Научная статья на тему 'Практические аспекты управления по результатам в Брянской области'

Практические аспекты управления по результатам в Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / БЮДЖЕТНЫЕ УСЛУГИ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксёненко Артур Васильевич

В статье анализируется деятельность Администрации Брянской области в сфере использования технологий управления по результатам. Главной целью управления по результатам является ориентация деятельности органов исполнительной власти на качественно измеримые показатели деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты управления по результатам в Брянской области»

УДК 332.1(470.333)

АКСЁНЕНКО А.В. Практические аспекты

управления по результатам в Брянской области

В статье анализируется деятельность администрации Брянской области в сфере использования технологий управления по результатам. Главной целью управления по результатам является ориентация деятельности органов исполнительной власти на качественно измеримые показатели деятельности.

Ключевые слова: управление по результатам, бюджетные услуги, стандарты качества услуг.

Работа в сфере управления органов государственной власти по результатам находится на начальной стадии становления как на федеральном уровне, так и в Брянской области. Идет активный поиск вариантов и отработка системы показателей, по которым можно было бы реально оценивать результаты работы и органов власти, и конкретных учреждений. К прямому бюджетному планированию на основе ожидаемых результатов пока не перешел ни Минфин России, ни Брянская область.

Следует отметить, что основные приемы управления по результатам основаны на принципах менеджмента частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, бюджетирование от нуля, применение метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической и эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет возможных рисков и др.).

В Брянской области уже реализован ряд мероприятий в рамках управления по результатам. Рассмотрим более подробно основные мероприятия.

Прежде всего разработана нормативная база для учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах: принято постановление администрации Брянской области от 30.06.2006 № 417 "О мерах по созданию системы учёта потребности в предоставляемых бюджетных услугах". Данным документом утвержден перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учёт потребности в их предо-

ставлении. В перечень включены услуги по таким отраслям, как здравоохранение, образование, культура и искусство, социальное обеспечение, физкультура и спорт. Определен порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении и учёта результатов оценки при формировании расходной части областного бюджета. Разработанный и утвержденный в 2006 году порядок использовался при формировании проектов трехлетних областных бюджетов - на 2008-2010 годы и на 2009-2011 годы1.

Определены стандарты качества предоставления бюджетных услуг. Стандарты законодательно закреплены и утверждены постановлением администрации Брянской области от 28.06.2007 № 487 "Об утверждении областных стандартов качества предоставления бюджетных услуг". Данными документами утверждены областные стандарты качества по основным видам бюджетных услуг, а именно:

- стандарт "Качество предоставления услуг в области здравоохранения";

- стандарт "Качество предоставления услуг в области образования";

- стандарт "Качество предоставления социальных услуг";

- стандарт "Качество предоставления услуг в области культуры и искусства"2.

По каждому стандарту определены следующие основные факторы, влияющие на качество услуг, предоставляемых населению:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

- условия работы учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения: оборудование, приборы, аппаратура и др.;

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;

- наличие собственной и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.

Подготовлено и принято постановление администрации Брянской области от 27.06.2007 № 474 "О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг областным стандартам качества". Данным документом утвержден порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным областным стандартам качества. Оценка производится по результатам проведения контрольных мероприятий, а также результатам рассмотрения органами исполнительной власти жалоб и обращений жителей области, по вопросам качества предоставляемых услуг Также указанный документ закрепляет порядок, сроки проведения контрольных мероприятий и рассмотрения жалоб, ответственность исполнителей.

Начиная с 2006 года все органы исполнительной власти региона формируют доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы). Разработано и принято постановление администрации Брянской области от 27.06.2008 № 639 "Об утверждении положений о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета и структурных подразделений Администрации Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Администрации Брянской области на очередной финансовый год и плановый период". Данным документом установлены основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных на-

правлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета. Положение базируется на Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Начиная с 2006 года ежегодно при формировании проекта областного бюджета проводится защита ДРОНДов органов исполнительной власти и структурных подразделений администрации области. На базе ДРОНДов органов исполнительной власти комитетом по экономической политике начиная с 2006 года готовится сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области. В настоящее время ведется работа по приведению показателей работы органов исполнительной власти в соответствие с унифицированной системой показателей.

