Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ООО "САРАТОВОРГСИНТЕЗ"'

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ООО "САРАТОВОРГСИНТЕЗ" Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / гражданская оборона / муниципальная система / система оповещения / экстренная информация / emergency / civil defense / municipal system / warning system / emergency information

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Форталева А.Ю.

В статье представлены практические рекомендации, направленные на совершенствование отдельных элементов системы комплексной защиты ООО «Саратоворгсинтез», особое внимание уделено муниципальной системе оповещения района, которая строится на базе внутриобластной сети связи, сетей проводного и эфирного телерадиовещания ,с использованием аппаратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Форталева А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT OF SEPARATE ELEMENTS OF INTEGRATED PROTECTION SYSTEM OF LLC "SARATOVORGSYNTHESIS"

The article presents practical recommendations aimed at improving certain elements of the comprehensive protection system of Saratovorgsintez LLC, special attention is paid to the municipal warning system of the district, which is built on the basis of the intraregional communication network, wired and terrestrial broadcasting networks, using equipment.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ООО "САРАТОВОРГСИНТЕЗ"»

УДК 614.842.8

Форталева А. Ю. студент факультета заочного обучения переподготовки и повышения квалификации Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России

Россия, г. Иваново

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ

ООО «САРАТОВОРГСИНТЕЗ» Аннотация: В статье представлены практические рекомендации, направленные на совершенствование отдельных элементов системы комплексной защиты ООО «Саратоворгсинтез», особое внимание уделено муниципальной системе оповещения района, которая строится на базе внутриобластной сети связи, сетей проводного и эфирного телерадиовещания ,с использованием аппаратуры

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, гражданская оборона, муниципальная система, система оповещения, экстренная информация

Fortaleva A. Y. student of the faculty of distance learning retraining and advanced training Ivanovo Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia

Russia, Ivanovo

PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT OF SEPARATE ELEMENTS OF INTEGRATED PROTECTION SYSTEM OF

LLC "SARATOVORGSYNTHESIS" Abstract: The article presents practical recommendations aimed at improving certain elements of the comprehensive protection system of Saratovorgsintez LLC, special attention is paid to the municipal warning system of the district, which is built on the basis of the intraregional communication network, wired and terrestrial broadcasting networks, using equipment

Key words: emergency, civil defense, municipal system, warning system, emergency information

Оповещение сотрудников о чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить их от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов. Системы оповещения относятся к первичным активным средствам решения задачи непосредственной защиты населения и территорий. Система оповещения должна включать в себя организационно - техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГО ЧС, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, которые будут обеспечивать передачу команд управления и речевой

информации в чрезвычайных ситуациях. Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. Системы оповещения создаются:

- на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории РФ);

- на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

- на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);

- на муниципальном уровне - местная систем оповещения (на территории муниципального образования).

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня. Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГО ЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения. Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С -40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров. Системы оповещения построены на базе комплекса технических средств (КТС) типа П-160, который обеспечивает разные ступени резервирования оборудования, используемых каналов и параллельной передачи сигналов по радиоканалам сетей связи. Как показывает практика -полного охвата населения оповещением достичь практически невозможно. Нельзя также и утверждать, что всё, находящееся в зоне действия средств оповещения население адекватно воспримет сигналы оповещения и информацию об опасности и организует свои последующие действия в соответствии с переданной информацией. В ночное время наиболее эффективны сети электросирен и уличных громкоговорителей, в вечернее время - телевидение, днем - электросирены и уличные громкоговорители, сети радиовещания. В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Для оповещения и

информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГО ЧС с помощью специальной аппаратуры. По мнению В.В. Батырева в настоящее время возникают большие сложности с реализацией проектов электросиренного оповещения населения. Это вызвано отсутствием достаточного количества производителей электросирен на российском рынке. С целью оповещения, информирования населения и звукофикации объектов экономики часто используется КТС СГС -22М.

Основной задачей объектовой системы оповещения, по мнению С.В. Белова, является доведение сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб гражданской обороны. В настоящее время в Российской Федерации, по мнению Н.М. Губайдуллина, эксплуатируется ряд систем и комплексов мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС, в том числе:

1. Автоматизированный комплекс сбора, обработки и представления радиолокационной информации (АКСОПРИ).

2. Метеорологический акустический доплеровский локатор.

3. Система раннего предупреждения паводковой обстановки.

4. Автоматизированная система гидрологического мониторинга (АГСМ) о возникновении угрозы паводков и наводнений .

5. Система предупреждения о цунами обеспечивающая определение в автоматическом режиме характеристик волны и запуск систем оповещения об угрозе. Система функционирует на межрегиональном уровне (ФП РСЧС ЦУНАМИ).

6. Автоматизированная дистанционная система оперативного контроля (ЛИДАР) предназначенная для получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем и обеспечивает дистанционное обнаружение аварий ни химически опасных объектах, разведки зоны аварии, прогноза зон заражения и принятия решения по защите и эвакуации населения.

7. Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) обеспечивает непрерывный мониторинг радиационной обстановки в местах расположения постов контроля.

8. Автоматизированная система мониторинга техносферы (АС МТ) Российской Федерации.

Система оповещения муниципального образования, на наш взгляд, ограничивает возможности по использованию существующих аппаратуры управления и средств оповещения, требует привлечения больших финансовых и материальных средств. Поэтому систем оповещения населения на муниципальном уровне в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя

проектные решения на их создание имеются. Только при создании комплексной системы оповещения населения муниципального образования возможно усовершенствовать сам процесс управления в области чрезвычайных ситуациях.

Основной задачей муниципальной системы оповещения, по мнению Э.А. Арустамовой, является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; -населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Система оповещения, по мнению А.А. Вакарева, представляет собой организационно - техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств гражданской обороны муниципального образования.

Для снижения риска возникновения аварийных ситуаций и с целью минимизации ущерба от их последствий на ООО «САРАТОВОРГСИНТЕЗ» г. Саратов требуется разработать проект реконструкции и модернизации трубопроводов, с целью уменьшения количества задействованного объема АХОВ; продолжать работу по модернизации и замене оборудования на передовое, автоматизировать работу установок, обеспечивающих циркуляцию АХОВ (например, установка стрипперов-дистилляторов с подогревателями диоксида углерода и произвести замену конденсаторов -барботеров среднего давления новейшими прошедшими пробации и зарекомендовавшие конструкции с увеличенной площадью поверхности, установка дистилляторов низкого давления и конденсаторов низкого давления в системе циркуляции аммиака); реконструировать промышленные установки завода на более безопасные аналоги, благодаря которым в совокупности с современными технологиями позволят сократить объемы компонентов, участвующих в производственном процессе; модернизировать системы оповещения, путем установки модуля речевого оповещения Рупор -200; с периодичностью производить повышение квалификации сотрудников и обслуживающего персонала объекта, для исключения ошибок производства, в тех местах, где системы не имеют автоматизации.

Таким образом, система оповещения - это прежде всего комплекс средств оповещения, которые выполняют функцию одновременного доведения до большого числа потребителей речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов, а также комплекс мер, которые направлены на

экстренное оповещение сотрудников при ЧС.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (последняя редакция).

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями и дополнениями).

3. Данилова С. В., Косяков А. Ю., Бейлина Н. Е., Анохин Р. В. Промышленная безопасность: теоретические аспекты // Актуальная биотехнология. — 2015. — № 1 (12). — С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.