Научная статья на тему 'ПРАГМАТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА»'

ПРАГМАТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вводные слова / прагматика вводных слов / обучение и методика преподавание / примеры вводных слов в татарском языке

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конысбек Айым Берикбайкызы, Набиуллина Гузель Амировна

В статье затрагивается тема Вводных слов в разделе синтаксиса. В работе использованы методики, позволяющие более детально взглянуть на поставленную цель изучение. Целью статьи является анализ обучение вводных слов в татарском языкознании. Особое внимание уделено методикам которые будут использоваться в заданиях. В статье приведены методы преподавания вводных слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАГМАТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА»»

Занкиевские чтения

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ, ССУЗА, ВУЗА

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -36-40

Конысбек А. Б.

магистрант, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Научный руководитель: Набиуллина Г. А.

кандидат филологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

ПРАГМАТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА»

Ключевые слова: вводные слова, прагматика вводных слов, обучение и методика преподавание, примеры вводных слов в татарском языке.

Аннотация. В статье затрагивается тема Вводных слов в разделе синтаксиса. В работе использованы методики, позволяющие более детально взглянуть на поставленную цель изучение. Целью статьи является анализ обучение вводных слов в татарском языкознании. Особое внимание уделено методикам которые будут использоваться в заданиях. В статье приведены методы преподавания вводных слов.

Вводные слова - одно из средств, характерных для связи между предложениями ССЦ. Они синтаксически не связаны с предложением. Синтаксическая несвязанность вводных слов объясняется их особой ролью в тексте. Близость вводных слов к союзам отмечали многие языковеды. По мнению В. В. Виноградова, «в русском языке наблюдается тесная связь и взаимодействие между союзами и модальными словами» [3, с.76].

Занкиевские чтения

В татарском языкознании вводные слова мало изучены. Впервые на эти конструкции в связи с пунктуацией обратил внимание К. Сабиров. Он их называет «кыстырылма CYЗлэр» и рассматривает вместе с вводными словами и предложениями. В учебниках по синтаксису сначала они рассматривались как пояснения, затем как вводные предложения [2, с. 89].

Вводные слова, как и союзы, союзные слова, не являются единственным и тем более главным средством связи между предложениями. Вводные слова употребляются в следующих основных значениях [1, с. 221]:

- выражает разные эмоциональное отношения говорящего: HuhaMmb (наконец), rnhdp (проклятие), шэйтан (черт), нэгълэт (проклятие), валлаЫ (ей-богу) и т. д.

Пример: HuhaMmb, Элфэритке дэ жан керде (А. М. Гыймадиев). HuhaMmb, егет, бар булган кыюлыгын туплап, телгэ килде: -Ярар инде, Yпкэлэмэгез, кыз-лар, -диде ул, карашын бер Рэшидэгэ, бер Мицнисага кYчереп (А.Фэлэх). Рэхэт тэ сон,, валлаhи, бу машина белян ашлык сугулар! (Г. Ибракимов).

- добавляет к высказанной мысли значения уверенности, убеждение, и подозрения: чынлап та (действительно), элбэттэ (конечно), швбhэсез, шиксез, hичшиксез (несомненно), бэхэссез (бесспорно), 3UHhap (пожалуйста), бэлки, курэсец, ихтимал (вероятно, возможно).

Пример: Бэн Yлэрсем, швбhэсез, сэнсен жинаять фагыйли (Г. Тукай). ШебИэсез, селтэр кулын Мэжннун дэ YЗ Лэйлясенэ (Г. Тукай). Сейлэ, 3rnhap, эчендэ нэрсэ бар, барсын мина аудар! (А. Жэгъфэр).

- устанавливает некоторый порядок между высказываемыми мыслями, выделение каких-либо оттенков, противопоставление или сравнение: бердэн, бе-ренчедэн (во-первых), икенчедэн (во-вторых), мисал вчен, мэсэлэн (например), иц мвhиме (самое важное), шуныц белэн бергэ (вместе с тем), киресенчэ (наоборот), карты буларак (напротив), димэк (следовательно), кыскасы (короче), фараз итик (предположим) и т. п.

Бердэн, атлар арыдылар, икенчедэн, карангы теште, вченчедэн, янгыр ява. Киресенчэ, боларны икенче планга куеп карый белэ ул (А. Хайртдинова). Кыскасы, синен монда, малай, почет зур (А. Алиш). Синен тесен китте, димэк, син риза тYгел, димэк, синен дуслыгьщ шул хэтле генэ (И. Гази).

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~37~

Занкиевские чтения

- привлечение внимания к сообщению: тукта эле (подожди), кара инде (смотри), билесец килсэ (если хочешь знать), эйтсэм эйтим (ну ладно, скажу), кара эле, тыцла эле (слушай).

Тукта эле, аларга белгертергэме сон, бу эшне? (А. Алиш). Эйтсэм эйтим, син билеп кал: чын атым Былтыр минем (Г. Тукай).

