Научная статья на тему 'Прагматизм современного образования и поиск новой системы ценностей'

Прагматизм современного образования и поиск новой системы ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1347
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЗНАНИЕ / ПРАГМАТИЗМ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / EDUCATION / EDUCATIONAL PRACTICES / KNOWLEDGE / PRAGMATISM / TEMPORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабай Светлана Валерьевна

В статье рассматриваются ценностные и методологические аспекты современного образования. Автор утверждает, что темпоральность имплицитно присутствует в образовательном процессе, определяя его ценностные детерминанты.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

aluable and methodological aspects of modern education are considered in the article. The author claims that the temporality is implicitly contained in educational process, defining its valuable determinants.

Текст научной работы на тему «Прагматизм современного образования и поиск новой системы ценностей»

Светлана БАЛАБАЙ

ПРАГМАТИЗМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОИСК НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматриваются ценностные и методологические аспекты современного образования. Автор утверждает, что темпоральность имплицитно присутствует в образовательном процессе, определяя его ценностные детерминанты.

Valuable and methodological aspects of modern education are considered in the article. The author claims that the temporality is implicitly contained in educational process, defining ts valuable determinants.

Ключевые слова:

образование, образовательные практики, знание, прагматизм, темпоральность; education, educational practices, knowledge, pragmatism, temporality.

Современное образование как конкретная социальная практика находится в русле кардинальных изменений, свидетель -ством которых являются многочисленные реформы, вызыва -ющие бурные, а порой даже ожесточенные дискуссии. Это находит отражение в разрастании педагогических концепций, появлении новых форм образовательных учреждений, инновационных обучающих программ и учебников. Традиционно образование пони -мают как систему подготовки специалистов. В этом случае главный акцент делается на профессиональной подготовке, и именно этому посвящен состав знаний и навыков. Однако формирование лично -сти и гражданина лишь декларируется, но в действительности оста -ется за скобками современного образования в России. Устранение личностного компонента способствует транслированию знания информации, без ее дальнейшего осмысления и глубинного пони мания.

Кажущаяся доступность информации в безбрежном простран -стве коммуникативных сетей приводит на самом деле к фрагмента ции культурного опыта, делая сознание клиповым и разорванным. Конечно, сети дают большие возможности для поиска реальных и уникальных знаний, но ими, как и свободой, необходимо уметь и хотеть правильно воспользоваться. Когда знание базировалось на бумажных носителях, тоже можно было при желании найти умную и хорошую книгу, которая могла иметь судьбоносное значение. Но сколько людей использовало эту возможность? Сейчас ситуация изменилась количественно, но приведет ли это к новому качеству? И к тому качеству, которое мы хотели бы, а не к совсем другому, более угрожающему, чем прошлая безграмотность и бескультурье? Сейчас налицо все признаки информационного натиска, когда во инственное невежество становится глобальным, опираясь на авто ритет Интернета. При этом преподаватель превращается из ученого и педагога в тьютора, задачей которого становиться лишь оказание помощи студенту в освоении материала из сети.

Главной ценностью объявляется прагматизм, причем СМИ ис -кусственно приписывают эти установки молодежи и всячески на вязывают их. хотя история науки и образования свидетельствует о том, что корыстная выгода и утилитарная польза никогда не были подлинным двигателем человеческой мысли. Прагматизм и прак тичность, а попросту жадность и жажда обогащения не являются основными мотивами научного творчества и образования. Целью же действительного образования выступает формирование внутрен -

БАЛАБАЙ Светлана Валерьевна — к.филос.н., доцент кафедры философии и политологии СГСЭУ

narrativ63@mail.ru

ней мотивации на основе надличностных, т.е. выходящих за пределы времени жизни данного человека, можно сказать «веч -ных», ценностей.

Так, Й. Хейзинга отмечает: «Средний житель в странах Запада сегодня инфор -мирован обо всем понемногу, и он реже и реже оказывается в условиях, где от него требуется собственное мышление и самопроявление»1. По мысли философа, такое пестрое и в то же время поверхност ное знание, такой духовный горизонт, слишком широкий для глаз, не воору женных критической оптикой, должны неминуемо привести к упадку способно сти суждения2. Собственно, тенденция к полной формализации охватывает весь человеческий опыт, осмысленный на дан ном этапе через призму всеобщей ком -пьютеризации. В такой ситуации человек вынужден становиться прагматичным, расчетливым, но менее эмоциональным и нравственным, мало способным к творче ству, не умеющим и не желающим оценить и создать прекрасное. Можно утверждать, что основной тенденцией в образовании становится погоня за знаниями, инфор -мацией, за материальными ценностями, которая диссонирует с присущей человеку потребностью в понимании и гармонич ном развитии.

