Научная статья на тему 'Практические рекомендации по оптимизации трудоустройства инвалидов в Республике Мордовия'

Практические рекомендации по оптимизации трудоустройства инвалидов в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудаева Е. Г.

В данной статье предлагаются практические рекомендации, направленные на повышение эффективности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе на макро-, мезои микроуровнях. Решение проблемы трудоустройства инвалидов, организация социальной работы в этом направлении рассматриваются с позиций системы субъект-субъектных отношений и с использованием модели активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по оптимизации трудоустройства инвалидов в Республике Мордовия»

ТваеоёхАйеёА вАе I 1 АГААОЁЁ I I I ТОЁ 1 ЁдАОЁЁ ОВСА I СЙОВ! ЁЙОАА Ё Г ААЁЁА I А Д вАЙТСАЁЁеА 1 I ВА I АЁВ А. А. Еоааааа

А ааТТТё поаоиа УЭааёааа^опу 'ТЭаёоё+апёёа ЭаёПаТааоёё, Та'ТЭааёаТТоа Та '|'ТаО-0аТёа уббаёоёаТШё оЭбаТбпоЭТёпоаа ёёо п ТаЭаТё+аТ ТО! ё аТд!ТжТтоуТё даТЭТ-аиу а ЭааёТТа Та !аёЭТ-, !адТ- ё ТёёЭТбЭТаТуо. ВаяаТёа ТЭТаёаш оЭбаТбпоЭТёпоаа ёТааёёаТа, ТЭааТёдаоёу пТоёаёиТТё ЭааТоО а уоТ! ТаУЭааёаТёё Эапп!аоЭёаа|эопу п УТдёоёё пёпоаш пбайаёо-пбайаёоТоо ТоТТ0аТёё ё п ёт'ТёидТааТёа! !Тааёё аёоёаё-даоёё.

Право на труд — естественное и неотъемлемое право каждого гражданина, в том числе и инвалида, то есть лица с ограниченной способностью к трудовой деятельности. Факт наличия заболевания не должен препятствовать рассмотрению инвалида как полноправного члена общества, имеющего те же потребности, что и неинвалиды. Согласно принципам социального равенства, социальной справедливости и толерантности формирование современной системы социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья требует одновременного решения двух задач: с одной стороны, обеспечения полной социальной защищенности и создания условий для полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам, а с другой — содействия им в посильном осуществлении своих обязанностей в качестве членов общества. В современной России одними из наиболее ярко выраженных социальных барьеров на пути интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество являются трудовая сегрегация и изоляция инвалидов. Инвалиды составляют часть вторичного рынка в системе сегментации труда, который характеризуется так, поскольку связан с низкой оплатой, нестабильной работой, невысокими шансами получения квалификации, трудоустройства и продвижения по служебной лестнице. Сегментация предстает и как форма социального закрытия, выражающаяся в стереотипном стрем -лении трудоустраивать инвалидов лишь на специализированных предприятиях. Современная государственная политика и реализуемые программы не позволяют успешно решать проблемы эффективной занятости инвалидов и требуются новые концепции и подходы, которые будут более действенны и станут рассматривать и использовать людей с инвалидностью как полноценный трудовой ресурс.

Решение проблемы трудоустройства инвалидов предопределяет рассмотрение организации социальной работы в большей степени как системы субъект-субъектных отношений. При этом для достижения рационального трудоустройства инвалид должен занять активную, самостоятельную, деятельностную позицию. Таким образом, приоритетной моделью получения помощи в трудоустройстве инвалидами должна стать модель активизации.

Разрешение проблем трудоустройства инвалидов требует борьбы не только за соблюдение законодательства и действительного воплощения законных мер для трудоустройства инвалидов, но и выработки инновационных технологий, которые позволили бы по-иному сконструировать процесс взаимодействия инвалидов и работодателей. Решение проблемы инвалидности на практике означает обязательное и неукоснительное отражение во всех сферах жизнедеятельности потребностей инвалидов [4, с. 56]. Изменения должны проходить на трех уровнях: 1) стратегическом — уровне социальной политики (макроуровне); 2) уровне организаций и социальных служб (мезоуровне); 3) индивидуальном (микроуровне).

