УДК 338.2 JEL P41; O14
https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-49-56
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ БЕЛОРУССКО-РУМЫНСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ИНДУСТРИИ 4.0» И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ1
^ Ю. Солодовников [email protected] доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и право» Белорусский национальный технический университет г. Минск, Республика Беларусь
Статья посвящена выработке практических рекомендаций органам государственного управления Республики Беларусь по преодолению организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0. Показаны перспективы дальнейшего развития исследований, в том числе в рамках разработки теории согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС: на примере Республики Беларусь и Румынии.
Ключевые слова: технологическая кооперация, Индустрия 4.0, новая индустриализация, структурная политика, международные экономические отношения.
Цитирование: Солодовников, С. Ю. Практические рекомендации по результатам реализации проекта «Организационно-экономические проблемы расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0» и перспективы дальнейшего развития и использования полученных результатов / С. Ю. Солодовников // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2022. - Вып. 15. - С. 49-56. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-49-56
Введение. В современных условиях, когда устойчивость не только международных экономических отношений, но и всего человеческого общества проверяется на антихрупкость, необходимо пояснить, почему сегодня актуально рассмотрение перспектив белорусско-румынской технологической кооперации. Нами ранее много писалось о том, что современная экономика перешла в новую стадию развития - экономику рисков. Как нами уже отмечалось, «экономика рисков - это экономика высокотехнических и наукоемких производств, характеризующаяся высочайшей степенью политико-экономических, технологических, финансовых и экологических неопределенностей и рисков. В отличие от традиционных экономических рисков как возможности потерь хозяйствующими субъектами вследствие рыночной неопределенности или вмешательства государства в экономическую деятельность, являющихся атрибутивными признаками рыночной экономики, в современной экономике риски принимают всеобъемлющий характер, многие из них в принципе непредсказуемы - "черные лебеди", "эффект сверхуверенности" и т. д.» [1, с. 45]. Следует также напомнить, что в своих научных исследованиях нами все время учитывалось то, что «реальностью
1 Статья подготовлена при поддержке БРФФИ (договор № Г20РА-008 от 04.05.2020 г.).
современного мирового экономического порядка стало то, что социально-экономические субъекты, стремящиеся к господству в планетарном масштабе или к доминированию в крупных регионах, для оптимизации условий своей экспансии предпринимают значительные (в том числе и финансовые) усилия для уничтожения культурного, человеческого, административного и социального капитала в социально-экономических системах - объектах проникновения» [2, с. 46]. Соответственно, при реализации исследовательского проекта «Организационно-экономические проблемы расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0» нами принимались во внимание заранее не предсказуемые риски. Такого рода методологическое допущение позволяет считать, что полученные результаты, представленные в этой статье, с достаточно высокой степенью вероятности могут быть продолжены после нормализации политико-экономических отношений в Европе. Соответственно, могут быть реализованы и полученные практические результаты.
Результаты и их обсуждение. Разработанные в результате проведенного исследования теоретические основы выявления и преодоления организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0. позволили выработать практические рекомендации по преодолению этих проблем. При этом на полученные практико-ориентированные результаты положительно повлияло то, что полученные теоретические результаты полностью подтвердили сформулированную ранее гипотезу проекта. Напомним, что в заявке на получение финансирование по НИР «Организационно -экономические проблемы расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0» в качестве гипотезы проекта выступал следующее предположение: «Устойчивое развитие экономики Республики Беларусь и Румынии возможно только при условии перехода к Индустрии 4.0. Для этого необходимо использовать ресурсы межстрановой технологической кооперации, которые, не требуя значительных материальных затрат, позволяют получать весомые экономические, управленческие и технологические эффекты. Научная идея планируемого исследования заключается в том, что выявить организационно-экономические проблемы расширения белорусско-румынской технологической кооперации и определить оптимальные способы их преодоления возможно только за счет критического системного обобщения существующих сегодня разноаспектных исследований по этой тематике».
