29. Hmeleva G.A. CHelovecheskij kapital kak uslovie foimirovaniya innovacionnoj ekonomiki regiona: monografiya. Samara: SAGMU, 2012. 168 s.
30. CHelovechestvo na poroge novoj epohi: Human age [Elektronnyj resurs]. URL: https://delo-press.ru/journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/37683-chelovechestvo-na-poroge-novoy-epokhi-human-age/ (data obrashcheniya: 28.09.2020).
31. CHesebiev A.A. Vidy investicij v chelovecheskij kapital i metody ocenki ego effektivnosti // Vestnik Adygejskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika. 2016. №3 (185). S. 33-38.
32. SHash N.N., Borodin A.I. Razvitie chelovecheskogo kapitala v ramkah institucional'noj modeli social'no-trudovyh otnoshenij // ZHurnal ekonomicheskoj teorii. 2014. № 2. S. 105-113.
33. Ekosistema personala: upravlenie za ramkami predpriyatiya. Glava 2 iz otcheta kompanii Deloitte «Global human capital trends 2018» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.talent-management.com.ua/5043-ekosistema-personala-glava-2-iz-otcheta-deloitte-global-human-capital-trends-2018/ (data obrashcheniya: 28.09.2020).
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10619
Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, LanskayaDV@yan-dex.ru,
D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University;
А.Ю. Калинина - студентка магистерской программы «Контроллинг в организации», Кубанский государственный университет, Anytka3117@gmail.com,
A.Yu. Kalinina - Student of the Master's Program "Controlling in organization", Kuban State University;
Д.П. Рытникова - студентка магистерской программы «Контроллинг в организации», Кубанский государственный университет, Dashadashary@mail.ru,
D.P. Rytnikova - Student of the Master's Program "Controlling in Organization" and Kuban State University.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ИХ СТРАТЕГИРОВАНИЯ PRACTICAL CHALLENGES IN DEVELOPING A REGION'S DEVELOPMENT.
STRATEGY FACTORS FOR THEIR SUCCESSFUL STRATEGY
Аннотация. В статье анализируются практика региона по разработке стратегии социального и экономического развития на период до 2030 года, особое внимание уделено анализу практики поиска нового качества полюсов роста и развития. Отмечается недостаточность похода, связанного с выделением только районов экономического развития без выявления уникальных полюсов роста шестого технологического уклада. В деятельности субъектов стратегического планирования выделяются ряд проблем, наличие которых снижает качество аналитического этапа разработки стратегий. Предлагается модельная структура мезо среды в составе 12 факторов: региональное законодательство, специфика региональной экономики, региональное сообщество и человеческий капитал, региональные ресурсы, региональная коммуникационная среда, особенности регионального рынка товаров и услуг, инфраструктура регионального рынка, развитие малого бизнеса, конкурентоспособность государственного регионального управления и отражение региона в «зеркале» национальных рейтингов. Метод MesoOT - анализа региональной среды, в рамках которого нашли применение балльные оценки факторов, экспертные мнения и контент - анализ, что в совокупности повышает достоверность анализа.
Abstract. The article analyzes the region's practice of developing a strategy for social and economic development for the period up to 2030, focusing on the analysis of the practice of finding a new quality of the poles of growth and development. There is a lack of a hike associated with the allocation of only areas of economic development without identifying the unique growth poles of the sixth technological way. The activities of strategic planners highlight a number of issues that reduce the quality of the analytical phase of strategy development. The model structure of the meso environment consists of 12 factors is proposed: regional legislation, the specifics of the regional economy, regional community and human capital, regional resources, regional communication environment, regional market features of goods and services, regional market infrastructure, small business development, competitiveness of the state regional administration and reflection of the region in the "mirror" of national ratings. MesoOT method - analysis of the regional environment, in which the application of point assessments of factors, expert opinions and content - analysis, which together increases the reliability of the analysis.
Ключевые слова: качество государственного управления, новое качество развития, проблемы и стратегии развития, реиндустриализация, новая индустриализация, стратегической управление, шестой технологический уклад.
Keywords: quality of government, new quality of development, problems and development strategies, reindus-trialization, new industrialization, strategic management, sixth technological order.