Разработано и принято постановление администрации Брянской области от 30.06.2006 № 416 "О вопросах совершенствования финансового планирования на ведомственном уровне", которым утвержден порядок оценки результативности бюджетных расходов и корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств, исходя из уровня достижения запланированных результатов. Указанным постановлением также утвержден примерный перечень индикаторов эффективности бюджетных расходов и требования к системе индикаторов оценки результативности и планируемых результатов.

В настоящее время программно-целевое планирование в Брянской области осуществляется в формате долгосрочных и ведомственных целевых программ. Документом, регламентирующим работу с долгосрочными целевыми программами, является постановление администрации Брянской области от 16.05.2008 № 472 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации". Работа с ведомственными целевыми программами строится на базе постановления администрации Брянской обла-

№ 1 2009 г.

сти от 16.08.2005 № 456 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ". При рассмотрении проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ особое внимание уделяется содержанию программной деятельности и мероприятий, наличию целевых количественно измеримых индикаторов, соответствию доведенных предельных бюджетов главным распорядителям средств областного бюджета объёмам ассигнований, запланированных в программах. Долгосрочная целевая программа должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации проекты; ведомственная целевая программа - объединять расходы на предоставление услуг, реализацию менее крупных проектов.

Начиная с 2007 года в областном бюджете предусматриваются денежные средства для конкурсного распределения между программами и проектами главных распорядителей бюджетных средств.

Разработан и принят пакет документов, регламентирующих взаимодействие органов государственной власти и бюджетных учреждений по вопросам результативности их работы,оценки этих результатов и вопросам самостоятельности бюджетных учреждений. Постановлением администрации Брянской области от 28.06.2007 г № 486 "О вопросах результативности работы бюджетных учреждений" были утверждены:

- перечень основных требований к результатам работы бюджетных учреждений Брянской области;

- перечень индикаторов качества бюджетных услуг;

- положение об оценке выполнения бюджетными учреждениями Брянской области требуемых результатов и учете их достижения при финансировании бюджетных учреждений.

Бюджетное планирование дает гибкость в принятии финансовых решений, позволяет предусмотреть расходы, определенные приоритетами регионального развития.

В области уже действует 10 автономных учреждений, но удельный вес оказы-

ваемых ими услуг в условиях кризиса в объеме бюджетных расходов учреждений незначителен - чуть более 1%.

Необходимо отметить, что указанные выше позиции по внедрению в области управления по результатам лишь необходимая основа для будущей их реализации. В рамках продолжения работы в части управления по результатам, с нашей точки зрения, необходимо выделить следующие приоритетные направления:

- повышение самостоятельности, мотивации и ответственности органов исполнительной власти и отдельно взятых структурных подразделений;

- расширение конкурентных принципов распределения бюджетных ресурсов среди ведомств и муниципалитетов;

- применение методов оценки планируемых и отчетных результатов использования бюджетных средств и достижения полученных результатов с последующей корректировкой объемов финансовых ресурсов;

- создание системы внутреннего аудита результативности работы на ведомственном уровне;

- разработка системы использования стимулирования (премирования) сотрудников в зависимости от результатов деятельности;

- перевод государственных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения, автономные некоммерческие организации), в том числе передача части функций частным компаниям.

Такова практика работы по организации управления по результатам в органах государственной власти Брянской области.

1 Закон Брянской области от 01.12.2008 №106-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"// Официальная Брянщина: Информационно-аналитический бюллетень администрации Брянской области. 2009. № 1. С. 13.

2 Закон Брянской области от 09.06.2007 № 77-З "Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг"// Официальная Брянщина: информационно-аналитический бюллетень администрации Брянской области. 2007. № 26. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.