Научная статья на тему 'Практическая реализация механизма факторного анализа стоимости проектной организации'

Практическая реализация механизма факторного анализа стоимости проектной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ / АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / VALUE-BASED MANAGEMENT / VALUE FACTORS / SENSITIVITY ANALYSIS / FLEXIBILITY FACTOR / DESIGN COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин Михаил Михайлович, Цапко Константин Александрович

В статье рассмотрены особенности проведения факторного анализа стоимости проектной организации. Предлагается схема отбора факторов стоимости, включающая три элемента: анализ чувствительности, оценка управляемости и оценка потенциала улучшения. На примере одной из проектных организаций с помощью предлагаемого механизма факторного анализа, выявлены ключевые управляемые факторы стоимости с высоким потенциалом улучшения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practical realization of design company value factor analysis’ mechanism

The article examines features of the design company value factor analysis. The arrangement of value factor selection, including three elements: sensitivity analysis, controllability valuation and potential for improvement, is proposed. On the basis of proposed factor analysis’ mechanism, key controllable value factors which have a high potential for improvement are identified by the example of a design company

Текст научной работы на тему «Практическая реализация механизма факторного анализа стоимости проектной организации»

Алешин Михаил Михайлович

Aleshin Mikhail Mikhailovich Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в строительстве» Ph.D., Candidate of Economics, Docent of «Economy and Management of Construction Engineering» department

E-Mail: [email protected]

Цапко Константин Александрович

Tsapko Konstantin Aleksandrovich Северо-Кавказский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ» «GIPRODORNU» joint-stock company’s North Caucasian branch

Начальник сектора маркетинга Head of Marketing department E-Mail: [email protected]

Практическая реализация механизма факторного анализа стоимости проектной организации

The practical realization of design company value factor analysis’ mechanism

Аннотация: В статье рассмотрены особенности проведения факторного анализа стоимости проектной организации. Предлагается схема отбора факторов стоимости, включающая три элемента: анализ чувствительности, оценка управляемости и оценка потенциала улучшения. На примере одной из проектных организаций с помощью предлагаемого механизма факторного анализа, выявлены ключевые управляемые факторы стоимости с высоким потенциалом улучшения

The Abstract: The article examines features of the design company value factor analysis. The arrangement of value factor selection, including three elements: sensitivity analysis, controllability valuation and potential for improvement, is proposed. On the basis of proposed factor analysis’ mechanism, key controllable value factors which have a high potential for improvement are identified by the example of a design company

Ключевые слова: Управление стоимостью, факторы стоимости, анализ чувствительности, коэффициент эластичности, проектная организация.

Keywords: Value-based management, value factors, sensitivity analysis, flexibility factor, design company.

Переход к концепции управления, в которой основной задачей собственников (инвесторов), в том числе формулируемой ими перед менеджментом, становится управление, прежде всего, капитализаций генерируемых бизнесом денежных потоков, а не самими потоками стал доминирующим в практике управления зарубежными корпорациями.

Его основной целью является максимизация стоимости компании, а основными факторами создания стоимости являются показатели денежного потока, учитывающие влияние внешних и внутренних факторов и взаимодействий с контрагентами компании [1].

Концепция стоимостного менеджмента в настоящее время получает все большее распространение и в России, однако практически реализуется в основном лишь крупнейшими компаниями, акции которых котируются на фондовой бирже, что связано в том числе и с недостаточным либо практически полным отсутствием разработок, исследующих формирование механизмов создания стоимости в организациях конкретной отраслевой принадлежности.

В настоящей статье будет рассмотрен механизм анализа факторов стоимости на примере одной из проектных организаций (ПО) г. Ростова-на-Дону.

Нами предлагается следующая общая схема отбора факторов стоимости (рис. 1).

Рис. 1. Предлагаемая общая схема отбора факторов стоимости

В основе факторного анализа лежит расчет коэффициента эластичности, под которым в экономической науке понимается показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины (в нашем случае - стоимости ПО) по отношению к факторам (в нашем случае - факторам стоимости ПО), от которых она зависит. Иными словами, он показывает, на сколько процентов изменится результат, если величина фактора изменится на 1 %.

