Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРОТЕРАПИЯ / МОЛОДЁЖЬ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ / THEATRICAL PEDAGOGY / SOCIAL THEATER / THEATER THERAPY / YOUNG PEOPLE WITH MENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Е.А.

В статье выявлены особенности и принципы деятельности театральных организаций в работе с молодёжью в странах Европейского союза. Описаны особенности воспитания молодёжи средствами театральной педагогики, выделены основные характеристики современного положения театра, обозначены проблемы, которые решает театральная педагогика. Кроме того, описана технология театротерапии в социальной реабилитации молодёжи с ментальными отклонениями в странах Европейского союза, проанализирована деятельность некоторых организаций, решающих социальные проблемы молодежи с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE FEATURES AND PRINCIPLES OF THEATER ORGANIZATIONS IN WORK WITH YOUTH IN THE EUROPEAN UNION COUNTRIES

The article reveals the features and principles of theatrical organizations in working with youth in the countries of the European Union. The features of the education of young people by means of theatrical pedagogy are described, the main characteristics of the modern state of the theater are highlighted, the problems that theatrical pedagogy solves are indicated. In addition, the technology of theater therapy in the social rehabilitation of young people with mental disabilities in the countries of the European Union is described, the activities of some organizations that solve the social problems of young people with disabilities are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

УДК 316.334.3: 316.32-053.6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Е.А. Чернявская

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье выявлены особенности и принципы деятельности театральных организаций в работе с молодёжью в странах Европейского союза. Описаны особенности воспитания молодёжи средствами театральной педагогики, выделены основные характеристики современного положения театра, обозначены проблемы, которые решает театральная педагогика. Кроме того, описана технология театротерапии в социальной реабилитации молодёжи с ментальными отклонениями в странах Европейского союза, проанализирована деятельность некоторых организаций, решающих социальные проблемы молодежи с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: театральная педагогика, социальный театр, теат-ротерапия, молодёжь с ментальными отклонениями.

I. Особенности воспитания молодёжи средствами

театральной педагогики в странах Европейского союза

В параграфе рассматривается процесс реализации молодёжной политики в некоторых странах Европейского союза средствами театрального искусства, выделены основные характеристики современного положения театра, обозначены проблемы, которые решает театральная педагогика. Проанализирована деятельность молодёжных подразделений театров Германии, направленных на привлечение новых зрителей и участников. Обозначена роль театральной педагогики в воспитании молодёжи как фактора последующего успешного функционирования в обществе.

© Чернявская Е.А., 2020

Театральная педагогика в странах Европейского союза является распространённой практикой уже на протяжении десятилетий и присутствует в каждой крупной стране. Их функции во многом схожи: дети и подростки приобщаются к искусству, но, что важнее, получают навыки и черты, применимые в дальнейшей жизни. Стоит отметить, что в каждой стране у театральной педагогики есть своё отдельное определение и особенности в работе.

В Великобритании театральная педагогика - это междисциплинарное направление, появившееся после Второй Мировой войны. Средства театральной педагогики используются во всей системе образования - от младших классов в школе, до обучения в университете. Включение данных средств в начальное, среднее и высшее образование позволяет решить несколько проблем. Например, у молодёжи разного возраста раскрепощается психофизического аппарат, активно усваивается большой объём учебного материала, творческая атмосфера повышает мотивацию, театральные практики способствуют укреплению взаимосвязей в классе и группе, повышается авторитета педагога, нарабатывается процесс взаимопомощи и сотрудничества между учащимися. Однако участники не соприкасаются с театром как таковым.

В Италии существует ассоциация AGITA, занимающаяся популяризацией театрально-художественной культуры в школе и в социальной сфере. Они стараются привлечь как можно больше образовательных учреждений к использованию театрального искусства во время своих уроков, занимаются изучением данных педагогических практик, а также организуют молодёжный театр на своих площадках. Они сотрудничают и с министерством образования, Министерством культурного наследия и ETI (Итальянское театральное управление) [1].

Более подробно в изучении практического применения театральной педагогики хотелось бы остановиться на Германии, поскольку, на наш взгляд, система театральной педагогики более проработана, чем в других странах. Это объясняется следующими причинами: во-первых, немецкий классический театр остается одним из самых производительных и передовых не только в европейском, но и в мировом контексте. Там работают 257

выдающиеся театральные деятели из различных стран, устойчиво высокая активность зрительской аудитории, интенсивно развивается историко-критическая мысль и теория театра, рождаются новые экспериментальные течения [2].

