеспособности и устойчивости. Попутно Вы будете находить бесценные сведения, которые будете использовать снова и снова.
Вот десять лучших открытий, которые Вы будете делать, составляя свой бизнес-план:
- Именно то, что Ваш бизнес будет представлять.
- Кто Ваши клиенты и как Вы можете удовлетворить их потребности.
- Кто Ваши конкуренты, и каковы их слабые и сильные стороны.
- Потенциальные препятствия на пути к Вашему успеху.
- Возможности Вашей основной бизнес команды.
- Чёткую стратегию маркетинга, чтобы захватить свою долю рынка.
- Ориентиры и задачи.
- Финансовые прогнозы и возврат инвестиций.
- Сколько денег нужно для старта.
- Что Ваши инвесторы получат от сделки.
Что входит в бизнес-план Хороший бизнес-план содержит мечты и идеи, которые опираются на цифры и факты, и это, как правило, представлено в довольно стандартном формате. Следующие восемь элементов являются общими разделами бизнес-плана - когда у Вас будет достаточно деталей для каждого из этих элементов, Вы будете иметь основу для всестороннего и полного бизнес-плана [12].
- Краткое содержание
- Бизнес обзор
- Товары и услуги
- Промышленность/Обзор рынка
- Маркетинговая стратегия и план её реализации
- Действующая инфраструктура
- Основная команда управления
- Финансовый план
Каждый из этих пунктов описывается кратко в разделах ниже. Совет:
В зависимости от характера Вашего бизнеса и Ваших собственных знаний, возможно, потребуется обратиться за помощью и опытом других людей, чтобы построить Ваш бизнес-план, например, в области маркетинга или финансового планирования. Мы предоставляем ссылки на дополнительные ресурсы, чтобы предоставить более подробную информацию в Вашем бизнес планировании.
Краткое содержание
Это первое, что люди читают, и это последнее, что Вам нужно подготовить. Целью этого раздела является подведение итога всего Вашего плана таким образом, чтобы не оставить сомнений в жизнеспособности и рентабельности Вашего бизнеса, и способности им управлять. Резюме может быть от нескольких абзацев до двух страниц. Независимо от длины, в нём должны быть выделены ключевые моменты и выводы из последующих разделов в Вашем бизнес-плане.
Бизнес обзор
Целью бизнес обзора является предоставление читателям общего представления о том, что Вы намерены сделать, и дать рассмотреть более подробно Ваши виденья. Более детальную информацию Вы должны предоставить о:
- Истории - что привело Вас к идее и этой бизнес концепции?
- Формулировки миссии - чего Вы достигнете в бизнесе?
- Целях и задачах - чего Вы добьетесь в первый год и в долгосрочной перспективе?
- Собственности - Вы собственник, партнер или корпорация?
- Источники - какие средства будут использованы в бизнесе?
- Товары/Услуги
Большинство компаний продают товары или оказывают услуги. В этом разделе Ваша задача определить, что Вы предлагаете Вашим клиентам, и чем Ваше предложение отличается или уникально. Он включает в себя:
a. Продукты и/или услуги - что Вы продаете и/или предоставляете?
b. Производство и/или служба доставки - как Вы будете приобретать или предоставлять эти товары или услуги?
c. Конкурентное сравнение - почему клиенты будут покупать именно Вашу продукцию, а не кого-то другого (это действительно важно).
d. Будущие продукты и услуги - как Вы планируете развивать и совершенствовать Ваши продукты/услуги в период следующих пяти лет?
Промышленность/Обзор рынка Этот раздел представляет собой сводку исследования рынка, чтобы определить, является ли Ваша идея прибыльной и устойчивой. Здесь определяется отрасль, обсуждаются тенденции, излагаются существующие потребности клиентов/рынка, исследуется поведение потребителя и также рассматриваются конкурентные перспективы на рынке [8].
Для этого пункта, безусловно, потребуется провести некоторые исследования рынка. Это позволит Вам поддержать Ваше предложение с помощью доказательств. Маркетинговые вопросы Вашего исследования должны учитывать:
I. Анализ промышленности - что в этой отрасли происходит сейчас, и какие изменения возможны в будущем? Хорошим способом для этого анализа является PEST анализ — инструмент, который рассматривает политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы.
II. Другой способ заключается в использовании Анализа пяти сил Портера, который поможет Вам подумать о балансе сил в отрасли.
