Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемные аспекты / цифровая педагогика / образование / ИКТ / профессиональное образование / problematic aspects / digital pedagogy / education / ICT / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Ивашкина

Цель представленной работы – исследование проблемных аспектов развития современной цифровой педагогики. Практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении возможностей реализации теоретических аспектов развития цифровой педагогики и в определении места цифровой педагогической науки в обучающем процессе в ходе решения практических проблем в отечественном образовании. Автором обосновано, что цифровая педагогика является источником формирования новой парадигмы образовательного процесса, в котором на первый план выходит использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью выявления творческих способностей личности и обеспечения ее всестороннего развития. Анализ современных педагогических исследований позволил автору констатировать, что цифровизация педагогики и образования в целом предоставляет педагогу инновационные возможности формирования максимально содержательного, результативного и удобного для учащихся учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MODERN DIGITAL PEDAGOGY

The purpose of the presented work is to study the problematic aspects of the development of modern digital pedagogy. The practical significance of this work lies in considering the possibilities of implementing the theoretical aspects of the development of digital pedagogy and in determining the place of digital pedagogical science in the learning process in the course of solving practical problems in national education. The author substantiates that digital pedagogy is the source of the formation of a new paradigm of the educational process, in which the use of digital information and communication technologies (ICT) comes to the fore in order to identify the creative abilities of the individual and ensure its all-round development. The analysis of modern pedagogical research allowed the author to state that the digitalization of pedagogy and education in general provides the teacher with innovative opportunities for the formation of the most meaningful, effective and convenient educational process for students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

References

1. Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

2. Alehin I.A. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2018. Available at: https://urait.rU/viewer/voennaya-pedagogika-413437#page/1

3. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1976.

4. Lukov G.F., Platonov K.K. Psihologiya. Moskva, 1964.

5. Mucinov S.S. Molodye voiny: vospitanie iadaptaciya v kollektive. Moskva: Institut voennoj istorii MO SSSR, 1989.

6. Rotenberg V.S., Arshavskij V.V. Poiskovaya aktivnost'i adaptaciya. Moskva, 1984.

7. Tradicii Rossijskoj armii. Moskva, Zhukovskij: Kuchkovo pole, 2002.

8. Fedenko N.F. Individual'naya rabota s podchinennymi. Pedagogicheskie problemy vospitaniya sovetskih voinov. Moskva, 1974.

9. Maklakov A.G. Voennaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2004.

10. Korolenko C.P., Frolova G.V. Vselennaya vnutri tebya ('Emocii. Povedenie. Adaptaciya). Novosibirsk, 1979.

11. Egorov L.G. Social'naya adaptaciya molodezhi vsocialisticheskih voinskih kollektivah: (Sociologicheskijanaliz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1975.

12. Senokosov Zh.G. Molodye voiny: trudnosti adaptacii. Apedagogom bytobyazan. Moskva, 1990: 63 - 68.

13. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.

14. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya slushatelej, kursantov voennyh vuzov. Moskva, 2008.

15. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.

16. Efremov I.I., Hmara N.I., Shevcov V.M. Oficer: lichnost'i voin: monografiya. Moskva: VAGSh VS RF, 008.

17. Senokosov Zh.G. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya molodyh soldatk voinskojsluzhbe. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva: VPA, 1990.

18. Vapilin E.G. Patrioticheskoe i voinskoe vospitanie vrusskojarmii. Sankt-Peterburg, 1994.

Статья поступила в редакцию 14.03.21

УДК 37 DOI:10.24412/1991-5497-2021-287-145-147

Ivashkina T.A., senior teacher, FSBEI HE"Moscow Aviation Institute (National Research University)" Moscow, E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

STUDY OF PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MODERN DIGITAL PEDAGOGY. The purpose of the presented work is to study the problematic aspects of the development of modern digital pedagogy. The practical significance of this work lies in considering the possibilities of implementing the theoretical aspects of the development of digital pedagogy and in determining the place of digital pedagogical science in the learning process in the course of solving practical problems in national education. The author substantiates that digital pedagogy is the source of the formation of a new paradigm of the educational process, in which the use of digital information and communication technologies (ICT) comes to the fore in order to identify the creative abilities of the individual and ensure its all-round development. The analysis of modern pedagogical research allowed the author to state that the digitalization of pedagogy and education in general provides the teacher with innovative opportunities for the formation of the most meaningful, effective and convenient educational process for students.

