Научная статья на тему 'Практический опыт физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистойсистемы'

Практический опыт физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистойсистемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
457
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЛАДШИЙ / ШКОЛЬНЫЙ / ВОЗРАСТ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ / СИСТЕМА / METHODOLOGY / REHABILITATION / JUNIOR / SCHOOL / AGE / CARDIOVASCULAR / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серженко Елена Валерьевна, Федорова Татьяна Михайловна, Илюшина Алена Евгеньевна

В работе рассматривается опыт Шлык Натальи Ивановны, доктора биологических наук, профессора, члена Европейского общества по неинвазивным методам кардиодинамики, члена Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных. Объектом исследования в данной статье являются заболевания сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста. Предметом Методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серженко Елена Валерьевна, Федорова Татьяна Михайловна, Илюшина Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXPERIENCE OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH DISEASES OF THE CARDIAC-VASCULAR SYSTEM

The paper considers the experience of Shlyk Natalia Ivanovna, Doctor of Biological Sciences, professor, member of the European Society for Non-Invasive Methods of Cardio Dynamics, a member of the Russian Association for Sports Medicine and Rehabilitation of Patients. The object of research in this article are diseases of the cardiovascular system in children of primary school age. The subject The method of physical rehabilitation of children of primary school age with diseases of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Практический опыт физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистойсистемы»

УДК 376

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙСИСТЕМЫ

PRACTICAL EXPERIENCE OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH DISEASES OF THE CARDIAC-VASCULAR SYSTEM

Серженко Елена Валерьевна

ассистент

кафедра «Физической культуры» Волгоградский государственный социально-педагогический университет Волгоградский государственный аграрный университет

г. Волгоград, Россия Serzhenko Elena Valeryevna

assistant

Department of ""Physical Culture"" Volgograd State Social and Pedagogical University Volgograd State Agrarian University Volgograd, Russia

Федорова Татьяна Михайловна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Fedorova Tatyana Mikhailovna

student

faculty of preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Илюшина Алена Евгеньевна

студент

эколого-мелиоративный факультет Волгоградский государственный аграрный университет

г. Волгоград, Россия Ilyushina Alena Evgenievna

Student

faculty of ecology and melioration Volgograd State Agrarian University Volgograd, Russia

Аннотация. В работе рассматривается опыт Шлык Натальи Ивановны, доктора биологических наук, профессора, члена Европейского общества по неинвазивным методам кардиодинамики, члена Российской ассоциации

по спортивной медицине и реабилитации больных. Объектом исследования в данной статье являются заболевания сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста. Предметом - Методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечнососудистой системы.

Annotation. The paper considers the experience of Shlyk Natalia Ivanovna, Doctor of Biological Sciences, professor, member of the European Society for Non-Invasive Methods of Cardio Dynamics, a member of the Russian Association for Sports Medicine and Rehabilitation of Patients. The object of research in this article are diseases of the cardiovascular system in children of primary school age. The subject -The method of physical rehabilitation of children of primary school age with diseases of the cardiovascular system.

Ключевые слова: методика, реабилитация, младший, школьный, возраст, сердечно-сосудистая, система.

Keywords: мethodology, rehabilitation, junior, school, age, cardiovascular, system.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что за последнее десятилетие в России детская заболеваемость выросла в два раза. Преобладает заболеваемость дыхательной и нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Также, по данным Института профилактики РФ, одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости занимает сердечно-сосудистая патология.

В младшем школьном возрасте очень важно заложить предпосылки для укрепления здоровья, полноценного развития всех органов и систем, обеспечения нормальной жизнедеятельности. Но, к сожалению, пока что уделяется очень мало внимания изучению физической реабилитации детей младшего школьного возраста с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К тому же, младшие школьники испытывают большие физические и психические нагрузки из-за процесса постепенной социализации. При этом исследований, направленных на научное обоснование, методики физической реабилитации детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, не обнаружено.

В последние годы наблюдается резкое увеличение количества детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но при этом проблема совершенствования физической реабилитации детей с сердечно-сосудистой патологией и создания научно обоснованных и экспериментально апробированных методик физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками остается мало разработанной, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Особую роль в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений играет лечебная физическая культура. По моему мнению, именно в начальных классах этому фактору нужно отводить большее внимание, так как организм в младшем школьном возрасте более восприимчив, а ряд различных сердечнососудистых заболеваний легче всего поддаются коррекции и лечению.

Средствами ЛФК являются различные физические упражнения, а также закаливание и массаж.

Уже долгое время в школьной практике используется понятие «Здоровье сберегающие технологии», которое реализуется при помощи различных средств и методов.

В своей работе «Лечебная физическая культура при заболевании сердечнососудистой системы» Н. И. Шлык предлагает ряд упражнений для больных гипертонической болезнью I стадии, которые можно использовать на уроках физической культуры в начальной школе [2, с. 115].

