Научная статья на тему 'Прага из объектива чешского фотохудожника Йозефа Судека (1896-1976)'

Прага из объектива чешского фотохудожника Йозефа Судека (1896-1976) Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
17
9
Поделиться
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ЙОЗЕФ СУДЕК / ПРАГА / ЧЕХИЯ / ЧЕХОСЛОВАКИЯ / СВЯТОЙ ВИТ / СОБОР / АРХИТЕКТУРА / ФОТОХУДОЖНИК / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Пашук Мария Александровна

В статье анализируются и кратко описываются творчество чешского фотографа Йозефа Судека, его серия снимков «Собор Святого Вита» и фотографий Праги.

Текст научной работы на тему «Прага из объектива чешского фотохудожника Йозефа Судека (1896-1976)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ________________________________________

Прага из объектива чешского фотохудожника Йозефа Судека (1896-1976)

Пашук М. А.

Пашук Мария Александровна /Pashuk Maria Alexandrovna - студент, факультет документоведения и технотронных архивов, направление «Документоведение и архивоведение», профиль «Аудиовизуальные коммуникации» Историко-архивный институт,

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются и кратко описываются творчество чешского фотографа Йозефа Судека, его серия снимков «Собор Святого Вита» и фотографий Праги.

Ключевые слова: фотография, Йозеф Судек, Прага, Чехия, Чехословакия, Святой Вит, собор, архитектура, фотохудожник, искусство.

В истории мировой фотографии важное место принадлежит тем авторам, чье творчество характеризуется исключительно своеобразным и к тому же для своего времени необычным почерком. Йозеф Судек, который, бесспорно из всех чешских фотографов стал наиболее известным и за пределами своей родины, полностью отвечает данной предпосылке. Оригинальность работы тесно связана с исключительной верностью принципам и с отказом приспосабливаться к каким бы то ни было чужим образцам. Судeку было чуждо стремление к большому признанию. Наверное, именно поэтому он получил его в полной мере. Позже, уже прославившись, он признавался, что никогда не предполагал такой популярности своих снимков, которые он создавал исключительно в соответствии с ощущением, что именно так он должен творить. Как и большинство фотографов его поколения он начинал в рядах любителей. Переход к профессиональной деятельности вызвала, в сущности, первая мировая война: потеря правой руки в результате ранения осколком гранаты не позволила ему вернуться к переплетному делу, которому он обучился. Он поступил в Государственное полиграфическое училище в Праге, где учился с 1922 по 1924 год.

В раннем творчестве, то есть в период после войны и до начала работы в собственном ателье, ясно проявлялась склонность к использованию рассеянного освещения, которое как легкий туман смягчало контуры предметов. Судек сам часто говорил, что на определенное место приходил по нескольку раз, прежде чем увидеть свой сюжет. Ввиду такого довольно часто используемого подхода к творческой работе он и не стремился отдавать предпочтение какой-либо определенной сюжетной области. И только необходимость работать со штативом, обусловленная отсутствием руки, исключила из его творчества динамичные кадры из жизни. С другой стороны, неподвижно стоящий аппарат, давал возможность очень длительных экспозиций, к которым Судек привык, в результате чего никогда не боялся делать снимки при малом освещении, требовавшем иногда экспозиции длившейся несколько десятков минут. Фотохудожник -волшебник проживал в собственном особом временном измерении. Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию по часам, точнее сказать, измерял ее нетрадиционным методом. Время экспозиции могло равняться сроку проведения заваривания и выпивания стакана жасминового чая или прослушивания оперной арии.

Последний этап строительства храма св. Вита в ансамбле Пражского града настолько увлек Судека, что стал частым сюжетом его снимков в течение довольно долгого времени с 1924 по 1928 год. Созданный в результате этого цикл лег в основу портфолио оригинальных фотографий выпущенного в изящной папке издательством «Дружстевни праце» («кооперативная работа») к 10 -й годовщине Чехословацкой республики в количестве, как считают искусствоведы, 120 экземпляров, хотя сам Судек утверждал, что отдал издательству не более 70. Исключительная оригинальность этой коллекции сразу же вызвала большой отклик, о чем свидетельствует, например, рецензия, появившаяся вскоре после ее выхода в свет в журнале «Чешский свет» («Cesky svet»). Рецензент журнала «Чешски свет» писал: «Снимки из альбома «Святой Вит» являются образцом чистой фотографии. Под этим мы подразумеваем фотографию без вычурных эффектов, с хорошо продуманной композицией. Автор фотографий доказал, что и у нас можно соревноваться с самой прекрасной иностранной фотографией".