В качестве основы любых практических действий по разработке и реализации политики индустриализации всегда выступала соответствующая экономическая идеология. Последняя формируется под влиянием сложных социальных, психологических, политических и экономических механизмов, опосредованных диалектикой взаимодействия традиций, обычаев с одной стороны и стремлением, необходимостью модернизации хозяйственной и общественной деятельности индивидов - с другой. Поэтому выработанное нами в процессе исследования организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0 определение последней как экономической категории, под которой следует понимать революционную перестройку промышленного производства за счет широкого использования киберфизических производственных систем, цифровых услуг и цифровых бизнес-моделей, а также выводы о том, что, во-первых, при исследовании Индустрии 4.0 необходимо исходить из методологической предпосылки, что ее становление и успешное функционирование невозможно без формирования Экономики 4.0 и, во-вторых, при исследовании феноменологических особенностей Индустрии 4.0 методологически верно учитывать исторические, цивилизационные, культурные, природно-климатические и иные особенности той страны, которая при этом рассматривается, могут быть рассмотрены в качестве практических рекомендаций для заинтересованных субъектов, после опубликования названных научных результатов
в серьезных научных периодических изданиях, монографиях, представления их на научно-практических конференциях. Это обусловлено тем, что после такого широкого представления полученных результатов общественности они (эти научные результаты) начинают влиять на формирование позитивной экономической идеологии, ориентированной на модернизацию белорусской промышленности, и позволяют лучше понять принципы и механизмы процесса Новой индустриализации в Республике Беларусь. Актуальность такого рода рекомендаций подтверждается многими белорусскими экономистами. В частности, Т. В. Сергиевич пишет: «Происходящие в мировой экономике технологические сдвиги обусловливают постановку для Республики Беларусь задачи выработки новой модели модернизации, направленной на ликвидацию технологического разрыва с промышленно развитыми странами. Одним из перспективных направлений технико-технологической модернизации национальной экономики, обусловливающих трансформацию социально-трудовых отношений, является роботизация. Расширение производства и использования роботов в экономике нашей страны как компонент модернизации позволит совершить технологический скачек, который повлечет за собой изменения в цепочках создания стоимости, в отношениях производитель-потребитель, повышение конкурентоспособности отечественной экономики» [3, с. 68].
В качестве практических рекомендаций следует рассматривать установленные в процессе проведенных исследований базовые принципы, из которых необходимо исходить при определении для Республики Беларусь относительных преимуществ меж-страновой технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0: степени совпадения политико-экономических интересов стран, общественно согласованного видения этого совпадения, а также политической воли руководства стран к долговременному сотрудничеству в технологической сфере, основанной на взаимном доверии. При этом практически значимым в условиях современной мировой экономики (экономики рисков) является вывод, что для высокой степени совпадения экономических интересов стран необходимо, либо чтобы они занимали схожее место в международном разделении труда и при этом не являлись конкурентами, либо чтобы хозяйствующие субъекты обеих стран были в достаточно большой степени связаны в рамках функционирующих цепочек добавленной стоимости, основанных на технологической кооперации.
Проведенное исследование также позволило выработать практические организационно-экономические инструменты повышения межстрановой технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0: цифровизация производственных и бизнес процессов в национальном промышленном комплексе; роботизация производственных процессов; сохранение и развитие аналоговых (не цифровых) технологических процессов в промышленности; обеспечение развития промышленности длинными и дешевыми деньгами; обеспечение кибербезопасности.
Следует отметить, что определение основных организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0 (санкционное давление на Беларусь; недостаточное количество белорусских и румынских хозяйствующих субъектов, осуществляющих сегодня производственную и технологическую кооперацию; отсутствие системно проработанных и рассчитанных на 10-20 лет межгосударственных и межфирменных белорусско-румынских программ, оговаривающих конкретные формы, цели и инструменты белорусско-румынской технологической кооперации; слабая заинтересованность частного бизнеса в Беларуси и Румынии в межстрановой технологической кооперации; сложность решения задачи кадрового обеспечения белорусско-румынской технологической кооперации) позволяет предложить теоретико-методологические основы и практические способы преодоления организационно-экономических проблем расширения
белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0. При этом сделан важный практический вывод о том, что поскольку в условиях экономики рисков адаптацию инструментов повышения межстрановой технологической кооперации придется проводить в очень сжатые сроки, то это требует наличия в стране национальной политико-экономической школы, выступающей идеологической и методологической основой для белорусской экономической науки -единственно возможной гарантии устойчивого развития народного хозяйства Республики Беларусь и нашей конкурентоспособности в международных экономических отношениях.
