Научная статья на тему 'Практический опыт по развитию механизмов ценностно-смысловой регуляции у подростков (на основе работы медиастудии «Открытый мир»)'

Практический опыт по развитию механизмов ценностно-смысловой регуляции у подростков (на основе работы медиастудии «Открытый мир») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОТИВА / СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ОБРАЗА / DEATELNOST(AL) DEVELOPMENT / MEDIA SAFETY / SOCIALIZATION / MEDIA EDUCATION / PERSONAL COMPETENCES / VALUABLE-SEMANTIC REGULATION / SENSE-ARISE FUNCTION OF MOTIVE / SENSE FIELD OF FANCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городилина Татьяна Валентиновна

Затрагивается проблема развития механизмов ценностно-смысловой регуляции подростков, рассмотренной в контексте информационной безопасности личности. Представлен пример практического занятия учащихся в медиастудии и описаны этапы его проведения: от первичного восприятия обучающимися информации на чувственно-эмоциональном уровне до уровня овладения инструментами смысловой деятельности и создания собственного проекта в целях формирования и развития личностных компетенций. Методика актуальна в связи со вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Experience in Developing of Regulating Valuable-Semantic Mechanisms in Juvenile Age (on Basis of Media Studio “Open World” Work)

There is a problem of informational safety of personality on the basis of developing of regulating valuable-semantic mechanisms in juvenile age. You can see there an example of practical student’s work. There is a description of details of holding the lesson, from primary perception of information (on feeling-emotional stage) to acquirement the instruments of semantic deatelnost and creating own project in an effort to form and develop personal competences. This article is topical in case of Federal State of Educational Standards, which came into effect.

Текст научной работы на тему «Практический опыт по развитию механизмов ценностно-смысловой регуляции у подростков (на основе работы медиастудии «Открытый мир»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 159-163.

ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ (на основе работы медиастудии «Открытый мир»)

Затрагивается проблема развития механизмов ценностно-смысловой регуляции подростков, рассмотренной в контексте информационной безопасности личности. Представлен пример практического занятия учащихся в медиастудии и описаны этапы его проведения: от первичного восприятия обучающимися информации на чувственно-эмоциональном уровне до уровня овладения инструментами смысловой деятельности и создания собственного проекта в целях формирования и развития личностных компетенций. Методика актуальна в связи со вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Ключевые слова: медиабезопасность, социализация, медиаобразование, деятельностное развитие, личностные компетенции, ценностно-смысловая регуляция, смыслопорождающая функция мотива, смысловое поле образа.

В последние десятилетия достижения гуманитарных наук и, в первую очередь, педагогики, психологии и культурной антропологии привели общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, понимаемом как приобретение знаний, умений и навыков, но и в развитии ценностно-смысловой регуляции, позволяющей ему самостоятельно ставить перед собой новые познавательные цели и контролировать их достижение. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Формирование подростком навыков саморегуляции позволяет педагогу создавать условия, в которых обучение способствует решению основных задач этого возраста - развитию самосознания и формированию коммуникативных компетенций, необходимых для успешной социализации. В связи с этим и в области методов педагогического управления неизбежны изменения, способствующие усилению мотивации учащихся. Сегодня в российском образовании взят курс на инновационный подход, техническую модернизацию и формирование принципиально новой системы образования: «Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» [9].

В работе представлен практический опыт медиастудии «Открытый мир» (г. Москва, ГБОУ «Парк “Усадьба Трубецких в Хамовниках”»), позволяющий ее воспитанникам приобрести навыки и умения работы с соб-

ственными эмоциями, чувствами, смыслами, ценностями. Достигается это благодаря тому, что современные медийные средства не только позволяют пользователю ощутить свою сопричастность множеству событий, происходящих в жизни других людей, но и ориентируют автора медийного продукта на создание личностного высказывания. «Развитие электронной вычислительной техники остро подчеркнуло еще одну сторону связи между внутренней, идеальной мыслительной деятельностью и деятельностью внешней, материальной. Если с генетической точки зрения эта связь находит свое выражение в процессах интериоризации первоначально внешней деятельности, то другая, не менее существенная сторона этой связи выражается в процессах, идущих в противоположном направлении, - в процессах экс-териоризации, т. е. в переходах внутренних мыслительных действий и операций из свойственной им свернутой, сокращенной формы в развернутую, внешнюю форму» [4]. Развитие самосознания и овладение средствами саморегуляции современному подростку необходимо, возможно, в большей степени, чем когда бы то ни было ранее, поскольку условия жизни в глобализирующемся мире требуют от каждого как умения формировать собственную позицию по любому вопросу, так и готовности искать компромисс с тем, кто демонстрирует иное отношение к предмету обсуждения.