Key words: problematic aspects, digital pedagogy, education, ICT, professional education.

Т.А. Ивашкина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Московский авиационный Институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва,

E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Цель представленной работы - исследование проблемных аспектов развития современной цифровой педагогики. Практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении возможностей реализации теоретических аспектов развития цифровой педагогики и в определении места цифровой педагогической науки в обучающем процессе в ходе решения практических проблем в отечественном образовании. Автором обосновано, что цифровая педагогика является источником формирования новой парадигмы образовательного процесса, в котором на первый план выходит использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью выявления творческих способностей личности и обеспечения ее всестороннего развития. Анализ современных педагогических исследований позволил автору констатировать, что цифровизация педагогики и образования в целом предоставляет педагогу инновационные возможности формирования максимально содержательного, результативного и удобного для учащихся учебного процесса.

Ключевые слова: проблемные аспекты, цифровая педагогика, образование, ИКТ, профессиональное образование.

На современном этапе развития общества отмечается активное использование инновационных ИКТ во всех сферах его жизнедеятельности, что приводит к увеличению объемов передаваемой и получаемой информации. Работодателями выдвигаются требования, связанные с наличием у кандидатов на должности развитых компетенций в области работы с информацией, в том числе, с использованием для этого цифровых сервисов и программного обеспечения. Для подготовки современных специалистов нового уровня цифровые ИКТ внедряются и применяются в образовательных учреждениях разного типа. Дисциплины информационных технологий (ИТ-дисциплины) повсеместно включаются в программы школьного, высшего профессионального образования, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Очевидно, что современные ИКТ не только поддерживают обучающие процессы сегодня, но и являются неотъемлемой частью образовательных программ. Применение цифровых ИКТ как на базе школьного, так и профессионального образования необходимо для развития общекультурных и цифровых компетенций учащихся, их навыков работы с информацией, средствами для хранения, передачи и обработки данных. В этих целях применяются системы ИКТ, требующиеся для управления современным образовательным процессом и организации образовательных платформ, создающихся для размещения курсов обучения онлайн, а также других форм электронного обучения. Таким образом, инновационные ИКТ используются в качестве основы для построения цифровой образовательной среды, где они являются средствами обучения [1-7].

Для управления цифровизацией современных образовательных процессов необходима инновационная цифровая педагогика. Эта педагогическая наука первоначально зародилась в результате проникновения современных средств обучения в образовательный процесс в виде проекторов, электронных досок, электронной почты для обмена информацией и прочих новшеств, рожденных информационными технологиями. Еще на протяжении шестидесятых-девяностых годов прошлого столетия человечество осознало, что цифровые технологии стре-

мительно развиваются и активно влияют на все сферы его жизнедеятельности, в том числе, и на образование. Стало очевидно, что неотехнологии наступившей цифровой эры необходимо и можно использовать в системе образования при условии научного мониторинга новых форм обучающего процесса цифровой педагогикой, которая стала рассматриваться как наука, способная предоставить информацию по инновационным методикам использования цифровых технологий в образовательной среде, структурировать информацию по средствам и методам обучения на их основе. Однако в процессе становления цифровой педагогической науки и ее внедрения в современную систему обучения неизбежно возникает ряд практических проблем. Разработка цифровых педагогических технологий и формирование методологической базы для внедрения цифровых технологий в образовательный процесс требуют постоянного повышения квалификации педагогических работников, совершенствования их знаний и развития цифровых компетенций. Отдельные педагоги активно противостоят чрезмерной цифровизации образования в ущерб классической модели образовательного процесса. Степень интеграции новейших достижений в сфере ИКТ в инновационный процесс обучения - это главная проблема, с которой сталкивается и которую решает современная цифровая педагогика. Темпы развития цифровой педагогической науки и цифровизации образования, как и отдельного общества в целом, сдерживает проблема «цифрового разрыва», возникающая в результате разницы доступа к цифровым технологиям между странами и образовательными учреждениями. «Цифровой разрыв» проявляется и в том, что уровень готовности учебных заведений к освоению и использованию в обучении цифровых технологий, становится разным. Решение данной проблемы требует активного участия государства и общества.

