Научная статья на тему 'Прагматический тип передачи информации в публицистическом дискурсе'

Прагматический тип передачи информации в публицистическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
303
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПРАГМАТИКА / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ВОЛЮНТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ИДИОСТИЛЬ / СУГГЕСТИВНОСТЬ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ТРОПЫ / ОБРАЗНОСТЬ / МОДАЛЬНОСТЬ / PRAGMATICS / SUBJECTIVITY / VOLITIONAL FUNCTION / IDIOSTYLE / SUGGESTIBILITY / EXPRESSIVITY / TROPES / IMAGERY / MODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыбальченко Ольга Владимировна

Рассматриваются особенности прагматического типа передачи информации в публицистическом дискурсе, исследуются прагматические установки публицистических текстов и называются языковые средства их воплощения. Особое внимание уделяется образным средствам, т.к. в них переплетаются лингвистические и психологические факторы. Также отмечается, что чувственность, присущая каждому образу, является источником эмоциональности, вызывая активность бессознательного в восприятии публицистического текста, а образность дает возможность передать читателю то особое отношение к миру, которое заключено в тексте и характеризует самого автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAGMATIC TYPE OF INFORMATION TRANSFER IN PUBLICISTIC DISCOURSE

The article deals with the features of the pragmatic type of information transfer in the publicistic discourse. The author studies the pragmatic settings of publicistic texts and names linguistic means of their realization. Particular attention is given to the imagery means, since they are intertwined with linguistic and psychological factors. It is also mentioned that the sensuality, which is inherent in each image, is the source of emotionality, as it causes the activity of the unconscious in the perception of a publicistic text, and imagery allows to supply the reader with a special relationship to the world, which is enclosed in the text and describes the author himself.

Текст научной работы на тему «Прагматический тип передачи информации в публицистическом дискурсе»

8. У Синьюй. Лингвокультурологические и лингвометодиче-ские аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. СПб., 2009.

9. Фан Тю Чинь. О морали и этике Востока и Запада. Вьетнамская философия нового и новейшего времени // Материалы и исследования. К столетию со дня рождения Хо Ши Мина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 312 с.

10. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

11. Хахалова С.А., Туманова С.В. Семиометрия ценности в сравнительном лингвокультурологическом аспекте анализа // Этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. Иркутск: ИГЛУ, 2008. 529 с.

12. Шевцова Н.П. Культура как система ценностей (аксиология в контексте интерпретации культуры Н.А.Бердяева и И.А.Ильина). М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики (Техн. ун-т), 2004. 205 с.

13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. М., 1999.

УДК 811.161.1

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ О.В.Рыбальченко1

Кубанский государственный аграрный университет, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13.

Рассматриваются особенности прагматического типа передачи информации в публицистическом дискурсе, исследуются прагматические установки публицистических текстов и называются языковые средства их воплощения. Особое внимание уделяется образным средствам, т.к. в них переплетаются лингвистические и психологические факторы. Также отмечается, что чувственность, присущая каждому образу, является источником эмоциональности, вызывая активность бессознательного в восприятии публицистического текста, а образность дает возможность передать читателю то особое отношение к миру, которое заключено в тексте и характеризует самого автора. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: прагматика; субъективность; волюнтативная функция; идиостиль; суггестивность; экспрессивность; тропы; образность; модальность.

PRAGMATIC TYPE OF INFORMATION TRANSFER IN PUBLICISTIC DISCOURSE O.V. Rybalchenko

Kuban State Agrarian University, 13, Kalinin St., Krasnodar, 350044.

The article deals with the features of the pragmatic type of information transfer in the publicistic discourse. The author studies the pragmatic settings of publicistic texts and names linguistic means of their realization. Particular attention is given to the imagery means, since they are intertwined with linguistic and psychological factors. It is also mentioned that the sensuality, which is inherent in each image, is the source of emotionality, as it causes the activity of the unconscious in the perception of a publicistic text, and imagery allows to supply the reader with a special relationship to the world, which is enclosed in the text and describes the author himself. 9 sources.

Key words: pragmatics; subjectivity; volitional function; idiostyle; suggestibility; expressivity; tropes; imagery; modality.

Публицистический текст выступает как «язык в действии», тип дискурса, что отражается в особенностях семантической соотнесенности языковых единиц, функционирующих в его границах. При этом языковая личность публициста реализуется в рамках порождаемого ею текста, в том коммуникативном пространстве, которое «посредством языка выступает особым экспликатором психологического и эмоционального состояния автора и которое «различается в зависимости от связи с внелингвистической реальностью» [5, с. 25]. Так, положение, введенное в герменевтическую теорию Дильтеем, дает основание полагать, что любой текст (в том числе и публицистический) возникает из «живого целого человеческой души» и поэтому его понимание становится как бы своего рода проникновением, т.е. «перенесением себя в целостное душев-

ное состояние другого и его реконструкцией на основе эмпатии» [2, с. 32]. Т.к. в публицистическом тексте, как, впрочем, и в любом другом, автор выступает основной текстообразующей категорией, то, следовательно, через понимание текста мы познаем и характеризуем публицистический образ автора. Особенно актуальным в этой связи представляется изучение прагматической информации (оценочной, субъективной), содержащейся в тексте, «функцией которой является воздействие на реципиента и передача ему своего отношения к предмету речи» [6, с. 63].

