Научная статья на тему 'Праджняпарамита тексты (XV-XX вв. ) в бурятских монастырях'

Праджняпарамита тексты (XV-XX вв. ) в бурятских монастырях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА ПАРЧИН / БУДДИЙСКАЯ СХОЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУРЯТИЯ / ВНУТРЕННЯЯ АЗИЯ / LITERATURE PARCHIN / BUDDHIST SCHOLASTIC CULTURE / BURYATIA / INNER ASIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базаров Андрей Александрович

В статье рассматривается развитие тибетоязычной литературы Парчин XVI-XX вв. в монастырской системе Бурятии.Археографический анализ сформирован на базе данных коллекции буддийской схоластической литературы «Чойра» тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН и традиционных библиографических справочников «гарчаки» крупнейших буддийских центров Бурятии (XIX нач. XX в.). В статье зафиксирован факт того, что в системе буддийского образования в бурятских монастырях в области литературы Парчин XVI-XX вв. базовым автором являлся Гунчен Джамьян Шепа основатель учебной традиции факультета Гоман [sGo mang] монастырского комплекса Дрепунг [‘Bras spung] в Лхасе и учебной традиции монастыря Лавран [Bla brang] в Амдо. Всех авторов данного периода можно рассматривать как его предшественников и как его последователей. В статье подтверждается тот исторический факт, что благодаря всплеску творческого потенциала представителей данных регионов в буддийской культуре всей Внутренней Азии произошёл своеобразный ренессанс тибетской схоластики.Особую роль в этом сыграли амдоские монастыри Лавран и Гумбум, монгольский Гандан, Гоман-дацан лхасского монастыря Дрепунг, бурятские монастыри современной Бурятии и Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Texts of Prajna­Paramita (the XV-XX Centuries) in the Buryat Monasteries

The article discusses the development of the Parchin literature (the XV-XX centuries) in the monastic system of Buryatia. The book analysis has been done on the DB of Buddhist scholastic literature “Choira” collection of the Center of Oriental manuscripts and xylographs (IMBTS SB RAS) and traditional bibliographic catalogues (garchaks) of the largest Buddhist centers of Buryatia (the XIX beginning of the XX centuries). The paper reveals the fact that Jamyang Shepa (1648-1722) [‘Jam dbyangs bzhad pa ngag dbang brtson grus] was the basic author in the Parchin literature (XV-XX centuries AD) in the education system of the Buryat monasteries. He was the founder of the educational tradition of the Goman Faculty [sGo mang] in Lhasa and educational tradition of the Labran [Bla brang] monastery in Amdo.All authors of this period can be looked upon as his predecessors and his followers. The article confirms the fact that due to hard work of scholars of this period the renaissance of Buddhist scholasticism has occurred in the Inner Asia. The Amdo monasteries Labran and Gumbum, Lhasa monastery Drepung, Mongolian Gandan, Buryat monasteries Tsugol and Aga have played important role in this historical event.

Текст научной работы на тему «Праджняпарамита тексты (XV-XX вв. ) в бурятских монастырях»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ORIENTAL STUDIES

УДК 294.321 ББК Э355

Андрей Александрович Базаров,

доктор философских наук, Центр восточных рукописей и ксилографов, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670042, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6), e-mail: [email protected]

Праджня-парамита тексты (XV-XX вв.) в бурятских монастырях1

В статье рассматривается развитие тибетоязычной литературы Парчин XVI-XX вв . в монастырской системе Бурятии . Археографический анализ сформирован на базе данных коллекции буддийской схоластической литературы «Чойра» тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН и традиционных библиографических справочников «гарчаки» крупнейших буддийских центров Бурятии (XIX - нач . XX в . ) . В статье зафиксирован факт того, что в системе буддийского образования в бурятских монастырях в области литературы Парчин XVI-XX вв . базовым автором являлся Гунчен Джамьян Шепа - основатель учебной традиции факультета Гоман [sGo mang] монастырского комплекса Дрепунг ['Bras spung] в Лхасе и учебной традиции монастыря Лавран [Bla brang] в Амдо . Всех авторов данного периода можно рассматривать как его предшественников и как его последователей . В статье подтверждается тот исторический факт, что благодаря всплеску творческого потенциала представителей данных регионов в буддийской культуре всей Внутренней Азии произошёл своеобразный ренессанс тибетской схоластики . Особую роль в этом сыграли амдоские монастыри Лавран и Гумбум, монгольский Гандан, Гоман-дацан лхасского монастыря Дрепунг, бурятские монастыри современной Бурятии и Забайкальского края .