Определяя в теории место ИКТ и цифровых технологий в своей учебно-методической базе, цифровая педагогика в основном рассматривает инновационные технологические достижения в качестве средств обучающего процесса, инструмента для формирования и развития информационных и цифровых компетенций обучающихся. На практике же современная педагогическая наука этим не

ограничивается, так как ФГОС представлены требования к организации учебного процесса за счет применения цифровых решений, возможности для педагогов планировать, вести и корректировать учебный процесс на основе использования ими цифровых технологий [2]. У преподавателей большинства современных учебных заведений также существует возможность для разработки и проведения экспериментов на основе инновационных решений в системе образования, что положительным образом должно отражаться на развитии профессиональных компетенций работников образовательной сферы.

В рамках анализа предлагается провести исследование в отношении основных публикаций экспертов в педагогической сфере, анализ нормативно-правовой базы, научных подходов к пониманию места и роли цифровых технологий в образовательном процессе.

В статье Воробьевой Т.А., педагога с многолетним стажем и автора нескольких научных педагогических публикаций, уделяется внимание одному из средств обучения - технологии конференц-связи в рамках профессиональной подготовки переводчиков [3]. Автором в исследовании описываются условия для применения данного цифрового решения, определяется место для применения цифровых технологий в системе профессиональной подготовки. В своей работе Воробьева Т.А. рекомендует популяризировать технологию конференц-связи не только в системе обучения и подготовки переводчиков, но и внедрять данную технологию и в иные области образовательной деятельности. В исследовании С. Голосовой, научного деятеля и профессионала в области педагогики, исследуются основные тенденции в современной системе педагогической подготовки. Автор подчеркивает, что цифровые технологии одновременно являются как средством обучения, так и инструментом для планирования и реализации учебного процесса. Отмечается, что внедрение цифровых технологий в систему педагогической подготовки - это требование общества и других участников образовательного_процесса.

Большой популярностью в последние годы стали пользоваться платформы для образовательных курсов с предоставлением к ним доступа онлайн. В России одним из результатов цифровизации системы образования стало создание платформы «Открытое образование». Свое место в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации нашли вебинары особенно в условиях пандемии и действующих ограничений на мероприятия с большим скоплением людей. С учетом того, что цифровые технологии внедряются в разные сферы жизни, данный процесс потребовал от государства разработки программы «Цифровая экономика». В соответствии с этой программой уже к 2024 г планируется ежегодно выпускать до 120 тыс. человек с высшим образованием в области ИКТ. Программой также предусматривается выпуск с 2024 г не менее 800 тыс. человек со средним профессиональным образованием и развитыми компетенциями в области ИКТ К 2024 г планируется довести долю населения с компетенциями в области цифровых навыков до 40% от общей численности населения [7].

Активизация использования дистанционного формата обучения, популяризация цифровых технологий в системе образования и, в частности, в педагогике на фоне пандемии коронавируса сказалась практически на всех участниках образовательного процесса. Стали массово использоваться открытые онлайн курсы, в связи с чем, по мнению некоторых представителей общественности, даже возникла угроза исчезновения ряда вузов. Объем используемых цифровых технологий в образовательном процессе сегодня таков, что позволяет судить о явном сдвиге традиционной классической парадигмы педагогики в сторону циф-ровизации. Результат использования цифровых технологий в современном образовании зависит от того, смогут ли участники образовательного процесса принять новую образовательную парадигму. Она подразумевает, что главной целью образования является не только усвоение знаний в результате их передачи педагогом обучающимся, а развитие свободной личности учащегося. Активное внедрение современных ИКТ привело к новой ситуации в системе образования, но никуда не уходят из образовательного процесса инструменты взаимодействия между педагогами и обучающимися, не умаляется роль педагога в учебном процессе, несмотря на возможность получения знаний учащимися не только из лекций, но и в результате широкой самостоятельной практической работы с компьютерными программами. Не исчезает и то педагогическое наследие, которое было сформировано в результате многолетнего опыта педагогической практики. Креативная цифровизация педагогики позволяет формировать всестороннее развитие личности в результате реализации ее творческой инициативы и возможностей. Кроме того, цифровизация образования расширяет перспективы выпуска специалистов, наделенных высокими ИТ-компетенциями, которые крайне необходимы современному обществу ввиду популяризации массовых коммуникаций и инновационных технологий. Речь также идет о получении педагогом новых возможностей в рамках практической деятельности на основе использования им современных цифровых решений. В свою очередь, системы дистанционного образования сегодня позволяют предоставлять удаленный доступ к учебным материалам, проводить контрольные мероприятия.

