Научная статья на тему 'Практические аспекты внедрения модели цифровой экосистемы лицея'

Практические аспекты внедрения модели цифровой экосистемы лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экосистема общеобразовательной организации / Модель цифровой экосистемы общеобразовательной организации / цифровые ресурсы / платформы и сервисы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонинкова М.С., Лукьянова Е.А.

В статье рассмотрен опыт создания Модели цифровой экосистемы образовательной организации на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» города Озерска (далее – МБОУ «Лицей №23»). Представлено описание деятельности образовательной организации по внедрению Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» в образовательную деятельность. Рассмотрены содержательные, практические и результативные аспекты внедрения Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты внедрения модели цифровой экосистемы лицея»

УДК 371:004

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ

ЭКОСИСТЕМЫ ЛИЦЕЯ

М.С. Антонинкова, Е.А. Лукьянова

В статье рассмотрен опыт создания Модели В последние годы в мире происходит

цифровой экосистемы образовательной управленческая революция, связанная с

организации на примере Муниципального возникновением экосистемного подхода. Этот

бюджетного общеобразовательного учрежде- подход берет свое начало от венчурных и

ния «Лицей №23» города Озерска (далее - корпоративных инновационных систем, а

МБОУ «Лицей №23»). сейчас активно распространяется на сферы

Представлено описание деятельности экономики и образования. Масштабные

образовательной организации по внедрению корпорации создают свои экосистемы по всему

Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей миру. Цифровая экосистема - это новый шаг на

№23» в образовательную деятельность. этапе цифровой трансформации педагогичес-

Рассмотрены содержательные, практичес- кого образования. Функционирующие экосис-

кие и результативные аспекты внедрения темы образовательных организаций являются

Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей непременным атрибутом цифровизации [2].

№23». Актуальность создания цифровых экосистем в государственном и корпоративном

Ключевые слова: цифровая экосистема секторах обусловлена тем, что Россия поддер-

общеобразовательной организации, Модель живает мировой тренд цифровой трансформа-

цифровой экосистемы общеобразовательной ции, в том числе в образовательной сфере.

организации, цифровые ресурсы, платформы и Цифровая образовательная экосистема

сервисы. является информационным пространством, в

котором объединены государство, учащиеся и коммерческие поставщики услуг образования. В подобной системе будет собрана информация об:

учениках: успеваемость, предпочтения, планы на будущее и результаты профориентации, посещение внеурочных занятий и т.д.;

преподавателях: образование, опыт, достижения, отзывы учеников и т.д.;

образовательных учреждениях как государственных, так и коммерческих: наименование, количество свободных мест, дополнительные кружки, рейтинг и достижения школы, информация об учительском составе и т.д. Всё вышеперечисленное сможет сделать образовательную среду более открытой и доступной [1].

Актуальность создания и внедрения цифровой экосистемы в образовательную среду МБОУ «Лицей №23» определяется необходимостью цифровизации системы образования, с одной стороны, и созданием безопасной эргономичной среды обучения в образовательной организации - с другой.

Необходимо отметить, что использование цифровых ресурсов, платформ и сервисов для управления и сопровождения образовательного процесса должно осуществляться в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к цифровизации образовательной деятельности. Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлены санитарные требования к использованию электронных средств обучения и воспитания. Требования к содержанию цифрового образовательного контента определены приказом Министерства просвещения России от 11.08.2021 № 545 «Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам». Не менее важным является необходимость соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-

ФЗ «О персональных данных» для обеспечения сохранности личных данных участников образовательных отношений.

Для разработки модели цифровой экосистемы образовательной организации была создана рабочая группа, в состав которой были включены директор, заместители директора, руководители общественных профессиональных объединений педагогов, представители родительской общественности и сетевые партнеры.