На макроуровне требуются изменения по формированию законодательной базы, адекватной принятым международно-правовым нормам и Конституции РФ, а также современным общественным потребностям, которая бы защищала инвалидов от случаев дискриминации, а также являлась базой для государственных программ, направленных на преодоление стигматизации людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение высокого уровня трудоустройства. На наш взгляд, были бы целесообразны следующие шаги по реформированию:

1. Усиление антидискриминационного аспекта законодательных актов в отношении

© А. А. Ёбааааа, 2010

инвалидов, а также приведение их в соответствие с Конституцией РФ и ратифицированными международно-правовыми документами.

2. Создание удобной социальной инфраструктуры, отвечающей нуждам инвалидов (в наибольшей степени это актуально для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, по слуху и т. д.). Нормы обеспечения доступности всех зданий общественного и жилищного фонда, а также транспортной инфраструктуры заложены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», Градостроительном кодексе РФ и др. [5; 6]. Однако для решения данной проблемы, как оказалось, законодательной регламентации данных мер недостаточно. Ощущается острая необходимость законодательного закрепления механизмов контроля за их выполнением. Создание безбарьерной инфраструктуры не только существенно помогает повысить мобильность инвалидов и облегчить процесс их интеграции в общество, но и является проявлением уважения к лицам со специфическими проблемами и, главное, видимой реализацией провозглашенных социальных гарантий. Крайне важно развивать работу службы социального такси. Несмотря на то что подобные услуги существуют во многих населенных пунктах, желательно их расширение для ежедневного пользования.

3. Изъятие из законодательной базы формулировки «неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопока-занность) трудовой деятельности», которые противоречат положениям Конституции РФ и международно-правовым актам, к которым Россия присоединилась, то есть напрямую нарушают права человека и являются дискриминационными.

4. Видится целесообразной разработка конкретных методик определения критериев и предложение новых критериев, на основании которых определяется степень нарушений функций организма, степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также начисляется размер государственных социальных выплат людям с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые ученые, представители общественных организаций, сами инвалиды предлагают вернуться к группам инвалидности как к критерию определения размера государственных социальных выплат. В социально-экономических условиях современной России, в ситуации отсутствия гарантированной занятости инвалидами (или хотя бы высокой ее вероятности, с достойной заработной платой) группы инва-

лидности действительно более объективно и комплексно отражают потребность инвалида в мерах социальной защиты со стороны государства, чем степени ограничения способности к трудовой деятельности. Предлагается и вариант введения системы двухуровневых государственных социальных выплат, где первый уровень подразумевает постоянное государственное пособие по инвалидности, определяемое на основе группы инвалидности или совокупности специальных критериев, а второй — пенсию в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности [1]. На наш взгляд, второй подход более объективен и перспективен, так как позволяет оказывать гарантированную поддержку инвалидам и не снижать их мотивации на трудоустройство. Первый уровень социальных выплат позволит «подстраховать» лиц с ограниченными возможностями и компенсировать затраты на лекарственное обеспечение, медицинское обслуживание, транспортные услуги. Второй компонент государственных выплат, зависящий от степени ограничения способности к трудовой деятельности, позволит сформировать у инвалидов здоровую мотивацию к труду.