Для достижения поставленной цели - развития механизмов ценностно-смысловой регуляции - нами используются задания и практические работы, позволяющие подростку обратиться к собственным переживаниям, осознать

их и сформировать на этой основе содержательное высказывание в форме творческого медиапродукта. Одна из первых сложностей, встречающаяся в детской среде при обучении, это создание самостоятельного сюжета. Поскольку дети, в силу особенностей пребывания в медиасреде, уже имеют сформировавшиеся стереотипы мышления, основанные на массированной рекламно-коммерческой атаке средств массовой информации и игровой медиакультуры, для поставленной нами задачи формирования и развития личностных компетенций ситуацию «стереотипизации» мышлении под воздействием СМИ необходимо изменить.

В работе следует помнить, что для подростка сложность заключается не столько в обучении конкретным знаниям в области медиаобразования, сколько в развитии умения самостоятельно видеть, чувствовать и понимать информацию. Подростку необходимо также научиться передавать собственную мысль, используя разнообразные языки культуры. При этом для того чтобы произошло не заимствование мысли, а порождение собственной, ему необходимо научиться опираться на те образы, которые возникают на эмоционально-чувственном уровне. Таким образом, подросток пытается научиться совершать «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания». Важно, что «при этом процессы подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся пригодными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж. Пиаже, - переход, “ведущий от сенсомоторного плана к мысли”» [4].

Описанные выше задачи, встающие перед подростком, требуют формирования и развития личностных компетенций, которые невозможны без понимания своих чувств и эмоций. Чтобы учащиеся могли опираться на собственный опыт по использованию образов, возникающих на эмоционально-чувственном уровне, в студии используется ряд упражнений. Одно из них представляет собой работу со зрительным образом. Учащимся представляется монохромное черно-белое изображение. Убирая цвет, мы тем самым убираем лишнюю информацию, отключая стереотипы мышления, навязанные рекламой и игровой продукцией (для создания

определенного эффекта восприятия иногда можно использовать монохромное изображение оттенков определенного цвета: например, сепия для имитации старой фотографии). Затем учащиеся работают над созданием собственного сюжета в три этапа.

На первом этапе происходит первичное восприятие информации на чувственно-эмоциональном уровне, которое помогает учащемуся погрузиться в пространство фотографического образа.

На втором этапе определяется смысловое поле сюжета и личностное отношение учащихся к создаваемому образу.

На третьем этапе происходит овладение инструментами смысловой деятельности.

Распишем подробно структуру упражнения.

Этап I. Всмотритесь в пространство данной работы. Представьте и опишите свои ощущения, возникающие при созерцании образа:

- звук;

- запах;

- колорит;

- главный цвет;

- кинематика тела;

- вкусовые ощущения;

- тактильные ощущения.

На этом этапе мы используем классификацию способов умственных действий, предложенную в работе Е. А. Кочеровой «Надпред-метные результаты».

Эмоционально-образные способы умственных действий:

- распознание эмоций;

- ассоциирование;

- обобщение;

- синтез;

- структурирование;

- образное моделирование.

Абстрактно-аналитические способы умственных действий:

- построение логических связей;

- анализ;

- классификация;

- систематизация;

- конструирование.

Для восприятия мира в целом и активного взаимодействия с ним ребенку необходимо владеть всеми навыками умственных действий. На этом этапе ребенок систематизирует впечатление, анализирует свои ощущения, записывая их в тетрадь, а затем вербализует их, приобретая навыки выражения и описания своих ощущений и чувств.

Таким образом, работа первого этапа является одной из ступеней развития эмоционального интеллекта, который способствует формированию и развитию следующих способностей:

1. Воспринимать и чувствовать эмоции.

2. Направлять свои эмоции в помощь разуму.

3. Понимать, что выражает определенная эмоция.

4. Управлять эмоциями.

Важно, что каждый человек имеет индивидуальные особенности восприятия, и, как следствие, в процессе обучения каждый ребенок определяет для себя наиболее комфортный способ получения информации в работе с ней в виде образа, обладающего определенными свойствами.

А. Н. Леонтьев выделяет в образе сознания следующие составляющие: чувственную ткань, значение и личностный смысл.

