Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИННОВАЦИЙ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИЙ / АТМОСФЕРА / ИННОВАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикметов Рамиль Шамилевич

Происходящая в мире технологическая революция диктует свои правила ведения бизнеса. Для создания прорывных инновационных проектов нужны неординарные условия. Такие условия создаются на самых различных территориях инноваций, самая известная из которых, Кремниевая долина, находится в Калифорнии (США). У нас в стране такие площадки могли бы дать существенный прирост высокотехнологичной продукции, тем более если бы находились под протекцией государства. Бизнесу, который приходит на такие площадки, государство может предоставить различные преференции в виде грантов, налоговых льгот и субсидий. Взамен государство должно получить возможность частично управлять бизнес-проектами на территориях инноваций, например, устанавливая приоритетные направления, где необходим прорыв, а также устанавливая KPI компаний, которые необходимы для получения государственной помощи. Своего рода мозговым центром территории инноваций может выступить крупный государственный университет. В статье рассматриваются важнейшие управленческие функции, реализуя которые администраторы территории инновации могли бы сделать данную площадку привлекательным местом для ведения инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF MANAGING THE TERRITORY OF INNOVATION

The technological revolution taking place in the world dictates its own rules for doing business. To create breakthrough innovative projects, extraordinary conditions are needed. Such conditions are created in the most diverse territories of innovation. The most famous one is Silicon Valley. It is located in California (USA). In our country, such territories could provide a significant increase in high-tech products, especially if they were under the patronage of the state. The state can provide various preferences in the form of grants, tax benefits and subsidies to businesses that come to such territories. In return, the state should be able to partially manage business projects in the innovation territories, for example, by setting priority areas where a breakthrough is needed, as well as setting the companies KPIs that are necessary to receive state assistance. A large state university can act as a kind of think tank of the innovation territory. The article considers the most important management functions. The administrators of the innovation territory could make it an attractive place for conducting innovative entrepreneurship by implementing these functions.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИННОВАЦИЙ»

Бикметов Р.Ш. 1

1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Россия

Практические аспекты управления территорией инноваций

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бикметов Р.Ш. Практические аспекты управления территорией инноваций // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 8. - С. 31 55-31 68. Сок 10.18334/се.15.8.112460

АННОТАЦИЯ:_

Происходящая в мире технологическая революция диктует свои правила ведения бизнеса. Для создания прорывных инновационных проектов нужны неординарные условия. Такие условия создаются на самых различных территориях инноваций, самая известная из которых, Кремниевая долина, находится в Калифорнии (США). У нас в стране такие площадки могли бы дать существенный прирост высокотехнологичной продукции, тем более если бы находились под протекцией государства. Бизнесу, который приходит на такие площадки, государство может предоставить различные преференции в виде грантов, налоговых льгот и субсидий. Взамен государство должно получить возможность частично управлять бизнес-проектами на территориях инноваций, например, устанавливая приоритетные направления, где необходим прорыв, а также устанавливая КРI компаний, которые необходимы для получения государственной помощи. Своего рода мозговым центром территории инноваций может выступить крупный государственный университет. В статье рассматриваются важнейшие управленческие функции, реализуя которые администраторы территории инновации могли бы сделать данную площадку привлекательным местом для ведения инновационного предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: территория инноваций, атмосфера, инновации, возможности, управленческие функции

ОБ АВТОРЕ_

Бикметов Рамиль Шамилевич, доцент кафедры экономики и управления, кандидат социологических наук (ramilbikmetoff@gmail.com)

ьЕ о с

>

та ш и

издател ьство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

- 3155 -

Bikmetov R.Sh. 1

<x>

1 Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Russia

«¡t

The practice of managing the territory of innovation

CITE AS:_

Bikmetov R.Sh. (2021) Prakticheskie aspekty upravleniya territoriey innovatsiy [The practice of managing the territory of innovation]. Kreativnaya ekonomika. 15. (8). - 31 55-3168. doi: 10.18334/ce.15.8.112460

