ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
Практические аспекты консультирования в сфере малого инновационного предпринимательства (на примере Санкт-Петербурга)
А. В. Фраймович,
специалист ЗАО «Центр инновационного менеджмента», аспирант Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета
Based on the
На основе серии интервью с руководителями инновационных предпринимательских структур, расположенных на территории ИТЦ РФНТР1, выявлены основные тематические потребности в консалтинге, оценен спрос на подобные услуги, а также выявлены основные проблемы и сложившаяся практика обращения к внешним консультантам. Кроме того, на основе вторичной информации проведен анализ предложения на рынке консалтинговых услуг по специфике инновационного предпринимательства, выявлены основные представители отрасли и их специализация.
Именно сегодня, когда в технологическом секторе страны наблюдается положительная динамика, вопросы эффективного управления в сфере малого инновационного предпринимательства являются своевременными. Однако, как показывает практика, коллектив малых инновационных компаний составляет в среднем до 50 человек, при этом на самых ранних стадиях — до 10 человек, руководитель организации сам активно принимает участие во всех процессах, решая ежедневные проблемы, не уделяя при этом должного внимания вопросам стратегического развития, привлечению венчурного капитала, выходу на международные рынки.
По информации рейтингового агентства «Экс-перт-РА», осветившего обзор рынка консалтинговых услуг за 2004 год, представители организаций едины в том, что основное условие развития их бизнеса — это комплексные услуги, а конкуренция развернется в направлении их качества. Однако тенденции 2005 года показывают, что в Россию постепенно приходит западная тенденция специализации консалтинговых услуг.
Комплексные услуги в сфере инновационного бизнеса — явление новое и несформировавшееся, одной из причин является нечеткая сегментация рынка консалтинга в целом. Необходимо отметить, что в России ярко выражен разрыв между потребностью в консалтинге и спросе на него; спрос — это осознанная потребность, обеспеченная финансовыми возможностями. Однако рассмотрение интеллектуального капитала в качестве одной из статей затрат требует достаточно высокого уровня цивилизованности экономики и определенного менталитета менеджеров, а Россия, особенно в инновационной сфере, пока не является уверенным игроком по «правилам» рыночной экономики.
У основной массы малых наукоемких компаний не определена политика в области решения проблем управления внешними специалистами и обучения персонала, кроме того, в этой сфере еще не сложилась культура обращения к консультантам. Молодые предпринимательские структуры рассчитывают, как правило, на свои силы, считая основными бедами
1 Региональный фонд научно-технического развития Санкт-
Петербурга.
series of
interviews with the representatives of innovation firms located within the Innovational Technological Center «RFNTR2 »the main needs in consulting were explored, the demand was estimated and the main issues of interactions with consultants were analyzed. Additionally, based on the secondary data, the consulting market supply and the main players and their positioning were indicated.
налоговое бремя, жесткую конкуренцию и бюрократию государственных структур.
Во II квартале 2005 года экспертами Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга [РФНТР] был проведен опрос руководителей малых наукоемких фирм. В исследовании приняли участие 15 организаций3, расположенных на территории инновационно-технологического центра [ИТЦ] РФНТР. Численность персонала в опрошенных организациях составляет 5-50 человек, специализация бизнеса охватывает вопросы оптоэлектроники, химии и новых материалов, информационных технологий, силовой электроники и фармакологии.
Приступая к опросу, мы рассматривали три базовые гипотезы:
^ наличие у представителей малых наукоемких фирм постоянной практики обращения к консультантам и внутренней политики развития сотрудников; использование внутренних обучающих методик при одновременном периодическом обращении к консультантам; отсутствие первого и второго.
Результаты опроса показали следующее:
Стоя перед дилеммой привлечения внешних консультантов, 39% опрошенных считают, что не гото-
Таблица 1
Рейтинг тематических потребностей в консультировании в сфере инновационного бизнеса (по данным исследования малых инновационных компаний в ИТЦ «РФНТР»)
У
1.
St.-Petersburg Regional Foundation for Scientific and Technological Development.
Выборка не является информативной, однако дает некоторое представление о потребностях малых наукоемких фирм в Санкт-Петербурге.
