УДК 343.2.7
Практические основы противодействия преступлениям в сфере оборота криптовалюты
Долгиева М.М.
Кандидат юридических наук,
старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Московской области, младший советник юстиции
Создание условий, обеспечивающих всестороннюю возможность соблюдения действующих в государстве законодательных норм и устранение негативных последствий криптовалютной преступности, имеет серьезное значение как для экономической сферы государства, так и для разработки системы государственных мер предупреждения и профилактики такого негативного явления. На уровне уголовно-правовой охраны первейшей задачей должно стать детальное ознакомление правоохранительных органов с понятием и принципами функционирования крип-товалют, исследование видов и форм проявления криптовалютной преступности на примере отечественной и международной правоприменительной практики. В целях решения практических задач противодействия преступлениям, совершаемым в сфере оборота криптовалюты, даны рекомендации и предложения по расследованию и принятию действенных мер по борьбе с криптопреступностью.
Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, уголовно-правовые основы противодействия, криптовалютная преступность, борьба с преступностью.
Противодействие преступности - это приоритетное направление в уголовной политике государства [1, с. 128].
На современном этапе инновационного развития криптовалютные преступления представляют одну из главных угроз для национальной безопасности. Такие преступления не только влекут тяжелые последствия для экономической стабильности, но и создают нервозную обстановку для граждан и неуверенность в возможностях государства по защите их прав в указанной сфере.
В условиях глобализации организованная преступная деятельность приобретает ряд качественно новых параметров, стремясь получить дополнительные доходы, преступные сообщества активно распространяют свое влияние за рамками национальных границ [2, с. 17]. Криптовалютная преступность не является исключением, финансово-экономическая позиция которой по масштабам уступает только киберпрестуности.
Проведенный автором анализ показывает, что цифровой показатель криптопреступности не может быть объективным и адекватным в силу высокой ла-тентности указанных преступлений и недостаточной активности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию таковых.
Современные законотворческие процессы не должны отставать от существующих финансово-экономических реалий и одной из задач текущего правового регулирования является безотлагательная и детальная законодательная регламентация статуса криптовалюты и криптовалютной деятельности в России. Основой такого правового регулирования должны стать научное осмысление новой терминологии и теоретические предложения по совершенствованию законодательства на основе положительного международного опыта.
В теории криминологии деятельность государства, направленная на борьбу с преступностью, некоторыми авторами обозначается как процесс кон-
фликта между противоборствующими сторонами [3, с. 18], другие авторы считают, что противодействие преступности и борьба с ней равнозначные понятия [4, с. 7; 5, с. 112]. В целом стоит согласиться с мнением А.В. Майорова, что противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающихся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению путем профилактики и предупреждения преступлений [6, с. 55].
Но прежде всего суть такого противодействия состоит в практической стороне деятельности специального круга субъектов, уполномоченных государством предупреждать, выявлять и раскрывать противоправные деяния. Теоретический аспект в этой связи позволяет сформулировать положения и практические рекомендации на основе обобщения деятельности зарубежных и отечественных правоохранительных органов.
Научная основа противодействия преступности позволяет сделать вывод о том, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательства представляют собой один из инструментов противодействия, разграничивая общественные отношения на допустимые (законные) и недопустимые (незаконные).
Задачами уголовного закона, как нами указывалось ранее, являются в первую очередь охрана общественных отношений и только потом противодействие преступности.
Очевидно, что в настоящее время от государства требуется не только борьба с криптовалютной преступностью, но и организация общественных процессов таким образом, чтобы преступная деятельность была поставлена в условия, при которых экономические потери от преступности будут минимальны.
Организационно-правовые меры для непосредственной деятельности правоохранительных органов обязательно должны иметь прикладной характер, поскольку процесс реализации уголовной политики происходит за счет именно таких мероприятий, а не простого наличия декларативных норм и положений закона.