В свою очередь возможности современных цифровых технологий требуют выработки как на общем (государственном), так и частном уровне (школы, вуза,

Библиографический список

колледжа, курсов) оптимальных и эффективных практических подходов к их внедрению в образовательную деятельность. Перед цифровой педагогикой стоит задача создания научного обоснования использования инновационных ИКТ для построения на их основе учебного процесса с упором на современную методологическую базу. Внедрение новых технологий в образовательный процесс сегодня нельзя представить без решения задач, связанных с модернизацией ИКТ-инфра-структуры, с подготовкой выпускников педагогических вузов с навыками и умениями в области применения ИКТ в процессе обучения, с повышением квалификации преподавателей на основе освоения ими ИКТ не только в теории, но и на практике.

Обязательным условием для эффективного использования передовых ИКТ в образовательном процессе должна быть совершенная нормативно-правовая база, как на уровне регулирования системы образования в целом, так и на уровне издания и принятия локальных нормативных правовых актов.

В связи с тем, что ИКТ регулярно развиваются, дополняются новыми функциями и возможностями, учебные планы наряду с содержанием дисциплин для профессиональной подготовки педагогов также должны постоянно обновляться.

Задачи, стоящие перед современной педагогической наукой, связанны с внедрением в традиционную систему педагогической подготовки цифровых технологий и требуют усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Представителями научной педагогической среды должно быть определено место для использования современных цифровых технологий в подготовке педагогов и практической деятельности, осуществляемой ими [5].

Современные педагоги должны получать мотивацию на изучение информационных технологий организации учебной деятельности, разработку инновационных решений для их внедрения в образовательный процесс. Так как в России реализуется концепция информатизации общества, все эти изменения в системе образования должны быть адекватно оценены и приняты обществом. Информатизация не является целью проекта, а выступает в качестве средства для решения накопившихся проблем в системе образования. При решении задач по цифро-визации современной педагогики возникает ряд трудностей, обусловленных неразработанностью нормативно-правовой базы, необходимостью модернизации ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений, необходимостью постоянного обновления учебных программ для подготовки педагогов по той причине, что сами цифровые технологии непостоянны, они динамично изменяются, у них появляются новые функции.

Важным проблемным аспектом цифровизации образовательного процесса является отсутствие у многих образовательных учреждений методических отделов с подготовленными ими наработками в сфере применения цифровых технологий, разработок на их базе инновационных решений в области педагогической деятельности. В своем функционировании методические отделы современных учебных институтов должны опираться не только на последние достижения в сфере цифровых информационных технологий, но и на научную поддержку и мониторинг инновационной цифровой педагогики.

Особенности методики цифровой педагогики заключаются в ее гибкости и мобильности, что безгранично расширяет горизонты творчества педагогов и учащихся. С учетом уровня знаний и компетенций учащихся, применения межпредметных связей при преподавании отдельных предметов педагоги могут самостоятельно формировать образовательные траектории, корректировать интенсивность преподавания образовательных программ, планировать и осуществлять коррекционную работу. Преподаватели имеют уникальную возможность самостоятельно готовить и реализовывать проекты в области инноваций в системе образования, используя для этого разные формы, средства и методы обучения на базе цифровых технологий.

Цифровые технологии, которые используются в современных условиях для организации учебного процесса, с появлением методологии преподавания на их базе создают широкие возможности для решения первоочередных задач обучения - повышения качества и доступности образования. Основное преимущество использования цифровых технологий в образовательном процессе сводится к тому, что они позволяют делать его гибким и мобильным, ориентированным на потребности и особенности личности каждого учащегося.

С научной точки зрения задача цифровой педагогики неизбежно сводится к решению проблем цифровизации образования, главной целью которой является персонализация образовательного процесса с использованием для этого цифровых платформ, организация мобильных и хорошо структурированных процессов обучения и внедрение в образовательную среду инновационных педагогических практик.

Таким образом, цифровая педагогика ведет к необходимости перехода на новые концепции преподавания, предназначенные для организации инновационного учебного процесса. Обоснованное взаимодействие практики цифровизации процесса обучения и непрерывно развивающейся с опорой на нее цифровой педагогической науки является фундаментом становления современной инновационной системы образования, ориентированной на повсеместное предоставление образовательных услуг высокого качества, которые необходимы для ускоренного перехода общества и его экономики на инновационную модель развития.