Содержательной основой для разработки модели определена авторская методика группы авторов Сулейманкадиевой А.Э., Петрова М.А., Александрова И.Н., которые определили, что главными системными элементами цифровой образовательной экосистемы выступают сложные структуры, такие как: технологические платформы, позволяющие разработчикам создавать свои образовательные продукты и взаимодействовать с другими стейкхолдерами; цифровые технологии (инструменты), представляющие собой различные интерактивные модули, приложения, сервисы, помогающие педагогам размещать учебные и контрольные материалы (контент) в электронной среде; стейкхолдеры (заинтересованные лица или участники открытого цифрового образовательного пространства); неограниченные потребительские сегменты и др.[3] Все эти «элементы» являются подсистемами, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом. Следовательно, цифровую образовательную экосистему объективно характеризовать как инфраструктуру, создающую определенные условия для обеспечения взаимодействия всех участников цифрового пространства. Цифровая образовательная экосистема имеет ряд характеристик, которые можно описать следующим образом:

во-первых, управление современной экосистемой образования осуществляется на основе Big Data;

во-вторых, система образования работает в форме гибких и практико-ориентированных образовательных форматов;

в-третьих, создание и развитие сетевой

структуры, где стираются границы между университетами, школами, бизнесом (реальным сектором) и государством (органами власти), становится объективной необходимостью. В сетевой структуре имеет место обмен знаниями, к которым имеют доступ все участники сети;

в-четвертых, использование цифровых технологий и инструментов человеком для профессионального и личностного роста [3].

Этапы создания модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» определены дорожной картой «Создания Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23», которая реализовывалась в период с мая по декабрь 2021 года.

В соответствии с мероприятиями дорожной картой была проведена «Диагностика уровня удовлетворенности использования в образовательном процессе цифровых платформ, ресурсов и сервисов» (далее - диагностика). Целевой аудиторией данной диагностики являлись родители обучающихся 1 - 6 классов, а также обучающиеся 7 - 11 классов. Для проведения диагностики были определены три уровня удовлетворенности: низкий, средний и высокий. По результатам проведения диагностики был выявлен средний уровень удовлетворенности использованием в образовательном процессе цифровых платформ, ресурсов и сервисов. Также была определена проблема использования обучающимися 7-11 классов от 8 до 12 учетных записей от различных цифровых платформ, ресурсов и сервисов. Результаты проведения диагностики поставили перед управленческой командой МБОУ «Лицей №23» задачу по снижению количества цифровых платформ, ресурсов и сервисов, используемых для организации образовательного процесса. Для решения данной задачи, а также в соответствии с дорожной картой «Создания Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» был проведен педагогический совет по теме «Цифровизация образовательной среды:

возможности и угрозы», на котором были определены: требования к цифровым образовательным ресурсам, платформам и сервисам, которые будут включены в содержательные компоненты Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» (далее - Модель), эргономические основания использования ресурсов (минимальное, но при этом необходимое и достаточное для организации образовательного процесса количество цифровых ресурсов, платформ и сервисов, предоставляющих возможности быстрого освоения интерфейсов управления, а также способных обеспечить высокую скорость передачи данных и высокую степень их защиты), а также принципы подбора ресурсов Модели:

возможность автоматизации процесса управления и сопровождения образовательной деятельности;

минимизация количества учетных записей, используемых в рамках Модели;

минимизация временных затрат на разработку документов (учебные планы, рабочие программы, протоколы контрольных работ и др.)

возможность беспрепятственного общения в рамках одной платформы.

Таким образом, на педагогическом совете были определены оптимальные цифровые ресурсы, платформы и сервисы для создания Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» (далее - Модель).

По результатам проведенной работы МБОУ «Лицей №23» была разработана Модель цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23», включающая компоненты: целевой, который включает цели и задачи создания Модели; содержательный и процессуальный - описывающие объекты, ресурсы и содержание Модели; результативный, отражающий вариативность управленческих действий (решений) и достижение требуемого уровня качества образовательного процесса (Таблица 1).