Мероприятия, проводимые на мезоуровне, предполагают решение проблем в рамках предприятий и учреждений трудоустраивающих инвалидов, касаются активизации роли общественных организаций инвалидов в разрешении проблем трудоустройства и защиты прав инвалидов. Предлагаются следующие шаги по реформированию:

1. Создание эффективной системы контроля как со стороны государственных органов, так и общественных организаций инвалидов за исполнением гарантированных мер в отношении инвалидов на предприятиях (учреждениях) (по созданию специальных рабочих мест, квотирования, выполнения Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) на предприятиях и др.). Создание такого рода комиссий позволит не только отследить прецеденты нарушения реализации законодательства в отношении инвалидов, обеспечить создание адекватных мер в отношении каждого работающего инвалида, но и позволит оказывать консультативную помощь руководителям в решении данного вопроса. Важно, чтобы об этой комиссии знали и сами работающие инвалиды и могли обращаться за консультацией.

2. Большинство из опрошенных лиц с ограниченными возможностями здоровья в РМ высказали желание трудиться по гибкому графику. Очевидно, не все профессии и рабочие места позволяют установить для сотруд-

ника гибкий график работы, и в этом видится одна из основных проблем в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Достичь этого можно только посредством адаптации существующих вакансий под возможности человека с инвалидностью или в рамках создания новых рабочих мест. Но на сегодняшний день такая деятельность никем (никакими организациями) не проводится и «изменение графика работы» как одной из важнейших составляющих создания специальных условий труда для человека с инвалидностью даже не осознается [1]. Большое количество проблем можно избежать при проведении грамотной профессиональной ориентационной работы, ориентируя молодых инвалидов и их родителей на получение соответствующей специальности. Следует также учесть эту тенденцию при профессиональном переобучении и в процессе повышения квалификации инвалидов (могут быть рекомендованы профессии юрисконсульта, дизайнера компьютерных веб-сайтов, программиста, психолога и т. д.). Важно и содействие специалистов центров занятости в предложении вакансий с гибким рабочим графиком (свободным графиком или неполным рабочим днем, неделей) ищущим работу инвалидам.

3. В современной практике ощущается большое количество проблем при организации специальных рабочих мест для инвалидов. Как отмечает М. Л. Новиков, на данный момент денежные средства первоначально идут на создание рабочего места, а потом под это рабочее место подбирается соответствующий сотрудник с ограниченными возможностями здоровья. По этой схеме работают многие государственные структуры во многих регионах России: организация пишет заявку, в которой отражает количество потенциально трудоустраиваемых инвалидов и тот предполагаемый объем финансовых средств, необходимых на проведение адаптационных мероприятий и приобретение оборудования для создания условий эффективного труда инвалидов. Очевидно, что при этом работодатель не может знать индивидуальные потребности своих будущих сотрудников и, соответственно, учесть их при подготовке заявки на участие в конкурсе. Следует отметить, что создание специального рабочего места для инвалида или адаптация уже существующего далеко не всегда подразумевают необходимость строительных работ и приобретение дорогостоящего оборудования [2]. Создание специального рабочего места может быть осуществлено посредством пересмотра служебных обязанностей и возможного графика

работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью. В ситуациях, когда требуются большие финансовые затраты для создания условий эффективной работы инвалидов, определение их объема возможно только исходя из каждого конкретного случая. Необходимо учитывать не только вид заболевания, приведшего к инвалидности, но важно понять, какие именно ограничения в возможностях трудовой деятельности присутствуют у инвалида при трудоустройстве на конкретную вакансию. Процедура рассмотрения заявки на участие в конкурсе длится не менее полугода, что практически полностью исключает возможности получения финансирования под конкретного инвалида. Оптимальное решение заключается в том, чтобы финансовая составляющая процесса создания специальных условий труда для инвалида учитывала возможность подбора индивидуальной программы адаптационных мероприятий и приобретение специального оборудования для каждого инвалида с учетом их необходимости в рамках конкретного рабочего места. Это становится возможным, только если переориентировать финансовые потоки с программ создания, в большей степени, с абстрактных рабочих мест для инвалидов на непосредственно процесс трудоустройства каждого инвалида с учетом его особенностей и потребностей в создании специальных условий. То есть деньги должны выделяться на финансирование мероприятий по устранению «барьеров», которые могут быть физическими, психологическими и организационными, на пути трудоустройства инвалида на данную вакансию и приобретение оборудования, компенсирующего возможности человека с инвалидностью в рамках выполнения возложенных на него служебных обязанностей [2].