По сути, первый этап является прочтением чувственной ткани образа. «Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д.» [5. С. 14].

Вторая составляющая образа сознания - это значение, или «смысловое поле», как еще называл ее А. Н. Леонтьев. «У человека предметный мир выступает в значении, то есть картина мира наполняется значениями. Значение - это представитель мира культуры (в широком смысле) в образе сознания» [5. С. 15].

Третья составляющая - личностный смысл. «Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой этой жизнью в мире, с ее мотивами...» [5. С. 15]. Личностный смысл - это значение «для меня», которое определяется мотивами и потребностями данного человека.

«Внешний мир представлен предметным содержанием. Мир культуры значением, представителем языка являет слово, а внутреннего мира - личностный смысл. Каждый из узлов образа - пограничная сущность, одной стороной обращенная к объективно существующей реальности, а другой - к непосредственной субъективности; все же, вместе эти узлы зада-

ют объем, в котором пульсирует и переливается живой образ» [1. С. 30].

«В реальности структурные компоненты образа сознания не отделены друг от друга - они находятся в тесном переплетении. Чувственная ткань наполняет значение жизнью, личностный смысл окрашивает значение и т. д.» [5. С. 14].

На этом основан второй этап упражнения, а именно - на определении смыслового поля сюжета и выявления личностного аспекта в создаваемом сюжете.

Этап II. Представьте свою позицию в пространстве фотографии. Что, по Вашему мнению, произошло здесь за минуту или спустя минуту после того как был сделан этот снимок?

Когда ребенок определяет свою позицию в поле картины, он создает для себя новую реальность, заполняя пространство теми предметами, которые ему необходимы для реализации его образа. Для этого элементы представленной фотографии выделяются из поля снимка и наделяются определенными функциями по задумке автора. Происходит переопределение смыслового поля фотографии в смысловое поле образа сюжета. И вот здесь важную роль играет культурное мышление индивида, обусловленное различными факторами - такими, как географические и климатические, общественно-политические, социальные, философско-религиозные. Кроме того, на создание сюжета влияет и структурное строение образа сознания. «Культура стимулирует использование того или иного доминирующего полюса в организации образа, а также провоцирует задействование различных составляющих образа (значение, чувственная ткань, личностный смысл, эмоция и т. д.)» [5. С. 15]. Но образ в сюжете не статичен, поэтому важно понимать, как ребенок переходит к динамическим характеристикам образогенеза, представлять варианты динамики разворачивания образа.

«Культура образа - это детерминированные культурой способы организации, функционирования, построения образа, интериоризиру-емые и усваиваемые посредством общения с носителями культуры и освоения культурных кодов через язык, нормы общения, культуру работы сознания и так далее» [7. С. 85].

Этот этап дает нам направление деятельности, так как мотив обладает не только побудительной функцией, но и направляющей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что воображение отличается от образного мышления и

памяти не наличием или степенью проявления различных составляющих-компонентов (образности, эмоциональности, открытия нового), а иным способом их соединения, который заключается «в постоянном соотнесении идеального и конкретно-чувственного, во встречном движении и сближении этих пластов, которое процессуально завершается только вместе с окончательным созданием художественного образа, с окончанием работы по его воплощению» [6. С. 113].

На этом же этапе учащемуся необходимо не только определиться с пространством сюжетного поля предложенного образа (фотографии), но и домыслить временной промежуток действия, то есть дописать события, происходящие до или после создания момента фотографии. Для этого необходимо определиться с самим моментом, запечатленным фотографом. Когда учащийся описывает возможный вариант развития события, он конкретизирует не только пространство и время самой фотографии, но и соотносит свое описание с личностным проявлением себя как автора сюжета. В процессе описания происшествия ребенок обращается к внутренней проблеме и выводит ее на поверхность сознания, облекая в конкретно-временную форму. Студиец может описать поворотный момент сюжета или завязку сценария, или финальную сцену, но в любом случае для создания сюжета это будет момент, который можно назвать реперной точкой развития сюжета. При этом автор, определяя свою позицию в пространственно-временной схеме образа, обусловливает своим выбором участие в сюжете. Условность своего нахождения в сюжете соотносится с выбранным вариантом участия: активный участник события, пассивный участник события, активный наблюдатель, пассивный наблюдатель.