Таблица 1

Модель цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» г. Озерска

Целевой компонент

Цель - оптимизация процессов управления и сопровождения образовательной деятельности с целью повышения качества образования

Направления:

- повышение качества общего образования в МБОУ «Лицей Хе23» в условиях цифровизации образования

- оптимизация процессов управления и сопровождения образовательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды посредством использования цифровых ресурсов

- оказание методической поддержки участникам образовательных отношений с помощью

Задачи подготовительно - деятельностного этапа: сентябрь - декабрь 2021 года Задачи продуктивно - результативного этапа: январь 2022 года - май 2023 года

Содержательный компонент

Объекты:

обучающиеся; педагогические работники; управленческая команда; родители обучающихся; сетевые партнеры образовательной организации

Ресурсы:

Информационный портал «Единое содержание общего образования»; ФГИС «Моя школа»; 'сСферрг»; АИС «Сетевой город. Образования»; Модуль «Организация дополнительного профессионального образования в Челябинской области»; Модуля «Е - услуги. Образование»; Платформа обратной связи; Платформа государственных сервисов; Учи.Дома; Программа ХроноГраф 3.0

Особенности модели цифровой экосистемы образовательной организации

эргономичность;

соответствие требованиям законодательства; высокая скорость передачи данных; надежность (защита данных); простота интерфейса; доступность ресурсов;

минимальное количество учетных записей одного пользователя;

возможность свободного перемещения между ресурсами;

минимизация временных затрат при использовании ресурсов;

Процессуальный компонент

Процедуры: анкетирование, опросы, мониторинга

Направление процедур:

Функционирование системы методической поддержки

участников образовательных отношений с использованием ресурсов цифровой экосистемы образовательной организации

Оптимизация управления и образовательной посредством цифровых ресурсов

процессов сопровождения деятельности использования

Организация взаимодействия участников образовательных отношений с помощью ресурсов цифровой экосистемы

Результативный компонент Направления управленческих решений

Обновление локальных нормативных актов

Обновление материально - технической базы

Внесение изменений в Программу- развития МБОУ «Лицей ЖЗ»

Проектирование мероприятий, направленных на доработку модели цифровой экосистемы образовательной организации

Проектирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования модели цифровой экосистемы образовательной организации

Проектирование мероприятий, направленных на транслирование опыта работы с использованием модели цифровой экосистемы образовательной организации

и ДР._

Целевой компонент определяет цель создания Модели как оптимизацию процессов управления и сопровождения образовательной деятельности с целью повышения качества образования в условиях цифровизации образования.

Направления реализации целевого компонента:

повышение качества общего образования в МБОУ «Лицей №23» в условиях цифровиза-ции образования;

оптимизация процессов управления и сопровождения образовательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды посредством использования цифровых ресурсов, сервисов и платформ;

оказание методической поддержки участникам образовательных отношений с помощью цифровых ресурсов.

Содержательный компонент Модели представлен объектами и ресурсами цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23». Объектами Модели являются обучающиеся, педагогические работники, управленческая команда, родители обучающихся и сетевые партнеры образовательной организации. Ресурсы Модели представляют собой цифровые платформы, системы и сервисы, которые имеют простой и интуитивный интерфейс, позволяющий быстро адаптироваться к использованию в образовательной деятельности. В качестве ресурсов были отобраны: федеральная государственная информационная система ФГИС «Моя школа», которая включает в себя образовательную платформу «Сферум», государственную информационную систему «Сетевой город. Образование»; информационный портал «Единое содержание общего образования»; модуль «Организация дополнительного профессионального образования в Челябинской области»; модуль «Е -услуги. Образование»; платформа обратной связи; платформа государственных сервисов; платформа сетевого электронного взаимодействия; образовательная платформа «Учи.До-ма»; программа для составления расписания «ХроноГраф 3.0».