III. Анализ рынка - каковы характеристики рынка, в котором Вы работаете, какие потребности клиентов выполняются, и как этот рынок и эти потребности могут быть разделены?
IV. Тенденции и перспективы - какое изменение потребительского поведения может повлиять на Ваш бизнес?
V. Поведение покупателей - как делаются покупки, и что влияет на решение о покупке.
VI. Участники отрасли - каковы основные характеристики основных игроков в Вашей отрасли? Рассмотрите возможность использования SWOT анализа, чтобы понять их слабые и сильные стороны, возможности и угрозы с которыми они сталкиваются.
VII. Анализ конкурентоспособности - как Вы предложите принципиально другой товар или услугу, чтобы убедить клиентов покупать у Вас, а не у уже сложившихся конкурентов. Рассмотрите использование USP анализа, чтобы подумать о своей конкурентной позиции.
Маркетинговая стратегия Данные из Вашего анализа рынка теперь могут быть использованы для разработки маркетинговой стратегии, и определить, как Вы будете продавать свой продукт и кому.
Начните с использования SWOT анализа снова, только теперь направленного на себя. Каковы слабые и сильные стороны, возможности и угрозы с которыми может столкнуться предприятие? Этот анализ показывает, как Вы можете распределить свои силы и доступные возможности и к каким непредвиденным обстоятельствам Вы должны подготовиться, чтобы справиться с угрозами и слабостями, которые Вы определили [15].
Рынок сбыта - Каков Ваш идеальный клиент? Какие именно потребности Вы выполняете? И, соответственно, в каком сегменте рынка Вы будете работать? Есть ли определенная ниша, которую Вы можете использовать?
Основные конкуренты- Кто еще с Вами претендует на один целевой рынок? Конкурентная позиция - Как Вы объясните, почему люди должны покупать именно у Вас? И где Вам нужно об этом сообщить?
Ценовая стратегия - Какая цена привлечёт Ваших целевых клиентов? Какая цена даст Вам большую прибыль?
Стратегия продвижения - Как Вы будете продавать Ваш бренд? Где Вы будете продавать?
Оперативная инфраструктура В этом разделе Вы определите такие детали как оборудование и помещения, которые Вы будете использовать для создания товара или обслуживания клиентов. В зависимости от характера Вашего бизнеса, они будут включать все или некоторые из них:
- Помещения - офисы, мастерские и складские помещения.
- Оборудования и техника.
- ИТ ресурсы - Программное и аппаратное обеспечение, в том числе бухгалтерские системы.
Вы также должны включить сведенья об основных поставщиках, ключевых видах сырья, а также информацию о характере соглашений со сторонними организациями, на услуги которых Вы будете полагаться.
Основная команда управления Здесь Вы исследуете свой талант и способность управлять бизнесом. Данный раздел включает обзор основных людей, которые изо дня в день вносят вклад в управление Вашим бизнесом:
- Как Ваша квалификация или приобретенный ранее опыт помогут в этом бизнесе?
- Кто будет в команде управления? Включите организационную схему.
- Какова Ваша философия управления?
- Какие слабые стороны есть у Вас и у Вашей команды? Как Вы можете их компенсировать?
- Каковы обязанности у Вашей команды? Они чётко определены?
- Есть ли у Вас потребность в персонале? Если да, то какой у Вас план по его привлечению и обучению?
Финансовый план
Не позволяйте цифрам напугать Вас - чтобы быть бизнесменом не обязательно быть бухгалтером, но Вы должны понимать, что Вы считаете и откуда взялись эти цифры. Ваши финансовые документы покажут Вам, будет ли то, что Вы намереваетесь сделать в конечном итоге, прибыльным. Убедитесь, что Вы покрываете:
a) Стартовые фонды - у Вас достаточно капитала, чтобы поддерживать бизнес пока Вы не начнёте достигать положительного денежного потока?
b) Текущий бюджет - где Вы будете тратить Ваши деньги в течении первого года? 0 Финансовые допущения - на чём Вы основываете Ваши прогнозируемые цифры?
d) Прогноз движения денежных средств - в зависимости от Ваших образовательных предположений, какие доходы и расходы Вы проецируете?
e) Сколько времени потребуется, чтобы достичь положительных денежных потоков и безубыточности?