Такой комплексный подход требует от законодателя определения четких целей в оптимизации уголовной политики и принятия незамедлительных организационных и административных решений, что позволит обеспечить эффективное противодействие криптовалютной преступности и стимулирование дальнейших доктринальных разработок для обоснования научных концепций противодействия ей.
Создание условий, которые бы обеспечивали всестороннюю возможность соблюдения действующих в государстве законодательных норм и устране-
ние негативных последствий преступности, имеет серьезное значение как для экономической сферы государства, так и для разработки системы государственных мер предупреждения и профилактики такого негативного явления.
Экономико-правовой и уголовно-правовой анализы проблем регулирования криптовалютной деятельности и криптовалютных отношений подтверждает необходимость совершенствования законодательства в сфере регулирования новейших финансово-экономиче ских проце ссов.
Последствия криптопреступности существенно выходят за пределы рыночной экономики, нанося обществу и государству серьезные финансовые убытки, недополучение бюджетом сумм налогов, усиливая социальную напряженность в обществе в связи с отсутствием правового регулирования крип-товалют в России.
Негативные последствия в виде индивидуальных убытков и незащищенность отдельных лиц, активно участвующих в криптовалютных инвестициях, а также снижение правосознания граждан в вопросах наказуемости определенных действий с криптова-лютой нарушают баланс общественной политики распределения, так как полная экономическая и правовая неопределенность приводят к необоснованному обогащению одних граждан за счет других.
Таким образом, криптопреступность существенно противостоит благополучию граждан, полезным финансово-технологическим инновациям и адекватной уголовно-правовой стабильности в государстве.
Для квалифицированного повышения уровня борьбы с криптопреступностью нужны не просто радикальные (карательные) меры (очевидно, что запретить оборот криптовалют невозможно), а разработка мероприятий и предложений по организации перспективной работы для защиты интересов общества и государства в рамках единогласной стратегии противодействия незаконным действиям.
На уровне уголовно-правовой охраны первейшей задачей должно стать детальное ознакомление правоохранительных органов с понятием и принципами функционирования криптовалют, исследование видов и форм проявления криптовалютной преступности на примере отечественной и международной правоприменительной практики, последующая подробная разработка методов расследования и действенных мер по борьбе с криптопреступностью.
Таким образом, определяя порядок деятельности государства, правоохранительных органов и негосударственных структур по противодействию криптовалютным преступлениям, представляется закономерной разработка механизма такого противодействия.
С целью предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, противодействия деструктивному влиянию
виртуальных валют на развитие экономики России, предотвращения их использования для совершения преступлений в сети Интернет вообще и мошенничества в частности представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия:
1) поручить правоохранительным органам в тесном сотрудничестве с представителями кредит-но-банковской сферы осуществление мониторинга использования криптовалюты, роста и падения ее курса, обеспечив широкое освещение в СМИ вопросов относительно возможных рисков участия в операциях с использованием криптовалюты;
2) принять меры по ограничению операций с использованием криптовалют;
3) по результатам деятельности экспертов межведомственной рабочей группы по оценкам риска оборота криптовалюты при Государственной Думе Российской Федерации рассмотреть вопрос относительно наработки соответствующих изменений и дополнений в законодательство относительно регулирования вопросов, связанных с операциями с криптовалютами в России;
4) наладить международное сотрудничество с правоохранительными органами государств, которые имеют соответствующий опыт противодействия деструктивному влиянию криптовалюты, криптовалютной и киберпреступности.
Представляется также необходимым:
- повысить информированность общества о действующих нормах и положениях, регулирующих оборот криптовалюты, в целях исключения обращения к противоречивой информации из сети Интернет;
- повысить эффективность государственного контроля в сфере налогообложения;
- осуществлять мониторинг криптовалютных обменников, производителей криптовалютных кошельков, криптовалютных бирж в рамках действующего законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствии с обязательствами, которые уже находятся на рассмотрении финансового сектора;
- расширить обмен информацией в области легализации (отмывания) денег и цифровых валют за счет использования таких международных каналов как Европол, Интерпол, а также Группа подразделений финансовой разведки Эгмонт, членом которой является Росфинмониторинг с 2002 г., и которая объединяет подразделения финансовой разведки 151 юрисдикции, предоставляя своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи [7];
- принять меры против цифровых валютных микшеров / тумблеров, предназначенных для анони-мизации сделок, которые обременяют работу правоохранительных органов по выявлению и отслеживанию подозрительных сделок.