Создание специального рабочего места для инвалида, отвечающего его индивидуальным потребностям, требует в первую очередь организации высокого уровня социальной работы на предприятиях (учреждениях). Нужны специалисты, способные составить план необходимых мероприятий в каждом конкретном случае. Это все требует больших усилий, но и отдача при этом подходе не только для интересов инвалидов, но и для общества несоизмеримо выше, чем при действующем.

4. В качестве барьера успешного трудоустройства выступает отсутствие специального оборудования для выполнения работы. В России практически полностью отсутствует рынок предоставления специализированных услуг и сервиса для работодателей, которые

хотят создать рабочие места для работников с ограниченными возможностями, требующих специального оборудования. Работодатели сталкиваются с огромными трудностями в поиске организации и специалистов, которые поставят необходимое оборудование и приспособления, а также обеспечат их установку и техническое обслуживание. Развитие подобных организаций и структур крайне необходимо, так как работодатели в настоящее время сталкиваются даже с проблемами сурдоперевода, перевода материалов в подходящий формат (например, азбука Брайля) [1].

5. Функционирование отделов социальной работы (или социальных работников) на предприятиях (учреждениях) позволит существенно облегчить процесс адаптации инвалидов на рабочем месте. Это касается, прежде всего, организации и проведения мер организационного характера, которые не требуют прямых финансовых вложений: изменение параметров выполняемой работы, помощь в освоении служебных обязанностей, дополнительный контроль и обеспечение обратной связи, помощь наставника, уменьшение физической нагрузки, письменные инструкции и заметки на работе. Тесное взаимодействие социального работника и работника-инвалида позволит гибко реагировать на текущие проблемы и обеспечивать поддержку работнику со специфическими нуждами, обеспечивая ин-клюзивность трудовой занятости. Именно от социального работника предприятия должна исходить инициатива по внесению дополнительных положений в коллективный договор в целях расширения форм поддержки нуждающимся работникам (в том числе и инвалидам). Данные специалисты призваны работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов. Выполнение данной задачи осложнено отсутствием подобных специалистов и программ их подготовки, с одной стороны, и отсутствием социальных служб (или специалистов) на многих предприятиях (учреждениях) — с другой. Проблему можно решить путем введения в программу высших и средне-специальных учебных заведений нового курса по подготовке специалистов по занятости инвалидов, а также проведения для сотрудников профсоюзов предприятий подобных краткосрочных курсов.

6. Очевидно, что рациональное трудоустройство инвалидов невозможно без грамотно проведенной профессиональной ориента-

ционной работы и профессиональной подготовки. Пока инвалиды не будут иметь полноценного доступа к образовательной системе, проблемы их трудоустройства останутся нерешенными. Перспективно развитие дистантного образования и организация различного рода курсов.

7. Работа групп самоуправления и некоммерческих организаций (НКО) инвалидов являются важным практическим примером активизации инвалидов в решении своих проблем на мезоуровне. Несмотря на то что общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, однако, у них имеется ряд преимуществ, которыми в силу своей естественной природы не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов:

— во-первых, организации инвалидов объединяют в своих рядах самих инвалидов, а следовательно, в своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями данной категории граждан в отношениях с другими институтами общества;

— во-вторых, общественные объединения инвалидов несут в себе возможность самовыражения, самореализации своих членов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем, разрабатывать и реализовывать инновационные социальные проекты [7, с. 217];

— в-третьих, большое количество людей с инвалидностью находят работу в общественных объединениях, причем часто это те инвалиды, которым сложно трудоустроиться в коммерческих структурах и государственных учреждениях;

— в-четвертых, немаловажное преимущество НКО состоит в том, что деятельность общественных организаций может обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств. Так как членами организаций инвалидов являются сами люди с ограниченными возможностями здоровья, то они как никто другой могут определять приоритетные направления оказания помощи и решать проблемы эффективного распределения и использования средств, направляемых на социальные цели.