Введение
Период поиска новых точек роста экономики в XXI веке сопровождается кризисами от финансовых до системных.
Часто говорят и пишут о переломе в восприятии и оценке глобализации. Произошло своеобразное отрезвление. Позитивное отношение к глобализации сменилось разочарованием. Причина видится в "серии глобальных по своей природе кризисных явлений". По мнению С.Ю. Глазьева причина глубже и видит ее в рождающемся в муках новом миропорядке [4].
Санкционные практики западных государств, по - существу, есть откат назад, в противоположную сторону, от глобальной интеграции, которые де-факто дезавуируют принятые в международном праве идеи Всемирной торговой организации (ВТО). Ранее культивируемая интеграция в мировое экономическое пространство оборачивается сегодня в действиях недальновидных политиков оружием «давно прошедших дней...».
Поэтому опора на внутренние вещественные, финансовые, человеческие ресурсы и невещественные капиталы и всемерное развитие регионов, а также на проверенных временем партнеров и цивилизованный бизнес - есть залог позитивного развития страны.
Особенность современного этапа развития России состоит в том, что все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в условиях «новой нормальности» создают свои региональные и местные стратегии развития, как способ поиска и приведения в действие точки роста и развития нового качества. Стратегическое планирование, важный инструмент, позволяющий оценить потенциалы, создавать необходимые условия для дальнейшего перспективного развития и принятия решений с учетом выработанных стратегических целей.
По характеристике К. Пурсиайнен и С.А. Медведева: "Основным противоречием современного мира является противоречие между силами глобализации (интеграция, гомогенизация, унификация) и силами идентичности, представленными различными национальными государствами, культурными сообществами и группами идентичности... Таким образом, структуру российских интересов и возможностей можно охарактеризовать внутренним напряжением между стандартизацией и традицией" [12].
Предметом статьи является анализ и обобщение практики стратегического планирования экономики региона и поиска полюсов роста и развития в концепции пространственного развития.
Потребность ветвей власти (законодательной и исполнительной) в определении стратегических направлений развития приобрела устойчивый характер. В РФ рубежи национального стратегического развития определены Президентом. Начата системная работа над реализацией стратегий регионального развития. Сформировался рынок консалтинговых услуг стратегического планирования [2,3,6,8].
1. Историческая ценность опыта стратегического планирования в регионах
В условиях рыночной экономики и повышения роли и ответственности региональных и местных властей за развитие территорий открываются дополнительные возможности в проведении согласованной экономической политики. Она направлена на развитие региональной и местной экономик, на привлечение новых инвестиций, с учетом потребности бизнеса, региональных и местных сообществ. Вся работа ведется на основе методологии стратегического управления и в соответствии с Федеральным законом № 172 от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [11]. Стратегия социально- экономического развития - главный документ, который определяет приоритеты и направления социально-экономической политики субъекта РФ на долгосрочный период [14]. На их базовых идеях, принципах и правовых нормах разрабатываются государственные программы и схемы территориального планирования региона, а также стратегии развития муниципалитетов.
Разработка стратегий развития субъектов Российской Федерации, в частности, Краснодарского края на период до 2030 года и других организована по решению глав администраций (губернаторов) [14].
Разработка стратегии развития региона является актуальной научной и практической задачей. Данная задача носит многоаспектный характер, для решения которой необходимо найти рациональные варианты разрешения множества взаимосвязанных тактических, стратегических и супер стратегических проблем [14]. Решения таких задач должны быть конкурентоспособными и зависят от наличия стратегических компетенций у разработчиков и органов власти, принимающих эти решения, от принятых процедур рассмотрения, согласования и принятия решении, а также от полноты и качества их информационно - документационного сопровождения.
С историко - экономической точки зрения комплекс разрабатываемых рабочих материалов, принимаемых решений и сам ход обсуждения представляет собой ценность для поколений настоящих и будущих исследователей практики развития региона. Однако он сопровождается недостаточным вниманием к вопросам документальной фиксации обсуждаемых решений и рабочих материалов, что будет представлять безусловный интерес для регионоведов, развития науки и практики экономической мысли, а также истории решения социальных и экономических проблем.