1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва, 2019.

2. Борисова Н.В. Цифровое общество через призму наследия С.Л. Рубинштейна. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Москва, 2018: 132 - 136.

3. Воробьева Т. А. Психологические особенности электронного обучения. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 2: 100 - 104.

4. Воронцова Ю., Ермолаев В.В. Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников). Психолог. 2016; № 1: 1 - 12.

5. Bold M. Interaction in distance learning. Encyclopedia of distance learning. NY, 2016: 1244 - 1249.

6. Russell G. The problems and possibilities of virtual schools. Encyclopedia of distance learning. NY, 2019: 1673 - 1679.

7. Кадры для цифровой экономики. Available at: https://digitalskills.center/itog2019plan2020.php

References

1. Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu. Osnovnye ideididakticheskojkoncepciicifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva, 2019.

2. Borisova N.V. Cifrovoe obschestvo cherez prizmu naslediya S.L. Rubinshtejna. Cifrovoe obschestvo v kul'turno-istoricheskoj paradigme. Moskva, 2018: 132 - 136.

3. Vorob'eva T.A. Psihologicheskie osobennosti 'elektronnogo obucheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 2: 100 - 104.

4. Voroncova Yu., Ermolaev V.V. Predstavleniya «pokoleniya Z» o svoej buduschej sem'e (na primere litovskih starsheklassnikov). Psiholog. 2016; № 1: 1 - 12.

5. Bold M. Interaction in distance learning. Encyclopedia of distance learning. NY, 2016: 1244 - 1249.

6. Russell G. The problems and possibilities of virtual schools. Encyclopedia of distance learning. NY, 2019: 1673 - 1679.

7. Kadry dlya cifrovoj 'ekonomiki. Available at: https://digitalskills.center/itog2019plan2020.php

Статья поступила в редакцию 09.04.21

УДК 373.1: 93/94 (571.52) DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-147-149

Maady S.S., postgraduate, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: maady1981@mail.ru

SUMONN BOARDING SCHOOLS DURING THE PERIOD OF THE TUVINIAN PEOPLE'S REPUBLIC. In the article, the author examines issues related to the history of the formation and development of an elementary Tuvan school in the Tuvan People's Republic (TNR) in the 30s of the twentieth century, using the example of summon boarding schools. On the basis of archival materials and the works of other researchers, the author studies the history of the creation of summon boarding schools in the TNR, clarifies what tasks they faced, on the basis of which textbooks the children studied, who the compilers of the first textbooks were. The author concludes that in conditions of the nomadic lifestyle of Tuvans, summon boarding schools played a great role not only in eliminating the illiteracy of Arat children, but were the only opportunity for them to receive primary education. And the teachers carried out a great educational work among the Arat population to preserve the contingent of students.

Key words: Tuva people's republic, type of school, summon boarding schools, elimination of illiteracy, two-year course, textbooks, primer, general education.

С.С. Маады, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: maady1981@mail.ru

СУМОННЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В данной статье автором рассматриваются вопросы, связанные с историей становления и развития начальной тувинской школы в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия, на примере сумонных школ-интернатов. На основе архивных материалов и работ других исследователей автор изучил историю создания сумонных школ-интернатов в ТНР, уточнил, какие задачи стояли перед ними, на основе каких учебников учились дети и кто были их первыми составителями. Автор делает вывод о том, что в условиях кочевого образа жизни тувинцев сумонные школы-интернаты сыграли большую роль не только в ликвидации неграмотности детей аратов, но были единственной возможностью для получения ими начального образования. Учителя вели большую просветительскую работу среди аратского населения для сохранения контингента учащихся.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, тип школы, сумонные школы-интернаты, ликвидация неграмотности, двухгодичный курс, учебники, букварь, всеобщее обучение.

