ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012 г. Выпуск 1 (24). С. 116-117
УДК 910
ПРАГА
Гана Стыблова
Один из прекраснейших чешских поэтов Владимир Голан сказал: «Если нет противоречий, то нет возможностей». Прага является городом, который содержит в себе как противоречия, так и бесконечные возможности. Говоря о Праге, можно сказать, что возможности вытекают непосредственно из противоречий.
С одной стороны, Прага является городом китча. Прага гламурная, Прага как языковой Вавилон, Прага полна достопримечательностей, сувениров, безделушек; здесь есть музей восковых фигур, где у входа вас приветствуют Майкл Джексон и Билл Клинтон; Прага изобилует дорогими ресторанами, где подают «Czech Traditional Cuisine», пьяными туристами, публичными домами; Прага распродаж и скидок на все возможное и невозможное, Прага потребительская, с психоделически светящимися зажигалками с надписью «Czech me out» и футболками „Good girls go to heaven, bad girls go to Prague“. Прага, которая, в сущности, не знает разницы между искусством и китчем, Прага абсолютно демократичная и открытая, но в то же время немного скучная и противная. Она поглощает высокое и низкое, близкое и далекое, любую культуру, любой язык, любые инициативы. Прага, которая может вынести все и вся, стирая различия между многим, что представляет собой оригинальное и самобытное. Это та Прага, которую едва ли может положительно оценить коренной пражанин или чех вообще, пробираясь сквозь море туристов в центре города, тихо проклиная и мечтая сбежать в деревню или в окрестности города, прочь от этого людского карнавала.
Но здесь представлена и другая сторона Праги, которая существовала всегда. Прага средневековых алхимиков, самозванцев, шарлатанов, магов и волшебников, Прага сумасшедшего чешского короля Рудольфа, великого почитателя как настоящего искусства, так и второсортных работ, коллекционера, демиурга, искусителя и параноика. Это Прага, из которой черпали своё вдохновение сюрреалисты, великие художники, а также сторонники лоска и китча. Прага карнавала, цветов и веселья.
Праге китча противостоит Прага историческая и королевская, Прага неисчерпаемого культурного богатства, всех исторических эпох и всех исторических стилей. Прага своеобразных костелов и церквей, загадочных мест, уникальных исторических улиц старого города и живописных уголков Малой Стороны, Прага с прекрасными панорамами, Прага романская, но главным образом умеренно готическая, Прага экстатического барокко и еврейская Прага. Прага Голема, Прага, которую видел Пражский паломник Апполинер и Альбер Камю. Прага, в которой на протяжении веков сосуществовали бок о бок три конкурирующие культуры: чешская, немецкая и еврейская, культуры, которые не могли одна без другой иметь свою собственную идентичность и создавали ее в этом конфликте. Франц Кафка воплощение этого конфликта. До сих пор остатки этого плодотворного периода в Праге можно увидеть и почувствовать.
Кроме того, в Праге самые прекрасные площади и самые романтические места, которые вы вообще можете себе представить.
Так же это Прага революционная, до сих пор дышащая историческими противоречиями, Прага жертв и ударов судьбы, Прага, подвергшаяся испытаниям.
Прага меланхоличности и унылости, размышлений и среднеевропейского митрополита, немного душной атмосферы (сказывается отсутствие моря), иногда депрессивной и кислой, но в тоже время богатой и ярчайшей культуры. Кто знает пражскую театральную, литературную, музыкальную или художественную сцены, поймет, о чем идет речь.
Прага - полная легенд, мифов, повестей, страшных историй - практически каждый костел, каждое знаменательное место в городе или дальний переулок таят в себе нечто подобное.
А еще это Прага традиционно рабочих кварталов, со своей социальной структурой и социальной тематикой.
И Прага, действительно стремящаяся стать европейским культурным центром, Прага инновационная, Прага «зеленая», экологически чистая, и Прага с культивированными архитектурными стратегиями. Прага толерантная, многонациональная, доступная, яркая и живая.