Этот цикл сразу же поставил Йозефа Судека в ряды наиболее известных фотографов, создающих снимки о Праге. И хотя большинство фотографий возникло спонтанно, на основе восхищения красотой города, в котором он жил, его работы стали появляться во многих публикациях, посвященных Праге. В

то время фотографии часто печатались без указания автора, поэтому создание полного списка работ Судека, иллюстрирующих эти книги, потребовало бы сегодня кропотливой исследовательской работы. В следующем году после «Святого Вита» вышла монография о Праге с фотографиями Судека, составленная Ц. Мергоутом.

Йозеф Судек мог сидеть целый день внутри храма. Таинственная аура средневековой архитектуры, преломленная через игру света и тени, навсегда остается запечатленной на фотографиях мастера.

Полное название собора - Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта. Он является резиденцией Пражского архиепископа. Здесь же находятся усыпальницы королей Богемии. Первая церковь, построенная на месте Собора, была основана в десятом веке, воеводой Вацлавом. От императора Генриха I, он получил священную реликвию, частицу Святого Вита, который и стал покровителем церкви, а затем Собора. Реконструкция велась в разных направлениях. Вначале предполагалось восстановить его первоначальный облик и убрать все последующие доработки в стиле барокко. Затем были спроектированы новые здания фасада в классическом и готическом стиле. В 1929 году, спустя шестьсот лет, Собор, наконец, был закончен.

Вся эта долгая история получила свое отражение в фотографиях Судека. Незаконченность в отделке, совмещенная с подчеркнутым величием Собора, раскрывают историю Собора намного точнее, чем любое текстовое описание. Никакое словесное рассуждение не способно так точно передать образ незавершенности и масштабности, как это сделала черно -белая фотография Судека. Замысел снимков очень сложно понять. Свет падает так необычно, что можно подумать, что они были сделаны не на Земле. Существует некая божественная грань. Только Судек мог понять смысл монументального молчания и тишины, которые заключены в свете Собора. Эта фотографическая серия показывает пыльный мрак храма. Как солнечный света падает через окна и проникает в средневековый интерьер, окутывая Собор в романтизме и духовности. Каждая фотография сделана на основе комплексных эскизов Судека и на его детальном знании памятника. Можно сказать, что Судек с легкостью играл со светом, что будто не природа управляла световым днем, а Судек мог то зажигать, то гасить его.

Основной музой для Йозефа Судека на протяжении всей жизни осталась Прага. Прага странная, укутанная сумерками, туманом, освещенная нереальным светом. Художник был убежден, что в таких условиях оживает, архитектура, наполняются смыслом предметы и их части.

Мастерство Йозефа Судека исходило из его глубокой жизненной мудрости, ставшей для него основой добросовестного подхода к творчеству. Его снимкам чужда какая бы то ни была спекуляция и стремление к легкому быстрому успеху. Антипатия Судека к спешке и терпеливость при поисках творческих моментов придали его фотографиям особую уравновешенность и вневременное спокойствие, которые, несомненно, будут привлекать к его творчеству и будущие поколения.

Анализируя проведенное исследование, мы можем сделать вывод, что работы Йозефа Судека могу т дать заинтересованному зрителю, достаточно много интересной информации о глобальных событиях в истории Праги. Начиная от знаменательного культурного события, связанного с открытием Собора Святого Вита, одной из главных культурных и религиозных достопримечательностей и заканчивая событиями Второй мировой войны и Пражской весны.

Литература

1. Вольфганг Кемп (ред.) Теория фотографии. Т.1 (1839-1912) и Т.4 (1980-1992), Мюнхен, 1992

2. Журнал: Фотоистория. Статьи об истории и эстетике фотографии, 1981 и далее (в 1981 дважды в год, с 1982 ежеквартально), Марбург (Издательство Йонас).

3. HarrisM. (1990) BEAUTY AND RENEWAL: An Interview with Sonja Bullaty. Aperture; Spring90, Issue 118, 157-157, 1p, 1 Black and White Photograph.

4. Sudek J. (2011), Saint Vitus’s Cathedral, Torst