3
ИННОВАЦИИ № 9 (86), 2005
ИННОВАЦИИ № 9 (86), 2005
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
Таблица 2
Классификация консалтинговых услуг в СЗФО (по результатам обзора вторичной информации)
№ пп Классификация Описание Форма Представители консультантов
1 Экспертное Заказчик формулирует проблему, консультант ее изучает и предлагает пути решения, при этом внедрение предложений и рекомендаций остается за клиентом Тематические консультации экспертов • Центр трансфера технологий «Северо-Запад»; • ИТЦРФНТР; • ИТЦ Фонда «ТВН»; • Департамент интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ
2 Обучающее Повышение уровня компетенции сотрудников; обучение может проходить в форме лекции, тренинга, семинара Семинары и тренинги • ИТЦ Фонда «ТВН»; • ИТЦ «ИЛИП»; • ЦММ «Прогресс»; • Институт инноватики (СПбГПУ)
3 Процессное Тесное взаимодействие клиента и консультанта на всех этапах работы — от формулирования проблемы до внедрения совместно выработанных решений Коучинг • ЗАО «Центр инновационного менеджмента» (базовый коучинг-центр по венчурному предпринимательству); • ИТЦРФНТР; • ИТЦ «ИЛИП» (представитель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере в СЗФО)
вы к привлечению таковых, и обращаются к «дружественным» организациям и специалистам или справляются своими силами, 54% организаций обращаются за единовременными консультациями к специализированным фирмам (юристы, патентные поверенные, бухгалтера) и лишь 7% обращается в специализированные консалтинговые компании.
2. Среди проблем, которые волнуют руководителей, на первом месте находятся вопросы привлечения инвестиций, на втором — маркетинг инноваций, на третьем — патентное право и защита прав на интеллектуальную собственность (см. табл. 1). Кроме того, руководители отмечают трудности с подбором кадров необходимого уровня и квалификации. Выделение самостоятельного поиска инвестиций как первоочередной проблемы еще раз подчеркивает потребность рынка в таких образовательных структурах, как функционирование системы региональных коучинг-центров по венчурному предпринимательству, нацеленных на амбициозных руководителей малых наукоемких компаний, стремящихся к быстрому развитию.
3. К темам тренингов и семинаров [обучающее консультирование], наиболее интересным для них, руководители малых наукоемких структур относят маркетинговые аспекты бизнеса (исследование и продвижение товара на рынке), методы оценки интеллектуальной собственности и бизнеса в целом, практические навыки командной работы и повышения мотивации, аспекты внешнеэкономической деятельности, упрощенного налогообложения и сертификации.
4. Более 70% респондентов рассматривают ИТЦ как потенциального консультанта, ссылаясь на удобство инфраструктуры, кроме того, отмечают заинтересованность в потенциальном появлении на территории центра юриста, патентного поверенного и службы рекрутмента.
5. В определении формы оплаты консультационных услуг большинство выступает за фиксированный тариф, при этом отмечая такие формы оплаты, как абонемент или включение консультационных услуг в стоимость арендной платы. По мнению некоторых руководителей опрошенных организаций, уровень цен на предоставление консалтинговых услуг для малых наукоемких фирм должен быть ниже рыночного, возможно, за счет частичного государственного финансирования.
Проведенное исследование показывает неравномерное распределение спроса при нечеткой осознанности в потребности привлечения внешних консультантов, неуверенность в эффективности затрат на развитие собственного персонала. Необходимо время, прежде чем в России сложится и войдет в практику культура обращения к консультантам в сфере инновационного бизнеса. Задача государства и организаций, выполняющих функции консультантов, ускорить этот процесс.
Если взглянуть на предложение на рынке консалтинга в сфере инновационного бизнеса в Северо-Западном ФО, картина выглядит следующим образом [см. табл. 2].
Необходимо отметить, что, судя по анализу вторичной информации, на рынке наблюдается существенное предложение консультационных услуг в сфере инновационной деятельности, однако фактически это не соответствует действительности. Спрос существенно ниже потенциального предложения. Исходя из этого организации, осуществляющие консалтинг в инновационной сфере, переключаются на другие направления деятельности. Надо отметить, что формирование спроса на основе выявленных реальных потребностей выступает важной функцией консультантов, которые в ходе предварительной диагностики помогут определить истинные проблемы и убедить в необходимости их решения.
Для формирования платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в инновационной сфере существует несколько вариантов, которые требуют апробации:
1. Венчурные инвесторы, заинтересованные в быстром росте акционерного капитала малых наукоемких компаний, формируют некий денежный пул для их развития, который будет направлен на оплату услуг консультантов.
2. Государственные фонды и другие структуры частично или полностью финансируют консультирование и обучение наукоемкого сектора в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники в стране4.
3. Российские ИТЦ постепенно активизируют свою функцию консультанта за счет незначительного повышения арендной платы, при этом вводя четкие сроки и критерии пребывания на территории центра для малых наукоемких компаний, тем самым формируя дополнительный стимул для их развития.
4 Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 г. № 540.