Примером использования ресурсов Модели

цифровой экосистемы образовательной организации является эргономичное использование ресурса «Информационный портал «Единое содержание общего образования», позволяющее с помощью конструктора учебных планов и рабочих программ минимизировать временные затраты на составление рабочих программ (4 учителя русского языка -1 рабочая программа по предмету «Русский язык»), а также исключить возможность появления ошибок в учебных планах реализации основных образовательных программ. Педагогические работники МБОУ «Лицей №23» для методического сопровождения реализации образовательного процесса используют возможности ресурса, в котором представлены виртуальные лабораторные и практические работы, методические интерактивные кейсы, методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.

Таким образом, Модель представляет собой совокупность узнаваемых и результативных пользовательских и системных приложений, цифровых технологий, а также сетевых ресурсов, которые взаимосвязаны между собой, что обеспечивает высокую скорость обмена данными; высокий уровень безопасности личных данных участников образовательных отношений; возможности быстрого освоения интерфейсов управления цифровыми ресурсами, платформами и сервисами.

Процессуальный компонент Модели представлен диагностическими процедурами, направленными на:

оценку функционирования системы методической поддержки участников образовательных отношений с использованием ресурсов цифровой экосистемы образовательной организации;

оптимизацию процессов управления и сопровождения образовательной деятельности посредством использования цифровых ресурсов;

организацию взаимодействия участников образовательных отношений с помощью ресурсов цифровой экосистемы.

Результативный компонент Модели содер-

жит ряд управленческих решений, направленных на обновление локальных нормативных актов, обновление материально - технической базы, внесение изменений в Программу развития МБОУ «Лицей №23», проектирование мероприятий, направленных на доработку Модели и транслирование опыта работы в данном направлении, обсуждение результатов реализации Модели участниками образовательных отношений.

Внедрение Модели осуществлялось рабочей группой в соответствии с утвержденной дорожной картой «Внедрение Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» в образовательную деятельность» в период с января по декабрь 2022 года в два этапа: подготовительно - деятельностный и продуктивно - результативный этапы.

На подготовительно - деятельностном этапе управленческой командой был проведен анализ: имеющейся нормативно - правовой базы, материально - технической базы МБОУ «Лицей №23», функциональные обязанности ответственных лиц за внедрение Модели.

Для организации эффективной работы с ресурсами Модели проведено анкетирование педагогических работников «Использование цифровых ресурсов, платформ и сервисов при организации образовательной деятельности» с целью выявления общих профессиональных затруднений по работе с цифровыми ресурсами, платформами и сервисами, по результатам которого были определены мероприятия, направленные на минимизацию выявленных затруднений.

На продуктивно - результативном этапе: разработаны локальные нормативные акты: Положение об использовании Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23»; Положение об использовании платформы «Сферум» в МБОУ «Лицей №23», Положение об использовании ФГИС «Моя школа» в МБОУ «Лицей №23»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обновлены основные образовательные программы начального общего образования, основного общего и среднего общего образования в МБОУ «Лицей №23»;

актуализированы: Положение о реализации

образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23»; Положение о текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №23»; Положение о системе оценивания в МБОУ «Лицей №23»; Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей №23».

По результатам проведенного анализа материально - технической базы МБОУ «Лицей №23» была модернизирована цифровая инфраструктура: оборудован конференц -зал, закуплены ноутбуки, компьютеры, видеостена, лингафонное оборудование, графические планшеты, современные системы интерактивных тренажеров для кабинетов биологии и химии, звуковая аппаратура, вебкамеры и другое.

Необходимо отметить, что на данном этапе: осуществлялся переход на отечественное программное обеспечение компьютерного оборудования, которое применяется в образовательном процессе;

проведен комплекс мероприятий, направленных на минимизацию выявленных профессиональных затруднений педагогических работников МБОУ «Лицей №23» по работе с цифровыми ресурсами, платформами и сервисами, используемыми в качестве ресурсов Модели:

организовано повышение квалификации педагогических работников МБОУ «Лицей №23»;

проведены мастер - классы для педагогических работников, направленные на совершенствование профессиональных компетенций по работе с цифровыми ресурсами, платформами и сервисами и внутрифирменное обучение педагогических работников по эффективному использованию ресурсов Модели для организации образовательного процесса.