2. Анализ содержания основных подходов к развитию регионов
В области теории регионального развития присутствуют три содержательных подхода:
-первый - выравнивание социально - экономического развития регионов на основе выделения субвенций и субсидий, нацеленных на возрождение и формирование производственной базы и социальной инфраструктуры. Эти идеи имеют свои корни в экономической науке, отраженные в трудах [2,6];
-второй - поиск полюсов роста регионов в ходе стратегического планирования [1,7,9]. - третий - пространственное развитие. В качестве цели пространственного развития выступают "обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны" [13]. Данный подход в теории и практике развития исходит из того, что вопросы пространственного развития не сводятся к проблемам ускорения экономического роста, а носят всеобъемлющий и комплексный характер.
Продолжительное время экономическая догма относительно равномерности экономического роста по всей территории страны не оспаривалась и считалась верной. Поэтому основной тенденцией считалось выравнивание территориальных различий. В реальности модели экономического роста носили «точечный» характер.
Идея о взаимосвязи экономического роста и неоднородности территориального развития получила признание, хотя и долгое время эволюционировала, начиная с А Маршалла (1890) до Этье в 1982 году, который предложил учитывать "фактор разнообразия".
В тоже время вызывает сомнение в правильности попытка прописать каждому региону «эффективную экономическую специализацию». Но это полбеды. Вторая половина беды, что затем хотят привязать ресурсное обеспечение из центра к этой специализации путем распределения отраслевых субсидий. Возникают вопросы о поведении регионов и экономической свободе. И, чтобы не ограничивать региональную инициативу, активность бизнеса на территории, предлагается сформировать механизм "смарт-специализации". Так, Правительством РФ определены для Краснодарского края 20 отраслей перспективной экономической специализации, среди которых не просматривается развитие тех, которые определены Стратегией развития региона на период 2035 года, например: цифровой экономики, инновационной экосистемы региона. Есть опасность, что при таком подходе будут игнорироваться интересы и цели развития, формируемые предпринимательским и региональным сообществами и даже региональной властью. Реализация неоиндустриального развития и освоение шестого технологического уклада будет притормаживаться заморозкой региональной специализацией отраслей старых технологических укладов. Учет разнообразия региональной среды становиться новой проблемой, особенно для регионов, обладающих существенным инновационным потенциалом. Так, регионам, входящим в ТОП - 20, было бы целесообразно прописать право на разнообразие будущих специализаций. А регионам - аутсайдерам развития Федеральным центром оказывалась индивидуализированная ресурсная поддержка в соответствии с традиционной специализацией в ходе реиндустриализации. Эта поддержка может носить системный характер: социальный, финансовый, кадровый и др., рациональное размещение производительных сил вплоть до присоединения к другим, более сильным регионам, и передача отдельных муниципальных образований в сильные регионы.
Регионы - аутсайдеры должны получать «толчки» из центра, чтобы запустить собственные механизмы обновления и развития (расширенного воспроизводства). Расширение межрегионального и приграничного сотрудничества с производственной кооперацией - надежный резерв развития.
В рамках пространственного развития создана типология территорий и для каждого региона России необходимо найти свой подходящий инструментарий развития, так как ко всем регионам нецелесообразно подходить с едиными требованиями и инструментами. В этом главная идея пространственного развития [13]. Пока же механизмы пространственного развития больше похожи на стандартизованные процедуры сложившихся специализаций без элементов поддержки появления новых специализаций в результате реализации политики проведения инноваций.
В рамках регионов по отношению к муниципальным образованиям целесообразен диверсифицированный и избирательный синтетический подход с усилением межмуниципального сотрудничества. Он заключается в следующем: субъекты Российской Федерации и муниципальные образования структурируются по интегральному многофакторному показателю конкурентоспособности с определением расширенной группы лидеров, для которых определяются стратегические рубежи развития, для содействия развитию которых организуются региональные целевые программы поддержки, в основном инновационного развития инфраструктуры и институтов.