Во-вторых, целью молодёжной политики в Германии является оказание им поддержки во время их развития и становления в самостоятельную личность. Важную роль выделяют раскрытию социальных способностей, защиты тех, кто оказался социально обделённым. Кроме того, в Германии к работе с молодёжью активно привлекают самих юных и молодых людей, поскольку при их участии определяется её содержание. Потребности и интересы молодёжи - центр разных форм работы и организаций. Сама молодёжная работа способствует самореализации, прививает чувство свободы и справедливости, развивает и укрепляет ответственность, привлекает к участию молодых людей в государственной и общественной жизни.

Обширная нормативно-правовая база позволяет детально регулировать политические процессы и технологии по реализации государственной молодёжной политики. На практике государственная молодёжная политика ФРГ регулируется федеральным и местным законодательствами, а также гражданским и уголовным кодексами, законами: «О детских и молодёжных службах», «О защите молодых людей в общественных местах», «О защите молодых людей на рабочем месте», «О молодёжных судах», «О профессиональном воспитании», «О распространении публикаций, наносящих ущерб молодым людям», «О федеральной социальной поддержке» и др. Данные обстоятельства позволили подобной педагогической практике в Германии не только там появиться, но и развиться до высокого уровня.

Театральная педагогика как самостоятельная дисциплина появилась и начала развиваться в Германии лишь в последние десятилетия. В данный момент разработана широкая система «театрально-педагогических» методик, система обучения театральных педагогов, профессиональные объединения. Компетенция театральных педагогов зависит от целевой группы, среды и места работы. По мнению немецких специалистов, театральная педагогика - это художественно-эстетическая

практика, которая концентрируется на личности: его идеях и возможностях самовыражения, проявляющихся через соприкосновение с театром. Театральная педагогика направлена на формирование эрудиции в области культуры, личностный рост, развитие социальных навыков [3].

В Германии нет Министерства культуры в привычном для нас понимании. Вопросами культурного развития страны занимается федеральный уполномоченный министр по вопросам культуры и СМИ. С 2013 г. эту должность занимает искусствовед и депутат Бундестага от Христианско-демократического союза Моника Грюттер.

На развитие культуры в Германии идёт примерно 0,4 % от федерального бюджета. Остальное финансирование в культурные институты происходит из бюджетов земель, а потому они сами определяют направления и приоритеты в области культуры, в которые будут распределяться средства. Стоит отметить, что в последние годы немецким театрам требуется немало ресурсов для развития молодёжных направлений. В основном средства идут на маркетинг. Ввиду активного развития медиа и технологий, театр становится всё менее привлекательным для молодёжи, а потому его работникам приходится буквально завлекать зрителей в свои залы целыми школьными классами, работать с ними до и после спектакля, готовить к постановке и обсуждать её после показа [4]. Обычно театральные педагоги работают в отделе маркетинга.

Другим путём пошел Дойчес театр (Deutsches Theater). Это немецкий драматический театр, основанный в Берлине в 1883 году, который с 1990 г. является одним из пяти государственных театров германской столицы.

В 2009 г. на его базе было создано специальное подразделение «Молодой Дойчес театр», которое работает непосредственно с молодёжью. Он является самостоятельной отдельной частью драматургического отдела, в то время как во многих других театрах молодёжные подразделения находятся в отделе пиара. С концептуальной точки зрения это важно, так как цель молодёжного театра не завлечь нового зрителя, а организовать совместную работу театральных деятелей и молодых людей от 12 до 22 лет.

Театральная педагогика здесь рассматривается как средство совместного творческого исследования больших тем, больших произведений и больших форматов. Важная отличительная черта «Молодого Дойчес театра» - профессионально поставленные спектакли, в которых участвует молодёжь наравне с настоящими актёрами, входят в основной репертуар театра, а потому на постановки выделяется бюджет, на средства которого можно привлечь известных постановщиков, профессиональных деятелей театра к сотрудничеству, и даже выплатить гонорары юным участникам. Педагогическая практика начинается с самого отбора: кастинг организаторы называют отборочным мастер -классом, чтобы участники меньше волновались и смогли получить большее удовольствие от игр и упражнений. И продолжается во время ежедневных репетиций: у молодёжи есть возможность научиться писать сценарий, проанализировать работы других, но самое главное, научиться коммуницировать на площадке как со сверстниками, так и со взрослыми [5].