С математической точки зрения под эластичностью функции у = /(х) относительно пе-

Лу/у х ,

ременной х называют предел Ііт--------= — / (х).

Лх®0 Лх / х х

Таким образом, формула для расчета коэффициента эластичности будет иметь следующий вид [3]:

х

Эх (у) = /'(х) • -у

где Эх(у) - коэффициент эластичности величины у к фактору х; у - результирующая переменная; х - факторная переменная;

/ '(х) - первая производная функции у по переменной х.

Пусть у = Упо дск , а х = УГпо дск .

где УГ по дСК - фактор стоимости ПО ДСК.

Тогда стоимость ПО можно представить как:

УПО = / (УГ по) ,

а коэффициент эластичности стоимости ПО ДСК к фактору стоимости ПО ДСК можно представить как:

УГ

ЭуГп0 (Упо ) = / Упо ) ^ (1)

Упо ,

где ЭУг по (Упо) - коэффициент эластичности стоимости ПО к фактору стоимости ПО

дск.

На основе имеющихся данных, нами была проведена оценка стоимости проектной организации (Таблица 1), что позволило с использованием представленного выше экономикоматематического инструментария проведен анализ чувствительности стоимости ПО к факторам стоимости.

Таблица 1

Расчет ¥С¥ и оценка стоимости проектной организации

Показатель Период

✓ 007 г. 2 008 г. 2 009 г. 2 010 г. 011 г.

1. Выручка 98 355 2 83 849 3 95 785 4 61 120 53 789

2. Прямые расходы 09 188 1 59 180 2 38 984 3 21 882 74 852

2.1. Услуги субподрядных организаций ( 3 474 9 3 670 1 47 799 1 68 628 31 485

2.2. ФОТ производственного персонала ✓ 8 473 4 2 410 5 4 831 1 03 214 7 976

2.3. Страховые взносы с ФОТ ( 008 8 473 1 2 260 2 0 136 8 917

2.4. Командировочные расходы ✓ 762 3 540 3 969 7 622 678

2.5. Материалы производственного характера 113 1 873 3 002 4 105 670

2.6. Расходы на обеспечение ✓ 2 3 3

320 724 282 221 245

2.7. Прочие прямые расходы 5 038 6 489 1 3 841 1 4 956 881

3. Маржинальный доход 8 9 167 1 24 669 1 56 801 1 39 238 8 937

4. Накладные расходы 4 3 129 4 8 473 6 7 489 6 9 062 2 013

5. EBITA 4 6 038 7 6 196 8 9 312 7 0 176 924

6. Амортизация ( 01 1 002 1 505 3 514 472

7. EBITDA 4 6 639 7 7 198 9 0 817 7 3 690 1 396

8. Оплаченные налоги 1 003 1 8 287 1 9 754 1 0 122 227

9. NOPLAT 5 636 5 8 911 7 1 063 6 3 568 169

10. Изменение чистого оборотного капитала 642 5 645 1 627 5 483 750

10.1. Изменение дебиторской задолженности 911 1 4 409 1 8 852 2 1 385 5 449

10.2. Изменение кредиторской задолженности 903 1 0 983 1 9 501 1 9 200 6 709

10.3 Изменение запасов и других элементов оборотных средств f 634 2 219 2 276 3 298 010

11. Чистые инвестиции в основной капитал 972 3 328 1 0 690 4 339 197

12. FCF 2 022 4 9 938 5 8 746 5 3 746 222

WACCno 20%

Дисконтный множитель ,833 ,694 ( ,579 ,482 ,402

PV (FCF) 6 674 4 657 4 014 5 906 099

PV (FCF) 123 350

g 5%

PV (FCFterm) 5 905

Vno 129 255

При оценке стоимости ПО и в качестве основы для расчета коэффициентов эластичности была использована следующая формула оценки стоимости ПО:

