Научная статья на тему 'Практическая реализация модели интернационализации инженерного образования КНИТУ в сфере академической мобильности'

Практическая реализация модели интернационализации инженерного образования КНИТУ в сфере академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONAL PARTNERSHIP / ENGINEERING EDUCATION / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безруков Артем Николаевич, Зиятдинова Юлия Надировна

В данной статье анализируется опыт практической реализации модели интернационализации инженерного образования в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Рассматривается международная академическая мобильность как один из основных компонентов интернационализации инженерного вуза. В рамках модели интернационализации обсуждается рост показателей и дается оценка дальнейших направлений развития преподавательской и студенческой мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ENGINEERING EDUCATION INTERNATIONALIZATION MODEL IN KNRTU FOR ACADEMIC MOBILITY

This paper provides the analysis of the engineering education internationalization model implementation at Kazan National Research Technological University. International academic mobility is discussed as an indispensable component of engineering university internationalization. Interpretation of the growth of mobility indicators is discussed within the framework of the model as well as further development priorities of faculty and student academic mobility.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация модели интернационализации инженерного образования КНИТУ в сфере академической мобильности»

УДК 378.14

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНИТУ

В СФЕРЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А.Н. Безруков, Ю.Н. Зиятдинова1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели интернационализации инженерного образования в Республике Татарстан», проект № 15-16-16003

Аннотация. В данной статье анализируется опыт практической реализации модели интернационализации инженерного образования в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Рассматривается международная академическая мобильность как один из основных компонентов интернационализации инженерного вуза. В рамках модели интернационализации обсуждается рост показателей и дается оценка дальнейших направлений развития преподавательской и студенческой мобильности.

Ключевые слова: интернационализация, международное партнерство, инженерное образование, академическая мобильность.

IMPLEMENTATION OF ENGINEERING EDUCATION

INTERNATIONALIZATION MODEL IN KNRTU FOR ACADEMIC MOBILITY

A. Bezrukov, Ju. Ziyatdinova

Abstract. This paper provides the analysis of the engineering education internationalization model implementation at Kazan National Research Technological University. International academic mobility is discussed as an indispensable component of engineering university internationalization. Interpretation of the growth of mobility indicators is discussed within the framework of the model as well as further development priorities of faculty and student academic mobility.

Keywords: internationalization, international partnership, engineering education, academic mobility.

Интеграция в международное научное и образовательное пространство является одним из необходимых условий успешного развития современного университета [1;2].

Востребованность выпускников вузов на международном рынке труда, их конкурентоспособность во многом определяются международным опытом, который они получают в процессе высшего образования. Особенно актуален процесс интернационализации для инженерных вузов, так как глобализация современной науки и технологии принимает ярко выраженный характер [3].

Составным компонентом

интернационализации любого вуза является академическая мобильность. Именно опыт зарубежных стажировок, погружения в многонациональную научную среду и встреч с иностранными учеными за рубежом и в стенах родного вуза позволяет добавить международное измерение в портфолио выпускника университета [4;5].

Настоящая работа посвящена изучению процесса реализации программ международной академической мобильности в Казанском национальном исследовательском

технологическом университете (КНИТУ), являющимся одним из ведущих инженерных

вузов России. Развитие академической мобильности осуществляется в рамках разработанных ранее концепции и модели интернационализации инженерного образования в КНИТУ [6-8].

В рамках оценки развития международной академической мобильности в КНИТУ интернационализация рассматривалась как многоуровневый процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов.

Первый уровень: декларативный.

Интернационализация рассматривается как необходимое условие развития вуза; различные направления международной деятельности получают импульс от администрации вуза.

Второй уровень: поисковый. Происходит развитие различных видов международной деятельности; осуществляется поиск

оптимальных направлений и форм интернационализации.

Третий уровень: организационный. На данном уровне интернационализация становится частью повседневной университетской деятельности; международные проекты получают всестороннюю поддержку всего контингента вуза.

Четвертый уровень: продуктивный. Международная деятельность интегрирована во

все сферы деятельности вуза; приоритет отдается достижению высокой репутации в международной университетской среде.