Благодаря информационным техноло -гиям происходит эффективное отчужде ние современного человека от целевого проектного действия. И как следствие — отказ информационного общества в целом от всех важнейших принципов, обеспечивающих саму возможность та кого действия, — от целеполагания, са -моопределения, замысливания и т.д3. А эталонное, стандартизированное знание, которое необходимо осваивается в боль ших объемах школьниками и студентами, является внешним, формальным, стан дартизированным. Такое знание не может способствовать развитию навыков само стоятельного мышления и формированию мировоззренческой шкалы ценностей. В этой ситуации формирование мировоззре ния происходит стихийно, под влиянием средств массовой коммуникации и идео -

1 Хейзинга Й. Ното Мет. В тени завтрашнего дня. - М., 1992, с. 275.

2 Там же.

3 Громыко М.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Методология: вчера, сегодня, завтра. — М., 2005, т. II, с. 216.

логического прессинга, вызывая интерес к внешней стороне приобретения знания, а именно к навыкам практической деятель ности, столь необходимым в информаци онном обществе.

Итак, рост информационно -телеком -муникационных сетей и быстрая интер -нетизация ведут к изменениями в про блемном поле образовательного знания. Расширение информационного про -странства и развитие социальных сетей способствуют тому, что проблема получе ния знания принципиально изменяется, превращаясь в потребление информации. В современную эпоху вряд ли возможно игнорировать особенности получения информации через Интернет. Наоборот, необходимо признать указанные осо бенности существования современного общества знания в качестве онтологиче ских и трансформировать процесс обра зования. Вместе с тем возникают вопросы следующего характера: «Отвечают ли тех -нологии и алгоритмы информационно коммуникативных структур стратегии становления творческого мышления и рефлексивно - критического самосознания личности? Каким именно типам личност -ного развития отвечают принципы ком пьютерной коммуникации?» И самый, на наш взгляд, главный вопрос: «Какого рода трансформации претерпевают цен ности традиционных знаний и универса -лий общечеловеческой гуманистической культуры в век информационных техно -логий?»

В России даже появился термин, отра -жающий современные тенденции в обла -сти культуры и формирования личности: «образованец» (или «образованщина») — человек, получивший высшее образова ние, но лишенный духовности, подлинной интеллигентности, четкой системы нрав ственных ценностей. В современном лек сиконе появилась и новая мифологема — «образовательные услуги». В этом случае образование отождествляется с процессом потребления знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной дея тельности. Напряжение, терпение, поиски истины как необходимые этапы формиро вания «интеллектуального наслаждения», которое, по Аристотелю, является непре -ходящим и отличает господина от раба, заменяются процедурой усвоения «поло жительных социальных навыков». Так, на -пример, в публичных школах США можно

получить зачет, играя весь день в баскет бол, если математика не дается (в частных школах все по - старому). Это школы «со -циального сдерживания» (точнее, классо -вого), когда в условиях массового спроса на ценность общедоступного образования выхолащивается его действительное со держание. Нечто подобное заложено и в так называемом Болонском процессе, фактически предопределяющем разделе ние на элитарное и массовое образование.

В советское время, несмотря на про фанирующее влияние лозунга о политех нической школе, образование (особенно высшее) сохраняло свой сакральный статус. Преподавание марксизма с его по -стулатом объективности законов природы и общества, на что так яростно нападал К. Поппер, уравновешивало диалектиче скую антиномию светского и священного. Даже в период деидеологизации сакраль -ное сохраняло свое присутствие в виде направлений реформы образования во времена перестройки — фундаментали зации, гуманизации и гуманитаризации. Последовавший затем отказ от этих ценно -стей привел к трансформации сакрального в образовании в профанируемые псевдо ценности технократизма, прагматизма и глобализма, которые не соответствуют исторической традиции образования. Наступило господство конструктивизма, под флагом которого расцвел солипсизм и просто воинствующее невежество. В про цессе осквернения сакрального симулякр российского образования превратился в фальсификат.

Следовательно, трансформация цен ностей привела к деформации миссии образования — как гармонизации деятель ности человека и общества, так и процесса развития самого человека. Классический идеал образования предполагал изменение самого человека в процессе овладения но вым знанием, тогда как в условиях инфор -мационного бума современным идеалом знания стало накопление знания, а целью познания человека — компьютеризиро ванный образ мира, в котором нет места человеку. Именно поэтому М. Хайдеггер считал столь востребованной в современ ном обществе древнегреческую пайдейю. С точки зрения Хайдеггера, совпадение понятий «пайдейя» и «образование» яв -ляется не случайным, поскольку обра зование еще Платоном рассматривалось как развертывающее формирование и как

процесс, который формирует нечто новое в соизмерении с определенным образцом. Противоположена пайдейе апайдевсия (необразованность), которая не предусма тривает развертывания «основополагаю щей установки и не дает определенного прообраза»1. Следовательно, назначение образования — дать человеку смысл, форму и содержание всего сущего, т.е. выявить ценностные характеристики зна ния в деятельности образования. В этой связи возникает проблема поиска новой системы ценностных установок, позво ляющих преодолеть кризис современного образования.