Ключевые слова: литература Парчин, буддийская схоластическая культура, Бурятия, Внутренняя Азия .

Andrey Alexsandrovich Bazarov,

Doctor of Philosophy,

Center of Oriental Manuscripts and Xylographs of IMBTS SB RAS (6 Sachyanovskay St., Ulan-Ude, Russia, 670042), e-mail: [email protected]

Texts of Prajna-Paramita (the XV-XX Centuries) in the Buryat Monasteries

The article discusses the development of the Parchin literature (the XV-XX centuries) in the monastic system of Buryatia . The book analysis has been done on the DB of Buddhist scholastic literature "Choira" collection of the Center of Oriental manuscripts and xylographs (IMBTS SB RAS) and traditional bibliographic catalogues (garchaks) of the largest Buddhist centers of Buryatia (the XIX - beginning of the XX centuries) . The paper reveals the fact that Jamyang Shepa (1648-1722) ['Jam dbyangs bzhad pa ngag dbang brtson grus] was the basic author in the Parchin literature (XV-XX centuries AD) in the education system of the Buryat monasteries . He was the founder of the educational tradition of the Goman Faculty [sGo mang] in Lhasa and educational tradition of the Labran [Bla brang] monastery in Amdo .All authors of this period can be looked upon as his predecessors and his followers . The article confirms the fact that due to hard work of scholars of this period the renaissance of Buddhist scholasticism has occurred in the Inner Asia . The Amdo monasteries Labran and Gumbum, Lhasa monastery - Drepung, Mongolian - Gandan, Buryat monasteries - Tsugol and Aga have played important role in this historical event .

Keywords: literature Parchin, Buddhist scholastic culture, Buryatia, Inner Asia .

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Реалии буддийской книжности: между философией и ритуалом» . Проект № 14-03-00379. The paper was compiled through financial support of Russian Foundation for Humanities (Grant 14-03-00379) .

128

© А. А. Базаров, 2015

Обращаясь к изучению буддийского литературного наследия XV-XX вв .1 в области праджня-парамита в бурятских монастырях, необходимо указать на тот исторический факт, что последователи великого реформатора Цзонхавы - гелукпин-цы, связанные с регионом, объединяющим Амдо, Монголию и Бурятию, сформировали в XV-XX вв . единую школьную систему северо-восточного направления развития ти-бето-буддийской схоластики . Особое место в этом процессе сыграл выдающийся представитель «исторической области Амдо» -Гунчен Джамьян Шепа (1648-1722) ['Jam dbyangs bzhad pa ngag dbang brtson grus] . Бурятские ученые-монахи традиционно рассматривают его в качестве основателя учебной традиции факультета Гоман [sGo mang] монастырского комплекса Дрепунг ['Bras spung] в Лхасе и учебной традиции монастыря Лавран [Bla brang] в Амдо . Контекст данного имени настолько важен для местных схоластов, с точки зрения преемственности традиции, что после ближайших учеников Цхонхавы всех авторов XV-XX вв . они рассматривают либо в качестве предшественников, либо современников, либо последователей - создателя «амдоской традиции» в тибетском систематическом образовании . Хотя в своём исследовании мы не собираемся полностью следовать данному представлению, тем не менее, будем от него отталкиваться в изучении тибетской схоластической литературы в области праджня-парамита .

Что касается предшественников Джамьян Шепы, иначе, авторов, чьи работы присутствуют в коллекции чойра ИМБТ СО РАН и которые жили с середины XV до середины XVII в ., то первым является основатель факультета Че монастыря Сера [Se-ra byes grwa tshang] - Палжор Лхундуб [Dpal 'byor lhun grub, 1427-1514] . Его работа «Светильник ученья» [тиб . Rgyal ba'i gsung rab kyi drang nges 'byed pa'i rnam bshad legs bshad snying po'i don gsal bar byed pa'i bstan pa'i sgron me]2 посвящена комментированию проблемы «относительного и абсолютно-

1 Анализ данного наследия основан на коллекции буддийской схоластической литературы «Чойра» (КЧ), хранящейся в тибетском фонде ИМБТ СО РАН [1], и комплексе библиографических справочников, связанных с издательской деятельностью буддийских монастырей Бурятии [2; 3] .