Совет:
Если Вы не очень хорошо понимаете финансовое планирование, существует много источников помощи. Приобретите одну из многих великих книг по начинанию бизнеса или обратитесь за ресурсами и советом к менеджеру по малому бизнесу в одном из банков. Любой новый бизнес нуждается в хорошем финансовом планировании и хорошем текущем финансовом управлении, поэтому стоит потратить время, чтобы научиться этим навыкам или обратиться за помощью к эксперту в этом деле.
Ключевые моменты
Бизнес планирование является необходимым элементом при обдумывании нового венчурного бизнеса или проекта. Потратив время чтобы обнаружить все ключевые факты и цифры, описанных выше в семи пунктах бизнес планирования, Вы получите отличное понимание того, как Вы будете воплощать свои идеи в жизнь, и какую прибыль Вы получите от финансовых вложений. Если Ваш бизнес план не складывается, Вы можете его переориентировать сейчас, на бумаге, и определить разницу между успехом и неудачей.
Научившись навыкам бизнес планирования, Вы будете в отличной позиции для контроля и управления бизнес-планом, чтобы Ваш проект двигался вперёд. Ваш бизнес план необходимый фундамент: продолжайте основываться на нём, чтобы обеспечить успех Вашего бизнеса.
Список использованной литературы
1. Абакаров М.И., Алиева Х.Р., Гаджиев Г.Г., Алиев Р.Н., Арсаханова З.А., Исаев М.Г., Казиханов А.М., Магомедов Р.М., Мамбетова Ф.А., Нурекенов Н.Г., Нурекенова А.Н., Османов М.М., Скоблева Э.И., Султанов Г.С., Султанов Г.С., Тулейко Е.В., Султанова Э.А., Эскендеров А.Г., Янковская Д.Г. // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ // под редакцией Абакарова М.И. / УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации». Москва, 2016.
2. Абдулгалимов А.М., Арсаханова ЗА. // ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ — КЛЮЧ К ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ // Горизонты экономики. 2013. № 6-2 (12). С. 10-13.
3. Арсаханова ЗА. // СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 1. С. 53-57.
4. Арутюнян А.Э. // СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ // Электронный
мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 5. С. 36-44.
5. Асташкевич ПА. // ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ КОМПАНИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 2. С. 191-198.
6. Гипаев Р.В. // ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ИТ-СРЕДЫ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 2. С. 90-97.
7. Гипаев Р.В. // ИТ-МАНЕВРЕННОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО МАРКЕТИНГОВЫЕ ЗАДАЧИ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 4. С. 97-102.
8. Голубин С П. // МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ СРЕДСТВАМИ КОМПАНИИ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 4. С. 64-77.
9. Ермолаева А С. // ОБЛАЧНАЯ МОДЕЛЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МОЩНОСТЕЙ ПРОКЛАДЫВАЕТ ПУТЬ К ИННОВАЦИЯМ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 5. С. 446-452.
10. Козлов ЕВ. // МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РИСК-СИТУАЦИЙ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 4. С. 386-390.
11. Крашилин Ю.П. // БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИИ (КОМПАНИИ) И ЕГО ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 2. С. 109129.
12. Лагунова А.А., Пронина О.Ю., Баженов Р.И. // БИЗНЕС-КЕЙС ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА // Постулат. 2016. № 1 (1). С. 7.
13. Найденов Н.Д. // МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 3. С. 52-66.
14. Науразова Э.А. // СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. № 1. С. 31-35.
15. Рыжухина И.Ю. // ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНСТРУИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СУБЪЕКТА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. № 1. С. 61-66.
16. Фидельман Г.Н. // МЕНЕДЖМЕНТ СИСТЕМ: ВОПРОСЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РУКОВОДСТВО КОМПАНИИ // Стратегический менеджмент. 2012. № 3. С. 222-233.
17. Шакиров Ф.А. // ЗАКОНЫ БИЗНЕСА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. № 3. С. 311-322.
18. Шамилев СР. // АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 5. С. 474-496.
19. Шамилев СР. // БАНКИ, ПРОЦЕНТЫ, ПЛАТЕЖИ, МОДЕЛИ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 3. С. 283-289.
20. Шамилев СР. // МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 4. С. 364-385.
21. Шамилев СР. // ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РФ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 5. С. 1-21.
22. Шамилева Б.С. // ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 5. С. 208-227.