ABSTRACT:_

The technological revolution taking place in the world dictates its own rules for doing business. To create breakthrough innovative projects, extraordinary conditions are needed. Such conditions are created in the most diverse territories of innovation. The most famous one is Silicon Valley. It is located in California (USA). In our country, such territories could provide a significant increase in high-tech products, especially if they were under the patronage of the state. The state can provide various preferences in the form of grants, tax benefits and subsidies to businesses that come to such territories. In return, the state should be able to partially manage business projects in the innovation territories, for example, by setting priority areas where a breakthrough is needed, as well as setting the companies KPIs that are necessary to receive state assistance. A large state university can act as a kind of think tank of the innovation territory. The article considers the most important management functions. The administrators of the innovation territory could make it an attractive place for conducting innovative entrepreneurship by implementing these functions.

KEYWORDS: territory of innovation, atmosphere, innovation, opportunities, management functions

JEL Classification: J01, M12, M14, M16, 033

Received: 19.07.2021 / Published: 31.08.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bikmetov R.Sh. (ramilbikmetoff@gmail.com)

- 3156 -

Введение

Сегодня происходит бурная технологическая революция, которая меняет наше представление о мире. Появляются мощные смартфоны со все более производительными процессорами, которые способны заменить огромное количество устройств - плеер, фонарик, диктофон, радио, фотоаппарат, видеокамеру, навигатор. Практически на пороге исчезновения находятся персональный компьютер, еще недавно являвшийся незаменимым аппаратом для работы и развлечений. Сегодня очередь за ноутбуками, которые скоро также сможет заменить смартфон. Уже массово выпускаются электромобили, которые отличаются экологичностью и низкой стоимостью потребляемой энергии. Огромные возможности дают человеку различные приложения - от офисных пакетов до сложнейших игр, которые можно использовать в качестве обучающих симуляторов. Человечество уже вовсю использует беспилотные летательные аппараты, которые, прежде всего, помогают бло-герам и начинающим режиссерам. Дома у нас появились роботы-пылесосы, роботы - мойщики окон, посудомоечные машины, автоматические стиральные машины. Современная жизнь человека становится все более удобной и комфортной. У него появляется все больше свободного времени, в том числе для реализации творческих идей, а это означает, что технологическая революция будет ускоряться. Наша страна также активно участвует в происходящем технологическом буме. Наши IT-гиганты - Yandex, Mail.ru, Kaspersky Lab -постоянно запускают новые востребованные продукты для потребителей, появляются отечественные интернет-магазины - Wildberries, Kazan Express, «Яндекс.Маркет», в Набережных Челнах и Тольятти вовсю идут разработки отечественного электромобиля. Более того, в России появляются целые территории, которые удобно использовать для производства инновационных продуктов, - технополисы, особые экономические зоны, технопарки, территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [7, с. 41-47] (Klimova, Tyutyunnikova, Shmakova, 2019, р. 41-47). Наша страна активно встраивается в происходящие в мире изменения и пытается застолбить за собой звание инновационной экономики. Студенты российских вузов все больше говорят про инновационное предпринимательство, а российские предприниматели уже активно перенимают успешные схемы Кремниевой долины. Можно вполне констатировать, что сегодня в России сложились все условия для качественного рывка в производстве инновационных продуктов. Очень большие усилия для инновационного рывка прилагает государство,

- 3157 -

которое постоянно создает новые территории инноваций в разных регионах страны.