2 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0445, TCh-2890.

го» в речи Будды . Также к плеяде «предшественников» можно отнести выдающегося представителя школы Гелук - Сонам дагпу [тиб . Bsod nams grags pa, 1478-1554] . Его сочинение «Освещающий светильник» [тиб Shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan 'grel pa dang bcas pa'i snying po rgyan gyi don legs par bshad pa yum don gsal ba'i sgron me, TCh-2901], хранящееся в коллекции Чойра, является базовым комментарием по предмету праджня-парамита на факультете Ло-салинг монастыря Дрепунг. К сожалению, место издания текста определить не удалось В коллекции Чойра был обнаружен четвёртый раздел базового учебного компендиума для факультета Ме [тиб smad grwa tshang] монастыря Сера - «Проявление сущности украшения...» [тиб . Bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan rtza 'grel gyi spyi don rnam bshad snying po rgyan gyi snang ba zhes bya ba las skabs bzhi pa, TCh-0315], автором которого является известный учёный Гедун данпа дэгя [тиб . Dge 'dun bstan pa dar rgyas, 1493-1568] . Место издания текста определить не удалось . У представителя монастыря Сера - Чокьи Гялцан [тиб . ^os kyi rgyal mtshan, 1469-1544/46] несколько работ. Первая - это «Ожерелье мудрости» [тиб . Dge 'dun nyi shu'i mtha' dpyod rje btzun chos kyi rgyal mtsan dpal bzang po'i gsung rtzom dri ma med pa mkhas pa'i mgul rgyan, TCh-0722]», эта работа посвящена специальной теме «двадцать шравака-пудгала-крамас» из Абхисамаяаламкара Другая его работа -«Драгоценная гирлянда» [тиб . Rje btsun chos kyi rgyal mtshan gyis mdzad pa'i drang nges rnam 'byed kyi spyi don rgol ngan tshar gcod rin che'i phreng ba, TCh-2539] посвящена комментированию проблемы «относительного и абсолютного» Следующее сочинение Чокьи Гялцан - «Ожерелье мудрости» [тиб . Rten 'brel gyi thal phreng mkhas pa'i mgul rgyan ces bya ba rje btsun chos kyi rgyal mtshan dpal bzang po'i gsung rgyun bzhin du, TCh-2666] -посвящено разбору буддийской теории пра-титья-самутпада («зависимого происхождения») . Место издания текстов Чокьи Гялцан определить не удалось, два последних произведения отпечатаны на русской бумаге . Замыкает группу авторов, живших до Джамьян Шепы, первый панчен-лама Лобсан чокьи гялцан [Blo bzang chos kyi rgyal mtshan, 1570-1662] . Его работа «Толкование сущностных тем из первого раздела Абхисама-

яаламкара» [Shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan gyi snying po'i snying po gsal bar legs par bshad pa'i rgya mtzo las skabs dang po rnam par bshad pa] вызывает значительный научный интерес1

Далее в коллекции Чойра ИMБT СО РАН мы встречаем произведения самого Гунчен Джамьян Шепы . В области праджня-па-рамита литературное наследие великого учёного впечатляет своим многообразием и фундаментальностью В первую очередь, необходимо выделить энциклопедический труд Чжамьян Шадпы «Комментарий на драгоценные чётки» [Bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan gyi mtha' dpyod shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i don kun gsal ba'i rin chen sgron me zhes bya ba legs pa]2, имеющий 8 частей, соответствующие комментарии индийского учёного VIII в н э Харибхадры и посвящённый толкованию восьми разде-

1 Тибетский фонд ИMБT СО РАН: TCh-0298, TCh-0З07, ТСЬ|-06З5.

2 Тибетский фонд ИMБT СО РАН: (1) ТСЬ|-0З47, TCh-0468, TCh-0561, TCh-0563, TCh-0592, TCh-0614, TCh-0662, TCh-0723, TCh-0790, TCh-0898, TCh-2657, TCh-0956, TCh-2699, TCh-2815, TCh-2818, TCh-2882, TCh-3061; (2) TCh-0348, ТСГ1-0З96, TCh-0469, TCh-