Международную академическую

мобильность можно подразделить на две основные формы: мобильность преподавателей и мобильность студентов. Для этих двух групп существуют свои, специфические формы мобильности. Так, для преподавателей приоритетом являются совместные научные исследования с зарубежными партнерами, осуществляемые в коротких (3-6 месяцев) стажировках, гостевые лекции, участие в конференциях, поездки в рамках международных грантов. Студенческая мобильность

ориентирована на образовательные программы, такие как программы магистратуры и аспирантуры, практика в международных организациях, программы двойных дипломов, включенное обучение, участие в конференциях и т.д.

С другой стороны, на уровне вуза академическая мобильность часто

рассматривается как исходящая и входящая, так как эти формы мобильности подразумевают различный организационный подход. Исходящая мобильность, то есть отправка за рубеж преподавателей и студентов вуза, имеет специфические особенности, связанные с организацией совместных программ,

командированием, поиском финансирования и грантов, знанием участниками программ мобильности иностранного языка. Входящая мобильность ориентирована на решение проблем, связанных с привлечением иностранных граждан в вуз как студентов, либо как приглашенных преподавателей, и соответствующим комплексом задач.

Рассмотрение международной академической мобильности вуза как входящей и исходящей с одной стороны, и студенческой и преподавательской с другой стороны, позволяет вводить соответствующие показатели международной деятельности и давать количественную оценку уровню международной интеграции вуза в данном аспекте.

Для оценки развития международной академической мобильности в КНИТУ были выбраны две опорных точки - 2010 г. и 2015 г. 2010 г. был выбран ввиду присвоения университету статуса национального

исследовательского университета (НИУ) в этом году, включения международного компонента в программу развития НИУ и последующего принятия концепции и модели

интернационализации вуза. 2015 г. отражает современное состояние вуза в сфере

международной мобильности по доступным отчетным данным.

В 2010 г. КНИТУ находился на первом, декларационном уровне развития международной деятельности. Четкие намерения развивать международную деятельность присутствовали как в программе развития НИУ, так и в административных документах вуза.

Академическая мобильность была представлена ограниченным числом направлений и программ.

Число студентов КНИТУ по программам исходящей мобильности не превышало 20 чел. В структуре программ мобильности преобладали поездки на конференции и языковые курсы. В сфере мобильности преподавателей преобладали поездки на конференции и симпозиумы; отмечалась также некоторая доля ученых, выезжающих за рубеж в рамках международных грантов. Входящая мобильность преподавателей отмечена выступлениями ученых на конференциях КНИТУ (3 - 4 мероприятия в год), а также некоторым количеством гостевых лекций в рамках международных делегаций.

В соответствии с разработанной моделью были предприняты усилия по развитию новых форм мобильности, росту числа студентов и сотрудников вуза, участвующих в международных программах мобильности, поиску оптимальных для КНИТУ форм академической мобильности.

К 2015 г. был отмечен многократный рост интенсивности международной академической мобильности. Число студентов иностранных вузов, посещающих КНИТУ по международным программам, достигло ежегодного значения в 30 - 40 человек. Число студентов КНИТУ, ежегодно выезжающих за рубеж, достигло 40 - 50 человек. Такие результаты были обеспечены диверсификацией программ мобильности: начата реализация программ двойных дипломов с университетом Мерзебурга в Германии; реализуется практика в КНИТУ для студентов партнерских вузов Болгарии и Чехии. Студенты выигрывают гранты по новым для университета программам мобильности, таким как программы Посольства Франции, программа Фулбрайта (США) и т.д. КНИТУ проводятся международные летние школы для российских и зарубежных студентов и аспирантов, такие как летняя школы Программы Фулбрайта «Наноматериалы и нанотехнологии», совместная школа с университетом Лихай (США) по развитию предпринимательства «Global Village on the Move». Студенты КНИТУ обучаются по стипендиям Китайской академии наук. С 2014 г. начинается привлечение вьетнамских студентов в аспирантуру КНИТУ [9], благодаря открытию

представительства КНИТУ во Вьетнаме, которое реализует эффективные с правовой точки зрения механизмы развития мобильности для КНИТУ в Азиатско-тихоокеанском регионе [10].