Тут надо подчеркнуть, что сегодня основной фронт конкуренции между странами как раз проходит в области инноваций. Сегодня та страна, которая активно продуцирует, выпускает и коммерциализирует инновации, становится интересной для жизни и работы и притягательной для мигрантов всех видов - студентов, туристов, предпринимателей, инвесторов [18, с. 125-134] (Shapovalov, Kononenko, 2020, р. 125-134). Так уж сложилось, что именно инновационные продукты сегодня во многом определяют конкурентоспособность экономики той или страны, той или иной глобальной компании [2, с. 1205-1216] (Bikmetov, 2020, р. 1205-1216). Это становится трендом и невозможно не замечать. Сегодня творческие люди всего мира стремятся попасть в Кремниевую долину (США), потому что здесь создан своеобразный «секретный соус», атмосфера творческой свободы, которая как раз и позволяет создавать инновации. К примеру, компания Alphabet получает в год 1 миллион резюме от творческих людей со всего мира. В других странах также появляются подобные площадки, которые функционируют с разной степенью успешности, они есть в Нидерландах, Германии, Южной Корее, Китае. Однако такого успеха, как у Кремниевой долины, им не получается достичь. Сегодня многие задумались о создании подобной территории инноваций в России, они появляются, но пока результаты их деятельности весьма и весьма скромные. Можно ли добиться ошеломительных успехов на территории инноваций, расположенной в нашей стране? Эта статья будет посвящена переносу секретного рецепта Кремниевой долины на территорию нашей страны с учетом особенностей российской экономики и менеджмента - мы рассмотрим все: от планирования территории, организации ее работы, мотивации сотрудников до контроля за результатами работы и координации.

Актуальность статьи обуславливается необходимостью разработать практические рекомендации по управлению территорией инноваций, основанные на функциональном подходе. Цель статьи - разработка условий для успешного функционирования территории инноваций и превращение ее в фактор ускоренного развития региона и страны в целом. Научная новизна исследования состоит в разработке универсальных условий функционирования территории инноваций. Гипотеза исследования - разработка универсальных оптимальных условий функционирования территории инноваций способствует превращению такой площадки в мощный фактор рывка социально-экономического развития региона за счет массового генерирования инновационных проектов.

- 3158 -

ш

Территория инноваций как объект управления

Начнем мы с определения территории инноваций. Это территория, где усилиями преуспевающих предпринимателей создана особая атмосфера творческой свободы и минимума ограничений для жизни. Сюда приезжают люди со всего мира, чтобы осуществить свои самые дерзкие проекты - от создания лазерной установки для операций до производства электромобилей и сложнейшей компьютерной начинки. Здесь чувствуется свободная обстановка во всем - от выбора одежды, которая, как правило, состоит из рубашки и шорт, до свободы в выражении своего мнения и выборе источника финансирования. Свобода мышления позволяет постоянно находиться в креативном поиске, создавать абсолютно фантастичные на первый взгляд проекты, способные принести прибыль. Конечно, серьезное подспорье оказывает райский климат >■ Калифорнии, однако в приоритете, без сомнения, именно эта обстановка

с

творческого поиска и желания стать очередным долларовым миллиардером. Сила Кремниевой долины - в ее потенциальных возможностях для любого человека, сюда стекаются самые квалифицированные и продвинутые инженеры, программисты, менеджеры, финансисты мира, проще говоря, эта территория концентрирует «мозги» [19, с. 484-488] (Shubenkov, Kuleshova, 2020, р. 484-488). Под термином «мозги» мы будем понимать совокупность творчески мыслящих людей, способных работать в команде над определенным проектом. В современном мире сила компании определяется именно человеческим потенциалом, наличием большого количества креативных работников, которые одержимы одним проектом [14, с. 14] (Sidorova, Kudryashova, 2018, р. 14). Проще говоря, они не только должны быть креативными, они должны быть еще единомышленниками, находиться на одной волне.