Очевидно, что любой текст является результатом субъективного авторского осмысления действительности и отражает не просто мир, а мир таким, каким его видит автор. Поэтому прагматические характеристики всегда базируются на специфике отбора харак-

1Рыбальченко Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, тел.: (861) 2215268. Rybalchenko Olga, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language, tel.: (861) 2215268.

теристик, репрезентирующих представленные автором объекты (выбор языковых средств), и специфике отбора самих объектов описания, репрезентирующих представления о мире самого автора (в публицистике - действие критерия актуальности).

Базисом творчества публициста чаще всего является его мировоззрение как форма самопознания, сквозь призму которой воспринимается, осмысливается и оценивается реальность, отражаемая в тексте. Творческое авторское начало, влекущее субъективность, характерно для текстов аналитического (статьи, рецензии, исповедь и др.) и художественно-публицистического характера (фельетоны, очерки и пр.), которые при помощи анализа актуальных событий или явлений действительности в прямой или иносказательной форме «социально ориентируют массовую аудиторию» [7, с. 14]. Здесь в каждую строчку статьи автор вкладывает частицу самого себя и сердцевиной мировоззренческого сознания выступает эстетический идеал, «играющий роль регулятивного принципа, критерия оценки и целевой установки» [9, с. 205].

Полемическая страстность и высокая эмоциональность публициста свидетельствуют, что основной его целью является не только передача общественно значимой информации, но и побуждение людей к определенным поступкам и действиям. Степень такого побуждения во многом зависит от того, насколько публицист владеет знанием средств эмоциональной выразительности. Поэтому непременным условием здесь является степень подготовленности и профессионализм автора. «Всякий критик должен быть публицистом в том смысле, что обязанность всякого критика - не только иметь твердые убеждения, но и уметь проводить их. А эта-та умелость проводить свои убеждения и есть главнейшая суть всякого публициста» (Достоевский Ф.М. Примечание < к статье Н. Страхова «Воспоминание о А. Григорьеве»»). Чтобы быть убедительным, нужно умело использовать средства языка: знать, чувствовать, что в них образно, ярко, а что статично и бесцветно. При этом помнить, что публицистическое слово всегда эмоционально и имеет оценочный характер, т.к. предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика, в общем, все, что касается интересов каждого человека, а там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности, потому что невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей. Публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Публицист не пассивный регистратор событий, а активный их участник, страстно и активно отстаивающий идеи, которым он привержен. Следовательно, и доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистике очень высокой. Не случайно ее характеристику большей частью сводят к описанию специфически экспрессивных средств.

Нужно отметить также, что экспрессия публицистической речи может осуществляться в разных формах: как в прямой агитации (открытая речевая экспрессивность), так и в форме сдержанного, спокойного

доказательства, которое обладает не меньшей выразительностью (эмоциональностью) и является воплощением той же волюнтативной функции языка, или функции воздействия. Чем более насыщенным эмоционально - экспрессивными средствами представляется текст, тем более сильным будет воздействие, уже не ограничивающееся влиянием на сознание, а воздействующее непосредственно на подсознание (психику) реципиента. В таких случаях речь уже идет о суггестивно - регулятивной функции языка публицистики.

Напомним, что языковая суггестия есть «воздействие на психику и сознание реципиента с целью изменения их в желаемом для автора текста направлении» [3, с.13]. Именно суггестивность является доминирующей прагматической установкой в публицистическом тексте, реализуемой в сочетании с другими частными установками (прагматическими установками на выражение субъективно- оценочного отношения к предмету описания, на создание определенного эмоционального настроя статьи, ценностную ориентацию читателя). При этом средства реализации этих установок представлены широкой палитрой разнообразных уровней языковой иерархии. Взаимосвязь языкового материала публицистического текста и субъективной авторской оценки соответственно подтверждает тот факт, что авторское отношение проявляется практически во всех формах и средствах воплощения авторского замысла.

В лингвистической литературе отмечается, что общая эмоциональная тональность публицистических статей чаще всего связана с характером авторской оценки. Выбор и комбинация языковых средств обеспечивают осуществление замысла автора, реализующего прагматическую установку на эмоциональный / экспрессивный / суггестивный настрой. Так, речевая выразительность реализуется часто в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, свежести семантики слов, в разрушении стереотипов (языковой игре), словотворчестве (окказионализмах), в широком применении средств словесной образности.