H.И. Шлык говорит о том, что основное внимание нужно уделить умению произвольно расслаблять мышцы и выполнять дыхательные упражнения. Эти упражнения способствуют снятию возбуждения сосудодвигательного центра, снижению тонуса скелетных мышц и сосудов, что в свою очередь ведет к понижению артериального давления. Умение расслаблять мышцы -специальный навык, которому нужно учиться. При освоении его необходимо прочувствовать три последовательно изменяющихся состояния работающих мышц:

1) напряжение мышц в начале выполнения упражнения;

2) уменьшение степени напряжения этих мышц до ощущения тяжести удерживаемой части тела (руки, ноги, туловища);

3) последующее расслабление этих же мышц, сочетающееся с падением расслабленной части тела под действием тяжести.

Нужно обязательно научиться сопоставлять диаметрально противоположные мышечные ощущения при напряжении и последующем расслаблении работающих мышц. Например, и. п. - стоя, кисти рук к плечам [1, с. 102-104].

Выполнение: 1-2-напрячь мышцы спины, плечевого пояса, рук (локти прижать к туловищу). 3-4 - уменьшить напряжение мышц спины, рук и плечевого пояса (спина сутулится, плечи подаются вперед). 5-6- руки «падают» вниз, легкий наклон туловища вперед. 7-8- почувствовать расслабленное состояние мышц рук и плечевого пояса.

Кроме упражнений на расслабление мышц, нужно уделить внимание обучению школьников дыхательным упражнениям и ходьбе. Темп движения медленный. Частота пульса при занятиях лечебной физкультурой не должна превышать 120 ударов в минуту. Обязательно провести анализ ВСР до и после занятий, т.е. контролировать степень напряжения нервной системы.

На уроках физической культуры в начальных классах можно использовать следующие упражнения:

I. Ходьба (с различными движениями рук, на носках, с высоким подниманием бедра). 3 мин.

2. Легкий бег 600 м. 6 мин.

3. Ходьба. 2 мин.

4. Упражнения для расслабления рук, ног, туловища: и. п. - основная стойка. 1- руки назад, прогнуться, сильно напрячь мышцы 76 плечевого пояса и рук, 2 - руки вперед (продолжая напрягать указанные мышцы), 3, 4 - расслабить мышцы, «уронить» руки (плечи непроизвольно движутся вперед). Повторять упражнение из положения 4 как из исходного. 4 раза.

5. И. п. - стоя лицом к опоре, маховые движения в стороны поочередно

/" и и и и Г\ Л V/

расслабленной правой и левой ногой по 30 сек. для каждой ноги.

6. И. п. - основная стойка. Поднимание и опускание рук. В момент поднимания напряжение, в момент опускания расслабление. 30-40 раз.

Итак, мы выяснили, что лечебная физическая культура имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности человека, а в частности, для младшего школьника. Также, огромное значение при заболеваниях сердечнососудистой системы имеет лечебное действие физических упражнений. Систематически тренировки благоприятно воздействуют на центральную нервную систему, повышают тонус парасимпатической системы организма, а также стимулируют и нормализуют моторно-сосудистые рефлексы. Лечебная физкультура улучшает и двигательные возможности, и работоспособность, восстанавливает функцию вестибулярного аппарата, оказывает общеукрепляющее воздействие. Поэтому очень важно проводить занятия ЛФК не только со школьниками, имеющими показания, но и с совершенно здоровыми детьми, для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Литература

1. Бахнова Т. В., Андреенко Т. А. Применение лечебной физической культуры для реабилитации женщин с заболеваниями сердечно-сосудистой системы/ на поликлиническом этапе // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемыI, поиски, решения : материалы! всероссийской научно—практической конференции. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Кафедра физической культуры/; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Томск, 2017. С. 102-104.

2. Шлык Н. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечнососудистой системыI : учебно-методическое пособие. Ижевск : Изд-во «(Удмуртский университет»», 2014. 115 с.

References

1. Bahnova T V., Andreenko T A. [Application of therapeutic physical culture for rehabilitation of women with diseases of the cardiovascular system at the polyclinic stage]. Fizicheskaya kul'tura i sport na sovremennom ehtape: problemy, poiski, resheniya. Materialy vserossijskoj nauchno—prakticheskoj konferencii. - Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politekhnicheskij universitet», Kafedra fizicheskoj kul'tury; Departament po molodezhnoj politike, fizicheskoj kul'ture i sportu Tomskoj oblasti [Physical culture and sport at the present stage: problems, search, resheniya. Materials of the all-Russian scientific—practical conference.- Federal state budgetary educational institution of higher professional education "national research Tomsk Polytechnic University", Department of physical culture; Department of youth policy, physical culture and sports of Tomskregion].Tomsk, 2017, pp. 102-104. (In Russ.).

2. Shlyk N. I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri zabolevaniyah serdechno-sosudistoj sistemy [Therapeutic physical culture in diseases of the cardiovascular system]. Izhevsk, Udmurtskij universitet Publ., 2014, 115p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.