Научная статья на тему 'Практическая значимость Дороги жизни в Ленинградской битве в 1941–1944 гг.'

Практическая значимость Дороги жизни в Ленинградской битве в 1941–1944 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая значимость Дороги жизни в Ленинградской битве в 1941–1944 гг.»

И. П. Горелов

Практическая значимость Дороги жизни в Ленинградской битве в 1941-1944 гг.

Великая Отечественная война по своему историческому значению сравнима с Октябрьской революцией 1917 г., свергнувшей буржуазный строй. Советская армия защитила Родину от фашистской Германии, стремившейся к мировому господству, и сыграла решающую роль в разгроме фашистской армии. Пользуясь превосходством сил, фашистские войска стремились всеми силами захватить вторую северную столицу СССР, а освободившиеся силы направить с севера на Москву. Но Ленинград оказался сильнее, чем предполагали фашисты.

Ленинград (ныне Санкт-Петербург), имея длинную славную историю, со времен Петра Великого не видел и не испытывал такой страшной беды, как в период блокады. Героизм борьбы за Ленинград нельзя ставить в один ряд с героизмом борьбы за Одессу, Севастополь и другие города. Если фашистская Германия обладала преимуществом в вооружении и численности пехоты, то солдаты и офицеры Советской армии имели огромное преимущество в сознании, они знали, что воюют за свободу и независимость своей Родины. Участь Ленинграда, казалось, была решена, его падение представлялось неизбежным. Ленинград был окружен, он подвергался многочасовым обстрелам из артиллерийских орудий и бомбежкам из самолетов.

«...По замыслам Гитлера немецкие войска должны были войти в Ленинград весной 1942 г. Им надлежало уничтожить то немногое, что еще выжило, и сравнять с землей все уцелевшие строения.», - так пишет итальянский историк и политолог Джузеппе Боффа [1, с. 134].

Ленинград перенес 900 тяжелейших героических дней. Он связывался со страной только через воды Ладожского озера. Однако с захватом г. Тихвина немцы сумели перерезать единственную советскую железную дорогу, подходившую к Ладоге. Таким образом, Ленинград был абсолютно отрезан от страны, существовала лишь воздушная связь. В конце ноября 1941 г., когда Москва была уже вне опасности, советские войска отвоевали Тихвин, тем самым Ленинграду была обеспечена тоненькая струйка кислорода, поддерживающая в какой-то мере жизнь города.

Летом 1941 г. под угрозой захвата города началась эвакуация населения, в первую очередь детей, женщин и стариков. За весь период блокады было эвакуировано около 1 млн чел. Из оставшихся от голода, холода, болезней, артиллерийских обстрелов и взрывов бомб, брошенных с самолетов, умерло более 800 тыс. чел. Эти данные приблизительные, точные цифры установить невозможно. С каждым днем обеспечение населения продуктами питания становилось все труднее.

В сентябре 1941 г. были разбомблены и сгорели знаменитые Бада-евские продовольственные склады. Норма хлеба в октябре 1941 г. составляла для рабочих 400 г, для остальных - 200. В ноябре она уменьшилась сначала до 300 и 150 соответственно, а потом - до 250 и 125. В Ленинград продукты завозились самолетами, но их было очень мало. Люди стали есть собак и кошек, если находили. В квартирах было холодно, температура не поднималась выше 10°. Не всегда бежала из кранов холодная вода, не говоря уже о горячей. Часто отключалась электроэнергия из-за частых бомбежек и артиллерийских обстрелов. Питание в госпиталях было скромное, давали по 400 г хлеба в день, обезжиренные супы, иногда второе, с голоду раненые не умирали, умирали от тяжелых ранений. Оборона Ленинграда приобрела всенародный характер. Люди были голодными и больными, но, несмотря на это, строили баррикады.

