1. Дорожкин, Н. Н., Петюшев, Н. Н., Изоитко, В. М., Донских, С. А. Способ дуговой сварки с колебаниями электрода.
Патент на изобретение № RU 2047435 C1, Россия, 1995. 1. Донских, С. А., Сёмин, В. Н. Отдельные вопросы механики сплошной среды. Монография. LAP LAMBERT, 2018. - 99 с.
И.В. Заика
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. В работе представлены практические разработки визуальных прикладных программ в среде Delphi, в частности, обозначены ключевые понятия и приведены примеры задач по теме «Объектно-ориентированное программирование» в курсе информатики средней школы. Представленные разработки могут быть использованы при изучении объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики.
Ключевые слова: Delphi, программирование, прикладные программы.
I.V. Zaika
PRACTICAL DEVELOPMENT OF APPLICATION PROGRAMS IN THE STUDY OF OBJECT-ORIENTED PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF COMPUTER
SCIENCE
Abstract. The paper presents practical development of visual applications in the Delphi environment, in particular, identifies key concepts and provides examples of tasks on the topic "Object-oriented programming" in the course of high school computer science. The presented developments can be used in the study of object-oriented programming in a school computer science course.
Key words: Delphi, programming, applications
Для организации учебной деятельности внимание сосредоточено на развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД), путем выбора содержания, методов и средств обучения, которые охватывают познавательные процессы (самостоятельность мышления, способы нахождения и решения проблемы). Научно-познавательная деятельность ученика, организованная в форме выполнения проектов, является наиболее приемлемым методом для формирования УУД. Включение ребенка в проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у него познавательный интерес и исследовательские навыки. А это в свою очередь требует использование определенных инструментов. В качестве такого инструмента по информатике для учащихся средней школы подходит среда программирования Delphi.
Объектно-ориентированное программирование стало одним из основных блоков программирования, подменив - или работая в тандеме с - концепцией процедурного программирования. В то время как более традиционная идея процедурного программирования ставит действие и логику в центре, ООП использует объекты и данные для получения результатов.
Визуальная среда разработки Delphi, позволяет учащимся создавать законченные приложения для Windows различной направленности, в частности, оконный интерфейс для любых приложений, формировать и печатать сложные отчеты, включающие таблицы, графики.
Разработка визуальных прикладных программ позволяет повысить мотивацию, а также познавательную активность учащихся.
В работе представлена разработка программы простых вычислений в среде Delphi, которая может быть использованы при изучении объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики [1, 45; 2, 30].
Задание 1. «Простейшие вычисления в Delphi»
Цель занятия: познакомить учеников с основными компонентами для математических вычислений.
Задание. Создать программу для перевода:
-десятичного целого числа в двоичную систему счисления;
вычисления факториала числа n; Образец приведён на рисунке 1.
в ImjzJ
Рис. 1. Простейшие вычисления в Delphi Разработка урока по теме «Простейшие вычисления в Delphi». Разместить на форме компоненты Edit, Button, Label.
Для реализации программы в таблице 1 приводится пошаговая инструкция по написанию кода программы «Простейшие вычисления в Delphi».
Таблица 1
Код программы «Г ростейшие вычисления в Delphi»
Выделенный объект Окно Properties Свойство или событие Описание действий для выделенного объекта.
П еревод десятичного целого числа в двоичную систему счисления
label1 Properties Caption Ввести текст: =
button1 Properties Caption Ввести текст: 10->2=
Events OnClick Ввести текст в редактор кода: var a,d, ostatok, razryad, dvoichnoe_chislo: longint; begin label1.Caption:=button1.Caption; a:=StrToInt(Edit1.Text); d:=a; ostatok:=0; razryad:=1; dvoichnoe_chislo:=0; while d<>0 do begin ostatok:=a mod 2; dvoichnoe_chislo:=dvoichnoe_chisl o+ostatok*razryad; razryad:=razryad*10; d:=a div 2; a:=d; end; Edit2.Text:=IntToStr(dvoichnoe chislo); end;
Вычисление факториала n!
button2 Properties Caption Ввести текст:п!=
Events OnClick Ввести текст в редактор кода: var k,i: integer; begin k:=1; for i:=1 to StrToInt(Edit1.Text) do k:=k*i; Edit2 .Text: =IntToStr(k);end;
При нажатии на кнопку button3, будет очищен текст в Editl, Edit2, Labell
Button3 Properties Caption Ввести текст: C
Events OnClick Ввести текст в редактор кода: Edit1.Clear; Edit2.Clear; Label1.Caption:-';
Самостоятельное задание. Создать визуальное приложение для вычисления значений: z=2x; y=cos(x); y=x2
Задание 2. Приложение «Калькулятор»
Цель занятия: познакомить учеников с основными компонентами для создания приложения «Калькулятор» средствами Delphi.
Задание. Создать приложение «Калькулятор» средствами Delphi. Образец приведён на рисунке 2.
M Калькулятор [ ° 1 ^
1
1 1 1 2 1 3 1 + 1
1 1 1 _£J _U _U 1
'•I \ •1 1
1 7 I t: 1 q II " I
1 ' 1 _HJ
-'1 C. 1 'I
I
...........1..............
Рис. 2. «Калькулятор» Разработка урока по теме «Калькулятор». Разместить на форме компоненты Edit, SpeedButton.
Для реализации программы в таблице бприводится пошаговая инструкция по написанию кода программы «Калькулятор».