По итогу получается спектакль - о проблемах молодёжи, рассказанных с помощью театрального искусства молодёжью для своих друзей - тоже молодёжи. В данном формате раскрывается естество социального театра - актёры показывают существующие проблемы в социуме или в индивидууме, заставляют задуматься об их решении. Молодые актёры получают возможность для реализации, важные для функционирования в обществе навыки, а театральные педагоги возможность транслировать начинающим актёрам правильные ценности.

О том, сколько граней охватывает работа театрального педагога, описывается на сайте Театрально-педагогического Центра Кёльна. Они работают по нескольким направлениям. Во-первых, распространяют сведения о театре, занимаясь просвещением тех, кто к театру не относятся. Это касается всех слоёв населения, в особенности, детей и молодёжи. Во-вторых, центр организации образовательных театральных курсов для молодых людей. И в-третьих, с 2016 г. центр как признанное государством учреждение непрерывного образования, предлагает семинары, курсы повышения квалификации и сертифицированные курсы по профессиональной квалификации в цирковом и театральном образовании [6].

Сейчас в Германии существуют целые образовательные направления, на которых молодые люди смогли бы выучиться на театрального педагога. Во многих ВУЗах есть магистерские программы, профили, спецкурсы, проходят конгрессы, фестивали, воркшопы. Театральные педагоги работают в школах и детских садах. Театральные клубы при образовательных учреждениях - распространённая в Германии практика.

Таким образом, молодёжь имеет площадку, на которой у них есть возможность показать свою индивидуальность и проявить способности. Молодых людей привлекают в данную работу, чтобы помочь им развиться физически, духовно и социально. Практика работы в команде раскрывает личность и интегрирует ее в обществе, чтобы вследствие человека стал самостоятельным и взрослым гражданином с полной ответственностью за свободный демократический правовой строй.

Театральная педагогика в странах Европейского союза - это многолетний опыт сотрудничества образования и искусства, поддерживаемый на уровне государства и востребованный среди местных жителей. Театральная педагогика была и остаётся мощнейшим инструментом, позволяющим посредствам искусства находить общий язык с молодым поколением, учить их понимать мир и находить в нём себя.

В данном параграфе мы рассмотрели особенности воспитания молодёжи средствами театральной педагогики в странах Европейского союза, остановившись более подробно на практике, используемой в Германии. На основе вышеизложенных данных мы пришли к выводу, что театральная педагогика является серьёзным подспорьем в образовательной и воспитательной системе в странах Европейского союза как на законодательном уровне, как и в системе театральных организаций.

II. Технологии театротерапии в социальной реабилитации молодёжи с ментальными отклонениями в странах Европейского союза

Театротерапия как технология реабилитации молодёжи с психическими и физическими отклонениями существует давно. Она развивалась как практика в работе психотерапевтов, а потому самое широкое её распространение имеет в области реабилитации

людей с психическими и ментальными отклонениями. Инклюзивные театры, в которых принимают участие люди с инвалидностью, распространены не только по Европе, но и по всему миру. Многие из них концентрируют своё внимание именно на детях и молодёжи, поскольку они является наиболее восприимчивыми к окружающему миру группами, а также потому что их огромное количество. Согласно статистике, опубликованной ЮНЕСКО, во всем мире количество детей-инвалидов составляет около 3 % от общего количества, и их число ежегодно растет.

У молодых людей с ментальными отклонениями с самого детства существуют проблемы с коммуникациями в общественной среде, нет возможности адекватно реагировать, а существующие нормы не позволяют достичь поставленные цели. Трудности с адаптацией у подростков-инвалидов возникают из-за того, что им не хватает физического и психологического здоровья, социального опыта, а также отсутствует нормальная семейно-экономическая ситуация. Непринятие их в обществе зачастую ухудшает ситуацию, а потому возможностей реализоваться в жизни, принять себя, найти своё место у ребёнка почти не остаётся [7].

На помощь приходит театротерапия. Эта технология вмещает в себя как искусство, так и терапию. Задачи театротерапии -снизить социальную изоляцию, ослабить социальные фобии, запустить рефлексию, развить вербальную и невербальную коммуникацию, стимулировать самодисциплину, развить креативность и повысить самоуверенность [8].