До первого прорыва блокады Ленинград был связан со страной через Ладожское озеро в основном по льду, но когда его толщина становилась меньше 20 см, лед в отдельных местах не выдерживал веса грузовой автомашины, многие из них тонули. Машины возили в Ленинград продукты питания, боеприпасы и забирали истощенных жителей города.

Дорога жизни. В сентябре 1941 г. начала действовать Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая - зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Пропускная способность этого пути была невелика. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осино-вец; в период ледостава - по ледовой дороге на автомашинах из Кобо-ны до Ваганова и Коккорева. Длина трассы составляла немногим более 100 км.

Ноябрь-декабрь - первый этап деятельности военно-автомобильной дороги (ВАД-101). Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз и в осаждённый город были доставлены первые 63 т муки. 22 ноября 1941 г. 60 автомашин вышли в первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия. Из-за тонкого льда половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялись к автомашинам.

В первую блокадную зиму ВАД-101 работала 152 дня (до 24 апреля). За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тыс. т различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тыс. жителей города и 35 тыс. раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями. Грузовики беспрерывным потоком уходили из Кобоны.

Некоторые уходили пешком по льду Ладожского озера, испытывая в дороге большие лишения - сильный мороз, ледяной ветер, торосистый лед [4, с. 201].

Движение транспорта по Дороге жизни продолжалось до весенней распутицы. Но как только озеро освободилось ото льда, эвакуация была продолжена водным путем. С мая по ноябрь 1942 г. на судах было вывезено 448 010 человек. Работу ледовой дороги затрудняла вражеская авиация. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов. Была привлечена истребительная авиация фронта.

Результаты самоотверженной работы не замедлили сказаться. Уже 16 января 1942 г. на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 т было доставлено 2506 т грузов. С этого дня темп перевозок стал непрерывно возрастать. Уже в конце ноября 1941 г. по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942 г., когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.

В начале апреля 1942 г. растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на 30-40 см, но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта.

Дорога жизни являлась для ленинградцев «вторым фронтом» против немецко-фашистских захватчиков. Если воины Ленинградского и Волховского фронтов, моряки Балтийского флота спасли Ленинград от вторжения гитлеровских варваров, то Дорога жизни спасла многих ленинградцев от голодной смерти.

После тяжёлой зимы наступила весна 1942 г. Тёплые лучи солнца согрели людей. Питание населения и войск улучшилось. В результате работы Дороги жизни ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном количестве.

Контрнаступление советских войск под Сталинградом, начавшееся 19 ноября 1942 г., окончательно сорвало намечавшийся штурм Ленинграда. По решению ГКО по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для подачи в осаждённый город жидкого топлива. 18 июня Ленинград получил по новой жизненной артерии первые тонны керосина. 7 августа на дно озера опустили первые метры электрического кабеля, и уже через сорок пять дней в город пошёл ток с Волховской гидроэлектростанции [3, с. 310].

В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

Объём грузовых перевозок и эвакуации жителей

За время действия ледовой дороги с 12 сентября 1941 по март 1943 г. из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. чел. и доставлено в Ленинград 361 тыс. т грузов, из них 262 тыс. т составило продовольствие. В частности: 142 тыс. т муки и зерна, 36 тыс. т круп и концентратов, 35 тыс. т мясопродуктов, 14 тыс. т жиров, 5 тыс. т овощей, 1,5 тыс. т сухофруктов, 833 т клюквы, 752 т варенья и повидла, 126 т орехов, 102 т витаминного сока, 86 т витамина С. Также 8 тыс. т фуража, 1120 т мыла, 245 т сухого спирта, 187 т свечей, 35 тыс. т горючесмазочных материалов (10,7 тыс. т автобензина, 7,7 тыс. т авиабензина, 5 тыс. т мазута, 5,2 тыс. т керосина и др.), 23 тыс. т угля и 32 тыс. т боеприпасов.