Очевидно, что чем теснее и плодотворнее контакты государства с третьим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества, менее вероятно их взаимное отчуждение

и, соответственно, достигается более высокая эффективность результатов их деятельности. В то же время, анализируя состояние общественных организаций инвалидов в РМ, становится очевидным, что третий сектор нуждается в моральной и материальной поддержке со стороны государства, органов местного самоуправления, бизнес-структур.

Проведение работы на микроуровне предусматривает разрешение или облегчение личностных, субъективных проблем, затрудняющих успешное трудоустройство. Процесс оказания помощи на микроуровне предполагает индивидуальное консультирование клиентов с инвалидностью, а также организацию групповой работы. Анализу подвергаются объективные и субъективные трудности, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства. В центре внимания социальных работников при данном подходе находится уникальный жизненный опыт инвалидов и то, как его интерпретируют сами инвалиды. Для социальных работников подобные «привилегированные» знания крайне полезны, так как позволяют взглянуть на существующие барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды, и понять их истинные причины, прежде всего субъективные [3, с. 316].

Задача социального работника заключается в стимулировании собственной активности инвалидов и, следовательно, предполагает минимальную интервенцию. Данный подход активизации призван стимулировать активность инвалида, предполагает акцентировать внимание на субъективных причинах трудностей и оказывать помощь лицам с ограниченными возможностями в приобретении ими большей уверенности в себе; знаний и использовании своих личностных ресурсов, в преодолении препятствий, возникающих в процессе трудоустройства; в реализации возможности участвовать в решении своих проблем; в развитии способности отстаивать свои права и противостоять ситуации, связанной с неравенством в реализации их права на труд. Стимулирование активности инвалидов требует установления связей между личностными позициями инвалидов и структурным неравенством, что предполагает оказание помощи людям в осознании произошедшего с ними и поиске путей, по которым они могут осуществлять контроль хотя бы над некоторыми аспектами своей жизни [3, с. 337].

Активизация ресурсов инвалидов в борьбе с социальными барьерами трудоустройства заключается в том, чтобы защита интересов инвалидов выражалась в отстаивании их

прав перед находящимися у власти лицами и социальными структурами. Социальные работники могут представлять интересы клиентов, выступая от их имени, а также интерпретируя и представляя их властным структурам.

Активизация ресурсов инвалидов предназначена для того, чтобы предоставить им большую возможность высказывать свое мнение об организации их обслуживания, принимать участие в планировании услуг, а также объединяться с другими инвалидами по оказанию самопомощи. Активизация способствует достижению самопонимания и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окружающей обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осуществления социальных действий [3, с. 356].

Для лиц с ограниченными возможностями характерна психологическая неуверенность в собственных силах. В ходе проведения опросов инвалиды нередко давали следующие ответы: «Я считаю, что из-за своей инвалидности я не получил необходимого образования, необходимых профессиональных навыков», «Я не знаю, как попросить о создании специальных условий труда», «Я не знаю, какую работу хочу» и «Меня устраивает возможность сидеть дома и не работать», что становится барьером и показывает необходимость подготовки инвалидов к успешному трудоустройству. Данная подготовка может осуществляться в виде клубов ищущих работу (серия психологических и практических тренингов по навыкам поиска и закрепления на работе), проводимых по программам, адаптированным для людей с инвалидностью.

Практика социальной работы в данном случае связана с фасилитацией. Благодаря этому методу социальной работы налаживаются связи между инвалидом и социальными системами. Выступая в роли фасилитатора, социальный работник стремится развить у клиента способность самому справляться со сложными ситуациями или стрессом.

В процессе этапа подготовки к действию социальные работники помогают инвалидам понять, что собой представляет проблема трудоустройства. В процессе взаимодействия с социальными работниками инвалиды учатся оспаривать чье-либо мнение и действовать. Они обретают уверенность при контактировании со СМИ, общественностью и официальными учреждениями и работодателями, учатся анализировать возникающие проблемы и их причины и планировать свои действия.