Сегодня у нас в стране принято создавать подобные территории инноваций, но инициатором подобных проектов является государство, все управленческие функции по созданию такой площадки - планирование, организация, мотивация, контроль, координация - также осуществляются государством [6, с. 64-68] (Ivanova, Pavlova, 2020, р. 64-68). Здесь необходимо небольшое отступление. Речь пойдет об отношении к риску и свободе мышления. Дело в том, что предприниматели и бюрократы по-разному относятся к риску, предприниматели не боятся рисковать ради получения прибыли, а бюрократы стараются любыми путями избежать любого риска. В основе здесь лежит разный тип мышления. Такая же разница присутствует в отношении к свободе мышления - предприниматель пытается использовать любую возможность для увеличения прибыли и снижения издержек, а инновации здесь являются

- 3159 -

инструментом, бюрократ же норовит запретить любые смелые помыслы, как раз для снижения возможных рисков, и сохранить статус-кво. В качестве примера возьмем электромобильную революцию. Без сомнения, она происходит, во многих странах, большинство покупаемых автомобилей - это электромобили. Тем не менее глобальные компании и целые страны, которые зависят от добычи нефти, пытаются делать вид, что никакой революции не происходит. То есть это современные неолуддиты, опровергающие технологический процесс. Таким образом, государство, создающее территорию инноваций, как правило, волей или неволей препятствует ее развитию, так как в основе управленческих решений бюрократов лежит снижение риска и подавление свободы мышления, опять же для снижения рисков. Становление территории инноваций происходит намного эффективнее, если администратором выступает сильный интеллектуально-творческий центр, например государственный университет [8, с. 238-242] (Kolmykova, 2019, р. 238-242). Фактически это создание территории инноваций не с позиции государственных структур, а с позиции творческих людей. Государство в данном случае выступает актором опосредованно - через государственный университет. При этом важно помнить, что государственный университет в этом случае должен быть ориентиром, в нем должны поощряться стремление к предпринимательской активности и творческая свобода [9, с. 37-41] (Kruglova, 2018, р. 37-41). Именно так и появилась Кремниевая долина, центром притяжения инноваций и творческих людей в этом случае выступил Стэнфордский университет, который кстати является частным университетом, а следовательно, относительно независимым от государственных ограничений. Очень важно понимать, что территория должна быть максимально дружественной для людей из других стран, к носителям других языков и ценностей. Тогда территория и выступит своеобразным магнитом, притягивающим самых творческих и креативных людей со всего мира.

Теперь об организации работы территории инноваций. Мы уже выяснили, что очень важно наличие здесь университета, выступающего центром исследований и инноваций, а также обстановки креатива. Также для территории инноваций крайне важны разнообразные рестораны, кафе, зоны фастфуда, которые позволят творческим людям экономить время на готовке еды, именно так поступали создатели компании Alphabet Сергей Брин и Ларри Пейдж. Надо отметить, что творческий процесс требует очень много времени. Прежде чем появится креативная идея, надо размышлять над переменными, учесть все риски, обдумать возможную коммерциализацию идеи [20, с. 100-104] (Yusupov, Novenkova, Rakhimova, 2018, р. 100-104). Все это требует

- 3160 -

времени и энергии, в качестве примера здесь можно привести потрясающий фильм «Игры разума», где герой великолепного голливудского актера Рассела Кроу, гениальный мыслитель Джон Нэш, сквозь разнообразные тернии вынашивает свою идею об управляемой динамике, впоследствии удостоенной Нобелевской премии. Для плодотворного мыслительного процесса крайне важную роль играет окружение, фон. Это может быть фастфуд с высокоскоростным интернетом, где можно поесть и поработать. В качестве окружения также может выступить какая-либо зеленая зона - парк, озеро, городской пруд, живописный мост либо помещение с комфортабельными для мыслительной деятельности обстановкой - библиотека, коворкинг.

Также для эффективной организации территории инновации крайне важно, чтобы все необходимое находилось в шаговой доступности. Это тоже

экономит драгоценное время, которое можно потратить на реализацию

о о

доставлять все возможности для экономии времени, в том числе при пере-

какого-либо стартапа. Надо помнить, что территория инноваций должна пре-

движении [5, с. 146-154] (2кйапоуа, 2021, р. 146-154). Желательно, чтобы все необходимые для работы объекты и здания находились в шаговой доступности. Компактные города или города с удобной логистикой наиболее всего с этой точки зрения подходят для притяжения инноваторов и предпринимателей.