По мере наращивания объёмов перевозимых по зимней дороге грузов улучшалось продовольственное положение в городе. С 20 ноября по 25 декабря действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам ленинградцев: 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих и ИТР, с 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 г., достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих. С 20 ноября 1941 г. суточный лимит расхода муки и примесей внутри блокадного кольца установлен в размере 510 т, с 25 декабря повышен до 560 т.

До начала действия ледовой дороги на 1 ноября 1941 г. в Ленинграде оставалось муки и зерна - 7983 т, крупы и макарон - 1977 т, мяса и мясопродуктов - 1067 т, рыбы - 136 т, масла животного - 356 т. На 1 января 1942 г. продовольственные запасы города составляли: муки - 980 т, крупы и макарон - 334 т, мяса и мясопродуктов - 624 т, масла животного

- 16 т, масла растительного - 187 т, прочих жиров - 102 т, сахара - 337 т. На 1 апреля 1942 г. запасы составляли: муки - 8057 т, круп и макарон

- 1687 т, мяса и мясопродуктов - 2050 т, рыбы и сельди - 302 т, жиров -2688 т, сахара - 3117 т [2, с. 210].

Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро - связывала блокадный Ленинград со страной. Таким образом, Дорога жизни была дорогой к Победе, дорогой к спасению северной столицы Советского Союза от фашистов. Расчеты немецкого фашистского командования на удержание города в тисках блокады и его дальнейший захват провалились. «Никто не забыт - ничто не забыто», - так ярко и точно писала Ольга Берггольц. Для нас эти слова являются незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия.

Список литературы

1. Боффа Д. История Советского Союза. Т. 2: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964. - М., 1990.

2. Волковский Н. Л. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. - СПб.: Полигон, 2004.

3. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945: в 6 т. - Т. 2. - М., 1963.

4. Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. - Л.: Наука, 1975.

Р. А. Зраев

Как начинался ЭПРОН

Осенью 1923 г. в Объединенное государственное политическое управление обратилась группа морских инженеров, возглавляемая В. С. Языковым, с предложением поиска и подъёма золота с затонувшего во время Крымской войны в Черном море английского судна. Это необычайное предложение заинтересовало руководителя ОГПУ Ф. Э. Дзержинского и уже 17 декабря 1923 г. приказом по ОГПУ № 528 была сформирована экспедиция подводных работ особого назначения. Начальником ЭПРОНа был назначен заместитель начальника особого отдела ОГПУ Лев Николаевич Захаров. В руководящую группу экспедиции вошли инженеры В.С. Языков, Е.Г. Даниленко, А.З. Каплановский, А.Н. Григорьев, главным водолазным специалистом экспедиции был назначен выпускник Кронштадтской водолазной школы, известный в те годы водолаз Ф. А. Шпакович [1, с. 226]. В 1926 г. Совет труда и обороны утвердил устав ЭПРОНа, в этом же году в Москве появляется представительство Экспедиции, позднее преобразованное в управление ЭПРОНа. А всего через год весь кадровый состав военнослужащих, составлявших подавляющее большинство Экспедиции, получает право ношения формы одежды и знаков различия ВМФ. В 1930 г. в состав экспедиции ОГПУ была передана Центральная водолазная база НКПС с водолазной школой в Ленинграде, также были переданы Севастопольские ремонтно-производственные мастерские. В 1931 г. в ходе реформирования ЭПРОН переходит в подчинение Народного комиссариата водного транспорта. С открытием водолазных курсов в Балаклаве ЭПРОН становится государственным центром подготовки водолазов. В 1928 г. с Балаклавскими курсами была объединена бывшая Кронштадтская водолазная школа, а в 1930 г. и школа Центральной водолазной базы НКПС. В итоге этих преобразований появляется Военно-морской водолазный техникум ЭПРОНа. В результате этих мер количество водолазов в экспедиции за десять лет возросло в 45 раз.

В годы Первой мировой и гражданской войн, а также иностранной военной интервенции только на Черном море затонуло и было затопле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.