Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕЖИМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕЖИМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филипьев А.С., Суханов Е.В.

В данной статье раскрыты некоторые особенности использования методов инфляционного таргетирования в контексте денежно-кредитной политики государства. Цель работы - изучение международной и отечественной практики применения инфляционного таргетирования при различных экономических условиях, а также рассмотреть влияние данного режима денежно-кредитной политики на экономику стран. Методы исследования: для написания статьи были применены методы систематизации, анализа и обобщения теоретического материала и статистических данных. Результаты: выявлены основные последствия применения инфляционного третирования для экономики разных стран. Выводы: для эффективного регулирования уровня инфляции центральному банку государства необходимо разработать оптимальную денежно-кредитную политику, опираясь на особенности конкретных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING INFLATION TARGETING AS A MONETARY POLICY REGIME FOR CENTRAL BANKS

This article reveals some of the features of the use of inflation targeting methods in the context of the state's monetary policy. Purpose of the article is to study the international and domestic practice of applying inflation targeting under various economic conditions, as well as to consider the impact of this monetary policy regime on the economies of countries. Methods and objects of the research are to write the article, the methods of systematization, analysis and generalization of theoretical material and statistical data were applied. Results: the main consequences of the application of inflationary bullying for the economies of different countries were revealed Conclusions: for effective regulation of the inflation rate, the central bank of the state needs to develop an optimal monetary policy, based on the characteristics of specific economic systems.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕЖИМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ»

Практические результаты применения инфляционного таргетирования в качестве режима денежно-кредитной политики центральных банков

Филипьев А.С.,

anton.filipev@mail.ru

Суханов Е.В.,

sev45@bk.ru

Липецкий филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Липецк, Россия)

УДК 338

Аннотация. В данной статье раскрыты некоторые особенности использования методов инфляционного таргетирования в контексте денежно-кредитной политики государства. Цель работы - изучение международной и отечественной практики применения инфляционного таргетирования при различных экономических условиях, а также рассмотреть влияние данного режима денежно-кредитной политики на экономику стран. Методы исследования: для написания статьи были применены методы систематизации, анализа и обобщения теоретического материала и статистических данных. Результаты: выявлены основные последствия применения инфляционного третирования для экономики разных стран. Выводы: для эффективного регулирования уровня инфляции центральному банку государства необходимо разработать оптимальную денежно-кредитную политику, опираясь на особенности конкретных экономических систем.

Ключевые слова: товары, транспортные средства, ЕАЭС, таможенные операции, перемещение товаров, перемещение транспортных средств, перемещение через границу.

The practice of using inflation targeting as a monetary policy regime for central banks

Filipiev A.S.,

anton.filipev@mail.ru

Sukhanov E. V.,

sev45@bk.ru

Lipetsk branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation (Lipetsk, Russia)

UDC 338

Annotation. This article reveals some of the features of the use of inflation targeting methods in the context of the state's monetary policy. Purpose of the article is to study the international and domestic practice of applying inflation targeting under various economic conditions, as well as to consider the impact of this monetary policy regime on the economies of countries. Methods and objects of the research are to write the article, the methods of systematization, analysis and generalization of theoretical material and statistical data were applied. Results: the main consequences of the application of inflationary bullying for the economies of different countries were revealed Conclusions: for effective regulation of the inflation rate, the central bank of the state needs to develop an optimal monetary policy, based on the characteristics of specific economic systems.

Keywords: inflation; money-credit policy; inflation targeting; stabilization of the inflation rate; central banks.

Введение

Экономические кризисы, происходившие с завидной регулярностью на протяжении XIX и XX веков, заставили задуматься правительства и центральные банки развитых стран о поддержании экономической стабильности и размеренного экономического роста. Центральным банкам необходимо было усовершенствовать свою политику стабилизации для снижения последствий экономических шоков, корректируя при этом уровень инфляции, валютный курс, а также объем денежной массы в национальной денежной системе. Комплекс мер, сформированных для решения поставленных задач, называется денежно-кредитной политикой (ДКП).

На данный момент можно выделить следующие режимы ДКП: дискреционная политика, таргетирование денежной массы, режим фиксированного валютного курса, а также инфляционного таргетирования. В данной статье мы подробнее рассмотрим режим инфляционного таргетирования, а также попытаемся оценить последствия его внедрения в экономику России и зарубежных стран.

