Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФИНАНСЫ / КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтавченко Ирина Геннадьевна

Анализируются проблемы становления системы органов публичной власти согласно последним конституционным изменениям. Рассматриваются некоторые проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти на местах, к числу которых относятся сложности при выравнивании бюджетной системы и коррупционные проявления на местах. Исследуется эффективность взаимодействия органов публичной власти при реализации отдельных национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полтавченко Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL REALIZATION OF SOME POWERS BY PUBLIC AUTHORITIES IN REGIONS

The problems of the formation of the system of public authorities according to the latest constitutional amendments are analyzed. Some problems of interaction between local self-government bodies and local public authorities are considered, which include difficulties in leveling the budget system and corruption manifestations on the ground. The effectiveness of the interaction of public authorities in the implementation of individual national projects is investigated.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-251-254 NIION: 2003-0059-1/22-180 MOSURED: 77/27-003-2022-01-379

Практическая реализация отдельных полномочий органами публичной власти в регионах

Ирина Геннадьевна Полтавченко

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, irisha-pravo@yandex.ru

Аннотация. Анализируются проблемы становления системы органов публичной власти согласно последним конституционным изменениям. Рассматриваются некоторые проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти на местах, к числу которых относятся сложности при выравнивании бюджетной системы и коррупционные проявления на местах. Исследуется эффективность взаимодействия органов публичной власти при реализации отдельных национальных проектов.

Ключевые слова: публичная власть, проблемы, местное самоуправление, муниципальный уровень, полномочия, финансы, коррупция, национальные проекты

Для цитирования: Полтавченко И. Г. Практическая реализация отдельных полномочий органами публичной власти в регионах // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 251-254. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-251-254.

Original article

Practical realization of some powers by public authorities in regions

Irina G. Poltavchenko

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

irisha-pravo@yandex.ru

Abstract. The problems of the formation of the system of public authorities according to the latest constitutional amendments are analyzed. Some problems of interaction between local self-government bodies and local public authorities are considered, which include difficulties in leveling the budget system and corruption manifestations on the ground. The effectiveness of the interaction of public authorities in the implementation of individual national projects is investigated.

Keywords: public authorities, problems, local government, municipal level, powers, finances, corruption, national projects

For citation: Poltavchenko I. G. Practical realization of some powers by public authorities in regions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):251-254. (In Russ.). https://-doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-251-254.

В настоящее время крайне актуальным является вопрос развития Российских регионов с помощью системы национальных проектов. Как показывает практика, органы публичной власти сталкиваются со значительными сложностями при реализации проектных мероприятий, которые связаны не столько с недостатками имплементации конкретного проекта [2; 4; 6; 9; 10], сколько с особенностями интеграции органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федера-

© Полтавченко И. Г., 2022

ции в единую систему органов публичной власти государства [3; 5; 7; 8].

Согласно п. 7 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению публичной власти в государстве относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа [1]. В Кировской

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

области при реализации указанных полномочий органы власти субъекта и муниципальные органы столкнулись с кризисной ситуацией. В период с 2018 по 2021 гг. были сокращены муниципальные маршруты. Такая ситуация сложилась в 14 из 33 муниципальных районах субъектах и двух городах региона. При этом были изменены направления перевозок и снижена их интенсивность. Множество муниципальных маршрутов было сокращено, изменения в расписании привели к увеличению продолжительности временных интервалов между рейсами общественного транспорта, которые теперь могут осуществляться лишь 1-2 раза в неделю. Действующее в настоящее время расписание следования автобусов вызывает недовольство граждан, поскольку установленной муниципалитетами периодичности недостаточно для удовлетворения социальных потребностей населения. Причины сбоев при реализации указанных полномочий заключаются в наличии у муниципальных унитарных предприятий кредиторской задолженности, в том числе перед поставщиками топлива, которую они не в состоянии обслуживать.

В отдельных районах перевозки полностью осуществляются частными организациями (19 из 33 муниципальных районов субъекта; в трех городах), что осложняет муниципальный контроль за качеством их выполнения. Как правило, возможны только рычаги реагирования через органы государственной власти на местах. Неотлаженность системы реализации полномочий осложняется отсутствием перевозчиков, заинтересованных в заключении контракта. Как следствие, в некоторых муниципальных образованиях регулярное транспортное сообщение вообще прекращено либо носит заказной характер.