Пространственный подход к разработке стратегии состоит в проведении экономического зонирования территории региона, выделении зон развития и изучения влияния в них нескольких направлений конкуренции в разрезе базовых экономических комплексов. Региональная стратегия структурируется на стратегии развития региональных зон и представляет собой их сложную сумму. Но в регионе поступили несколько иначе: просто вся территория была поделена на экономические зоны в составе нескольких муниципальных образований более-менее сходных по своему потенциалу. В крае были «нарезаны» следующие экономические зоны: северная, центральная, восточная, черноморская, Краснодарская агломерация, предгорная, Сочинская, с выделением в каждой из них семи базовых экономических комплексов, способных подключить местные ресурсы: санаторно-курортный и туристический, агропромышленный, топливно-энергетический, комплекс социальных и инновационных услуг, торгово-транспортно-логистический, комплекс отраслей промышленности, комплекс строительства и жилищно-коммунального хозяйства [14].
Осталось недосказанным, какой комплекс в той или иной экономической зоне является полюсом роста? Какой комплекс пойдет по пути новой индустриализации и станет пусковым в смысле формирования авангардного экономического и инновационного движения для края или Юга России? Ради исторической правды необходимо отметить, что такое простое зонирование территории применяется не впервые.
Стоит акцентировать внимание на той сущности зонирования, которая заложена в правительственном документе [13] и трудах ряда исследователей [1,3,4,6,8]: не просто выделение зон на региональном пространстве, а обнаружение полюсов роста и развития, потенциально обладающих новым качеством развития, которые способны «войти» в шестой технологический уклад с ресурсной поддержкой федерального центра и региона. Представляется, что такой акцент в концепции пространственного развития обладает элементами новизны и может быть принят к рассмотрению на этапе корректировки стратегии развития субъекта страны.
3. Развитие аналитического инструментария
В деятельности субъектов стратегического планирования выделяются ряд проблем, наличие которых снижает качество аналитического этапа разработки стратегий. К их числу относятся:
-перенос внимания на статистический анализ динамики состояния регионов и муниципальных образований;
-недооценка содержания сформировавшихся и будущих трендов развития региональных экономик;
- стремление консалтинговых центров унифицировать стратегические направления регионального развития, что приводит к минимизации региональных особенностей, имеющих многофакторный характер, а также исторического сложившегося опыта;
-в ходе принятия стратегических и супер стратегических решений в регионе уходит на второй план проектный подход в реализации стратегии, недооценивается институциональное и организационное проектирование комплекса инструментов ее реализации;
-не придается особой значимости проблемам изменения не только структуры и механизмов деятельности органов исполнительной власти в соответствии с содержанием и особенностями стратегии, стратегических направлений развития, флагманских программ и проектов, а и выстраивания адекватной системы стратегирова-ния региона с формированием эффективного органа индикативного планирования развития и проектного управления;
-примечательной чертой стала встречающаяся практика в регионах и в муниципальных образованиях, когда одни сотрудники и должностные лица участвуют в стратегическом планировании на аналитическом этапе, непрерывно находясь в проблемах и способах их решения, а управление на этапе стратегирования (реализации стратегии) поручается другим государственным и муниципальным служащим и подразделениям исполнительных органов власти;
-формирование системы мониторинга хода реализации принятой системы стратегий и измерения социальных, экономических, инновационных, экологических и др. результатов не выходит за рамки традиционной статистики;
-крупный национальный и региональный бизнес остается в стороне от планирования решения региональных проблем, демонстрируя инерционное поведение, механизмы государственно - частного партнерства на уровне региона носят в ряде случаев декларативный характер, инвестиционная деятельность субъектов сервисной экономики (банков, страховых и финансовых компаний, пенсионных фондов и др.) носит вялый характер по отношению к участию в решении региональных проблем;
-центральная законодательная и исполнительная власть, проявляя излишнюю осторожность, много лет следует сложившимся стереотипам в межбюджетных отношениях и держит регионы и муниципальные образования на скромных поступлениях в бюджеты от неэффективных налогов;
- качество профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих отстает от требований объема, содержания и характера стратегических проблем;
- из-за пренебрежения к фундаментальной теоретической подготовки, сужается способность широкого взгляда на развитие;
-самообразование государственных служащих ограничивается только знанием нормативно - правовой базы, иждивенчество в их профессиональном росте проявляется в том, что кто-то должен прийти и научить.
