Научная статья на тему 'Практические рекомендации пo составлению адаптированных текстов для детей с моторной алалией'

Практические рекомендации пo составлению адаптированных текстов для детей с моторной алалией Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTOR ALALIA / ADAPTED TEXTS / UNDERSTANDING AND PERCEPTION OF TEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карапетян Сирануш Геворковна

В статье представлены практические рекомендации по составлению и подбору текстов для детей с моторной алалией. Представлены методические рекомендации для повышения эффективности логопедической работы с детьми с моторной алалией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Карапетян Сирануш Геворковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации пo составлению адаптированных текстов для детей с моторной алалией»

Practical recommendations for creating the texts adapted for children with motor alalia Karapetyan S. (Republic of Armenia)

Практические рекомендации no составлению адаптированных текстов для детей с

моторной алалией

Карапетян С. Г. (Республика Армения)

Карапетян Сирануш Геворковна / Karapetyan Siranush - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии и восстановительной терапии,

Государственный педагогический университет имени Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье представлены практические рекомендации по составлению и подбору текстов для детей с моторной алалией. Представлены методические рекомендации для повышения эффективности логопедической работы с детьми с моторной алалией.

Abstract: the article presents practical advice on the preparation and selection of texts for children with motor alalia. Methodical recommendations for improving the effectiveness of speech therapy work with children with motor alalia.

Ключевые слова: моторная алалия, адаптированные тексты, понимание и восприятие текста.

Keywords: motor alalia, adapted texts, understanding and perception of texts.

Предметом нашего исследования избрана мало изученная и очень важная проблема логопедии -восприятие и понимание речи (в частности текста, как основной единицы речевого общения) у детей с моторной алалией, при которой дети хорошо понимают обращенную к ним речь, но испытывают большие затруднения в самостоятельном пользовании ею. Проблема речевого восприятия и, в частности, восприятие и понимание текста (сообщения, рассказа), как основной единицы речевого общения, относится к категории актуальных проблем как психологии, лингвистики, психолингвистики, так и специальной педагогики и логопедии.

Нарушение восприятия и понимания текста очень распространенное явление среди дошкольников и учащихся с тяжелой речевой патологией, что отрицательно влияет на успеваемость и овладение ими программой обучения и воспитания [4; 5; 6].

Отсутствие специально разработанных текстов для детей с системным недоразвитием речи приводит к тому, что воспитатели, учителя и логопеды в своей работе используют тексты, предназначенные для детей с нормальным речевым развитием.

В данной работе нами предпринята попытка изложить общие положения подбора и составления текстов для детей с системным недоразвитием речи (ОНР, алалия и др.), специально адаптированных к их речевому уровню развития. Так как без учета особенностей нарушений восприятия и понимания текста у этой категории детей невозможно эффективно осуществить логопедическую работу.

С целью оценки содержательных характеристик подобранных и составленных для детей с системным недоразвитием речи адаптированных текстов, мы рекомендуем следующие критерии ранжировки их по трудности:

1. По размерам выборки:

◊ по величине отдельных отрывков текста;

◊ по количеству слов в предложении;

◊ по количеству предложений в отдельных отрывках текста;

◊ по количеству предложений в тексте.

2. По способам построения предложений текста:

◊ по подбору слов и словосочетаний в предложениях;

◊ по способам соединения предложений в тексте.

3. По типу материалов в тексте (отрывки из детских книг, журналов, сказок и т. д.).

4. По сложности смыслового содержания подобранного или составленного материала.

5. По способам описания в тексте признаков обьекта:

◊ текст, описывающий как общие интегральные, так и частные дифференциальные признаки объекта, раскрывающие перцептивные свойства, характерные для многих подобных обьектов;

◊ текст, раскрывающий предметно-действенные функции, присущие только этому обьекту;

◊ текст, дающий представление о предмете через раскрытие связей образа этого объекта с другими образцами.

При определении сложности и трудности понимания речи (текста), как правило выделяются три группы факторов:

1. На понимание речи могут влиять чисто физические характеристики знаков (акустическая различность фонем, темп их предъявления, длительность звучания и т. д.).