История становления народного образования, развитие системы образования, формирование педагогических кадров, открытие начальной тувинской школы и других типов школ в период Тувинской народной республики был предметом исследования многих авторов: Н.А. Сердобова [1]; одного из первых этнопедаго-гов Тувы, канд. пед. наук, доцента К.Б. Салчак и его соратницы канд. пед. наук, доцента Л.П. Салчак; канд. ист. наук [2], доцента В.Ч. Монгуш [3] и др. Тем не менее данные проблемы не получили должного исследования до сих пор, нет работ монографического характера, в которых более четко и глубоко были бы проанализированы следующие вопросы: по каким учебным планам учили в разных типах школ в период ТНР; какие дисциплины были обязательными в первые годы обучения; были ли учебники или практические пособия, по которым учили детей; на каких принципах базировалась система народного просвещения в ТНР; как решался кадровый вопрос и т.д.

Основная цель данной статьи - на основе изданных работ и архивных материалов попытаться проанализировать вопрос, связанный с открытием сумонн-ных школ-интернатов в период ТНР

В 1921 году перед молодой народной республикой стояли важные задачи государственной политики в области образования: определить основные цели и задачи, заложить основы образования, разработать систему мер по открытию начальной школы и т.д. Огромному желанию ликвидировать безграмотность народа, открыть для него путь к просвещению препятствовало многое: не было ни своей письменности и материально-технической базы, ни педагогических кадров, ни учебников и даже элементарных учебных принадлежностей [2, с. 5].

На II организационном съезде Тувинской народной революционной партии (ТНРП) в июле 1923 г. были поставлена задача введения всеобщего обучения грамоте. Светское образование пришлось начинать почти с нуля [4, с. 27].

В октябре 1923 года было принято Постановление Центрального комитета ТНРП об обучении молодых людей русской и монгольской грамоте. Фактически это был первый документ ТНРП по народному образованию. И в июне 1924 года были отобраны 30 юношей из числа обучающихся в кожуунах (районах), которых обучили их русской и монгольской грамоте в Кызыле, затем отправили в кожуунные школы для ликвидации неграмотности. А 31 декабря 1924 года на расширенном заседании ЦК ТНРП принято Постановление об организации в Кызыле базовой школы, а в сельских местностях - ее отделения. На этом же заседании рассматривали вопрос об отправке молодежи для дальнейшего обучения в СССР и МНР [5, с. 55].

И с 1926 года появились первые начальные школы, а официально 4 школы открыли в 1928 году, в которых обучались 68 учащихся [6, с. 24].

Дело народного просвещения значительно продвинулось с введением тувинской письменности на основе латинизированного алфавита в 1930 году. На правительственном уровне была создана государственная комиссия по распространению тувинской письменности, во всех кожуунах и сумонах организовали курсы по ликвидации неграмотности и пункты по обучению грамоте [2, с. 6]. И среди населения молодой республики началась активная работа в этом направлении: в сумонах работали кружки по изучению письменности, распространялись первые буквари. За четыре месяца пункты по обучению грамоте подготовили 2400 аратов [7, л. 1].

В 1930 году в ТНР прибыла Научно-исследовательская ассоциация национально-колониальных проблем с целью проведения научного исследования хозяйственной, политической и культурной жизни республики. Одной из задач было внедрение латинизированной письменности, разработанной академиком Н.Н. Поппе, а также «обследование школьного дела, составление плана развития народного образования, разработка учебных планов, программ, организация и помощь методике преподавания, содействие организации тувинского издательства, вечернего Коммунистического университета для членов ВКП(б) и кадров Народно-революционной партии и др.» [7, л. 1].

Система народного просвещения в ТНР по примеру Советского Союза базировалась на принципах всеобщего обучения, равного права на образование лиц как мужского, так женского пола и светского образования [8, с. 275].

В Туве к этому времени были созданы школы трех типов: летние школы (чайлаг школалары), школы-интернаты и школы обычного типа с приходящими учениками [8, с. 275].

Кочевой образ жизни тувинских аратов диктовал необходимость создания школ-интернатов, где их дети могли учиться и жить в течение всего учебного года, но республика не располагала ни одной вполне оборудованной школой, поэтому ТНР оформила долгосрочный кредит с СССР, чтобы построить школы-интернаты. И с 1930-х годов стали открываться первые школы-интернаты в сумонах и кожуунах, построенные на средства Советского Союза.

Сумонная школа-интернат стала самым распространённым типом школ, расположенных, главным образом, в предполагаемых местах оседания аратов (первые поселки). Они содержали детей кочевников в течение всего учебного года за счет самих аратов. По архивным данным, из 59 школ, существовавших к 1939 году, 49 были сумонными, загруженными до крайних пределов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.