Основная часть

Автором идеи инфляционного таргетирования является шведский экономист Кнут Викселль, однако в то время основной идеей регулирования макроэкономической ситуации была привязка валютного курса к цене золота. Практическое применение данная теория получила уже в конце XX-го столетия, первой страной, применившей данную политику в 1990 г. стала Новая Зеландия. С тех пор концепция инфляционного таргетирования стала серьёзно обсуждаться в научных кругах, а большинство развитых и развивающихся стран стали устанавливать этот режим. По подсчетам экспертов из Института Гайдара на данный момент таргетируют инфляцию уже порядка 36 стран (данные на начало 2019 года).

Существует достаточно много определений инфляционному таргетированию, в зависимости от специфики исследования и его цели. В рамках нашей статьи мы будем использовать такую формулировку: инфляционное таргетирование - режим денежно-кредитной политики, когда ее единственной безусловной конечной целью является достижение такого заданного уровня инфляции, что экономические агенты перестают учитывать ее при принятии существенных решений. Основными характеристиками данного режима являются:

1) стабильность цен;

2) центральным банком определяет уровень годовой инфляции, который должен быть опубликован в открытых источниках;

3) высокая степень прозрачности денежно-кредитной политики.

Как можно отметить, одной из отличительных черт таргетирования инфляции является открытое взаимодействие центральных банков с экономическими субъектами, что связанно с инфляционными ожиданиями населения и предприятий. Это способствует созданию стабильности в уровне деловой активности, меньшей предрасположенности к панике на товарных ранках. [4]

Применяемые центральными банками инструменты ДКП остаются в основе своей стандартными и для инфляционного таргетирования. Центральными инструментами являются изменение ключевой ставки, влияющей на доступность кредитных денег в стране; денежная эмиссия посредством кредитования частных банков, а также посредством приобретения иностранной валюты; установление нормативов ликвидности в банковском секторе; формирование целевой функции на основе макроэкономических моделей, которая устанавливает

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 80 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.13 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

в свою очередь коридор, в рамках которого может изменяться инфляция, а также ограничение валютных интервенций.

Учитывая тридцатилетний опыт применения таргетирования инфляции в зарубежных странах можно выделить основные положительные экономические эффекты и некоторые недостатки такой денежно-кредитной политики.

Основным положительным эффектом при успешном проведении инфляционного таргетирования можно считать снижение и контроль уровня инфляции, что положительно влияет на экономическую ситуацию в стране. Очевидно, что при низком и прогнозируемом уровне инфляции снижаются издержки как производителей, так и потребителей, стабилизируются инфляционные ожидания. Это в свою очередь может привести к увеличению потока инвестиций, однако здесь необходимо отметить, что благоприятными должны быть и другие факторы, такие как стабильная политическая ситуация, развитая инфраструктура и ряд других.

Для оценки положительных эффектов необходимо учитывать то в какой стране происходит введение инфляционного таргетирования. В развитой или развивающейся, а также степень регулирования. Было установлено, что для развивающихся стран значительный эффект оказывает применение полного таргетирования инфляции, тогда как для развитых стран возможно лишь частичное её регулирование. При этом в развитых странах предполагаемое положительное влияние на темп роста ВВП будут ниже, чем в развивающихся странах. Связанно это скорее с тем, что в развитых странах уровень стабильности до применения инфляционного таргетирования был выше, чем в развивающихся.

При оценке негативных эффектов так же требуется учитывать характер экономического развития в стране. Так, страны с более высоким уровнем инфляции могут ощутить значительное снижение деловой активности, в связи с внедрением резких ограничительных мер со стороны центрального банка. Напротив, страны с более низкой инфляцией могут вообще не ощутить подобного эффекта. Возможным эффектом стоит отметить большую сосредоточенность центральных банков на достижение конкретного уровня инфляции, при этом игнорирование остальных макроэкономических показателей. Такой перекос может вести к колебаниям занятости и ВВП в долгосрочном периоде.