где В - выручка;

СП - услуги субподрядных организаций;

ФОТ - фонд оплаты труда производственного персонала;

С - страховые взносы с ФОТ производственного персонала;

К - командировочные расходы производственного персонала;

М - материалы производственного характера;

0 - расходы на обеспечение выполнения проектов;

П - прочие прямые расходы;

НР - накладные расходы;

А - амортизация;

Н - оплаченные налоги;

ДДЗ - изменение дебиторской задолженности;

ДКЗ - изменение кредиторской задолженности;

АЗ - изменение запасов и других элементов оборотных средств;

И - чистые инвестиции в основной капитал;

ЖЛССпо - средневзвешенная стоимость капитала; g - темп долгосрочного роста;

1 - длительность прогнозного периода.

Рассчитанные по формуле (1) значения факторов стоимости ПО, проранжированные по степени их воздействия на стоимость представлены на рис. 2. Как можно видеть, ключевыми факторами стоимости ПО являются: объем выручки, размер средневзвешенной стоимости капитала, уровень расходов на услуги субподрядных организаций, оплату труда, а также накладные расходы.

8,000 --

я 6,000

ч

0,000

9,852

5,280

1,823

0,547 0,542

0,403 0,321 0 284

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П , П , П , п , гн

0,160 0,117 0,099 0,092 0,082 0,073 0,027

в шлее СП ФОТ НР ДДЗ ДКЗСНПКИОМДЗА § Факторы стоимости ПО ДСК

4,000

2,018

2,000

Рис. 2. Ранжирование факторов стоимости ПО по степени воздействия на стоимость

Наряду с чувствительностью не менее важным критерием является возможность управляемости фактором стоимости с позиции предприятия. Существует множество факторов, которые оказывают непосредственное влияние на стоимость бизнеса, но управлять ими предприятие практически не может. Речь идет, прежде всего, о ставке дисконта, на которую среди прочего воздействуют особенности формирования национального рынка долгосрочных заемных обязательств и параметров макроэкономического риска [2].

Таким образом, ключевыми управляемыми факторами стоимости ПО являются: объем выручки, уровень расходов на услуги субподрядных организаций, оплату труда, а также накладные расходы.

Выявив ключевые управляемые факторы стоимости, необходимо также оценить потенциал улучшения факторов стоимости. Проведенный анализ ключевых управляемых факторов стоимости ПО показал, что высоким потенциалом улучшения обладают факторы стоимости «объем выручки», «уровень расходов на оплату труда», средним - «накладные расходы», а низким «уровень расходов на услуги субподрядных организаций». Действительно, например, для снижения уровня расходов на услуги субподрядных организаций, организации проектной организации потребуется либо выполнять непрофильные работы, что в силу отсутствия опыта и необходимых компетенций практически невозможно, либо создавать дополнительные специализированные подразделения, что требует значительных инвестиций и времени.

Таким образом, проведенный по предлагаемой схеме факторный анализ стоимости проектной организации показал, что ключевыми управляемыми факторами стоимости проектной организации с высоким потенциалом улучшения являются: «объем выручки» и «уровень расходов на оплату труда». В целях увеличения стоимости организации, именно управлению данными факторам должно уделяться основное внимание менеджмента проектной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешин М.М., Топалян А.П.. Об актуальности перехода к стоимостноориентированной концепции управления строительными корпорациями // Проблемы развития регионального инвестиционно-строительного комплекса и пути их решения: межвузовский сборник научных трудов / под общей редакцией Б.Н. Небритова. - Ростов-н/Д : Рост. гос. строит. ун-т, 2009 - 198 с.

2. Евсеева И.А. Управление промышленными предприятиями на основе концепции ключевых факторов стоимости бизнеса: Дис. канд. экон. наук. - Орел., 2005. - 188 с.

3. Эконометрика: конспект лекций /сост. Е.И.Шувалова. Владивосток: Изд-во ДВГТУ,

2008.—86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.