J □ 200В □ 200
I 3157
I 622
’0
| 545
I 546
о** о 200 400 600 800
л*
Рис. 2. Средние значения рейтинговой оценки кафедр СГМУ в 2009 г.
улучшению показателей рейтинга. Остается надеяться, что лидерские качества руководителей коллективов придадут аналогичный импульс и другим представителям кафедрального сообщества.
Результаты персонального анализа незначительного снижения показателей в категории ассистентов кафедр естественнонаучного и теоретического профилей объясняются большим притоком молодых кадров, которые еще не успели заработать основные рейтинговые баллы за столь короткий промежуток работы.
Показатели рейтинга кафедр анализировали в тех же подгруппах. На рисунке 2 приведены средние значения рейтинга кафедр СГМУ по теоретическим, естественнонаучным, клиническим и кафедрам ФПК и ППС в сравнении с данными за 2008 год.
Несмотря на некоторое снижение показателей, как и в 2008 г., самые высокие значения рейтинга кафедр - около 622 баллов (2008 г. - 671 б.) отмечаются в группе клинических кафедр. По сравнению с 2008 г. значительно выросли показатели теоретических кафедр - до 546 баллов (2008 г. - 486 б.). В 2009 г. самые низкие значения рейтинга наблюдаются у кафедр ФПК ППС - 367 баллов (2008 г. - 553 б.).
В таблице 1 представлено процентное соотношение показателей рейтинга кафедр по основным квалификационным критериям в 2009 г.
Детальный анализ в каждой группе кафедр позволил выявить лидеров по каждому из аттестуемых разделов. По совокупности показателей в группе теоретических кафедр лидирующее место заняла кафедра русской и классической филологии, в группе естественнонаучных - кафедры анатомии человека и нормальной физиологии, в группе клинических кафедр - кафедры урологии и госпитальной терапии лечебного факультета, в группе кафедр ФПК ППС -
Таблица 1
Показатели рейтинга кафедр по квалификационным критериям в 2009 г. (%)
Квалифи- кационный потенциал Матери- альная база Научнометодическая база Под- готовка кадров
Теоретические кафедры 10% 13% 58% 19%
Естествен- нонаучные кафедры 13% 15% 51% 21%
Клинические кафедры 13% 23% 43% 21%
Кафедры ФПКППС 18% 18% 43% 21%
кафедра клинической и лабораторной диагностики и кафедра фтизиатрии ФПК и ППС.
Главными задачами процедуры определения рейтинга являются: повышение уровня объективности оценки деятельности ППС, повышение профессиональной мотивации педагогов, дифференциация оценки деятельности для обеспечения поддержки наиболее эффективной части преподавательского состава.
В свете поставленных задач обозначаются преимущества рейтинговой оценки ППС, которые заключаются в следующем:
- возможность осуществления текущей (по окончании календарного года) оценки профессиональной деятельности ППС;
- многокомпонентная процедура оценки показателей качества достигнутой квалификации и показателей активности преподавателей по итогам года;
- процедура оценки дает возможность развивать у преподавателей навыки самооценки и анализа профессиональной деятельности.
Таким образом, рейтинговая оценка является одним из видов количественного и качественного мониторинга деятельности преподавателя, кафедры, который может органично сочетаться с другими принятыми в вузе методами оценки. Процесс и результаты рейтинговой оценки профессиональной деятельности имеют педагогический, социальный и экономический аспекты, так как позволяют принимать оптимальные управленческие решения, связанные с аттестацией ППС, профессиональной мотивацией, определением приоритетных целей в области управления основными процессами внутривузовской системы качества образования Саратовского медицинского университета.
УДК616.314-089.23(07) Краткое сообщение
практические занятия студеитоб-быпускиикоб по ортопедической стоматологии как логическое продолжение лекционного курса по ортодонтии и сложно-челюстному протезированию
А.А. Свистунов - проректор по общим вопросам ГОУ ВПО Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Росздрава, профессор, доктор медицинских наук; Л.А. Гооге - ГОУ ВПО Саратовский гМу им. В.И Разумовского Росздрава, доцент кафедры ортопедической стоматологии, кандидат медицинских наук; Ю.Ю. Роза-лиева - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, ассистент кафедры ортопедической стоматологии.
PRACTICAL CLASSES FOR GRADUATES ON ORTHOPEDIC STOMATOLOGY AS LOGICAL
CONTINUATION OF LECTURE COURSE ON ORTHODONTIA AND COMPLEX MAXILLARY
PROSTHESIS
A.A. Svistunov - Pro-rector on Common Matters of Moscow Medical Univesity u. I.M. Sechenov, Professor, Doctor of Medical Science; L.A. Googe - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Department of Orthopedic Stomatology, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; Yu.Yu. Rosalieva - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Orthopedic Stomatology, Assistant.
Дата поступления - 7.04.10 г. Дата принятия в печать - 15.06.2010 г.
А.А. Свистунов, Л.А. Гооге, Ю.Ю. Розалиева. Практические занятия студентов-выпускников по ортопедической стоматологии как логическое продолжение лекционного курса по ортодонтии и сложно-челюстномУ протезированию. Саратовский научно-медицинский журнал, 2010, том 6, № 2, с. 474-476.