Коснемся инвестиций. Организации, которые размещены на территории инноваций, могли бы привлекать как государственные инвестиции, так и частные. В качестве инвесторов могут выступать: бизнес-ангелы - частные венчурные инвесторы, позволяющие обеспечить финансовую поддержку компании на раннем этапе ее развития; посевные фонды - объединение особого типа инвесторов для стартапов, находящихся на посевной стадии; государственные фонды - резервы, находящиеся в распоряжении официальных финансовых учреждений; венчурные фонды - фонды, направленные на работу с инновационными проектами, а также ориентированные на перспективное сотрудничество с инновационными компаниями; фонды прямых инвестиций - фонды, осуществляющие вложение денежных средств в инновационные проекты с правом на контроль компании [13, с. 62-66] (МкыНпа, Тгозкта, 2018, р. 62-66).

Еще одна важнейшая управленческая функция - мотивация. Тут надо подчеркнуть, что творческий труд, который приводит к появлению неординарных, прорывных продуктов, должен оплачиваться тоже соответственно [17, с. 3-7] (Гго1ко, 2018, р. 3-7). Мотивация должна быть такой, чтобы стимулировать сотрудников к созданию прорывных проектов. Основы такой сис-

- 3161 -

темы мотивации заложили основатели Кремниевой долины - Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт. Это высокая заработная плата, оплачиваемые удобства - питание, спорт, медицинские услуги, бытовые услуги. Все это делает

су»

Долину притягательным местом работы для всех творческих людей мира, в один только Alphabet отправляют 1 миллион резюме в год. В нашей стране также важно создать моду на специальную систему мотивации для творческих людей, отдельные компании уже переняли такую систему - «Яндекс», «Касперский Лаб», Майл.ру. Это привлечет творческих людей в российские компании, повысит их человеческий потенциал. Государство тоже может внести свою лепту, к примеру, предоставляя творческим работникам систему льгот. Это может быть льготная ипотека, предоставление земельного участка, помощь в обучении в вузах. В качестве критерия может выступить инновационный проект соискателя льготы для творческих работников. Для начала можно апробировать такую систему предоставления льгот в нескольких российских регионах.

Теперь перейдем к следующей важнейшей управленческой функции -контролю. Контроль за эффективностью проектов на территории инноваций должен быть особенным, он не должен тормозить создание инновационных проектов и мешать их развитию. В основе такого контроля должны лежать четкие и понятные KPI, которые важно продумать таким образом, чтобы они стимулировали создание творческих проектов, которые можно было бы успешно монетизировать [1, с. 427-438] (Bikmetov, 2020, р. 427-438). Кроме этого, контроль должен использовать дистанционные методы, такие как использование мессенджеров с функцией видеозвонка, социальных сетей, электронной почты. Он не должен быть навязчивым и забюрократизированным. Отчетность должна быть простой, включающей минимум документации, чтобы ее можно было сформировать и отправить с помощью смартфона, для экономии времени [15, с. 87-95] (Soloveva, 2021, р. 87-95).

Остановимся на еще одной управленческой функции - функции координации. Здесь также очень важно использовать дистанционные формы коммуникации для координации работы проектов - использование мессенджеров с функцией видеозвонка, социальных сетей, электронной почты. Кроме этого, необходимо соблюдать баланс направлений развития проектов, должны быть представлены проекты в сфере компьютерных приложений, компьютерных комплектующих, операционных систем, электроники, блокчейн-проектов, беспилотных летательных аппаратов, аддитивных технологий, химии, фармацевтики, лазерной хирургии, стоматологии. Это все направления, по которым

- 3162 -

Е о с

сейчас идет наиболее бурное развитие в рамках происходящего технологического бума [6, с. 64-68] (Ivanova, Pavlova, 2020, р. 64-68).