В качестве гносеологически и практически интересных перспектив дальнейшего развития результатов исследований, проведенных в рамках выполненного проекта, следует также рассмотреть возможность углубления объекта исследования. При этом нам представляется логичным на основе системного исследования организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0 перейти к разработке теории согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС: на примере Республики Беларусь и Румынии.
При этом целью дальнейших совместных белорусско-румынских исследований будет выступать разработка методологии и теории межгосударственного согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС (на примере Республики Беларусь и Румынии), что позволит выработать практические рекомендации по совершенствованию этого процесса для перехода к новому качеству экономического роста. Названная цель потребует последовательного решения следующих исследовательских задач: развить методологические подходы к исследованию проблемы согласования структурных политик стран, входящих в различные региональные интеграционные объединения; показать феноменологические особенности современной структурной политики в условиях глобализации и регионализации мировой экономики; выделить факторы, вызывающие необходимость согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС в контексте новых тенденций развития мировой экономики; раскрыть особенности действия факторов, вызывающих необходимость согласования структурных политик Республики Беларусь и Румынии; показать экономические выгоды, возникающие в результате согласования структурных политик Республики Беларусь и Румынии и расширения на этой основе белорусско-румынского экономического сотрудничества; выявить основные организационно-экономические проблемы, которые могут возникнуть в результате согласования структурных политик Республики Беларусь и Румынии и расширения на этой основе белорусско-румынского экономического сотрудничества; разработать теоретико-методологические основы и способы преодоления организационно-экономических проблем, которые могут возникнуть в результате согласования структурных политик Республики Беларусь и Румынии; сформулировать теорию согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС: на примере Республики Беларусь и Румынии; выработать практические рекомендации органам государственного управления Республики Беларусь по совершенствованию согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС: на примере Республики Беларусь и Румынии.
Актуальность вышеназванного направления дальнейшего развития белорусско-румынских исследований, по нашему мнению, обусловлена тем, что сегодня в международных экономических отношениях наблюдается, с одной стороны, усиление глобализации, сопровождаемое развитием международной интеграции, а, с другой стороны, усиливается регионализация. Названные противоречивые тенденции способствуют росту конъюнктурной нестабильности, порождаемой как ускорением научно-технического развития, так и ростом экологических, социальных, военно-
политических и иных угроз и рисков. В этих условиях для Республики Беларусь жизненно важно найти новые ресурсы технико-технологической модернизации народного хозяйства, входить в существующие и создавать новые международные технологические сети, которые обеспечат нашей стране дополнительные возможности для получения новейших технологий и доступ на зарубежные товарные рынки. В качестве важного резерва оптимизации участия нашей страны в международном разделении и кооперации труда, повышения наукоемкости белорусского экспорта и импорта может стать новый для нашей страны механизм усиления интеграции не только со странами - участницами ЕАЭС, но и с государствами, входящими в ЕС. В связи с этим фундаментальное исследование по теории согласования структурных политик стран -участниц ЕС и ЕАЭС (на примере Республики Беларусь и Румынии) является актуальным.