0564, TCh-0572, ТСГ1-059З, TCh-0615, TCh-ОббЗ, TCh-0688, TCh-0704, TCh-0772, TCh-0774, TCh-0791, TCh-0804, TCh-0810, TCh-0882, TCh-2492, TCh-2545, TCh-2578, TCh-2607, TCh-2658, TCh-2669, TCh-2700, TCh-2731, TCh-2819, ТСГ1-288З, TCh-2904, TCh-3054, TCh-3077; (З) ТСЬ|-0З49, TCh-0397, TCh-0470, TCh-

0565, TCh-0594, TCh-0616, TCh-0664, TCh-0689, TCh-0773, TCh-0792, TCh-0805, TCh-0883, TCh-0957, TCh-2493, TCh-2546, TCh-2579, TCh-2590, TCh-2670, TCh-2676, TCh-2718, TCh-2757, TCh-2820, TCh-2884, TCh-2905, TCh-3055; (4) TCh-0350, TCh-0З98, TCh-0562, TCh-0566, TCh-0595, TCh-0617, TCh-0665, TCh-0706, TCh-0797, TCh-0803, TCh-0938, TCh-2591, TCh-2677, TCh-2821, TCh-2885, TCh-2906, TCh-2980, TCh-2986, TCh-2987, TCh-3056, TCh-3136; (5) ТСЬ|-0З51, TCh-0389, TCh-0399, TCh-0472, TCh-0567, TCh-0596, TCh-0618, TCh-0667, ТСЬ|-079З, TCh-0813,TCh-0877, TCh-0884, TCh-0958, TCh-2495, TCh-2548, TCh-2580, TCh-2592, TCh-2583, TCh-2678, TCh-2683, TCh-2719, TCh-2732, TCh-2756, TCh-2822, TCh-2886, TCh-2907, TCh-3057, TCh-3116; (6) TCh-

0352, TCh-0362, TCh-0400, TCh-0619, TCh-0794, TCh-0802, TCh-0814, TCh-0878, TCh-0959, TCh-2581, TCh-2593, TCh-2608, TCh-2679, TCh-2758, ТСЬ|-282З, TCh-2887, TCh-2908, TCh-2996, TCh-3058; (7) TCh-

0353, TCh-0401, TCh-0474, TCh-0569, TCh-0570, TCh-0598, TCh-0620, TCh-0669, TCh-0744,TCh-0795, TCh-0801, TCh-0816, TCh-0879, TCh-0960, TCh-2497, TCh-2544, TCh-2594, TCh-2609, TCh-2680, TCh-2759, TCh-2824, TCh-2888, TCh-2995, ТСГ1-З059; (8) TCh-

0354, TCh-0402, TCh-0464, TCh-0475, TCh-0571, TCh-0599, TCh-0621, TCh-0666, TCh-0685,TCh-0796, TCh-0800, TCh-0815, TCh-0880, TCh-0961, TCh-2498, TCh-2550, TCh-2610, TCh-2727, TCh-2825, TCh-2889, TCh-2909, TCh-2925, TCh-2997, ТСГ1-З060, TCh-3114 .

лов из Абхисамаяаламкара . В коллекции представлены в основном экземпляры, изданные в Цугольском дацане [3, с. 85] . Далее большой интерес вызывает небольшая работа «Критический комментарий на восьмой раздел парчин» [Phar phyin skabs brgyad pa'i mtha' dpyod bsam 'phel yid bzhin nor bu'i 'phreng mdzes skal bzang mig 'byed]3 . Это своеобразное переложение восьмой части предыдущего произведения, изданное в Агинском дацане [2, с . 58] . Следующее сочинение из коллекции - это «Комментарий на Легшед ньипо» [Drang ba dang nges pa'i don rnam par 'byed pa'i mtha' dpyod 'khrul bral lung rigs beed'ur dkar po'i gan mdzod skal bzang re ba kun skong]4, что является оригинальной презентацией работы Цзон-хавы по поводу неяартха и нитартха (относительного и абсолютного) . Произведение в основном представлено изданиями Цуголь-ского [3, с. 85] и Гусиноозёрского дацанов [3, с. 79] . В коллекции можно обнаружить более краткую форму комментария на вышеуказанную работу Цзонхавы «Ожерелье пояснений» [Drang nges rnam 'byed kyi mtha' dpyod mdor bsdus blo gsal mgrin rgyan]5, отпечатанного в Анинском дацане, указание в колофоне . Ещё одно произведение на предыдущую тему «Замечания» ['Jam dbyangs bzhad pa'i rdo rjes mdzad pa'i drang nges rnam 'byed kyi zin bris]6 было отпечатано в Гуси-ноозёрском [3, с. 79] и Агинском дацанах [3, с. 83] . Затем необходимо отметить две работы, посвящённые теме чатурдхьянас (четыре медитации) как на уровне рупадха-ту (реальность формы), так и на уровне ару-падхату (реальности не-формы) . Это «Пропедевтическое толкование» [Bsam gzugs kyi snyoms 'jug rnams kyi rnam par bzhag pa'i bstan bœs thub bstan mdzes rgyan lung dang rigs pa'i rgya mtso skal bzang dga' byed]7 и