К числу проблем, возникающих при реализации рассматриваемых полномочий относится степень износа подвижного состава муниципальных унитарных предприятий, составляющая от 90 до 100 %, что требует привлечения региональных средств для приведения автотранспорта в надлежащее состояние, соответствующее требованиям безопасности. В такой ситуации для органов публичной власти областного уровня единственным возможным выходом является выход на федеральный уровень с целью запроса финансирования. При этом региональным министерством транспорта в Министерством транспорта Российской Федерации регулярно направлялись заявки на включение в федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и каче-

ственные автомобильные дороги», которые оставлены без реализации.

Таким образом, при реализации отдельных полномочий органы публичной власти сталкиваются с существенными трудностями, для преодоления которых по-прежнему эффективным механизмом остается участие регионов в национальных и федеральных проектах. Как показывает практика, не все регионы относятся профессионально к такому инструменту развития территории, как национальные проекты и стремятся к его конструктивному использованию.

На территории Кировской области нарушения при реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» не позволили успешно осуществлять государственную внутреннюю политику, направленную на повышение социальной активности и качества жизни населения. Министерство спорта Российской Федерации в 2019 г. выделило региону субсидии в размере 59 328 800 руб., в 2020 г. — 30 342 200 руб. соответственно. Получателями этих средств являлись муниципальные образования и учреждения, которые должны были осуществить мероприятия по совершенствованию системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской местности и в образовательных организациях, а также по созданию спортивной инфраструктуры для массового спорта. Софинансирование из местных бюджетов являлось минимальным и составило 10-15 %, что типично для региона, имеющего дефицит бюджета рассматриваемого уровня.

Однако, в ходе проверок надзорными структурами выявлены существенные недостатки при освоении выделенных финансовых ресурсов со стороны отдельных органов местного самоуправления и соисполнителей муниципальных контрактов в указанный период. Основными видами нарушений являются: нецелевое или неправомерное использование бюджетных средств; приобретение спортивного инвентаря, не предусмотренного перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок и иные недостатки в сфере закупок, товаров, работ, услуг и др.

В 14 муниципальных районах региона обнаружены факты нецелевого использования бюджетных средств, которые выражались в принятии и оплате за счет средств субсидий работ по благоустройству и подготовке земельных участков (для оснащения спортивно-технологическим оборудованием), не соответствующих целям выделения межбюджетного транс-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

ферта. Неправомерное использование бюджетных средств выявлено при принятии и оплате спортивного оборудования в трех муниципальных районах. Бюджетные нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд при реализации государственных контрактов выявлены в четырех муниципальных районах. Также установлено недостижение показателя результативности использования субсидий, выразившееся в принятии и оплате за счет средств субсидий работ по благоустройству и подготовке земельных участков (для оснащения спортивно-технологическим оборудованием), не соответствующих целям выделения межбюджетного трансферта. Неправомерное использование бюджетных средств выявлено при принятии и оплате спортивного оборудования в трех муниципальных районах. Бюджетные нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд при реализации государственных контрактов выявлены в четырех муниципальных районах. Кроме вышеизложенного, зафиксировано невыполнение показателя результативности использования субсидий.

Очевидно, что основными причинами допущенных органами публичной власти при использовании средств субсидий нарушений являются недостаточная проработка документов при осуществлении закупочной деятельности, а также ненадлежащий контроль за выполнением работ и их приемки со стороны руководства муниципалитетов и регионального министерства спорта и молодежной политики.

Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию в муниципалитетах региона, важность и значимость федерального финансирования является бесспорной. В то же время, возникают проблемы эффективного взаимодействия органов публичной власти, преодоление которых возможно только путем принятия качественных управленческих решений.

Отсутствие адекватного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, усугубляясь коррупционными проявлениями при освоении бюджетных средств, препятствует реализации конституционных положений и созданию единой системы органов публичной власти в России.

В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» на территории Кировской области с 2019 по 2021 гг. начата реализация 51 регионального проекта в рамках 12 национальных проектов (далее — НП) для чего выделено федеральное финансирование.

За пять месяцев 2021 г. органами прокуратуры выявлено 202 нарушения в рассматриваемой сфере, типовыми из которых являются нарушение сроков работ, информационной открытости закупочных процедур, отсутствие претензионной работы. По результатам внесено 135 представлений об устранении нарушений закона, 52 лица привлечено к административной и дисциплинарной ответственности, подано четыре протеста, возбуждено три уголовных дела, объявлено шесть предостережений о недопустимости нарушения закона, заявлено одно исковое производство. В отношении должностных лиц, совершивших коррупционные преступления, незаконно заключивших государственные контракты и перечисливших денежные средства поставщикам в ходе реализации НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» возбуждены уголовные дела. Осужден к лишению свободы заместитель руководителя специализированного автономного учреждения, подписавший подложные акты приемки выполненных работ по лесовосста-новлению при реализации НП «Экология». В процессе обеспечения НП «Жилье и городская среда» должностными лицами отраслевого регионального министерства осуществлен ненадлежащий государственный строительный надзор. В ходе обеспечения НП «Образование» за нарушения при поставке товаров с нарушениями условий госконтракта осуждены участники преступной группы, в число которых входили должностные лица органов публичной власти. В рамках НП «Демография» также зафиксировано принятие чиновниками работ вопреки условиям госконтракта.

