Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1724
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / АДАПТИВНОЕ СОВЛАДАНИЕ / ПОВЫШЕННАЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Михаил Анатольевич, Лямзин Евгений Николаевич

Последние несколько десятилетий изучение феномена эмоционального выгорания было важной темой в психологии. В настоящее время привлекает внимание проблема выгорания как разновидности многофункциональной трансформации современного человека в жизни и профессиональной деятельности. Действительно, возрастающая интенсивность современной жизни проявляется в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, что приводит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истощению, что является одним из симптомов выгорания. Эта тема требует особого внимания, поскольку проанализированные в исследованиях негативные последствия психического выгорания отражаются не только на работе отдельного сотрудника, но и всей организации. Данный синдром предполагает собой ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, характерен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие условия к психологической стабильности сотрудника в обстановках делового общения. Однако, в отечественной психологии мало проработана психологических условий профилактики эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Михаил Анатольевич, Лямзин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

3. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и психологических наук : 19.00.05 / ЛГУ. -практика совершенствования коммуникативной Ленинград, 1990. - 403 с. компетентности: диссертация ... доктора

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Иванов Михаил Анатольевич

курсанты

ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского " МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научный руководитель: Лямзин Евгений Николаевич преподаватель

ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского "МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Москва, Россия

АКТУАЛЬНОСТЬ. Последние несколько десятилетий изучение феномена эмоционального выгорания было важной темой в психологии. В настоящее время привлекает внимание проблема выгорания как разновидности многофункциональной трансформации современного человека в жизни и профессиональной деятельности.

Действительно, возрастающая интенсивность современной жизни проявляется в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, что приводит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истощению, что является одним из симптомов выгорания. Эта тема требует особого внимания, поскольку проанализированные в исследованиях негативные последствия психического выгорания отражаются не только на работе отдельного сотрудника, но и всей организации.

Данный синдром предполагает собой ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, характерен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие условия к психологической стабильности сотрудника в обстановках делового общения.

Однако, в отечественной психологии мало проработана психологических условий профилактики эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, физическое и эмоциональное истощение, адаптивное совладание, повышенная стрессоустойчивость

Для профилактики эмоционального выгорания важно развивать стрессоустойчивость, уметь отделить переход стресса в дистресс, научиться использовать его положительное значение, конструктивно совладать со стрессом. Стресс управляет некомпетентным человеком. Для человека, наделенного сознанием и творческим мышлением вполне доступно изменить ситуацию.

Важно взять на себя ответственность за своё здоровье и самочувствие. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильно питаться, достаточно отдыхать, спать не менее 8 часов за ночь, практиковать регулярную физическую активность.

Необходимо работать над собой: развивать свои умения, навыки, учиться правильно распределять время и планировать работу так, чтобы не возникало перегрузок и спешки (сначала выполнять более важные задачи и цели, малозначительные оставляя на потом). Не перегружать себя обязанностями, учиться делегировать работу коллегам, перестать делать много дел сразу.

Нужно налаживать микроклимат в коллективе, предупреждая конфликтные ситуации. Если же это не представляется возможным - стоит задуматься о

профессиональной помощи, например тренинг по развитию конфликтоустойчивости.

Обучайтесь конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивная форма решения конфликтной ситуации:

- Мое видение ситуации. Выяснить, правильно ли участники понимают, в чем состоит предмет их спора.

- Мои чувства. Обозначение своих чувств позволяет нам социально приемлемо определить отношение к ситуации, вызвавшей конфликт.

- Мои действия - озвучиваем свои намерения. Как взрослые и рассудительные люди, мы в первую очередь должны понять, что нас не устраивает. Кроме этого, нам следует помнить, что как бы мы ни старались, но изменить другого человека — недостижимая задача. Поэтому придется соглашаться на определенные уступки или действия.

- Мои ожидания от оппонента - совершая определенные шаги, мы ждем от другого человека ответных действий. Для достижения компромисса необходимо озвучить свою позицию и свои ожидания. Это является самым коротким путем к решению конфликта.

Используя данную форму решения конфликта, создаем безопасную зону, в которой можно

говорить о переживаемых чувствах, выяснять и уточнять видение ситуации, конструктивно выстраивать собственные действия, сообщая о них оппоненту, просить определенных действий с его стороны. Безопасность дает возможность искать компромисс и услышать друг друга. Человек, который начинает решать конфликт по этой форме, как бы приглашает второго участника к конструктивному диалогу. Эту форму можно использовать везде. Например: «Вы кричите и ведете себя со мной так, как я не заслуживаю. Я вижу, что вы злитесь. Меня раздражает такое отношение ко мне. Я со своей стороны готов(а) выслушать вас и сделать все, что от меня зависит. Но прошу вас вести себя уважительно и не повышать голос. Это позволит нам решить вашу проблему».

Стоит предупреждать трудовое утомление: чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, регулярно делать рабочие перерывы, не трудиться без выходных.