Таким образом, для конструктивного разрешения существующих противоречий в об-

ласти трудоустройства инвалидов на практи- на проводиться на макро-, мезо- и микро-ке необходимо обязательное и неукоснитель- уровнях на основе осуществления комплек-ное отражение во всех сферах жизнедеятель- са мер, направленных на все общество в це-ности потребностей инвалидов. Работа долж- лом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитический материал по итогам исследования о потребностях инвалидов в специальных условиях труда и существующих для них барьерах на рабочем месте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьир ://■№■№■№.гаЬо1а.рег8рекІЇуа_іпуа.ги.

2. Новиков М. Л. Создание специальных условий труда для инвалидов : мифы и реальные шаги / М. Л. Новиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьир://‘№‘№^гаЬо1а.рег8рек1Іуа_іпуа.ги.

3. Пейн М. Социальная работа : современная теория / М. Пейн. — М. : Академия, 2007. — 400 с.

4. Преодолевая барьеры инвалидности : Программа ЛИЕН / Моск. представительство Рос.-европ. фонда ; Ин-т соц. работы Ассоц. соц. работников соц. служб. — [б. м.] : [б. и.], 1997. — 230 с.

5. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федер. закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. [ред. 01.03.2008 г.] // СЗ РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4563.

6. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федер. закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. [ред. 30.12.2008 г.] // СЗ РФ. — 2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 16.

7. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Набе-рушкина. — СПб. : Питер, 2004. — 316 с.

Поступила 04.02.10.

N I ОЁАЁи Г І -АА1 I АвАОЁхАЙЁ I А вАдАЁОЁА ВАт'САЁЁЁЁ 1 I ВА I АЁВ А 1995—2000 аа. А. N. АоаГапиаа

А поаоиа УЭеаТауопу пТоёаёиТ Т-аа! ТаЭабё+апёёа пёадаоаёё ВапУоаёёёё 1 ТЭаТаёу а 1995—2000 аа., УЭТаТаёопу аТаёёд пТоёаёиТТ-аа! ТаЭабё+апёёо оаТааТоёё оТаТ їа-ЭёТаа, айааёу^опу дааёпёТТпоё Эат'оаёёёё То Тайаё аа! ТаЭабё+апёТё пёооаоёё а ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё ё То пТоёаёиТ Т-аа! ТаЭабё+апёёо 'ЭТоаппТа, ё!аа0ёо !апоТ а 1 ТЭаТаёё а 'Эаайаойёа а Таи.

Социально-экономические реформы, демографическая политика, ситуация в экономике в предыдущее десятилетие в России имели очень сильное негативное влияние на динамику населения и развитие всех демографических процессов. В период первых пяти лет развития России (с 1990 по 1995 г.) население оказалось в достаточно сложных условиях, что значительно усугубило те тенденции, которые складывались начиная с 1970-х гг. и были явными в последние годы существования советской власти. В частности, в европейской части России наблюдались значительное сокращение рождаемости среди коренных этносов данных территорий, снижение продолжительности жизни и увеличение смертнос-

ти. Подобная негативная динамика привела к тому, что с 1992 г. демографические процессы в России перешли в стадию, отделяющую благополучную страну от страны в состоянии депопуляции. Депопуляционный кризис наблюдался на протяжении всех последующих лет, с 1992 по 2000 г., и постоянно усугублялся. Демографическое развитие Республики Мордовия полностью повторяло тенденции Российской Федерации в эти годы, иногда даже давая куда более худшие показатели.

На протяжении 6 лет, с 1995 по 2000 г., численность населения Республики Мордовия сократилась еще на 30 тыс. чел. (929,0 тыс. чел. в 2000 г. против 959,0 тыс. — в 1995 г.), или на

© А. N. АоаГапиаа, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.