М. Кастельс отмечал, что доминирую щей тенденцией в современном обществе является «исторический реванш простран ства,структурирующего темпоральность»2. Это историческое пространство названо социологом «пространством потоков», а именно потоков капитала, информации, технологии, организационного взаимо действия, изображений, звуков и симво лов. Причем потоки — это не просто один из элементов социальной организации, они являются выражением процессов, до минирующих в экономической, полити -ческой и символической жизни современ ного общества3. Фактически процессы, или, в терминологии Кастельса, потоки, происходящие в названных выше сферах, формируют новую пространственную форму, которая может быть названа вир туальным пространством. Виртуальное пространство растворяет время, разупо рядочивает последовательность событий и делает их одновременными, превращая жизнь общества в «вечную эфемерность». В таких условиях знание образователь ных практик превращается в потоки информации, стихийно функционирую щие и превращающиеся в своеобразный фрагментарно интеллектуальный хлам.

Вместе с тем людям присуща экзистен ция «как форма существования среди всего сущего». Эта мысль М. Хайдеггера весьма значима в плане возможностей приобретения сущностного, важного для формирования мировоззрения и про

1 Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие : статьи и выступления. — М., 1993, с. 350.

2 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000, с. 434.

3 Там же.

фессиональной идентичности знания. М. Хайдеггер утверждал, что «корреля ция мира и воли бытия» возможна лишь в аспекте заботы и значимости1. Понятие «значимость» определяет отношение необходимости приобретения знания, что в свою очередь связано с тем, какие ценности востребованы в обществе. Еще Сократ утверждал, что нельзя научить, но можно научиться, если сам человек стре мится к такому знанию. М. Хайдеггер, по сути, продолжая мысль античного фило -софа, отмечал, что «реальность, действи -тельность можно прояснить лишь тогда, когда бытие, реальное присутствует, обнаруживает себя»2, причем «самооб наружение мира следует понимать как присутствие и настоящее»3. Таким обра зом, Хайдеггер постулирует взаимосвязь ценностных оснований и темпоральных характеристик социальной реальности, определяющих цели и мотивы поведения человека.

В системе исходных представлений об образовании, характерных для антич ной философии, можно обнаружить рациональные основания возможного духовного и нравственного развития, основанного на идее истинного знания, т.е. знания, находящегося в согласии с бытием. Очевидно, что в современной культуре происходит разрыв знания и бытия. Вследствие этого знание не дает понимания, и понимание не увеличива ется благодаря росту знания. Понимание зависит от отношения знания к бытию, это равнодействующая знания и бытия. Понимание — это бытийственная сторона содержания знания, предопределяющая осмысление человеком своего места в мире4. В силу утраты представления о времени как «горизонте бытия»5 процесс понимания в образовательных практиках искажается, превращаясь в комментарии или формальные клише, необходимые

1 Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск, 1998, с. 232.

2 Там же.

3 Там же.

4 Философия науки XX века и историография науки : сборник. — СПб., 2008, с. 247.

5 Хайдеггер М. Бытие и время. — М., 1997, с. 437.

для запоминания, что превращает учеб -ный процесс в схоластическое начетни чество. Следовательно, время становится длящимся духовным пространством, т.е. онтологической характеристикой куль туры, в которой моменты длительности и дления прошлого и будущего высту пают взаимодополнительными гранями становящегося бытия настоящего. Иначе говоря, структура времени представляет собой не только сочетание абстрактных модусов — прошлого, настоящего и буду щего, но и совокупность времен, взятых как срезы живого организма культуры. При этом темпоральность имплицитно присутствует в образовательном процессе, предопределяя и определяя его ценност -ные детерминанты.

Подводя итог, подчеркнем, что образо -вание есть непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта человека. Можно сказать, что образование — это процесс формирова ния общественного и профессионального сознания, процесс развития культуры и цивилизации. Миссия образования — прогресс общественного развития во всех направлениях, гармонизация деятельно сти человека и общества в гуманитарном, научно техническом, экологическом, экономическом направлениях развития. Однако в современных условиях обще ственного развития эти аксиомы оказы ваются лишь идеалом, весьма значимым, но вряд ли достижимым. Причиной тому явиляется потеря ценностной ориентации, во многом связанная с информационно технологическим развитием. Следствием этого оказывается кризис компетент -ности и профессионализма личности. Трансформация образования в технокра -тизм, прагматизм, глобализм и другие подходы не соответствуют исторической традиции образования. В этой связи фор мирование системы ценностных устано вок, транслирующей «живое», «становя щееся», темпорально прогностическое знание, ориентированное на «человече ское» в человеке, будет способствовать как развитию человеческой субъектности, целостности, ответственности, так и пре одолению разрыва между образованием и культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.