Научная статья на тему 'Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учета'

Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / ДОГОВОР / ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ / OUTSOURCING / ACCOUNTING / CONTRACT / OPTIMISATION OF COSTS / COMPETITIVE ADVANTAGE OF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова Елена Вячеславовна

Рассматриваются практические аспекты взаимоотношений сторон в рамках оказания услуг по договору на ведение аутсорсинга бухгалтерского учёта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Successfully applied in the West, services in bookkeeping, the so-called outsourcing of accounting services, are now realized in Russia. In spite of the fact that in the conditions of crisis the problem of decrease in expenses is urgent, it is necessary to remember that outsourcing grants possibility of fast reorganization of business, which is capable to lead to the increase of competitiveness and of the enterprise cost. In practice there were the following basic criteria allowing the enterprise to make a contract for accounting service: the enterprise-customer should have a small number of business transactions and workers the enterprise should have a registration worker in staff, whose duties are to create, register and store basic documents the expert-representative of the executor should have necessary conditions for work at the territory of the customer. Russian legislation indicates the possibility of transfer of accounting to specialized organizations. In most cases to render the given type of service, a contract of accounting is signed, which parties are the customer (enterprise) and the executor (outsourcer). The customer forms the draft contract as it formulates the requests to potential executors and decides on the volume of outsourcing. With a properly signed contract on rendering bookkeeping services, the executor is completely liable at a rate of possible fines from supervising bodies. Rendering of outsourcing services has two consecutive stages: definition of the order and organization of rendering of services to the customer, and direct realisation of work. Besides, rendering of services in the outsourcing agreement can include works on optimisation of unreasonable expenses and enterprise-customer hidden reserves. At each stage, the results are registered documentarily both in the form of reports and registers, and in the form of the documents formed directly when rendering services under agreement, namely, registers of accounting and tax account, tax declarations, and accounts. Thus, transfer of bookkeeping services to the outsourcing, which expediency during the time of recession the enterprise can reflect in its business plan, allows, first of all, to receive services from the executor rendered at a high professional level, secondly, to lower risks on submission of inadequate accounting, tax reporting, and on having fines from supervising bodies. Besides, accounting outsourcing acts as an efficient method of optimisation of expenses of the enterprise, revealing of hidden reserves and redistributions of its resources that supply the important competitive advantage

Текст научной работы на тему «Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учета»

Е.В. Севастьянова

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Рассматриваются практические аспекты взаимоотношений сторон в рамках оказания услуг по договору на ведение аутсорсинга бухгалтерского учёта.

Ключевые слова: аутсорсинг; бухгалтерский учёт; договор; оптимизация издержек; конкурентное преимущество организации.

Успешно применяемые на Западе услуги по ведению бухгалтерского учета (так называемый аутсорсинг бухгалтерских услуг) сегодня реализуются и в России в условиях растущей конкуренции, требующей от предприятий эффективного производства и сокращения затрат на непрофильные функции. Несмотря на то что в условиях кризиса задача снижения затрат выходит на первый план, необходимо помнить, что аутсорсинг предоставляет возможность быстрой реорганизации бизнеса, которая способна привести к повышению конкурентоспособности и увеличению стоимости предприятия.

К аутсорсингу относится и ведение бухгалтерского учёта специализированной организацией. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» руководители организаций могут: «учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированному предприятию или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учёт лично». Таким образом, законодательство указывает на возможность передачи ведения бухгалтерского учёта специализированным организациям, что фиксируется в приказе об учётной политике на соответствующий финансовый год.

В большинстве случаев ведение бухгалтерского учёта передаётся аудиторским организациям. Согласно пп. 1, 2, 5 п. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, «аудиторские предприятия могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью, услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление бухгалтерской (финансовой) отчётности, постановку, восстановление и ведение налогового учёта, составление налоговых расчётов и деклараций» и т. д.

Следует отметить, что в ГК РФ нет нормы, регулирующей взаимоотношения между заказчиком и органи-зацией-аутсорсером по уровню сервиса, поэтому процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и организацией-аутсорсером.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

В большинстве случаев для оказания данного вида услуг заключается договор возмездного оказания услуг

(п. 2 ст. 779 Гражданского Кодекса РФ), сторонами которого являются заказчик (предприятие) и исполнитель (аутсорсер). Решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру должно быть отражено в приказе об учётной политике предприятия-заказчика [1. С. 131-132].

На практике сложились следующие основные критерии, позволяющие предприятию заключить договор на бухгалтерское обслуживание:

- предприятие-заказчик должно иметь небольшой объём операций и численность работников;

- потребность в главном бухгалтере предприятия возникает не чаще 1-2 раз в неделю;

- предприятие должно иметь в штате учётного работника, который осуществляет функции по созданию первичных документов, их оформлению и, возможно, хранению;

- при работе на территории заказчика для специалиста - представителя исполнителя должны быть созданы необходимые условия работы.

Согласно исследованию, проведённому компанией Е-хесиЙуе, 63% российских предприятий уже применяют аутсорсинг в своей деятельности, при этом 63,8% из них расположены в Москве, 11,2% - в Санкт-Петербурге и лишь 25% приходится на все остальные города России [2]. Практика подтверждает, что, например, в Москве услугами сторонних бухгалтерских компаний или частных специалистов пользуются около 40% средних и малых предпринимателей. При этом к сторонним организациям часто обращаются фирмы, начинающие свою деятельность [3].