Однако, как показало исследование Ф.С. Картаева «Эконометрическая оценка воздействия таргетирования инфляции на динамику ВВП», данные эффекты могут быть нивелированы в связи с рядом причин, отследить которые станет довольно трудоемкой задачей. На основе анализа большого массива панельных данных было установлено, что инфляционное таргетирование не имеет четкого влияния на рост ВВП в долгосрочном периоде, такой режим ДПК нейтрален по отношению к основным макроэкономическим показателям. Подобные эффекты отрицательного и положительного влияния можно отследить лишь в некоторых странах из анализируемых. [2]

Вернемся к опыту Новой Зеландии. Резервный Банк испытывал серьёзные трудности в регулировании высокой и волатильной инфляции, что стало причиной установления таргета по инфляции в 2%. При этом максимальным значением уровня инфляции до введения данного режима является 15.8%. На данный момент можно говорить об успешном применении инструментов инфляционного таргетирования, ведь значения уровня инфляции в 2015, 2016 и 2017 годах не превышали соответственно 0.3%, 0.6% и 2.2%. [1] Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика уровня инфляции в Новой Зеландии*

Период применения режима таргетирования инфляции в Новой Зеландии Дата введения режима ТИ Максимальные значения инфляции до введения режима таргетирования. Прогноз Темп инфляции

01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Среднесрочный 12.1989 15,8% 1%-3% 0,3% 0,6% 2,2%

*Данные ресурса knoema.ru

Новая Зеландия является государством с довольно устойчивой экономикой и ей пошло на пользу применение инфляционного таргетирования, однако менее развитые и устойчивые государства могут не показывать таких результатов. Стоит рассмотреть пример Турции, где с 2002 года так же действует такой режим ДКП. За пятнадцать лет (с 2002 по 2017) можно наблюдать значительное снижение темпов повышения цен, однако таргет так и не был достигнут. Данную ситуацию отображает график на Рисунке 1.

50 40 30 20 10

О

2002 2005 2008 2011 2014 2017 °/о годовых

■ Инфляционный таргет ■Среднегодовая инфляция Источники: Банк Турецкой Республики, МВФ

Рисунок 1. Темпы инфляции в турецкой экономике

Российская Федерация так же стала использовать данный режим денежно-кредитной политики начиная с 2014 года, установив таргет на уровне 4% в годовом выражении, однако достичь целевых показателей по инфляции получилось только в 2017 году. Такая запоздалая реакция на ограничительные действия Банка России связанна с различными факторами, однако основными можно выделить высокую волатильность цен на энергоресурсы, в том числе нефть, и нестабильную политическую ситуацию.

Применение методов инфляционного таргетирования положительно сказались в конечном счете на уровне инфляции, её значительный рост удалось остановить, ведь в отдельные периоды она доходила до 12,9% в годовом измерении. Вероятно, это снижение положительно повлияло в краткосрочном периоде на рост ВВП и привлечение новых инвестиций, в связи со стабилизацией экономической ситуации. [3] Однако достоверно оценить влияние того или иного фактора на рост ВВП довольно сложно, при этом анализируя график на рисунке 1 можно определенно сказать, что на данный момент наблюдается рост показателей ВВП.

\

S3.5

V5.4 4.3

^•"TflT __ 2.3

■ 0.7

2013 2014 2015 2016 2017 2018

-2.5

■Уровень инфляции Рост ВВП

Рисунок 2. Зависимость уровня инфляции и темпов роста ВВП Российской Федерации (данные

Банка России)

Заключение

Анализируя данные, полученные на основе опыта применения различными странами инфляционного таргетирования, можно сделать вывод, что главным эффектом от применения такого режима денежно-кредитной политики является контроль уровня инфляции. Рассчитывать на то, что подобные меры положительно повлияют на экономику страны в других направлениях, будь то уровень ВВП или безработицы, на данный момент не приходится. В краткосрочном и долгосрочном периодах возможны различные дополнительные эффекты от применения инструментов инфляционного таргетирования, однако стоит отметить, что большинство стран, решивших регулировать уровень инфляции, в последствии не отказались от такого режима ДКП. Для России такое решение положительно сказалось на макроэкономической ситуации, что позволило отрегулировать инфляционные ожидания.

Библиографический список

1. Жигаев А. Ю. Денежно-кредитная политика в Новой Зеландии // Деньги и кредит. 2010. № 2. С. 42-51.

2. Картаев Ф.С., Филиппов А.П., Хазанов А.А. Эконометрическая оценка воздействия таргетирования инфляции на динамику ВВП // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. Т. 1. С. 107-128.

3. Сомова И.А. Таргетирование инфляции в России: проблемы и перспективы // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. №2. С. 5-12.

4. Чаркин А.В. Теоретические основы инфляционного таргетирования // Финансовый журнал. 2011. №1. С. 103-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.