Сбор, анализ и обмен неоперативной информацией об использовании цифровых валют в качестве средства отмывания денег, а также расследование и взыскание доходов от преступлений, хранящихся в той же форме, могут основываться и на неофициальной информации, например, представляемой журналистскими расследованиями (таковое проводилось в отношении обмена криптовалюты торговцами из Китая на трех крупнейших торговых площадках Москвы, оборот которой достигает 600 млрд. руб. в месяц) [8].
Кроме того, должны быть организованы семинары и встречи для представителей правоохранительных органов с целью повышения потенциала для успешного расследования преступлений, в которых задействованы виртуальные валюты. Должна быть создана сеть специалистов-практиков и экспертов в этой области из числа сотрудников правоохранительных органов, которые могут коллективно устанавливать передовую практику и предоставлять помощь и рекомендации.
По убеждению автора, использование в ходе правотворческой и правоприменительной практики указанных выше выводов и предложений по практическим основам противодействия преступлениям, совершаемым в сфере оборота криптовалюты, должно способствовать не только повышению эффективности правовой охраны конституционных прав граждан, но и защите жизненно важных интересов государства путем предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, противодействия деструктивному влиянию виртуальных валют и предотвращения их использования для совершения мошенничества в сети Интернет.
Литература:
1. Майоров А.В. Противодействие преступности - приоритетное направление в уголовной политике государства // Вопросы современной юриспруденции. - 2017. - № 2 (34). - С. 128-132.
2. Агапов П.В. Основы теории регламентации ответственности и противодействия организованной преступной деятельности. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та МВД России, 2011. - 328 с.
3. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / Отв. ред.: Кудрявцев В.Н. - М.: Наука, 1990. - 272 с.
4. Иншаков С.М. Криминология: учеб. - M.: Юриспруденция, 2000. - 432 с.
5. Майоров А.В. Понятие и структура системы противодействия преступности // Правопорядок: история, теория, практика. - 2014. - № 1 (2). -С. 112-116.
6. Майоров А.В. Приоритетные научные направления в сфере противодействия преступности // Правопорядок: история, теория, практика. -2017. - № 2 (13). - С. 56-63.
7. Группа «ЭГМОНТ». - URL: http://www.fedsfm. ru/activity/egmont
8. Кто и как покупает криптовалюту в Москве (сбер-коин, китайцы с садовода, хомячки-инвесторы и т.д.). - URL: https://icoforum.net/threads/kto-i-kak-pokupaet-kriptovaljutu-v-moskve-sberkom-kitajcy-s-sadovoda-xomjachki-investory-i-t-d.131/
Practical Bases of Counteraction to Crimes in the Sphere of Cryptocurrency Turnover
M.M. Dolgieva Department of public prosecutors of the criminal judicial Department of the Prosecutor's Office of the Moscow Region
The creation of conditions that would provide a comprehensive opportunity to comply with the legislation in force in the state and the elimination of the negative consequences of cryptocurrency crime are of serious importance both for the economic sphere of the state andfor the development of a system of state measures to prevent and prevent such a negative phenomenon. At the level of criminal law protection, the first task should be a detailed acquaintance of law enforcement agencies with the concept and principles of the functioning of cryptocurrencies, the study of the types and forms of manifestations of cryptocurrency crime on the example of domestic and international law enforcement practice. In order to solve practical problems of combating crimes committed in the sphere of cryptocurrency turnover, the author gives recommendations and suggestions on the investigation and adoption of effective measures to combat crypto-crime.
Key words: cryptocurrency, digital currency, criminal law bases of counteraction, cryptocurrency crime, fight against crime.