Стоит отметить, что наиболее часто театротерапия используется в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра. В 2011 г. для проекта SENSE (Social Emotional NeuroScience Endocrinology) Theatre было проведено исследование. Организаторы собрали группу из восьми детей (одна девочка и семь мальчиков) с расстройствами аутистического спектра, а также группу из восьми детей (по четыре мальчика и девочки) без особенностей развития. Их объединили в одну театральную труппу (участники от 6 до 17 лет), чтобы сделать совместный мюзикл. Исследователи предполагали, что таким образом, дети с аутизмом смогут улучшить фундаментальные социальные

навыки, в частности, восприятие эмоций и запоминание лиц. Кроме того, исследователи вдвинули гипотезу, что после занятий в организмах детей могут произойти биологические изменения -уменьшение количества стресс-гормона кортизола в слюне и увеличение количества окситоцина в крови.

Биологические замеры провели за неделю до начала репетиций, а затем в течение трех месяцев по 2-3 раза в неделю. При подготовке мюзикла участники прошли несколько курсов: сначала дети разучивали песни, затем позиции на сцене и простые движения, после - хореографию. В эксперименте также использовалось видеомоделирование. Во время репетиций детей без особенностей записывали на видео, а затем давали смотреть его детям из первой группы для разучивания ролей, в том числе эмоциональных реакций, движений и жестов. Результаты показали заметное снижение уровня кортизола; что характерно, оно происходило в первые полтора месяца. После этого уровень снижался, но уже незначительно. Улучшение в распознавании эмоций на лице было почти незаметным, однако память на лица в тест-группе после занятий была очевидно лучше, чем в начале [9].

Иногда театротерапия перерастает в инклюзивный театр, в котором вместе с профессиональными актёрами или без них играют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), иначе говоря, актёры с такими заболеваниями, как синдром Ушера, глухота, слепота, синдром Дауна, аутизм, ДЦП. В каждой европейской стране есть хотя бы один театр, занимающийся с людьми с определенными ограничениями.

Цель организации подобных театров - привлечь внимание людей к теме социализации тех, у кого ограничены возможности здоровья, популяризировать методики инклюзивного театрального образования в профессиональном сообществе как эффективного инструмента встраивания молодёжи с ограниченными возможностями в социум, а также раскрытие потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивный театр поддерживается государствами, поскольку выполняют работу, которая помогает семьям с детьми-инвалидами. Законодательство по защите прав семей, включающих детей с ограниченными возможностями, 263

существует с момента создания Детского фонда ООН, другое название ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный фонд помощи детям). Первоначальная цель - помощь детям, пострадавшим во время Второй мировой войны. С данного фонда началось развитие международной нормативно-правовой базы по защите прав и интересов детей с ограниченными возможностями, а при его участии разработаны многие международные документы. Например, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Всеобщая Декларация прав человека, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Европейская социальная хартия, Конвенция о правах инвалидов, Конвенция о правах ребёнка, Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и др. Благодаря этим документам за рубежом появились основные права у семей, занимающихся воспитанием детей. На данные нормативно-правовые акты ориентируются правительства государств при составлении собственной молодёжной политики, в которых есть строчка расхода бюджета на театротерапию и инклюзивные театры.

Но несмотря на государственную поддержку Бременская мастерская Blaumeier часто обращается за помощью к спонсорам. Blaumeier - это старейший инклюзивный проект Германии. С 1986 г. он собирает вместе людей с инвалидностью и без на занятиях театром и других видов искусства. Что примечательно, мастерскую основали после роспуска отделения психиатрической клиники. Людей перевели в жилые комплексы в Бремене, где они могли жить по-другому и развиваться. Чтобы посмотреть, что каждый из них может и что в нём особенного, был создан творческий проект, но при этом терапия продолжалась. На сегодняшний день, в труппе 11 чел., которые уже на протяжении 13 лет играют вместе. Несмотря на то, что за свою продолжительную историю театр был на грани разорения несколько раз, остаться наплаву удалось лишь за счёт частных пожертвований [10].