В пользу выбора в качестве дальнейшего объекта совместных белорусско-румынских исследований разработки теории согласования структурных политик стран-участниц ЕС и ЕАЭС на примере Республики Беларусь и Румынии говорит и недостаточное состояние разработанности этой проблемы. Проведенный нами анализ научных источников по проблематике согласования структурных политик позволяет утверждать, что они характеризуются методологическим разнообразием, теоретической разобщенностью и разноаспектностью. На сегодняшний день проблемам структурной политики, новой индустриализации, согласования структурных политик, технологической кооперации посвящено огромное количество исследований. Теории индустриализации и индустриального общества разрабатывались К. Марксом, М. И. Туган-Барановским, У. Ростоу, Р. Ароном, С. Г. Струмилиным, Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, Д. С. Львовым, С. Ю. Глазьевым, А. Н. Сенько, В. Ф. Байневым и др. Технологическая кооперация, ее влияние на инновационное развитие и структурную политику освещены в трудах зарубежных ученых Я. Бермана, Г. Блаира, Д. Вэйгера, Я. Лафурже, Э. Ловелла, Р. Миллера, Г. Мэйсона, К. Райана, Д. Форда, Х. Шульте, Р. Вернона, Дж. Даннинга, К. Коджима, А. Левина, Т. Озава, М. Портера, В. Тинга, П. Баккли, У. Зандера, М. Кассона, Ч. Киндельбергера, Б. Когута, С. Хаймера. Такие белорусские ученые как В. Ф. Байнев, Н. И. Богдан, В. Л. Гурский, Е. Л. Давыденко, Л. Н. Давыденко, В. Ф. Медведев, Л. Н. Нехорошева, П. Г. Никитенко, Г. В. Турбан, А. Г. Шумилин и др. таже активно исследовали эту тематику. В Республике Беларусь проблема межгосударственного согласования промышленных политик стран - членов ЕАЭС фундаментально исследована В. Л. Гурским. Названными и иными авторами не ставилась задача разработки теории согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС и в том числе Республики Беларусь и Румынии.
В пользу этого направления совместных белорусского-румынских исследований говорит и наличие значительного научно-практического задела у потенциальных участников проекта в сфере международных экономических отношений, проблематики нового качества экономического роста, структурной политики, механизмов влияния новых и традиционных факторов на социально-экономическую динамику общества. Потенциальный руководитель проекта С. Ю. Солодовников принимал участие в проведении совместных белорусско-румынских исследований в рамках проектов БРФФИ-РА «Промышленная политика в Республике Беларусь и Румынии», «Теория экономического развития Республики Беларусь и Республики Румыния в контексте роста истинных норм инвестиций (GSI)», «Сетевые механизмы инновационного развития в Республике Беларусь и Республике Румыния». С. Ю. Солодовников имеет значительный публикационный задел по данной теме [4-11]. Другие потенциальные участники проекта также имеют опыт в проведении исследований по данной тематике.
Целесообразность проведения совместных белорусско-румынских исследований по разработке теории согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС на примере Республики Беларусь и Румынии подтверждается следующим.
Изучение проблем и механизмов структурной политики и ее согласования ведется как отдельными румынскими и белорусскими исследователями, так и их совместными коллективами. Причем, как показывает исследовательская практика, наиболее интересные и значимые результаты в изучении сложных экономических феноменов получаются именно совместными коллективами исследователей. Поэтому объединение в рамках данного совместного проекта исследовательских возможностей и усилий румынских и белорусских ученых будет способствовать обмену идеями, информационными, методологическими, библиографическими и прочими наработками, выработанными самостоятельно оригинальными подходами к изучению технологической кооперации. На наш взгляд, проведение совместного (румынско -белорусского) исследования позволит значительно скорее разработать теорию согласования структурных политик стран участниц ЕС и ЕАЭС на примере Республики Беларусь и Румынии.
В качестве гипотезы названного перспективного направления белорусско-румынских исследований выступает то обстоятельство, что устойчивое развитие экономики Республики Беларусь и Румынии, переход к новому качеству экономического роста, повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг, обеспечение высоких темпов роста реального ВВП возможно только при условии перехода к Индустрии 4.0 и ликвидации технологического разрыва с технологическими лидерами. Для этого необходимо использовать ресурсы межстрановой интеграции, которые, не требуя значительных материальных затрат, позволяют получать весомые экономические, управленческие и технологические эффекты. При этом разработке теории двух стран с различными цивилизационными, политико-экономическими и институциональными особенностями, входящими в различные интеграционные объединения, по-прежнему уделяется недостаточно внимания. В связи с этим становятся важными анализ, обобщение и систематизация существующих сегодня разноаспектных методологических, теоретических и прикладных исследований межстрановой интеграции с целью понимания и научного осмысления факторов ее осуществления и глубинных организационно-экономических проблем, препятствующих этой интеграции. Согласование структурных политик стран, стремящихся к получению весовых выгод от интеграции своих национальных экономик, может выступать важнейшим фактором, обеспечивающим длительность, устойчивость и последовательность межстрановой интеграции. Научная идея планируемого исследования заключается в том, чтобы за счет исследования проблем согласования структурных политик стран, входящих в различные региональные интеграционные объединения, и факторов, вызывающих необходимость согласования структурных политик стран - участниц ЕС и ЕАЭС в контексте новых тенденций развития мировой экономики, показать особенности действия последних для Республики Беларусь и Румынии. Это позволит разработать теорию и организационно-экономического механизма расширения интеграции нашей страны не только со странами - участницами ЕАЭС, но и с государствами, входящими в ЕС.