3 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-2505, TCh-2637, TCh-2701, TCh-2720 .

4 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0296, TCh-0344, TCh-522, TCh-0588, TCh-0780, TCh-0826, TCh-0866, TCh-0936, TCh-1005, TCh-1020, TCh-1126, TCh-2702, TCh-2804, TCh-2985, TCh-3098

5 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0601, TCh-0825, TCh-1022, TCh-2845, TCh-2992, TCh-3066, TCh-3099

6 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0590, TCh-0860, TCh-0947, TCh-0998, TCh-1006, TCh-1007, TCh-1023, TCh-1068, TCh-1121, TCh-2513, TCh-2964, TCh-3067

7 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0356, TCh-0517, TCh-1004, TCh-1082, TCh-1097, TCh-2611, TCh-2649, TCh-2799, TCh-2892, TCh-3042, TCh-3083, TCh-3117, TCh-3130 .

«Синтетическое изучение» [Bsam gzugs kyi 'bel gtam tzinta ma ni'i 'phreng mdzes rigs pa smra ba'i mgul rgyan mkhas rnams dga' byed, TCh-0716] . Первая работа издана в Цуголь-ском дацане [3, c . 85], место издания второй не определено. В коллекции есть сочинения, посвящённые отдельным проблемам предмета праджня-парамита: «Ответы на трудные доктринальные вопросы» [Dris lan tzinda ma ni'i 'phreng ba]1; «Презентация пра-титьясамутпада» [Rten 'brel gyi mtha' dpyod lung dang rigs pa'i gter mdzod blo gsal dga' ba bskyed pa'i phreng mdzes]2, «(Укороченная) презентация пратитьясамутпада» [Zab mo rten cing 'brel bar 'byung ba'i mtha' dpyod rje bla ma 'jam dbyangs bzhad pa'i rdo rje'i gsung rgyun dri ma med pa]3 . Все три работы изданы в Агинском дацане [2, с. 58; 3, c . 81] . «Комментарий на три (практики): слушание, размышление и сосредоточение» [тиб . Thos bsam sgom gsum gyi rnam bzhag]4 издан в Анинском дацане [3, c . 104]; «Комментарий на семьдесят значений восьми тем (Аб-хисамаяаламкара)» [Dngos po brgyad don bdun cu'i rnam bzhag legs par bshad pa mi pham bla ma'i zhal lung]5 издан в Цугольском дацане [3, c . 85]; «Перечисление 108 групп концептов, связанных с праджня-парами-та» ['Grel rkang brgya rtza brgyad kyi 'dren tsul 'di ni rje 'jam dbyangs bzhad pas gsungs, TCh-0644 TCh-3228] - издание Агинского дацана [2, c. 58] . В результате необходимо подчеркнуть, что в бурятских монастырях произведениям Гунчен Джамьян Шепы в области праджня-парамита придавали первостепенное значение

Вслед за творческим наследием Гунчен Джамьян Шепы в коллекции представлены работы его учеников и современников Первым можно упомянуть знаменитого Галдан-ширету-хутухту Лобсан Данби Ньи-

1 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0376, TCh-0948, TCh-0968, TCh-1692, TCh-2198, TCh-2521, TCh-3159 .

2 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0318, TCh-0325, TCh-0329, TCh-0892, TCh-0919, TCh-0942, TCh-0944, TCh-1103, TCh-1107, TCh-2685, TCh-2983.

3 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0316, TCh-0428, TCh-0492, TCh-0798, TCh-0846, TCh-0900, TCh-0920, TCh-0945, TCh-1106, TCh-2556, TCh-2622, TCh-2684, TCh-2984.

4 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0372, TCh-0416, TCh-0425, TCh-0771, TCh-0983, TCh-1075, TCh-2628, TCh-2970, TCh-3087, TCh-3111, TCh-3165 .