По результатам внедрения Модели был проведен опрос «Использование Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23» в

образовательной деятельности» (далее -опрос) с целью определение у участников образовательных отношений уровня удовлетворенности применения Модели в образовательном процессе лицея. Целевой аудиторией опроса были определены обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся и педагогические работники. В опросе приняли участие 44 респондента -педагогические работники лицея (100% от общего количества педагогических работников МБОУ «Лицей №23»); 576 родителей (82% от общего количества родителей (законных представителей) обучающихся); 498 обучающихся (75 % от общего количества обучающихся).

По результатам проведенного опроса были получены следующие результаты: удовлетворены использованием Модели в образовательном процессе 75% обучающихся от общего количества обучающихся, 88% педагогических работников от общего количества педагогических работников и 76% родителей от общего количества родителей. Необходимо отметить, что более 75 % респондентов, от их общего числа, показали высокий уровень удовлетворенности использования Модели в образовательном процессе.

В целом использование Модели цифровой экосистемы образовательной организации позволяет персонализировать ведение образовательного процесса для обучающихся, обеспечить успешную цифровую социализацию всех участников образовательных отношений, создать условия для формирования у обучающихся цифровых навыков и компетенций.

Необходимо отметить промежуточные результаты реализации Модели цифровой экосистемы МБОУ «Лицей №23»:

сокращение временных затрат на подготовку и анализ документов, а также количества ошибок в подготавливаемых документах за счет использования ресурсов Модели;

оптимизация временных затрат у педагогических работников на подготовку к образовательному процессу за счет доступа к верифицированному образовательному контенту;

минимизировано количество учетных

записей участников образовательных отношений за счет преимущественного входа через Единую систему идентификации и аутентификации пользователя;

методическое сопровождение образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов, платформ и сервисов.

Необходимо отметить, что для эффективной реализации Модели цифровой экосистемы образовательной организации требуется осуществление непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников по формированию цифровых компетенций у обучающихся, непрерывность развития технической инфраструктуры общеобразовательной организации, а также содержательное обновление воспитательной работы с обучающимися по формированию цифрового следа и защите персональных данных в сети Интернет.

Список литературы

1. Ибрагимова, Н. Р. Единая образовательная экосистема в России: пути развития / Н. Р. Ибрагимова. // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/ archive/454/100031/ (дата обращения: 14.12.2023).

2. Слюсаренко, Н. В. Использование цифровых экосистем в системе педагогического образования / Н. В. Слюсаренко, Е. В. Кохановская. — URL: http://publications.ysu.am/wp-content/uploads /2021/12/Slyusarenko_Kokhanovskaya.pdf/ (дата обращения: 14.12.2023).

3. Сулейманкадиева, А. Э. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования / А. Э. Сулейманкадиева, М. А. Петров, И. Н. Александров // Вопросы инновационной экономики. 2021. - Том 11. - № 3. - С. 1273-1288.

References

1. Ibragimova N.R. Edinaya

obrazovatel'naya ekosistema v Rossii: puti razvitiya. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Molodoy uchenyy». 2023. - № 7(454). s. 6-8. ISSN: 2072 - 0297

2. Clyusarenko N.V. Ispol'zovanie tsifrovykh ekosistem v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya

3. Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. Tsifrovaya obrazovatel'naya ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlaynobrazovaniya. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 2021. - Tom 11. - № 3. s. 1273-1288. ISSN: 2222-0372

Сведения об авторах

Антонинкова Милана Сергеевна -

заместитель директора МБОУ «Лицей №23» г. Озерск

Лукьянова Елена Анатольевна - директор МБОУ «Лицей №23» г. Озерск

Information about authors Antoninkova M.S. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk

Lukyanova E.A. - Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.