Выводы. Выработаны практические рекомендации органам государственного управления Республики Беларусь по преодолению организационно-экономических проблем расширения белорусско-румынской технологической кооперации в контексте перехода к Индустрии 4.0. Показаны перспективы дальнейшего развития исследований, в том числе в рамках разработки теории согласования структурных политик стран-участниц ЕС и ЕАЭС на примере Республики Беларусь и Румынии.
Список использованных источников:
1. Солодовников, С. Ю. Современная экономика-экономика рисков / С. Ю. Солодовников // Друкеровский вестник. - 2019. - № 5. - С. 43-56. https://doi.org/10.17213/2312-6469-2019-5-43-56
2. Солодовников, С. Ю. Политико-экономический анализ влияния социального капитала на экономическую безопасность в контексте экономики рисков / С. Ю. Солодовников // Вестник Института экономики НАН Беларуси. - 2020. - Вып. 1. - С. 40-49.
3. Сергиевич, Т. В. Социально-экономическая обусловленность роботизации экономики / Т. В. Сергиевич // Вестник Института экономики НАН Беларуси. - 2020. -Вып. 1. - С. 68-76.
4. Солодовников, С. Ю. Модернизация белорусской экономики и экономика рисков: актуальные проблемы и перспективы / С. Ю. Солодовников, Т. В. Сергиевич, Ю. В. Мелешко; под науч. ред. С. Ю. Солодовников. - Минск: БНТУ, 2019. - 491 с.
5. Модернизация белорусской промышленности в новых технологических и геоэкономических условиях / В. Л. Гурский [и др.]; науч. ред. С. Ю. Солодовников; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск : Белорусская навука, 2021. - 728 с.
6. Солодовников, С. Ю. Современная структурная политика Республики Беларусь в условиях евразийской экономической интеграции / С. Ю. Солодовников // Бизнес. Инновации. Экономика : сб. науч. ст. - Минск : Институт бизнеса БГУ, 2019. -Вып. 3. - С. 17-25.
7. Солодовников, С. Ю. Структурная политика и модернизация реального сектора / С. Ю. Солодовников // Вестник КРАГСиУ. Теория и практика управления. - 2018. -№ 20 (25). - С. 58-65.
8. Солодовников, С. Ю. Взаимосвязь структурной политики государства и модернизации реального сектора экономики / С. Ю. Солодовников // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2018. - Вып. 7. - С. 84-94. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2018-7-84-94
9. Солодовников, С. Ю. Новая структурная политика и изменение институциональной динамики наноиндустрии / С. Ю. Солодовников // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. - 2018. - № 1 (11). - С. 5-10.
10. Солодовников, С. Ю. Современная структурная политика и кризис наноинду-стрии / С. Ю. Солодовников // Право. Экономика. Психология. - 2017. - № 3 (8). -С. 42-48.
11. Солодовников, С. Ю. Экономический рост и истинные инвестиции: сущность и взаимообусловленность / С. Ю. Солодовников // Вестник КРАГСиУ. Теория и практика управления. - 2017. - № 18 (23). - С. 56-63.
_Статья поступила в редакцию 28 марта 2022 года
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE RESULTS OF THE PROJECT
"ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF THE EXPANSION
OF BELARUSIAN-ROMANIAN TECHNOLOGICAL COOPERATION
IN THE CONTEXT OF TRANSITION TO INDUSTRY 4.0" AND PROSPECTS
FOR FURTHER DEVELOPMENT AND USE OF
S. Yu. Solodovnikov
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of "Economics and Law" Belarusian National Technical University Minsk, Republic of Belarus
The article is devoted to the development of practical recommendations for the state authorities of the Republic of Belarus to overcome the organizational and economic problems of expanding the Belarusian-Romanian technological cooperation in the context of the transition to Industry 4.0. The prospects for further development of research are shown, including within
the framework of developing the theory of harmonization of structural policies of the EU member states and the EAEU: on the example of the Republic of Belarus and Romania.