Сотрудничество заказчика с исполнителем в сфере оказания услуг по ведению бухгалтерского учёта осуществляется на основе специально разработанного договора. Проект договора, как правило, формируется заказчиком, т.к. именно он формулирует свои требования к потенциальным исполнителям, а также принимает решение об объёме аутсорсинга. При наличии составленного должным образом договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учёта исполнитель несет полную ответственность в размере возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Работу в рамках оказания услуг аутсорсинга можно представить в виде двух последовательных этапов:

- определение порядка и организация оказания услуг заказчику;

- непосредственное осуществление работ (с использованием методов контроля на каждом из подэта-пов);

Кроме того, в рамках оказания услуг по договору аутсорсинга могут быть включены работы по оптимизации необоснованных затрат и скрытых резервов предприятия-заказчика (таблица).

Этап Содержание выполняемых в рамках этапа работ

1. Определение порядка и организация оказания услуг заказчику 1) осуществление экспертного анализа финансово-хозяйственной деятельности заказчика; 2) определение прав и обязанностей сторон, иных существенных условий договора об оказании услуг, в том числе: - представление заказчиком Учредительных документов; - экспертиза первичных документов заказчика на соответствие требованиям действующего законодательства; - согласование способов доставки документов заказчиком для обработки; - установление основополагающих принципов документооборота с заказчиком (в том числе, право подписи в документах заказчика, порядок передачи документации заказчику, количество экземпляров документов и сроки их подготовки, периодичность, формы представления документов, график документооборота; - согласование принципов архивирования документов; - согласование и обеспечение представленных заказчиком требований налогового планирования; - согласование порядка уничтожения рабочих документов по оказанным услугам; - согласование стоимости услуг между заказчиком и исполнителем (в том числе, возможности и условий ее индексации) и порядка расчётов; - составление, оформление и подписание договора и приложений к нему; - определение периодичности контроля оказанных услуг; 3) предоставление заказчиком документов (в частности, копий Уставных и Учредительных документов, Учётной политики в целях бухгалтерского и налогового учёта; рабочего плана счетов, перечня форм бухгалтерской отчётности) в соответствии с согласованным Реестром

2. Непосредственное осуществление работ по договору 1) обработка принятых документов (с использованием специализированных компьютерных программ), в том числе: - контроль по формальным признакам, регистрация сведений о количестве документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, количестве проведённых операций, сформированных первичных бухгалтерских документов и налоговых регистров, количестве первичных документов; - формирование реестра документов, не соответствующих требованиям законодательства (при наличии таковых) и их доработка; 2) подготовка сформированных исполнителем документов на бумажных носителях (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора); 3) экспертиза подготовленных исполнителем документов; 4) представление подготовленных исполнителем документов заинтересованными пользователями (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора); 5) подготовка Отчётов (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора, -о проделанной работе и налоговом планировании); 6) выдача подготовленных документов заказчику; 7) архивирование подготовленных документов

3. Формулирование результата и выдача рекомендаций Выявление необоснованных затрат и скрытых резервов предприятия-заказчика и их оптимизация

Необходимо отметить, что по результатам работ, выполняемых в рамках каждого этапа и подэтапа, имеет место документальное оформление их результатов как в форме отчётов и реестров, так и в форме документов, формируемых непосредственно в рамках оказания услуг по договору, а именно - регистров бухгалтерского и налогового учёта, налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчётности.

Стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учёта и представлению отчётности в налоговые органы зависит от следующих аспектов деятельности предприятия-заказчика:

- количества видов деятельности;

- наличия обособленных подразделений;

- количества работающих по любым основаниям;

- количества хозяйственных операций, совершаемых предприятием;

- количества первичных учётных документов;

- используемого программного обеспечения для обработки первичных учётных документов;

- территориального расположения заинтересованных пользователей отчётности предприятия (налоговой инспекции, органов статистики и внебюджетных фондов и т.д.).

Таким образом, передача услуг по ведению бухгалтерского учёта на аутсорсинг, целесообразность которого в настоящее кризисное время может быть отражена предприятием в его бизнес-плане, позволяет:

- получить от исполнителя услуги, оказанные на высоком профессиональном уровне;

- снизить риски по представлению недостоверной бухгалтерской и налоговой отчётности и предъявлению штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Кроме того, аутсорсинг бухгалтерского учёта выступает эффективным способом оптимизации издержек предприятия, выявления скрытых резервов и перераспределения его ресурсов, что обеспечивает важное конкурентное преимущество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения. М.: ГроссМедиа, 2008. 208 с.

2. Особенности перехода российских промышленных предприятий на аутсорсинг. Специфика правовой среды // Экономический анализ: тео-

рия и практика. 2008. № 18.

3. Данилкин И. Свой или чужой? Бухгалтерский аутсорсинг. Бизнес-журнал. Режим доступа: http://www.klerk.ru/articles/742986 Статья представлена научной редакцией «Экономика» 8 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.