References
1. Abakarov MI, Alieva Kh.R., Gadzhiev GG, Aliev RN, Arsakhanova ZA, Isaev MG, Kazikhanov AM, Magomedov RM, Mambetova FA, Nurekenov NG, Nurekenova AN, Osmanov MM, Skobleva EI, Sultanov GS, Sultanov GS, Tuleiko EV, Sultanova E A.A., Eskenderov AG, Yankovskaya D.G. // CONTEMPORARY TRENDS IN ECONOMICS AND MANAGEMENT: PROBLEMS AND DIRECTIONS // edited by Abakarova M.I. / UDPO «Makhachkala Center for Advanced Studies». Moscow, 2016.
2. Abdulgalimov AM, Arsakhanova Z.A. // FORMATION OF THE HIGH-TECH TECHNOLOGY IN THE REGIONS — THE KEY TO THEIR SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT // Horizons of the economy. 2013. No. 6-2 (12). Pp. 10-13.
3. Arsakhanova ZA. // IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL SECURITY OF THE REGIONS // Scientific Review. Series 1: Economics and Law. 2010. № 1. P. 53-57.
4. Arutyunyan A.E. // SYSTEM-INFORMATIONAL ANALYSIS OF THE COMPANY'S EVOLUTION POTENTIAL // Electronic Multidisciplinary Scientific Journal with the Portal of International Scientific and Practical Conferences Internet Science. 2016. № 5. P. 36-44.
5. Astashkevich PA // FORMATION OF THE OPTIMAL PORTFOLIO OF COMPANY ORDERS (ENTERPRISES) IN DIFFERENT SITUATIONS // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 2. S. 191-198.
6. Gipaev R.V. // VIRTUALIZATION OF THE IT ENVIRONMENT, INFORMATION PROTECTION AND DETERMINED CHAOS // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 2. P. 90-97.
7. Gipaev R.V. // IT MANEUVERABILITY OF SMALL BUSINESS AND ITS MARKETING TASKS // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 4. P. 97-102.
8. Golubin S.P. // MODELS OF OPTIMUM MANAGEMENT OF FINANCIAL MEANS OF THE COMPANY // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 4. P. 64-77.
9. Ermolaeva AS. // THE CLOUDY MODEL OF CALCULATING CAPACITIES PASSES THE WAY TO INNOVATION // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 5. P. 446-452.
10. Kozlov E.V. // MODELING THE WORK OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF RISK SITUATIONS // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 4. S. 386-390.
11. Krasilin Yu.P. // BANKRUPTCY OF THE ORGANIZATION (COMPANY) AND ITS PROBABILISTIC ESTIMATION // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. No. 2. P. 109-129.
12. Lagunova AA, Pronina O.Yu., Bazhenov R.I. // BUSINESS CASE FOR IMPLEMENTATION OF THE ELECTRONIC DOCUMENT REFERENCE SYSTEM // Postulate. 2016. No. 1 (1). C. 7.
13. Naidenov N.D. // METHODOLOGICAL ASPECTS OF PLANNING // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 3. P. 52-66.
14. Nauryzova E.A. // COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MODELS OF INTELLECTUAL CAPITAL OF ENTERPRISE // Economy. Business. Computer science. 2017. № 1. P. 31-35.
15. Ryzhukhina I.Yu. // USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONSTRUCTION OF LIFE STRATEGIES OF THE SUBJECT // Economy. Business. Computer science. 2017. No. 1. P. 61-66.
16. Fidelman G.N. // MANAGEMENT SYSTEMS: QUESTIONS INTERESTED BY THE COMPANY'S MANAGEMENT // Strategic Management. 2012. № 3. P. 222-233.
17. Shakirov F A. // LAWS OF BUSINESS // Economics. Business. Computer science. 2016. № 3. P. 311-322.
18. Shamilev SR. // ADAPTIVE TESTING — SYSTEM PEDAGOGICAL AND TECHNOLOGICAL PROBLEM // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 5. S. 474-496.
19. Shamilev S R. // BANKS, INTEREST, PAYMENTS, MODELS // Economy. Business. Computer science. 2017. T. 3. No. 3. P. 283-289.
20. Shamilev S R. // MODELING OF THE REGIONAL INTELLECTUAL POTENTIAL // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 4. P. 364-385.
21. Shamilev SR. // PROJECT FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION: SPECIFICITY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 5. P. 1-21.
22. Shamilev BS // ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PROJECT FINANCING AS THE MECHANISM OF REALIZATION OF INVESTMENT PROJECTS // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2016. № 5. P. 208-227.