Изучение вводных слов является важной составляющей изучения языка. Они помогают понять контекст и смысл высказывания. Использование вводных слов в предложении делает высказывания более точным и выразительным делая нашу речь более богатой и красочной. Кроме того, они являются важной частью языковой компетенции и позволяет более грамотно и точно использовать язык во всех его аспектах. Изучая вводные слова можно расширить словарный запас и понимать эмоции и мысли собеседника.

Преподавание вводных слов является важной частью обучения языку. Методики, которые можно использовать при преподавание вводных слов:

1. Упражнение с текстами или предложениями. Когда речь заходит о различных видах упражнений по изучению вводных слов, нужно работать с текстами для того что бы освоить зрительную память, способствуя её развитию. Вот несколько примеров упражнений, которые подходят вводным словам:

А) Заполнение пропусков. В этом задании пропущены вводные слова и нужно выбрать подходящее, чтобы предложение было ясным.

Пример:_, бу кап-кара урманда hэр ерткыч та бар (Г. Тукай). Известно, в таком дремучем лесу бывает всякие хищники [1, 221].

Бу тору,_, кояш, айсыз тору (Г. Тукай). Эта жизнь, можно сказать,

жизнь без солнца и луны [1, 221].

Между первым и вторым предложениями вводные слова отличается различными частями речи. В первом и втором предложении вводные слова, выражены именем прилагательным и глаголом.

Б) Переписывание предложений. Для этого задания нужно предоставить текст без вводных слов или по примеру диалога составить свой диалог.

Занкиевские чтения

Пример: -_, - диде ул, яртылаш квйрэгэн сигарасын борын очында

эйлдндергэлдп, - ходай тэгалэ ^кне, ^ирне, барлык ^аниялэрен ташщмер су-маласы белэн аш тозыннан яраткан (А. Толстой).

- Театрга барганда, мин, гадэттэ, кара кулмэк, кара тYфли киям.

- Мин, гадэттэ, Yземнец теге кук костюмымны киям.

- Нинди костюм, яцамы?

- Яца тугел инде. Син белэсен, аны.

- Э-э-э, син аны Петербургтан алып кайткан идеи,.

- эйе шул!

В) Интерактивные игры. Создайте интерактивные игры используя веб-ресурсы, где должны правильно использовать вводные слова, в котором нужно ответить аргументами.

Программа WordWall - помогает закрепить материал и усовершенствовать свои навыки, позволяет создавать яркие упражнения с использованием вводных слов, для того чтобы визуально лучше понять и запомнить новую лексику. Программа WordWaП позволяет настраивать уровень сложности упражнений в зависимости их прохождения.

OnlinеTestPad - это онлайн сервис, с помощью которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: кроссворды, тесты и диалоговые тренажёры. Обучая вводные слова на этой платформе, вы можете использовать разнобразные виды упражнения подходящие на тему. Можете проверить прогресс учеников и предоставить обратную связь для их улучшения.

^вЪа - это многофункциональная платформа, где можно создавать любые задания в котором есть более 50 типов разнообразных видов ресурсов возможно создать с помощью этого конструктора. В этом платформе можно выполнять диктант, в котором можно использовать аудиозапись, заполнять пропущенные вводные слова, отвечать на диалоговые карточки, найти вводные слова и делать другие упражнения в платформе.

Занкиевские чтения

В статье приведены методы преподавания вводных слов для того чтобы повысить качества образования в школе для учителей и учеников. Ученики могут получит интересные, разнообразные задания в том виде, в которым они будут понимать и будут заинтересованы в них. Благодаря инновационным методикам учителя могут преобразит свою работу и сэкономить время повышая качество образования.

Список источников и литературы

1. Закиев М.З. Татарская грамматика. III том. - Казань, 1995. - 576 с.

2. Сабиров К. Татар телендэ тыныш билгелерэ. - Казань,1956. - С. 89-90.

3. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. (Сложное синтаксическое целое): Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Рус. яз. и лит». 2-е изд., испр. и доп. / Г.Я. Солганик - М.: Высшая школа, 1991. - 182 с.

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -40-43

Смурова Т. С.

учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 15, г. Тобольск

ПРОЦЕСС СОЗДАНИИ ИГРЫ «ДУБЛЬ»: КАК РАЗНООБРАЗИТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Ключевые слова: дидактическая игра, дубль, дворцовые перевороты, история России, методика преподавания истории, игровые технологии. Аннотация. Игра «Дубль» - это активная развлекательная игра, которая может быть использована на уроках истории для повышения интереса учащихся к изучаемому материалу, развития коммуникативных навыков, закрепления предметных знаний в интерактивной форме. В данной статье мы рассмотрим, как создать и использовать эту увлекательную игру в дидактических целях на примере авторской разработки.

Игры успешно вошли в образовательный процесс и перестали быть лишь источником развлечения. Большинство настольных игр можно наполнить историческим (или иным предметным содержанием). [1, 114]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.