Стоит отметить, что люди охотно жертвуют на развитие инклюзивных театров. Благодаря работе таких социальных

проектов в европейском обществе формируется толерантность к людям с особенностями развития. Современные виды искусства предусматривают участие не только здоровых людей, но и людей с некоторыми отклонениями. Молодым людям представляется возможность реализовать себя в творчестве, раскрыть себя как личность, найти любимое дело и круг общения таких же особенных, как и они сами, а вместе с тем выйти перед зрителем и с помощью искусства передать свои переживания, рассказать в спектакле о возможных проблемах, с которыми они сталкиваются, и выстроит диалог - показать, что люди с особенностями хотят и могут функционировать в социуме все вместе.

Это значит, что театротерапия выполняет поставленные перед ней задачи и может считаться эффективным способом реабилитации молодёжи с отклонениями.

В данном параграфе требовалось изучить технологии театротерапии в социальной реабилитации молодёжи с ментальными отклонениями в странах Европейского союза. В процессе изучения были сделаны следующие выводы: театротерапия как практика работы психотерапевтов смогла трансформироваться в одно из направлений работы с молодёжью с ментальными отклонениями и; несмотря на то, что непосредственно в спектакле учувствуют преимущественно люди с ограниченными возможностями, у здоровой молодёжи, косвенно участвующей в подобной практике - в качестве зрителя или волонтёра, формируется толерантность к данной группе людей, понимание их проблем и возможность реализовать себя через помощь тем, кому она нужна.

Во статье мы рассмотрели практическую реализацию особенностей и принципов деятельности театральных организаций в работе с молодёжью в странах Европейского Союза, выделили основные характеристики современного положения театра, обозначили проблемы, которые решает театральная педагогика и театротерапия. В качестве итогов стоит отметить, что театральные организации, работающие с молодёжью, формируются и развиваются на негосударственной основе, но при поддержке государства. При этом в каждой отдельной стране за это отвечают разные госорганы и 265

министерства. Подобная система хорошо функционирует, поскольку организации могут оперативно подстраиваться под изменяющиеся внешние условия, работать с каждым случаем отдельно, а не по общей системе, имея при этом существенные финансовые и организационные возможности.

Библиографический список

1. Agita Teatro - Per il teatro, nella scuola, nel sociale. URL: https://www.agitateatro.it/chi-siamo/ (accessed: 05.05.2020).

2. Дунаева А., Слоева М. Несколько слов об устройстве театрального дела в Германии // Театр. 2017. № 31. URL: http://oteatre.info/neskolko-slov-ob-ustrojstve-teatralnogo-dela-v-germanii/ (дата обращения: 03.05.2020).

3. Bundesverband theatrepädagogik ev. But. URL: https://www.butinfo.de/ (accessed: 05.05.2020).

4. Deutsches theater. Für schulklassen. URL: https://www.deutschestheater.de/jungest/theater_und_schule/angebote _fuer_schulklassen/ (accessed: 05.05.2020).

5. Мухина А. Молодой немецкий театр. URL: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/kub/dos/ru15547654.htm (дата обращения: 05.05.2020).

6. Theaterpädagogisches zentrum Köln. Wir. URL: https://tpzak.de/wir/ueber-uns (дата обращения: 05.05.2020).

7. Владельщикова Д.Н., Обухова О.А. Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 1(12). С. 19-22.

8. Долженкова М.И., Дорожкина О.А., Романина Л.А., Прохорова О.Г. Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации // Вестник ТГУ. 2018. № 7(177). С. 59-69.

9. Corbett B.A., Gunther J.R. et. al. Brief Report: Theatre as Therapy for Children with Autism Spectrum Disorder // The Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41(4). Р. 505-511. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3055998/ (accessed: 07.05.2020).

10. Blaumeier-Atelier. Ein teil von bremen wie die stadtmusikanten. URL: https://www.blaumeier.de/de/ueber_uns/geschichte.php (accessed: 07.05.2020).

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE FEATURES AND PRINCIPLES OF THEATER ORGANIZATIONS IN WORK WITH YOUTH IN THE EUROPEAN UNION COUNTRIES

E.A. Chernyavskaya

Perm State University

The article reveals the features and principles of theatrical organizations in working with youth in the countries of the European Union. The features of the education of young people by means of theatrical pedagogy are described, the main characteristics of the modern state of the theater are highlighted, the problems that theatrical pedagogy solves are indicated. In addition, the technology of theater therapy in the social rehabilitation of young people with mental disabilities in the countries of the European Union is described, the activities of some organizations that solve the social problems of young people with disabilities are analyzed.

Keywords: theatrical pedagogy, social theater, theater therapy, young people with mental disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.