5 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0199,

TCh-0647, TCh-0984, TCh-2508, TCh-2509, TCh-2510,

TCh-2582, TCh-2655, TCh-2709, TCh-2744, TCh-2747, TCh-2835, TCh-2849, TCh-3002, TCh-3052, TCh-3147 .

ма [Blo bzang bstan pa'i nyi ma, 1689-1762], являющегося учеником Джамьян Шепы . Его фундаментальный комментарий на восемь частей Легшед «Критическое толкование на ожерелье мудрости» [Legs par bshad pa mkhas pa'i mgul rgyan zhes bya ba ... mtha' dpyod]6 хранится в коллекции . Необходимо также упомянуть небольшую работу Зая-пандиты Лобсан Тинлэй [Dza ya paNDi ta Blo bzang 'phrin las, 1642-1708] «Список содержаний» [Sh'aka btsun blo bzang 'phrin las kyi, ngag rnams phyogs su bsgrigs pa las, spyi bshad rgyas tzam sngon 'gro ba'o, po ti lnga yi sa bcad, TCh-0625] . Также вызывает большой интерес двухтомник первого Пурбучо-ка Наванг Жампы [Phur bu lcog Ngag dbang byams pa, 1682-1762] «Океан Будды» [Bstan chos mngon par rtogs pa'i rgyan 'grel pa dang bcas pa'i rgya cher bshad pa legs bshad gser gyis 'phreng ba dang rnam shad snying po rgyan gnyis kyi spyi don legs par bshad pa skal bzang klu dbang gi rol mtsho, (1) TCh-0682, (2) TCh-0683], посвящённый комментированию работ Цзонхавы . Данный трактат изучался на факультете Че монастыря Сера . Следующий автор - это Джамьян Данби ньима [Khri chen rgya nag pa 'jam dbyangs bstan pa'i nyi ma, 1686-1738] из монастыря Лавран Его две работы «Драгоценное зерцало» [Dge 'dun nyi shu'i rnam bzhag gi tsig nyung go bde don gsal nor bu'i me longs, TCh-0383, TCh-0433] и «Светильник, освещающий Легшед» [Dbus dang mtha' rnam par 'byed pa'i bstan bcos kyi 'grel pa mi pham dgongs zab gsal ba'i legs bshad sgron me, TCh-0952], отпечатанные на русской бумаге (точное место издания определить не удалось), хранятся в коллекции . Далее мы можем обратиться к произведениям Тугсре Наванг Таши [тиб . Thugs sras Ngag dbang bkra shis, 1678-1738], яркого представителя лавранской схоластической традиции и ближайшего ученика Джамьян Шепы . Известны три его работы: «Открытие драгоценных врат» [Bsam gzugs kyi mtha' dpyod legs bshad mdzod kyi sgo 'byed]7, посвящён-ная теме чатурдхьянас (четыре медитации); «Океан Легшеда» [Zab mo rten cing 'brel bar 'byung ba'i mtha' dpyod legs par bshad pa'i

6 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: (1) TCh-0456, TCh-2668; (2) TCh-0457; (3) TCh-0458; (4) TCh-0459; (5) TCh-0460; (6) TCh-0461; (7) TCh-0462.

7 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0333, TCh-0361, TCh-0775, TCh-1083, TCh-1109, TCh-1116, TCh-1120, TCh-1799, TCh-2875, TCh-2891, TCh-2893, TCh-3043, TCh-3115, TCh-3132 .