Все эти функции по управлению территорией инноваций может выполнять на высоком уровне только очень эрудированная и чувствующая творческие потребности команда. В данном случае это представители академической среды государственного университета, которые берут на себя риски создания и успешной работы территории инноваций.

Заключение

В такой ситуации университеты по всей стране станут точками роста территорий инноваций, предпринимательской активности [3, с. 106-114] (Gorodilov, Gladkikh, 2019, р. 106-114). Преподаватели вуза будут выступать в качестве бизнес-консультантов, всячески поощрять деловую активность студентов и свободных слушателей. Это дополнительная функция для государственных университетов, которая может быть реализована с помощью творческих представителей академической среды университетов, а также финансирования со стороны государства [16, с. 293-304] (Strekalova, 2019, р. 293-304). Именно академическая среда университета выступит в качестве координаторов и управленцев территории инновации, выполняя важнейшие управленческие функции - планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию. Государство должно получить возможность частично управлять бизнес-проектами на территориях инноваций опосредованно через академическую среду университета, например, устанавливая приоритетные направления, где необходим прорыв, а также устанавливая KPI компаний, которые необходимы для получения госпомощи [12, с. 74-83] (Litvinova, 2021, р. 74-83). Территория инноваций, созданная и регулируемая государством, работа которой определяется и координируется государственным университетом, вполне может стать территорией настоящего технологического прорыва за счет государственного софинансирования и понятных правил функционирования, а также за счет творческого координирования со стороны академической среды. В нашей стране сегодня появляются люди, готовые создать свои интересные инновационные проекты, важно их привлечь на удобную площадку для инновационного предпринимательства [4, с. 11311150] (Dudin, Shkodinskiy, Prodchenko, 2021, р. 1131-1150). В идеале такие площадки должны появиться в каждом регионе нашей страны, это поможет сделать российской экономике мощный рывок вперед [10, с. 101-117] (Kurbatova, Kagan, Vshivkova, 2018, р. 101-117). На этих площадках будут создаваться прорывные инновационные проекты, способные создавать высокотехнологич-

- 3163 -

ст»

fM CT» Ю

CT» CT»

1Л 1Л

ные продукты. Государство может предоставить комплекс преференций для

предпринимателей, которые хотят работать на территориях инноваций. Это

могут быть налоговые льготы, субсидии, предоставление земельных участков.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 3. - с. 427438.

2. Бикметов Р.Ш. Факторы появления транснациональных компаний в среде малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. -

2020. - № 4. - с. 1205-1216.

3. Городилов М. А., Гладких Я. Н. Роль вузов в развитии инновационной системы регионов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - № 2. -с. 106-114.

4. Дудин М. Н., Шкодинский С. В., Продченко И. А. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных компаний: возможности проектного менеджмента // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 5. - с. 11311150.

5. Жданова А. В. Параметры оценки экономического развития региона с позиции формирования комплексной инвестиционно-инновационной системы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -

2021. - № 2(87). - с. 146-154.

6. Иванова Т. Н., Павлова М. П. Инновационная деятельность как фактор социально-экономического развития территории // Карельский научный журнал. - 2020. - № 4(33). - с. 64-68.

7. Климова Н. И., Тютюнникова Т. И., Шмакова М. В. Инновации как инструмент решения проблем социально-экономического развития территорий // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2019. - № 3. - с. 41-47.

8. Колмыкова Т. С. Инновационный потенциал опорного вуза региона: теоретические подходы, процессы развития и оценка // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 12(102). - с. 238-242.

9. Круглова Н. В. Роль опорного вуза в пространственном развитии региона // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 5(2). - с. 37-41.

10. Курбатова М. В., Каган Е. С., Вшивкова А. А. Региональное развитие: проблемы формирования и реализации научно-технического потенциала // Terra Есопошкш. - 2018. - № 1. - с. 101-117.

11. Лапина М. С. Анализ деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 2(66).