Таблица 2
Код программы «Калькулятор»
Выделенный объект Окно Properties Свойство или событие Описание действий для выделенного объекта
SpeedButton1 Properties Caption Ввести текст: 1
Events OnClick Вести текст в редактор кода: edit1.Text:=edit1.Text+TSpeedButton(sender).Caption;
Переименовать KHonmSpeedButton 2, SpeedButton 3, ..., SpeedButton 10,SpeedButton 16 соответственно на 2, 3, ... , 0, «,»
SpeedButton 2, Properties Caption Ввести текст:2, ..., 0, «,»
SpeedButton 10, SpeedButton16 Для каждой кнoпкиSpeedButton 2, SpeedButton 3, ..., SpeedButton 10, SpeedButton16 назначить событие кнопки SpeedButton 1
Events OnClick Чтобы назначить событие кнопки button 1 на другие кнопки, нужно в меню Events напротив вкладки Click для кнопок SpeedButton 2, SpeedButton 3, ..., SpeedButton 10, SpeedButton 16выбрать из списка код: SpeedButtonl-Click
SpeedButton 12 Properties Caption Ввести текст: *
(SpeedButton 12 - кнопка для умножения) Events OnClick Вести текст в редактор кода: a:=StrToFloat(edit1.Text); typ:= TSpeedButton(sender).Tag; editl.Clear;
SpeedButton 13, SpeedButton 14, SpeedButton 15 (кнопки для сложения, вычитания, деления соответственно) Properties Caption Соответственно ввести текст: +, -, /
Events OnClick Нужно назначить событие кнопки SpeedButton 12 на другие кнопки с арифметическими операциями. Для этого в меню Events напротив вкладки Click для кнопок SpeedButton 13, SpeedButton 14, SpeedButton 15выбрать из списка код: SpeedButton 12_Click
SpeedButton 11 Properties Caption Ввести текст:=
Events OnClick Вести текст в редактор кода: b:= StrToFloat(editl.Text); case typ of 0: rezult:=a+b; 1: rezult:=a-b; 2: rezult:=a*b; 3:rezult:=a/b; end; edit1.Text:=FloatToStr(rezult);
Кнопка сброса
SpeedButton 17 Properties Caption Ввести текст: С
Events OnClick Вести текст в редактор кода: edit1.clear;
В работе разобраны прикладные задачи, по информатике для средней школы, представлены идеи объектно-ориентированного программирования. Даны примеры для самостоятельной работы [3, 12; 4, 33].
Программирование - область деятельности, направленная на разработку программного обеспечения, которое, в свою очередь, направлено на улучшение и облегчение человеческого быта, промышленной деятельности, сферы услуг и технологического прогресса. Что касается пользы в изучении и тренировки навыков программирования, то можно смело сказать, что этот род деятельности неплохо развивает мышление и логику. Как и любая точная наука, программирование развивает аналитические и дедуктивные способности, абстрактное мышление [5, 45]. Можно с уверенностью утверждать, что эта отрасль даёт развитие человека в целом. Навыки создания программ, позволят обрести такие качества как упорядоченность мыслей, строгая организация и постановка решения проблем практически любого уровня сложности и характера.
20
В современной психологии отмечается существенное воздействие освоения основ алгоритмизации на формирование у обучаемых логического, алгоритмического и креативного мышления. Информатика в паре с математикой закладывает в образование основные проявления человеческого интеллекта: способность к действию, размышлению, обучению. Главную роль в курсе информатики играет формирование у обучаемых способности к выполнению действий на базе сформированного у него алгоритмической манеры мышления. Человек, который живет в современном информационном обществе, обязан владеть алгоритмическим мышлением [4, 34].
На современном этапе развития информационных технологий, совершенствуются методология и технология разработки программного обеспечения, которые, в основном, базируются на объектно-ориентированном подходе, что находит отражение в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для подготовки школьников в области программирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заика, И.В. Работа динамическими массивами и текстовыми файлами в визуальной среде разработки программ Delphi // Информатика в школе. 2020. - № 4 (157). - С. 44-48.
2. Заика, И.В. Разработки визуальных прикладных программ при обучении программированию // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2020. - № 2. - С. 29-34.
3. Зыков, С. В. Программирование. объектно-ориентированный подход: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Зыков. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 155 с.
4. Кузнецов, И.А. Практикум по Delphi для решения прикладных задач// Учебное пособие для студентов специальности «Прикладная информатика»/ ННГУ, 2005. - 144 с.
5. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. // В.М. Лизинский. М.: Центр пед. поиск, 2012. - 160 с.
6. Окулов, С. Ашихмин, Т. В., Бушмелева, Н. А. и др. Задачи по программированию. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2006. -234 с.
М.Г. Макарченко, Н.В. Пасечникова, А.В. Забеглов
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье приведены основные положения организации методической подготовки, направленной на смыслообразование методико-математических знаний при условии его протекания в условиях контекстного обучения; формирование методических смыслов направлено на создание основы профессионального контекста будущего учителя математики; профессиональный контекст формируется с помощью системы контекстных заданий.
Ключевые слова: смыслообразование методико-математических знаний, контекстное обучение, профессиональный контекст будущего учителя математики, организация методической подготовки, контекстные задания, система заданий, методико-математическое задание.
M.G. Makarchenko, N.V. Pasechnikova, A.V. Zabeglov
ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS AIMED AT THE MEANING FORMATION OF METHODOLOGICAL AND MATHEMATICAL KNOWLEDGE IN THE CONTEXT OF CONTEXTUAL LEARNING
Abstract. The article presents the main provisions of the organization of methodological training aimed at the meaning formation of methodological and mathematical knowledge, provided that it proceeds in the context of contextual learning; the formation of methodological meanings is aimed at creat-