В статье обобщен многолетний опыт активных форм организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: студенты, кафедра, самостоятельная работа, учебно-исследовательская работа студентов.
A.A. Svistunov, L.A. Googe, Yu.Yu. Rosalieva. Practical classes for graduates on orthopedic stomatology as logical continuation of lecture course on orthodontia and complex maxillary prosthesis. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2010, vol. 6, № 2, p. 474-476.
In this article the generalized long-term experience of active forms of students independent work organization is considered.
Key words: students, chair, self-work, educational research work.
Новые требования, предъявляемые к лекциям и практическим занятиям, состоят в необходимости проводить их так, чтобы занятия отражали основу предмета, который позволяет выпускнику стоматологического факультета освоить предмет в объеме, позволяющем ему приступить к самостоятельной учебе и работе в постдипломном периоде обучения [1, 2, 3].
Одним из условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов является усвоение на лекциях ключевых моментов знания (их ядро). Иллюстрация лекций в разных видах дает студенту возможность закрепить основные моменты темы и обратить внимание на методы обследования, профилактики и лечения пациентов, подтверждающие позицию лектора в плане работы с использованием принципов доказательной медицины. Краткое заключение подчеркивает особую важность личности врача-преподавателя, его творческий потенциал в научной и лечебной работе.
Контакт лектора с аудиторией, прямая и обратная связь, основанная на соблюдении норм профессиональной этики, позволяют вызвать интерес к профессии. Важно также отметить основу инноваций, суть которой заключается в использовании последних достижений в стоматологии, и позиции лектора, отражающей методы доказательной медицины и профессиональной этики.
На кафедре ортопедической стоматологии внедрены активные методы организации самостоятельной работы по следующим темам, которые для удобства и подготовки наглядного материала к работе со студентами разделены на 3 блока:
1) повышенная стираемость зубов (все формы) -4 занятия;
2) деформации зубных рядов при частичном отсутствии зубов - 4 занятия;
3) аномалии зубочелюстной системы у взрослых
- 7 занятий.
Время занятия распределяется по следующей схеме.
Проверка групп и ознакомление студентов с планом занятия - 10 минут, контроль исходного уровня знаний
- 10 минут, разбор темы занятия - 25 минут, самостоятельная работа студентов - 180 минут, тестовый контроль и подведение итогов занятия - 25 минут.
Учебная группа делится на две подгруппы по 2-3 студента. Каждая подгруппа получает отдельное задание для работы с наглядным материалом, состоящим из следующих составных частей:
Ответственный автор - Розалиева Юлия Юрьевна ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, ассистент кафедры ортопедической стоматологии 410012, г. Саратов, г. Саратов, Б. Казачья д. 112 Тел.: 8-905-369-79-08 E-mail: [email protected]
Ситуационные задачи, которые составлены на основании диагностических моделей челюстей пациентов в динамике лечения, а также ортопедических и ортодонтических аппаратов, представленных в реальном виде (те. аппараты, которые использованы при лечении различных форм патологии).
В процессе изучения ситуационной задачи и наглядного материала группы проводят диагностику патологии по классификациям, кратко отражающим суть заболевания. Изучают основные параметры морфологических изменений, которые отражены в диагностических моделях челюстей в результате проведенного лечения. Сравнивая полученные результаты до и после проведенного лечения пациентов обобщают их и формулируют свои выводы. Оценивая функцию зубочелюстной системы, студенты отмечают ее нормализацию в связи с приведенными к норме морфологическими параметрами окклюзионных контактов, положения «ключа окклюзии», ширины зубных дуг в области премоляров и моляров; переднюю окклюзию, оценивающую характер смыкания зубов в данном положении; сагиттальные параметры зубной дуги, количество антагонирующих пар зубов и др.
Разбор тематического завершается постановкой диагноза, который должен отражать как морфологические, так и функциональные нарушения. Преподаватель делает акцент, во-первых, на характеристику причины болезни, то есть на этиологию и патогенез; во-вторых, на представление о патологической основе болезни, топографию дефекта; в-третьих, на степень и характер функциональных расстройств; в-четвертых, на особенности течения и форму заболевания.
Оцениваются план и задачи ортодонтического и ортопедического лечения, который отражает характер специальной подготовки полости рта пациента, вид лечения и конструкцию аппарата или важность применения протеза. Преподаватель также отмечает необходимость специальной подготовки, что определяется клинической картиной заболевания. Отмечая, что задача лечения заключается не только в восстановлении утраченной функции жевания, нормализации деятельности жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава, но и в сохранении оставшихся органов полости рта и зубов от дальнейшего их разрушения. Образно говоря, при лечении пациента главное сохранить оставшееся и восстановить утраченное.
В заключение разбора тематического пациента отмечается, что недостаточно обладать навыками проведения различных манипуляций, а следует обладать общемедицинским кругозором, знаниями по анатомии, гистологии, физиологии и патологии организма человека.