- 3164 -

12. Литвинова А. Г. Разработка инновационной стратегии и факторов успеха компании «инновационные системы управления» (IMS) с применением stage-gate процесса // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2021. - № 6-1. - с. 74-83.

13. Никулина О. В., Трошина А. В. Оценка влияния венчурного инвестирования в России на рост конкурентоспособности инновационных компаний // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 4(36). - с. 62-66.

14. Сидорова Е. В., Кудряшова И. В. Управление инновационной деятельностью компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - № 11(117). - с. 14.

15. Соловьева Т. С. Решение проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19: роль социальных инноваций // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2021. - № 2(37). -

с. 87-95.

стейкхолдерских сообществ // Журнал экономической теории. - 2019. -№ 2. - с. 293-304. >

16. Стрекалова А. С. Восприятие инноваций в маркетинге территорий: роль

17. Фролко С. В. Региональный вуз и его научный потенциал в инновационном развитии региона // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». -2018. - № 3-4. - с. 3-7.

18. Шаповалов А. А., Кононенко Р. В. Роль вузов в формировании и реализации стратегии развития Белгородской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2020. - № 4(83). - с. 125-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шубенков М. В., Кулешова Г.И. Территории инноваций: технопарки-технополисы-регионы науки М.: Научный мир, 2019. 368 с // Вестник Российской академии наук. - 2020. - № 5. - с. 484-488.

20. Юсупов Л. Р., Новенькова А. З., Рахимова А. А. Направления совершенствования организационно-управленческих аспектов развития молодых инновационных ИТ-компаний в Республике Татарстан // Казанский экономический вестник. - 2018. - № 3(35). - с. 100-104.

та ш

- 3165 -

<r>

IN CT> lO

CT> CT>

l/l 1/1

REFERENCES:

Bikmetov R.Sh. (2020). Faktory poyavleniya transnatsionalnyh kompaniy v srede malogo i srednego biznesa [Factors of creating multinational companies in the environment of small and medium-sized business]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1205-1216. (in Russian).

Bikmetov R.Sh. (2020). Kreativnyy stil upravleniyapersonalom organizatsii v sovre-mennyh usloviyakh [Creative style of personnel management of the organization in modern conditions]. Leadership and management. (3). 427-438. (in Russian).

Dudin M. N., Shkodinskiy S. V., Prodchenko I. A. (2021). Innovatsionnaya strategiya razvitiya vysokotekhnologichnyh kompaniy: vozmozhnosti proek-tnogo menedzhmenta [Innovative strategy for the development of hightech companies: project management possibilities]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1131-1150. (in Russian).

Frolko S. V. (2018). Regionalnyy vuz i ego nauchnyy potentsial v innovatsionnom razvitii regiona [Regional university and scientific potential in the innovative development of the region]. Nauchnyy vestnik Gosudarstvennogo avtonom-nogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovani-ya «Nevinnomysskiy gosudarstvennyy gumanitarno-tekhnicheskiy institut». (3-4). 3-7. (in Russian).

Gorodilov M. A., Gladkikh Ya. N. (2019). Rol vuzov v razvitii innovatsionnoy siste-my regionov [Role of higher education institutions in the development of the innovation system of the regions]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-praktiches-kiy zhurnal). (2). 106-114. (in Russian).

Ivanova T. N., Pavlova M. P. (2020). Innovatsionnaya deyatelnost kak faktor sot-sialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii [Innovative activity as a factor of socio-economic development of the territory]. Karelskiy nauchnyy zhurnal. (4(33)). 64-68. (in Russian).

Klimova N. I., Tyutyunnikova T. I., Shmakova M. V. (2019). Innovatsii kak instrument resheniya problem sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territoriy [Innovations as a tool to make decisions on regional socio-economic development]. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. (3). 41-47. (in Russian).

Kolmykova T. S. (2019). Innovatsionnyy potentsial opornogo vuza regiona: teore-ticheskie podkhody, protsessy razvitiya i otsenka [Innovative potential of the flagship university of the region: theoretical approaches, development processes and evaluation]. Science and business: development ways. (12(102)). 238-242. (in Russian).