Keywords: technological cooperation, Industry 4.0, new industrialization, structural policy, international economic relations.
References
1. Solodovnikov, S. Yu. (2019) Sovremennaya ehkonomika - ehkonomika riskov [Current economy - risk economy]. Drukerovskij vestnik. (5), 43-56. Avialible from: https://doi.org/10.17213/2312-6469-2019-5-43-56 (In Russian).
2. Solodovnikov, S. Yu. (2020) Politiko-ekonomicheskii analiz vliyaniya sotsialnogo kapitala na ekonomicheskuyu bezopasnost v kontekste ekonomiki riskov [Political and economic analysis of the impact of social capital on economic security in the context of risk economics]. Bulletin of the Institute of Economics of NAS of Belarus. (1), 40-49. (In Russian).
3. Serhiyevich, T. V. Sotsial'no-ehkonomicheskaya obuslovlennost' robotizatsii ehkonomiki [Social and economic condtionality of the robotization of the economy]. Bulletin of the Institute of Economics of NAS of Belarus. (1), 68-77. (In Russian).
4. Solodovnikov, S. Yu., Serhiyevich, T. V., Meleshko, Yu. V. (2019) Modernizatsi-ya belorusskoi ekonomiki i ekonomika riskov: aktualnye problemy i perspektivy [Modernization of the Belarusian economy and economics of risks: current problems and prospects] S. Yu. Solodovnikov (ed.). Minsk, BNTU. (In Russian).
5. Gurskii, V. L., Solodovnikov, S. Yu., Serhiyevich, T. V., Meleshko, Yu. V. (2021) Modernizatsiya belorusskoi promyshlennosti v novykh tekhnologicheskikh i geoekonomich-eskikh usloviyakh [Modernization of the Belarusian industry in the new technological and geo-economic conditions]. S. Yu. Solodovnikov (ed.) ; Institute of Economics of the NAS of Belarus. Minsk. Belaruskaya navuka Publ. (In Russian).
6. Solodovnikov, S. Yu. (2019) Sovremennaya strukturnaya politika Respubliki Belarus v usloviyakh evraziiskoi ekonomicheskoi integratsii [Modern structural policy of the Republic of Belarus in the context of Eurasian economic integration]. Biznes. Innovatsii. Ekonomika. (3), 17-25. (In Russian).
7. Solodovnikov, S. Yu. (2018) Strukturnaya politika i modernizatsiya real'nogo sektora [Structural policy and modernization of the real sector]. Vestnik KRAGSU. Seriya «Teoriya ipratika upravleniya». 25 (20), 58-65. (In Russian).
8. Solodovnikov, S. Yu. (2018) Vzaimosvyaz' strukturnoi politiki gosudarstva i mod-ernizatsii real'nogo sektora ehkonomiki [Relation of structural policy of the state and modernization of the real sector of economics]. Ehkonomicheskaya nauka segodnya. (7), 84-94. (In Russian). Avialible from: https://doi.org/10.21122/2309-6667-2018-7-84-94 (In Russian).
9. Solodovnikov, S. Yu (2018) Novaya strukturnaya politika i izmenenie institutsion-alnoi dinamiki nanoin-dustrii [New Structural Policies and Changes in the Institutional Dynamics of the Nanoindustry]. Resursy Evropeiskogo Severa. Tekhnologii i ekonomika osvoeniya. 1(11), 5-10. (In Russian).
10. Solodovnikov, S. Yu. (2017) Sovremennaya strukturnaya politika i krizis nanoindustrii [Modern structural policy and the crisis of the nanoindustry]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya. 3(8), 42-48. (In Russian).
11. Solodovnikov, S. Yu (2017) Ekonomicheskii rost i istinnye investitsii: sushchnost i vzaimoobuslovlennost [Economic growth and true investments: essence and interdependence]. Vestnik KRAGSU. Seriya «Teoriya i pratika upravleniya». 18(23). 56-63. (In Russian).