Особенно интересным, на наш взгляд, средством воплощения прагматических установок в публицистическом тексте являются тропы (образные средства языка).

Очевидно, что речь каждого человека обладает неповторимой образностью, которая способна охарактеризовать «как идиостиль, так и мировосприятие автора, независимо от того, обнаруживает ли себя автор в намеренно демонстративной форме или его образ раскрывается в тексте» [8, с. 59]. Интересен тот факт, что при обращении публициста к эмоциям неизбежно использование образных средств языка, которые как бы активизируют чувственный опыт читателя, он становится доступным для внушения, способным к принятию информации. В образных средствах переплетаются лингвистические и психологические факторы. Чувственность, присущая каждому образу, может рассматриваться как источник эмоциональности, вызывая активность бессознательного в восприятии публицистического текста. Образность дает возможность пе-

редать читателю то особое отношение к миру, которое заключено в тексте и характеризует самого автора.

А.А. Тертычный, исследуя методы авторской оценки в публицистике, отмечает: «Выступать «заместителями», «представителями» определенных качеств предмета могут не только оценочные слова, но и некие «имена» предметов. Такие «имена» имеют определенную историю своего становления и называются в журналистике и литературе «образами», или «образными сравнениями». Образное сравнение есть не что иное, как прикладывание образа к оцениваемому предмету, приписывание этому предмету качеств и свойств, стоящих за самим образом» [7, с. 109-110]. Таким образом, публицист, получая информацию из окружающей действительности, перерабатывает ее, а затем воссоздает в образах, одновременно давая ей оценку и отражая свое отношение. При этом образы, которыми автор «информирует» читателя, получают возможность воздействовать на процесс восприятия текста, выполняя названную нами выше суггестивную функцию.

Так, субъективно-оценочное отношение автора текста к описываемым явлениям действительности, составляющее суть прагматического типа информации в публицистике, находящее свое воплощение в образных, как, впрочем, и во всех языковых, средствах, отражает личностную позицию публициста и поэтому должно исследоваться с учетом лингвофило-

софских представлений, наиболее отвечающих природе этого явления. Этим представлениям, в свете прагматики, в полной мере отвечает семантическая сущность категории модальности, отражающей совокупность взглядов автора на окружающую действительность. Т.к. естественные языковые высказывания, связанные с модальными понятиями, отличаются чрезвычайным разнообразием, то «описание условий употребления модальных показателей предполагает апелляцию к прагматическому фактору» [1, с. 293].

Обоснованность обращения к изучению модальности публицистического текста и его языковых средств объясняется тем, что эта языковая категория обязательно сопровождает весь творческий процесс создания данного типа текста, выступая текстообра-зующей категорией, воплощающей авторский замысел и содержащей оценку отображаемой действительности, т.к. «способ восприятия и изображения действительности автором есть личностное отношение к миру, и, как таковое, оно будет зафиксировано в его идее, раскрываемой в словесной ткани всего произведения, включая все средства соответствующего языка» [4, с. 139].

В связи с этим изучение сущности категории модальности и изучение образных средств как выразителей модальных отношений в публицистике в контексте прагматики представляется нам актуальным и заслуживающим внимания.

Библиографический список

1. Васильев Л.М. Категория предикативности, модальности, экспрессивности и эмоциональности в языке // Материалы 5 межобластной конференции языковедов Поволжья. Меле-кесс, 1961.

2. Дильтей В. Описательная психология. Наука, М.,1974.

3. Ибрахим Мохамад. Семантико - прагматические аспекты средств и методов языкового воздействия: автореф. ... канд. филолог. наук. Краснодар, Изд-во Куб.Г.У.1997.

4. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., Наука, 1975.

5. Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

6. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / под ред. А.А. Тертычного М.: Флинта, 1990.

7. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно- психологический подход. М.: Флинта, 1998.

8. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

9. Эстетика / под ред. А.А. Беляевой. М., Просвещение, 1989.

УДК 323. 26

О РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ Т.А.Соколовская1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается идеологическая полемика внутри социал-демократической партии, в которой приняли участие ведущие теоретики: Г.В.Плеханов, П.Б Аксельрод, А.Л.Гельфанд, Ю.О.Мартов, А.Н.Потресов. В дискуссии выявился главный недостаток искровской практической работы: переоценка самодовлеющего значения партийного центра в области организационного строительства партии. Рассматривается сформулированная П.Б Аксельро-дом задача воспитания «рабочей интеллигенции», которой придавалось особенно большое значение, т.к. предполагалось, что она, выйдя из пролетарских слоев, сохранит со своим классом тесную связь и поможет ему организоваться. Библиогр. 20 назв.

Ключевые слова: социал-демократия; интеллигенция; проблема самоорганизации; рабочий класс; меньшевизм.

1Соколовская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, тел.: (3952) 412678. Sokolovskaya Tatiana, Candidate of History, tel.: (3952) 412678.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.