После момента присвоения пространства картины, что и обусловливает личностный аспект деятельности, учащиеся прописывают сюжет с учетом того опыта, который они уже получили в смысле чувственной ткани и смыслового поля образа. Процесс познания с внешнего мира переходит на внутреннее пространство, а в случае направленности процесса на познание собственной личности, анализируя себя, человек общается с собой как с внешним объектом. «То же, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека: новое поведение человека стано-

вится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство» [8. С. 34].

На занятиях обучение строится на формировании смыслов и собственного отношения к явлению, что позволяет учащимся изменить стереотипную реакцию на первоначальный образ.

Этап III. Создайте сценарий, основываясь на зафиксированных Вами ощущениях и представленном сюжетном событие.

На этом этапе происходит формирование средств работы с собственными смыслами -овладение инструментами порождения, столкновения и преобразования смыслов. Учащиеся, основываясь на собственном восприятии характеристик выбранных ими предметов, фактически произвольно выделяя их из окружающего пространства фотографии, определяют для каждого предмета место в пространстве сюжета, наделяя любой из них конкретным смыслом. Затем, учитывая личную точку восприятия в воображаемом пространстве, переходят к динамике сюжета, кульминацией которого является момент, описанный в предыдущем этапе работы. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, возникновение потребности создает напряжение поиска, но и направление деятельности задает тот предмет, которым может быть удовлетворена актуализировавшаяся потребность. Наличие же у предмета потребности логических связей с другими, прежде безразличными для субъекта предметами, определяет то, что нейтральные вещи приобретают смыслы. Это позволяет А. Н. Леонтьеву говорить о смыслопорождающей функции мотива, а нам использовать этот механизм смыслопорождения в учебном процессе. Подростки в работе над сценарием обнаруживают для себя как раз «механику» действия мотива, убеждаясь на собственном опыте, что усилия по выделению «главного» в фотографии не проходят бесследно - эмоциональное напряжение поиска важного и существенного разряжается в обнаружении предмета, который уже чуть не автоматически выводит автора на целый сценарий. Так подросток в работе по созданию сюжета по фотографии, становясь субъектом деятельности, оказывается творцом нового и одновременно приобретает опыт произвольной работы с мотивом и условиями, в которых он дан. Именно такого рода опыт способствует развитию способности быть субъектом деятельности.

Многие предметы в образовательной системе способствуют приобретению знаний учащимися, овладению процессом «думанья», обучают различным ролям, но это «лежащее знание», если у ребенка не сформирована способность быть субъектом деятельности. И только когда появляются смыслы, человек начинает применять знания, в том числе и владеть собственными интеллектуальными способностями.

Для формирования и развития личностных компетенций в работе медиастудии «Открытый мир» имеется целая группа различных заданий, которая позволяет нам варьировать упражнения для каждой конкретной аудитории в зависимости от ее особенностей и степени подготовки. Подобный подход позволяет приобрести умение формировать собственную позицию, что способствует развитию творческой компетентности и готовности к переобучению.

Список литературы

1. Василюк, Ф. Е. Структура образа // Вопр. психологии. 1993.№ 5. С. 5-19.

2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. М., 1983. 320 с.

3. Леонтьев, А. Н. Мышление // Психология мышления. М., 1982. 400 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. URL: http:// lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl .txt

5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 290 с.

6. Новлянская, З. Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна, 2009. 272 с.

7. Сидорова, В. В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания. Харьков, 2012. 220 с.

8. Чудова, Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологич. журн. 2009. № 1. С. 32-39.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа-2010» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abuqjiibhv9a.xn

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 163-168.

И. В. Гостева

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ В ТЕКСТАХ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ

Анализируются культурные концепты духовность и нравственность как составляющие лингвокультурного поля «Духовность» и их функционирование в православном медиадискурсе. В рассматриваемых концептах в таком аспекте актуализированы традиционные восточно-христианские ценности и содержание, духовность и нравственность доминируют в текстах православных СМИ.

Ключевые слова: культурный концепт, лингвокультурное поле, аксиология, ценности, языковая картина мира, дискурс, духовность, нравственность.

Массмедиа в информационном пространстве современного общества, по сути, действительно являются константой социокультурного бытия. Ценностные ориентиры, смыслы и духовные приоритеты отражаются в медиальном дискурсе и так постигаются современным человеком. В связи с этим безусловным влиянием, которое СМИ оказывают на нас, актуальна проблема медиабезопасности, ведь иногда

именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. При этом значимо не только физическое здоровье человека, но и нравственное, то есть состояние духовного мира личности, особенно формирующейся.

Медиабезопасность российского общества, по нашему глубокому убеждению, есть неотъ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.