Важным моментом в структуре практического занятия является УИРС - учебно-исследовательская работа студентов пятого курса, которая проводится по теме: «Измерение нижней трети лица при мышечном тонусе покоя и тонусе сокращения тонуса жевательных мышц в привычной окклюзии». Двум студентам предлагается два способа определения тонуса покоя и тонуса сокращения жевательных мышц:
Первый способ - измерение проводится с помощью прикусомера.
Второй - с помощью шпателя с отметкой на линейке.
Измерения проводились у студентов, обучающейся и соседней группы. Полученные результаты записывались в таблицу.
Статистическая обработка проводилась во внеаудиторное время двумя студентами. Полученные результаты докладывались на занятиях.
Таким образом, применение различных форм самостоятельной работы студентов является хорошей мотивацией к освоению основ специальности и профессионального подхода к лечению пациентов с патологией зубочелюстной системы.
Библиографический список
1. Свистунов А.А., Черненков Ю.В., Протопопов А.А. и др. Новые формы организации самостоятельной аудиторной работы студентов на клинической кафедре в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Т. 5. № 2. С. 270-271.
2. Рекомендации Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Российской Федерации по теме «Проблемы оказания стоматологической помощи в России» // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2009. № 28. С. 17-24.
3. Садовский, В.В. Управление знаниями и навыками -требование нового века // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2005. № 1. С. 2.
УДК 614.Í
Оригинальная статья
оценка уровня знаний медицинских работников, участвующих б оказании экстренной медицинской помощи детям на догоспитальном
этапе
В.М. Попков - ректор ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Росздрава, кафедра урологии, доцент, кандидат медицинских наук; Д.Е. Цымбал - ГОУ ВПО «Саратовский Государственный социально-экономический университет Рособразования», профессор кафедры менеджмента здравоохранения, кандидат медицинских наук; М.Ю. Свинарев - ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница», заместитель главного врача по медицинской части, доктор медицинских наук; И.В. Архипов - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, кафедра скорой медицинской и анестезиолого-реанимационной помощи ФПК ППС, доцент, кандидат медицинских наук.
KNOWLEDGE LEVEL ESTIMATION OF MEDICAL WORKERS PARTICIPATING IN RENDERING OF EMERGENCY MEDICAL AID TO CHILDREN AT A PRE-HOSPITAL STAGE
V.M. Popkov - Rector of Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Urology, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; D.E. Tsymbal - Saratov State Social and Economic University, Department of Management of Public Health Services, Professor, Candidate of Medical Science; M.Yu. Svinarev - Saratov Regional Children’s Clinical Hospital, Assistant of Head Physician, Doctor of Medical Science; I.V. Arkhipov - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Emergency, Anesthesiology and Reanimation Aid of Raising Skills Faculty, Senior Lecturer, Candidate of Medical Science.
Дата поступления - 15.06.10 г.
Дата принятия в печать - 15.06.2010 г.
В.М. Попков, Д.Е. Цымбал, М.Ю. Свинарев, И.В. Архипов. Оценка уровня знаний медицинских работников, участвующих в оказании экстренной медицинской помощи детям на догоспитальном этапе. Саратовский научномедицинский журнал, 2010, том 6, № 2, с. 476-480.
Цель: Оценка квалификационной подготовки врачей, участвующих в оказании экстренной медицинской помощи детям.
Материал: На основании разработанных тестовых карт проведен анализ уровня знаний врачей скорой медицинской помощи по основным вопросам экстренной медицины. Опрошены 120 врачей. Результаты ранжированы в зависимости от возраста, стажа работы и наличия квалификационной категории специалистов.
Результаты: В целом ответы респондентов распределились следующим образом: неудовлетворительно -2,6%; удовлетворительно - 7,9%; хорошо - 18,4%; отлично - 71,1%. Установлены различия в доле правильных ответов по отдельным разделам знаний в зависимости от стажа и квалификационной категории специалистов.
Заключение: Выявлены наиболее слабые места в подготовке специалистов скорой медицинской помощи, на которые необходимо обратить особое внимание на курсах постдипломной подготовки.
Ключевые слова: экстренная помощь, медицинские кадры, профессиональная подготовка.
V.M. Popkov, D.E. Tsymbal, M.Yu. Svinarev, I.V. Arkhipov. Knowledge level estimation of medical workers participating in rendering of emergency medical aid to children at a pre-hospital stage. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2010, vol. 6, № 2, p. 476-480.
Purpose: Estimation of qualifying preparation of the doctors participating in rendering of emergency medical aid to children.
Material: On the basis of the developed test cards the analysis of doctors' knowledge level of the first help on the basic questions of emergency medicine is carried out. 120 doctors are interrogated. Results compared depending on age, work experience and presence of a qualifying professional category.
Results: As a whole answers of respondents were distributed as follows: unsatisfactorily - 2,6 %; satisfactorily - 7,9 %; well - 18,4 %; perfectly - 71,1 %. Distinctions in a dale of right answers on separate sections of knowledge depending on the experience and a qualifying professional category are established.
The conclusion: The weakest places in preparation of experts of the first help on which it is necessary to pay special attention in courses of postdegree preparation are revealed.
Key words: emergency aid, medical staff, vocational training.