Число преподавателей, задействованных в исходящей академической мобильности, достигло к 2015 г. устойчивого показателя в 250 - 300 человек. При этом фокус смещается от участия в конференциях к точечным поездкам к долгосрочным партнерам с целью проведения научных исследований, поездкам по международным грантам, гостевым лекциям и т.д.

Диверсификация направлений

международной деятельности также

способствовала многократному росту входящей академической мобильности преподавателей (с 10 - 15 человек в 2009 - 2010 гг.) до 30 - 40 человек в 2014 - 2015 гг. К новым для КНИТУ направлениям в данной области следует отнести приглашение преподавателей иностранного языка из США (программа Фулбрайта); Франции (программы Посольства); приглашение ведущих

ученых в КНИТУ как высококвалифицированных специалистов (программа Республики Татарстан «Алгарыш»); выступление с гостевыми лекциями ученых из вузов, являющихся многолетними партнерами КНИТУ.

Таким образом, реализация модели интернационализации привела к переходу КНИТУ на второй поисковый уровень международной деятельности к концу 2015 г. в области академической мобильности: реализуется широкий комплекс различных направлений преподавательской и студенческой мобильности, который позволил многократно нарастить контингент участников как входящих, так и исходящих программ. В соответствии с выбранным многоуровневым подходом к интернационализации, далее планируются постепенное завершение поиска новых форм международного взаимодействия и постепенный переход к выбору оптимальных, наиболее эффективных для вуза реализуемых форм академической мобильности.

Литература:

1. Императивы интернационализации; отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. - Москва: Логос, 2013. - 420 с.

2. De Wit H. Rumbley International student mobility: European and US perspectives / Hans de Wit, Irina Ferencz, Laura E. Rumbley // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. - 2013. - Vol. 17, Issue 1. - P. 17-23.

3. Knight J., De Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: historical and conceptual perspectives / Strategies for Internationalization of Higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America // De Wit H. (ed.). - Amsterdam: European Association for International Education, 1995. - P. 5-33.

4. Валеева Э.Э., Крайсман Н.В. Место преподавателя в современной образовательной культуре исследовательского вуза в условиях интернационализации / Э.Э. Валеева, Н.В. Крайсман // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 62-66.

5. Osipov P.N. Training competitive specialists as the priority of modern education // Proceedings of 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. -Kazan. - 2013. - P. 251-254.

6. Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н. Принципы интернационализации инженерного образования в

российском исследовательском университете / Ю.Н. Зиятдинова, П.Н. Осипов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 482-487.

7. Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н., Валеева Э.Э., Султанова Д.Ш. Интернационализация инженерного образования: российский вариант / Ю.Н. Зиятдинова, П.Н. Осипов, А.Н. Безруков, Э.Э. Валеева, Д.Ш. Султанова // Монография. Изд-во: КНИТУ, Казань. - 2015. -С. 1-256.

8. Ziyatdinova J.N., Bezrukov A.N., Osipov P.N., Sanger Ph.A., Ivanov V.G. Going Globally as a Russian Engineering University, 2015 ASEE Annual Conference and Exposition, American Society for Engineering Education, Сиэтл, 2015.

9. Безруков А.Н., Буй Д.Н. Анализ механизмов развития сетевого партнерства России и Вьетнама в контексте подготовки инженерных специалистов / А.Н. Безруков, Д.Н. Буй // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - Ч. 2. - С. 253-255.

10. Уразбаев Р.Ш., Осипов П.Н. Правовое регулирование сетевой формы международного взаимодействия в сфере образования / Р.Ш. Уразбаев, П.Н. Осипов // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 32-38.

Сведения об авторах:

Безруков Артем Николаевич (г. Казань, Россия), кандидат химических наук, начальник Отдела протокола, ФГБОУ ВПО «КНИТУ», e-mail: a.bezrukov@yandex.ru

Зиятдинова Юлия Надировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков в профессиональной коммуникации, начальник Управления международной деятельности, ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

Data about the authors:

A. Bezrukov (Kazan, Russia), PhD in Chemistry, Head of Protocol Office of International Affairs, TO FGBOU VPO "KSTU", e-mail: a.bezrukov@yandex.ru

Ju. Ziyatdinova (Kazan, Russia), PhD in Education, Chair of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Director of International Affairs, TO FGBOU VPO "KSTU".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.