2. Непосредственно с пониманием речи связано действие целой группы факторов, которые характеризуются как стилические. Это зависимость понимания речи от тех или иных стилистических факторов, ее лексических и синтаксических характеристик и т. д.

3. Понимание речи зависит от ряда других ее содержательных характеристик. Сюда относят возможную заинтересованность испытуемого в предмете сообщения, информационную насыщенность текста, логическую структуру, степень обстрактности и т. д. Этот аспект проблемы понимания речи является одним из наиболее важных направлений.

Наш многолетний опыт логопедической работы и результаты проведенных экспериментальных исследований позволяют сделать ряд методических рекомендаций по организации и проведению логопедической работы по коррекции нарушений восприятия и понимания текста у детей с моторной алалией.

1. Раннее начало обучения детей навыкам ориентировки в тексте, так как работа по формированию умений воспринимать и понимать тексты предшествует работа по формированию связного высказывания.

2. Прежде всего, необходимо ознакомить детей с самим понятием текста, научить выявлять такие его свойства, как тематическое единство, наличие заголовка, находить основную мысль, опорные слова, отражающие содержание текста и т. д.

Важно научить детей производить анализ прочитанного или прослушанного текста, располагать словосочетания и предложения текста в логическую последовательность, составить текст по опорным словам и т. д.

3. Тексты повествовательного характера цепной структуры являются наиболее легкими для детей, поскольку их понимание базируется на жизненном опыте ребенка, на знании ситуаций. Восприятие текста описательного характера параллельной структуры представляет для детей большую сложность в связи с тем, что для их понимания необходима определенная система знаний в свойствах, количествах, признаках описываемого объекта. Поэтому обучение пониманию текста желательно начинать с текстов повествовательного характера, постепенно переходя к текстам описательного характера.

4. Система вскрытия предметного содержания описываемого текста должна включать постепенность всех выделенных операций: узнавания, осмысления, осознания.

Необходимо научить ребенка выделению в описываемом объекте признаков, характеризующих его с различных сторон, в определенной последовательности: вначале - с функционально ситуативных признаков и общеинтегральных; затем - дифференциально ситуативных и дифференциальных индивидуальных признаков.

5. Для того чтобы научить ребенка анализировать объект, желательно ввести элемент модельного обучения, т. е. научить восприятию и пониманию текста на основе учебных графов и схем, где каждый признак материально закодирован.

6. В связи с отсутствием текстов для детей с системным недоразвитием речи, возникает необходимость создания специальной картотеки текстов, адаптированных для данной группы детей.

Рекомендуем следующие основные положения подбора и составления адаптированных текстов для детей с системным недоразвитием речи:

1. Подобрать предметные и сюжетные картинки по запланированной тематике.

2. Систематизировать их по степени сложности восприятия и понимания.

3. Составить по предметным и сюжетным картинкам отдельные словосочетания и предложения из 1-3 слов, 4-6, 7 и более слов.

4. Составить небольшой текст (рассказ) по серии подобранных тематических картинок с различными заданиями.

5. Провести анализ отобранных отрывков текста и систематизировать их с учетом дифференциальных и предметно-действенных функций, описываемых в них объектах и явлений, которые могут быть значимо связаны с восприятием и пониманием этих отрывков.

6. Провести анализ отобранных отрывков с целью определения возможного воздействия факторов речевых нарушений на уровень восприятия и понимания этих отрывков.

7. Провести проверку доступности подобранных и составленных текстов с учетом возраста детей, их интелектуальных, психологических и речевых возможностей.

Учет изложенных основных положений составления текстов для детей с тяжелой речевой патологией и критерий оценки их трудности помогут учителям и логопедам эффективней проводить логопедическую работу с этим контингентом детей.

Литература

1. Бабина Г. В Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология, монографический сборник. - М. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. - с. 172-178.

2. Гальперин И. Р. Текст как обьект лингвистического исследования, М. Наука, 1981, 139 с.

3. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. - М: Классикс стиль, 2003.

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников, М. Издательство института психотерапии, 2001, 256 с.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возроста. Москва, Айрис пресс 2008, 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.