- 3166 -

Kruglova N. V. (2018). Rol opornogo vuza v prostranstvennom razvitii regiona [The role of the support basic university in the spatial development of the region]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i up-ravleniye:problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (5(2)). 37-41. (in Russian).

Kurbatova M. V., Kagan E. S., Vshivkova A. A. (2018). Regionalnoe razvitie: problemy formirovaniya i realizatsii nauchno-tekhnicheskogo potentsiala [Regional development: addressing the problems of building and realization of scientific and technological capacities]. Terra Economicus. (1). 101-117. (in Russian).

Lapina M. S. (2021). Analiz deyatelnosti zarubezhnyh innovatsionnyh klasterov (na primere blokcheyn-industrialnogo parka v Kitae) [Analysis of the activities of foreign innovation clusters (on the example of a blockchain industrial park in China)]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (2(66)). (in Russian).

Litvinova A. G. (2021). Razrabotka innovatsionnoy strategii i faktorov uspekha kompanii «innovatsionnye sistemy upravleniya» (IMS) s primeneniem stage-gate protsessa [Development of an innovative strategy and success factors for innovative management systems (IMS) using the stage-gate process]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (6-1). 74-83. (in Russian).

Nikulina O. V., Troshina A. V. (2018). Otsenka vliyaniya venchurnogo investiro-vaniya v Rossii na rost konkurentosposobnosti innovatsionnyh kompaniy [Assessment of the impact of venture investment in Russia to increase competitiveness of innovative companies]. Sustainable Development Economics. (4(36)). 62-66. (in Russian).

Shapovalov A. A., Kononenko R. V. (2020). Rol vuzov v formirovanii i realizatsii strategii razvitiya Belgorodskoy oblasti [Role of universities in the formation and implementation of the strategy for the development of the Belgorod region]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4(83)). 125-134. (in Russian).

Shubenkov M. V., Kuleshova G.I. (2020). Territorii innovatsiy: tekhnoparki-tekh-nopolisy-regiony nauki M.: Nauchnyy mir, 2019. 368 s [Territories of innovations: technoparks-technopolises-regions of science M.: Scientific world, 2019. 368 p]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. (5). 484-488. (in Russian).

Sidorova E. V., Kudryashova I. V. (2018). Upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu kompanii [Management of the company's innovation activities]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (11(117)). 14. (in Russian).

>4

E о с о

и

ш >

та ш

- 3167 -

<r>

IN CT> lO

CT> CT>

l/l l/l

Soloveva T. S. (2021). Reshenie problem razvitiya territoriy v usloviyakh pandemii COVID-19: rol sotsialnyh innovatsiy [Responding to challenges of territorial development in the face of the COVID-19 pandemic: social innovations' contribution]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (2(37)). 87-95. (in Russian).

Strekalova A. S. (2019). Vospriyatie innovatsiy v marketinge territoriy: rol steykk-holderskikh soobshchestv [Perception of innovations in place marketing: role of stakeholders' communities]. Journal of Economic Theory. (2). 293-304. (in Russian).

Yusupov L. R., Novenkova A. Z., Rakhimova A. A. (2018). Napravleniya sover-shenstvovaniya organizatsionno-upravlencheskikh aspektov razvitiya molodyh innovatsionnyh IT-kompaniy v Respublike Tatarstan [Directions of improvement of organizational and management aspects of development of young innovative it-companies in the Republic of Tatarstan]. Kazanskiy ekonomich-eskiy vestnik. (3(35)). 100-104. (in Russian).

Zhdanova A. V. (2021). Parametry otsenki ekonomicheskogo razvitiya regiona s pozitsii formirovaniya kompleksnoy investitsionno-innovatsionnoy sistemy [Parameters of region's economic development assessment from the position of a complex investment and innovation system formation]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (2(87)). 146-154. (in Russian).

- 3168 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.