При разработке региональных стратегий социально - экономического развития недостаточно используется эристический потенциал методов анализа мезо-среды [5]. Кроме традиционного анализа динамики социально-экономических показателей во временном разрезе не предложено нового инструментария для выявления и постанови проблем региональных полюсов роста и развития. Для восполнения данного пробела предлагается модельная структура мезо среды в составе 12 факторов: региональное законодательство, специфика региональной экономики, региональное сообщество и человеческий капитал, региональные ресурсы, региональная коммуникационная среда, особенности регионального рынка товаров и услуг, инфраструктура регионального рынка, развитие малого бизнеса, конкурентоспособность государственного регионального управления и отражение региона в «зеркале» национальных. Метод MesoOT - анализа региональной среды, в рамках которого нашли применение балльные оценки факторов, экспертные мнения и контент - анализ, что в совокупности повышает досто-
верность анализа. Метод примечателен еще и тем, что измерение факторов в метрической системе ведется в единицах информации (в битах) И это детерминирует объективность анализа, и повышает достоверность исследования внешней среды средствами известной интеллектуальной системы «Эйдос-Х++» [10], позволяющей перейти от качественного анализа к количественным оценкам.
Модельная структура мезо среды (среды региона) представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Модельная структура мезо среды (среды региона)
^РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2.РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО И ТРАДИЦИИ
1. 1.
2. >.
3. 5.
3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНО- 4.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ
МИКИ
1. 1.
2. >.
3. 5.
5.РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ б.РЕГИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА
1. 1.
2. >.
3. 5.
7.РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 8.ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА РЕГИОНА
1 1
2 2
3 3
9.ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО И 10.ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
1 1
2 2
3 3
11 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИО- 12 МЕСТО РЕГИОНА В «ЗЕРКАЛЕ» НАЦИОНАЛЬ-
НАЛЬНОГО ГОСУПРАВЛЕНИЯ НЫХ РЕЙТИНГОВ
1 1
2 2
3 3
4. Документирование опыта стратегического планирования и развитие теории стратегиче-
ского управления
Исследование К.В. Будаевой и З.И. Егоршевой направлено на изучение состояния документов стратегического планирования в рамках целеполагания на муниципальном уровне. Основными рассматриваемыми вопросами стали аспекты обсуждения и утверждения стратегии, ее наименование и горизонт действия, сведения о целях, миссии, основных приоритетах развития [1].
В ходе разработки стратегий развития в регионах и в муниципальных образованиях накоплен позитивный опыт в области применения и развития ряда положений теории стратегического управления:
-поиск точек нового качества роста и развития, имеющих особенный региональный характер и базирующихся на региональных стратегических ресурсах;
-максимальное вовлечение регионального и местного сообществ (элит, бизнеса, организованных групп населения, некоммерческих, научных и экспертных организаций) в процесс системного анализа состояния регионов и муниципальных образований, выявления актуальных проблем, идей и способов их решения;
-организация обсуждения проектов документов стратегического планирования на специально созданных порталах в сети Интернет, в социальных сетях, на форумах, конференциях и на других публичных мероприятиях;
-вовлечение студенческой молодежи в проектную и научную деятельность, связанную с осмысление содержания всех элементов региональной стратегии развития и стратегий местного развития;
- сбор, обобщение и обработка широкой палитры мнений и предложений с использованием технологии работы с большими массивами данных и искусственного интеллекта.
Одной из проблем нынешнего этапа стратегического планирования и стратегирования развития регионов выступает недооценка важности сохранения и обобщения материалов, раскрывающих практику поиска решения
ключевых проблем развития, что является хорошим материалом для обучения различных категорий настоящих и будущих управленцев.