Фокусировать свое внимание важно на положительных моментах, вырабатывать позитивное мышление, ведь своими мыслями мы создаём свою реальность. Концентрируйтесь не на том негативном, что случилось с вами в течение рабочего дня, а поставьте в приоритет позитивные происшествия, даже если это были незначительные мелочи.

Часто стрессовое состояние обуславливается внутренними факторами - четко прослеживающейся дисгармонией личности и спецификой ее организации. Одни и те же свойства личности могут стать причиной стресса и факторами, усиливающими стресс.

Усиление личностного переживания стресса может вызывать трансформацию ситуации в том направлении, что они и объективно могут быть с полным правом интерпретированы как стрессогенные. Личностные качества являются источником для развития субъективного (эндогенного) стресса, а затем человек начинает замечать, находить в ситуации факторы, которые приводят к увеличению данного состояния. Вышеназванные факторы являются

определяющими в развитии стрессоустойчивости личности.

При большой значимости субъективной картины стресса и поведенческой активности, разнообразие феноменов, обусловленных стрессом и его переживанием, особенностями совладания со стрессом, овладением определенным опытом и сохранением его, стратегиями поведения и деятельности в стрессе, ими не ограничивается. В данном случае необходимо обращение к понятию психологического аспекта стресса, включающего в себя все множество психических феноменов, соотносящихся со стрессом.

Умеренный стресс, не являющийся причиной деструктивного влияния на организм и личность, во многих случаях активизирует резервные ресурсы, задействует творческий потенциал, например, в научной деятельности. Он упражняет защитные

механизмы личности, позволяет накопить опыт преодоления трудных ситуаций, расширяет социальный опыт. Умеренный стресс расширяет и укрепляет приспособительные возможности человека и потенциал резерва сил, во многих случаях стимулирует соматическое, психическое, личностное развитие, достижение жизненных целей.

Тревога, всегда сопутствующая стрессу, поддерживает антиципацию, ведет к ее развитию. Решение любой серьезной проблемы требует от человека напряжения сил, крупные достижения обычно невозможны без длительного напряжения.

Выделяют следующие этапы в процессе развития адаптивного совладания со стрессом. Первый этап - интерпретация и оценка ситуации. Интерпретируются и оцениваются:

а) параметры ситуации, сила воздействия, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.);

б) потенциал организма и личности;

в) пропорции в параметрах ситуации и потенциала человека.

Следующий этап - это оценка (анализ) стрессовых трансформаций в собственном организме. Часто "мишенью" стрессорного воздействия выступает определенная конкретная система организма или сфера личности.

Начальные стрессовые изменения могут быть обусловлены расстройством или повреждением определенного органа, усиленным воздействием на определенную сферу личности (например, информационная перегрузка), утратой либо трансформацией одной личностно важной связи, общественно важного качества. Затем происходит проявление множественных реакций, наступают разнообразные последствия.

Максимально значимым этапом выступает адаптационный процесс. В нем возможно преобладание какого-либо из трех направлений: противодействие, приспособление, уход от стрессорного воздействия.

Ориентация адаптационной активности детерминируется, с одной стороны, происхождением стрессорного раздражителя, особенностями ситуации, а с другой - спецификой личности, резервами организма. Возможность осуществить ту или иную форму адаптации к стрессовой ситуации обусловлена не только мотивами и целями, характеристиками личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т. д.

Для профилактики стресса и повышения стрессоустойчивости:

- всегда ищите дело «по душе», а не только ради денег, если оно не вызывает у вас внутреннего отклика;

- не делайте работу единственным смыслом своей жизни, даже если она любимая. Пусть кроме неё у вас будет любимое хобби, так же не забывайте уделять время близким и друзьям;

- заботьтесь о своём физическом и психическом здоровье;

- развивайте гибкость в общении с коллегами, начальством, подчиненными, учитесь снижать степень внутреннего напряжения;

- повышайте самооценку, улучшайте свои профессиональные способности, растите как специалист;

- не пытайтесь найти в работе счастье или спасение - она представляет собой только часть полноценной жизни;

- развивайте умения и навыки справляться с внезапным, сильным стрессом: дыхательные упражнения, настройка на оптимальное эмоциональное состояние, переключение, медитация и т.п. Самый простой способ - это глубокое дыхание, которое предполагает использование живота, а не груди. При этом надо чувствовать, как живот раздувается от воздуха, и затем возвращается в исходное положение на выдохе. Необходимо закрыть глаза, блокировать свой разум от всех внешних отвлекающих факторов и сосредоточиться на дыхании. С вдохом надо прочувствовать, как кислород поступает в тело, и как все тревоги и негатив, оставляют тело в виде углекислого газа при выдохе. Также эффективны техники дыхания с чередованием ноздрей и «пузырь» (надуться до предела, задержать дыхание и представить, как воздух массирует органы, затем спокойный медленный выдох);

- не подавляйте эмоции - научитесь их принять, пережить, осознать, и отпустить (не зацикливаясь на какой-либо эмоции). Будьте внимательны к своему эмоциональному состоянию. Старайтесь понимать причины, вызывающие эмоции. По возможности избегайте ситуаций, которые могут привести к возникновению нежелательных эмоций.