Подобное отношение к реализации национальных проектов, фактически являющихся основным источником средств для развития территории региона, ставит по сомнение эффективность существующей модели организации взаимодействия органов публичной власти.

Список источников

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

2. Андропова О. И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Образование» // Альманах молодого исследователя. 2021. № 10. С. 99-103.

3. Волобуева С. И., Федотова Е. В. Национальные проекты. Их роль в стимулировании экономического роста. Источники и проблема финансирования нацио-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нальных проектов в России // В сб.: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. М. В. Темлянцева. 2019. С. 10-12.

4. Ершова Н. А., Сергеева Н. В. Реализация государственного национального проекта «Образование» на территории Челябинской области за 2019-2020 годы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-4 (51). С. 108-111.

5. Игнатьева А. В. Анализ проблемного поля развития системы местного самоуправления Российской Федерации // Местное право. 2020. № 5. С. 51-54.

6. Корнейчук А. М. Опыт реализации национальных проектов в Красноярском крае // Научный лидер. 2021. № 16 (18). С. 70-72.

7. Ломовцева О. А., Герасименко О. А. Инвестиции в Российскую инфраструктуру: проблемы и решения // Вестник ВИЭПП. 2019. № 2. С. 62-68.

8. Максимова М. Н. Финансирование региональных составляющих федеральных проектов // В сб.: Экономика России 2020. Теория и практика: мат. все-рос. науч.-практ. конф. 2020. С. 30-36.

9. Ситникова Д. Е. Реализация национального проекта «Жилье и городская среда»: вчера, сегодня, завтра // В сб.: Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. науч. статей по мат. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Киров, 2020. С. 193-203.

10. Талатынова М. Д. Контроль реализации национальных проектов в системе государственного управления (на примере национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2021. № 15. С. 39-43.

References

1. Federal law of 6 October 2003 No. 131-FZ (as amended on 29 Dec 2020) «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» // ATP «Consultant plus».

2. Andropov O. I. Prosecutor's supervision over execution of the legislation in the implementation of the national project «Education» // Almanac of young researcher. 2021. No. 10. P. 99-103.

3. Volobueva S. I., Fedotova E. V. National projects. Their role in stimulating economic growth. Sources and the problem of financing national projects in Russia // In the collection: Science and youth: problems, searches, solutions: proceedings of the All-Russian scientific conference of students, postgraduates and young scientists / under the general ed. of M. V. Temlyantsev. 2019. P. 10-12.

4. Ershova N. A., Sergeeva N. V. Implementation of the state national project «Education» in the Chelyabinsk region for 2019-2020 // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No.12-4 (51). P. 108-111.

5. Ignatieva A. V. Analysis of the problem field of the development of the system of local self-government of the Russian Federation // Local law. 2020. No. 5. P. 51-54.

6. Korneychuk A. M. The experience of implementing national projects in the Krasnoyarsk Territory // Scientific Leader. 2021. No. 16 (18). P. 70-72.

7. Lomovtseva O. A., Gerasimenko O. A. Investments in Russian infrastructure: problems and solutions // Bulletin of the RESP. 2019. No. 2. P. 62-68.

8. Maksimova M. N. Financing of regional components of federal projects // In the collection: Economics of Russia 2020. Theory and practice: mat. vseros. nauch.-prakt. conf. 2020. P. 30-36.

9. Sitnikova D. E. Implementation of the national project «Housing and urban environment»: yesterday, today, tomorrow // In the collection: Topical issues of modern science and education: collection of scientific. articles on the XVIII International scientific and practical conference. Kirov, 2020. P. 193-203.

10. Talatynova M. D. Control of the implementation of national projects in the public administration system (on the example of the national project «Safe and high-quality highways» // Education and science without borders: social and humanitarian sciences. 2021. No. 15. P. 39-43.

Информация об авторе И. Г. Полтавченко — соискатель Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author I. G. Poltavchenko — Applicant of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 11.10.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 11.10.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.