Известно, что процесс разработки стратегии включает следующие блоки и этапы, наиболее важными из которых выступают:
- аналитический, связанный со сбором сведений, формированием базовых проектных стратегических площадок направлении развития региона, анализом приоритетных тенденции развития региона, анализом характеристик конкурентоспособности и потенциала развития, проведением комплексной диагностики социального развития региона, оценкой качества человеческого капитала в регионе, проведением глубокой детализации в экономике в отраслевом и территориальном разрезах, проведение анализа с использованием NDPESTEL-, MesoOT-, SWOT- матриц. Первый блок является самым информационно емким и основным в разработке Стратегии, в нем четко прописываются все этапы исследования и проблемы развития;
- прогнозный, основным содержанием которого является формирование укрупненного макроэкономического прогноза региона: конкурентные преимущества, стратегические вызовы, ключевые проблемы. На данном блоке происходит добор необходимой информации и выполняются прогнозы на все последующие этапы развития, определяются скрытые проблемы и конкурентные преимущества;
- целеполагания с установлением приоритетов, целей и их движения, в процессе реализации Стратегий;
-сценарный. Это традиционный блок;
-направления реализации Стратегии, формирование приоритетных направлений и задач социально - экономической политики региона с определением мероприятий проектных площадок. На этом блоке углубляется содержание концепции развития по ее отдельным конкретным направлениям;
-формирование механизмов реализации Стратегии. В данном блоке происходит проектирование и выбор эффективных механизмов стратегирования (реализации стратегии);
- формирование материалов по Стратегии, обсуждение ее рабочего варианта на различных площадках, внесение изменений, согласование проекта Стратегии и разработкой проекта закона Краснодарского края и их утверждение.
С точки зрения особенностей информационно-аналитического обеспечения указанные семь блоков являются основными подсистемами Стратегии Краснодарского края и большой информационно - документацион-ной базой. Каждый блок программ должен содержать паспорт программы, которые включают краткие сведения о программе и ее основные параметры: наименование, основание для разработки, сведения о заказчике программы, разработчике программы, координаторе программы, государственных заказчиках и исполнителях программы, цели и задачи, срок реализации программы, объемы и источники финансирования, контроль над выполнением программы. Целевой блок может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы.
Работа по разработке стратегии ведется в формате аналитических исследовании и постоянного взаимодействия представителей власти, бизнеса и региональных элит в рамках проектных площадок, использующих форматы стратегических сессий, дискуссионных мероприятий, проектных встреч и точечных интервью. Особенности организации диверсифицированных работ по каждому блоку, имеющих формальный и неформальный характер, а также задача сохранения документов, материалов и новых знаний для будущих историко - экономических исследований невозможны без принятия мер особого порядка к их сбору, накоплению, учету и хранению. Многие рабочие материалы, рассматриваемые в ходе работы проектных групп, содержат ценные данные, информацию и знания, которые только частью находят отражение в принятых документах, которые в последующем будут переданы в архив. Официально принятые документы, подлежащие хранению, без рабочих материалов не смогут в исторической перспективе раскрыть многообразие подходов и точек зрения, что объединит будущие историко - экономические исследования [2,6].
На период разработки и принятия стратегии развития региона целесообразно формировать группы из работников по стратегическим направления и проектам.
Выводы
Процесс формирования Стратегий носит информационно ёмкий характер. Он несет в себе огромную до-кументационную базу, как на этапе создания, так на этапе реализации. Стратегия развития сопровождается постоянными исследованиями, оценкой результатов и их анализом по всем направлениям и сопровождается значительным потоком и объемом организационно-распорядительных документов и справочных материалов. Систематизация и правильная организация архивного хранения материалов по Стратегии региона обеспечит безусловную их ценность и полную доступность для исследователей.
Направлением дальнейших исследований в стратегическом управлении рассматривается развитие инструментальной базы исследований региональной экономической системы. Основными направлениями таких исследований выступают:
- развитие инструментальной базы исследований состояния и мониторинга динамики реализации стратегий с когнитивной компонентой цифровых технологий, в частности обучаемых нейросетевых средств;
- постановка задач управления, анализа, мониторинга, корректировки, их формализация и автоматизация их решения.
Источники:
1. Агафонов B.A. Системные принципы стратегического планирования на региональном уровне / Препринт # \УР/2013/305. - М.: ЦЭМИ РАН, 2013. 73 с.
2. Будаева К., Климанова B. Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России»// Региональные исследования. 2017. №3. с. 99-106.
3. Будаева KB, Eгоршева З.И. Структурно-содержательный анализ документов стратегического планирования в рамках целеполагания столичных городов регионов России // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. №3-4. с. 106-111.
4. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Из-борского клуба»). - М.: Книжный мир, 2018. - 768 с.
5. Eрмоленко B.B. Интеллектуальный сервис суперстратегических решений в корпорации в экономике знаний // Научный журнал Кубанского государственного университета. Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 1.С. 46-61.
6. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Трансляция идей трансформации регионального пространства в документы стратегического планирования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 4. С. 58-74.
7. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Bопросы экономики. 2013. №6. С. 1-27
8. Климанов B.B., Будаева KB., Чернышова Н.А., Яговкина BA. Региональное стратегирование и программирование в Российской Федерации. 2016: Eжегодный доклад. М.: ИРОФ. 2017. 88 с.
9. Ланская Д^., Стрелков B.E. Стратегирование регионального сектора экономики знаний // Стратегии бизнеса. 2016;(7):5.
10. Луценко E.B. Количественный автоматизированный SWOT- и PEST-анализ средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++» / E.B. Луценко // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №07(101). С. 1367-1409. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/90.pdf
11. О стратегическом планировании в Российской Федерации. ФЗ № 172 от 28 июня 2014 г.
12. Пурсиайнен К., Медведев С.А. Болонский процесс, Россия и глобализация // Болонский процесс и его значение для России. Под ред. Пурсиайнена К., Медведева С.А. - М.: РEЦЭП, 2005. - С. 26.
13. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_
planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_20 25_goda/
14. Стратегия социально - экономического развития Краснодарского края — Электронный ресурс — Режим доступа: http://kuban.lc-av.ru/ (дата обращения: 20.10.2020).
References:
1. Agafonov V.A. Sistemnye principy strategicheskogo planirovaniya na regional'nom urovne / Preprint # \\UR/20l3/305. - M. : CEMI RAN, 2013. 73 s.
2. Budaeva K., Klimanova V. Tochki rosta kak element strategicheskogo planirovaniya v regionah Rossii»// Regional'nye is-sledovaniya. 2017. №3. s. 99-106.
3. Budaeva K.V, Egorsheva Z.I. Strukturno-soderzhatel'nyj analiz dokumentov strategicheskogo planirovaniya v ramkah cele-polaganiya stolichnyh gorodov regionov Rossii // Gosudarstvennyj audit. Pravo. Ekonomika. 2017. №3-4. s. 106-111.
4. Glaz'ev S.Yu. Ryvok v budushchee. Rossiya v novyh tekhnologicheskom i mirohozyajstvennom ukladah. («Kollekciya Iz-borskogo kluba»). - M.: Knizhnyj mir, 2018. - 768 s.
5. Ermolenko V.V. Intellektual'nyj servis superstrategicheskih reshenij v korporacii v ekonomike znanij // Nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2010. № 1.S. 46-61.
6. Zhiharevich B.S., Lebedeva N.A. Translyaciya idej transformacii regional'nogo prostranstva v dokumenty strategicheskogo planirovaniya // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. 2015. № 4. S. 58-74.
7. Klejner G.B. Sistemnaya ekonomika kak platforma razvitiya sovremennoj ekonomicheskoj teorii // Voprosy ekonomiki. 2013. №6. S. 1-27
8. Klimanov V.V., Budaeva K.V., Chernyshova N.A., Yagovkina V.A. Regional'noe strategirovanie i programmirovanie v Rossijskoj Federacii. 2016: Ezhegodnyj doklad. M.: IROF. 2017. 88 s.
9. Lanskaya D.V., Strelkov V.E. Strategirovanie regional'nogo sektora ekonomiki znanij // Strategii biznesa. 20l6;(7):5.
10. Lucenko E.V. Kolichestvennyj avtomatizirovannyj SWOT- i PEST-analiz sredstvami ASK-analiza i intellektual'noj sistemy «Ejdos-H++» / E.V. Lucenko // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Elektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №07(101). S. 1367-1409. Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/20l4/07/pdf/90.pdf
11. strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii. FZ № 172 ot 28 iyunya 2014 g.
12. Pursiajnen K., Medvedev S.A. Bolonskij process, Rossiya i globalizaciya // Bolonskij process i ego znachenie dlya Rossii. Pod red. Pursiajnena K., Medvedeva S.A. - M.: RECEP, 2005. - S. 26.
13. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // https://www.economy.gov.ru/mate-rial/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_ planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstven-nogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/
14. Strategiya social'no - ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya — Elektronnyj resurs — Rezhim dostupa: http://ku-ban.lc-av.ru/ (data obrashcheniya: 20.10.2020).