- проявляйте открытость миру, развивайте оптимистичное мышление.

Кроме индивидуальной работы можно предложить следующие тренинговые упражнения для использования в группе.

1. Упражнение «Прояснение собственных целей». Участникам предлагается на первом листе бумаги написать слово «Ценности». Нужно обдумать и расписать по пунктам все, что каждый ценит в жизни. На втором листе необходимо написать «Цели на всю жизнь». Каждый должен задавать себе вопрос: где бы он хотел побывать, какие впечатления получить, какие дела сделать и т.п. Обсуждение.

2. Упражнение «Сценарий жизни». Участникам раздается по листу бумаги и фломастеру, каждый участник записывает на своем листе предложение - начало его собственной сказочной истории, далее листы передаются по кругу и каждый дополняет историю своим предложением. Листы передаются до тех пор, пока каждый участник не получит лист со своим началом сказки. Затем зачитывается сказка. Обсуждение.

3. Упражнение «Аналоговые линии». Лист формата А4 делится на 8 равных частей, каждая часть соответствует определенному состоянию (гнев, радость, депрессия, спокойствие, мужественность, женственность, болезнь, последнее на выбор). С помощью одних только линий, участник заполняет каждый квадрат рисунком, после, каждый квадрат вырезается и дополняется самодельной рамкой. Обратная связь -обсуждение чувств, возникших в процессе упражнения.

4. Упражнение «Когда нам хорошо...» Цель -отреагирование негативных эмоций, закрепление позитивных эмоций. Участникам предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда: нас ругают, нас хвалят, нам страшно, нам весело, вызывает начальник, получаем задание и т.д.

5. Упражнение «Приветствие без слов». Участникам предлагается передвигаться по комнате в течение 2-3 минут и приветствовать других участников. Это должно быть сделано без слов: кивком, поклоном, рукопожатием, объятием и т. д. При этом можно использовать каждый способ только один раз (для каждого последующего приветствия необходимо придумать новый способ).

6. Упражнение «Движение наоборот». Участники делятся на пары. Один из партнеров начинает выполнять любые стихийные движения (можно под музыку). Задача другого партнера состоит в том, чтобы выполнять те движения, которые, с его точки зрения, являются противоположностью движений, выполняемых первым партнером. Через две минуты участники меняются ролями, и игра повторяется.

7. Упражнение «Запрещенные слова». Ведущий, выступая в качестве журналиста, задает каждому из участников вопросы различного содержания, на которые им нужно быстро ответить. При этом вводится дополнительное условие: в ответах можно использовать любые слова, кроме «да / нет». Другие общие слова («и / или», «я - ты -он» и т. д.) также могут использоваться в качестве «запрещенных». Тот, кто, отвечая на вопрос, использует «запрещенное слово», становится следующим ведущим.

Заключение

Данное исследование было организовано с целью проведения анализа психологических условий профилактики эмоционального выгорания. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.

В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, эмоциональное выгорание - это комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Риск возникновения выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными

клиентами, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, неразрешённых личностных конфликтов и т.п. Эмоциональное выгорание развивается поэтапно.

Эмоциональное выгорание касается всех сторон жизни каждого человека и всего общества в целом. Это отражается в негативном воздействии на всю жизнь каждого отдельного сотрудника или служащего. Эмоциональное выгорание наносит достаточно ощутимый ущерб организации, фирме, целому предприятию и коллективу тем, что снижает эффективность деятельности, а также косвенно влияет на развитие всего общества.

В настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. Наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностого роста и самореализации. Хорошим потенциалом в решении вопросов профилактики

профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома

должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Антипина, С. А. Алексеева, Г. П. Антипин // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2017. - №1 (106). - С. 99 - 106.

2. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О. И. Бабич // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 9. - С. 48-52.

3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. - 278 с.

4. Вараева Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н. В. Вараева. - Москва : ФЛИНТА, -2017. - 53 с.

5. Водопьянова Н. Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. -Курск : КГУ, 2008. - 336 с.

6. Иванов, М. А. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов / М. А. Иванов, П. А. Ефимов, Е. Н. Лямзин // Актуальные исследования. - 2021. - № 38(65). -С. 61-64.

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Муковникова А.А.

Магистр Паничева В.В.

Кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования Воронежский государственный Педагогический университет, г. Воронеж

PROBLEMS OF COMMUNICATION BETWEEN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN AND THEIR PEERS (THEORETICAL ASPECT)

A.A. Mukovnikova

Master V. V.Panicheva

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology primary and preschool education Voronezh state pedagogical university, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Гармоничные отношения с другими детьми являются необходимым условием для психологического и эмоционального развития ребенка. Однако зачастую у детей возникают сложности в общении со сверстниками, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. В данной статье рассматриваются основные на наш взгляд проблемы общения старших дошкольников со сверстниками, предлагаются методы диагностирования и помощи детям для решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.