rgya mtsho]1, посвящённая теме пратитьяса-мутпада; «Вхождение в счастье» [Zhugs pa dang gnas pa'i 'phags pa'i dge 'dun gyi rnam gzhag gi mtha' dpyod skal bzang 'jug ngogs]2, посвящённая двадцати темам праджня-па-рамиты . Два первых произведения опубликованы в Чесанском дацане [3, c . 95], место издания третьего определить не удалось . В коллекции можно обнаружить работу Даты Шедуба [Grags pa bshad sgrub, 1675-1748], крупнейшего представителя факультета Ме монастыря Сера «Упорядочивание собрания значений» [Las rnam par 'byed pa'i mdo sogs dang tse mtha'i mdo'i don bsdus nas bkod pa, TCh-2934], посвящённую систематизации тем из сутр (кармического действия и неограниченной жизни) . Также представителем монастыря Сера является Лобсан тцетан [Lo bzang tshe brtan, род . в XVIII в . ] -автор небольшого труда «Ожерелье ответов» [Dris lan blo gsal mgul rgyan, TCh-0673] . Преподаватель из Амдо - Лобсан Гелек [Blo bzang dge legs, род . в XVIII в . ] написал работу «Зерцало отражения» [Drang ba dang nges pa'i don rnam par 'byed pa'i bstan bcos legs par bshad pa'i snying po'i dgongs pa'i don gsal bar byed pa'i me long, TCh-1086], посвящённую теме относительного и абсолютного . Две работы Лондо ламы Наванг лобсана [Klong rdol bla ma ngag dbang blo bzang, 1719-1794], выходца из провинции Кхам (Чамдо), представляющего факультет Че монастырь Сера, находятся в КЧ . Первая работа - это «Краткое объяснение 108 тем, которые рассматриваются в Шатаса-хасрика-праджня-парамита» ['Bum gyi 'grel rkang brgya rtza brgyad ngos 'dzin]3, вторая -«Сборник терминов из праджня-парамиты» [тиб . Phar phyin las byung ba'i ming gi rnam grangs, TCh-2859] . Место издания всех вышеуказанных работ определить не удалось . Далее идут сочинения по праджня-пара-мите, авторы которых жили в XVIII-XX вв . Этот период можно назвать возрождением тибетской схоластики, поскольку именно в данное время появляется большое количе-

1 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0306, TCh-0326, TCh-0334, TCh-0371, TCh-0719, TCh-0904, TCh-0916, TCh-0922, TCh-0941, TCh-1101, TCh-1105, TCh-2596, TCh-2691, TCh-2832, TCh-2899, TCh-3094.

2 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0339, TCh-0842, TCh-0843, TCh-0844, TCh-0845, TCh-0896, TCh-1096, TCh-1110, TCh-1539, TCh-2789, TCh-2836, TCh-2900, TCh-2958, TCh-2961, TCh-3012, TCh-3093, TCh-3105, TCh-3107, TCh-3108 .

3 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0679, TCh-

1841, TCh-2860, TCh-2861, TCh-3113 .

ство комментаторских работ. Предположительно, всплеск схоластической активности объясняется известными политическими изменениями на пространстве Внутренней и Восточной Азии: расцветом Цинской империи и поддержкой развития тибетского буддизма маньчжурскими императорами . К данному периоду относятся работы третьего гунтанга Кончок Тенпе Дронме [Dkon mchog bstan pa'i sgron me; 1762-1823] . В 1792 г. после завершения образования в Гоман-дацане монастыря Дрепунг он становится 21-м настоятелем монастыря Ла-бранг Ташикьил . Кончок Тенпе Дронме оставил после себя большое литературное наследие . В схоластической традиции Бурятии он известен как создатель небольших комментариев на базовые учебные темы В КЧ находится его работа «Сущность четвёртого раздела (шарвакабхисамбодха из праджня-парамиты)» [Skabs bzhi pa'i bsdus don rgyal mkhan po grags pa rgyal mtshan pa la gnang ba, TCh-2805], написанная в честь перерождения Гьял Кханпо Дагпы Гьялца-на и изданная в Агинском монастыре, на что указывает запись в колофоне данного экземпляра текста Также в КЧ есть его работа «Освещающий сущность светильник: сборник комментариев на праджня-пара-миту» ['Grel pa don gsal gyi steng nas rgyas 'bring bsdus gsum mngon rtogs rgyan rtsa 'grel sogs mdo rgyan sbyar ba'i gzab bshad kyi zin bris sbas don gsal ba'i sgron me]4, изданная в Агинском дацане Другая работа автора «Дверь вхождения в мудрость» [Yid dang kun gzhi'i dka' gnas rnam par bshad pa mkhas pa'i 'jug ngogs]5 комментирует работу Цзонхавы относительно мановиджняна и алаявиджняна . Часть экземпляров издана в Цугольском дацане [3, с. 85] . В коллекции представлены его следующие работы: «Толкование раздела йогачарья из Лег-шед ньипо» [Bstan bcos legs par bshad pa'i snying po las sems tsham skor gyi mchan 'grel rtzom 'phro rnam rig gzhung brgya'i snang

4 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0417, TCh-0422, TCh-0440, TCh-0495, TCh-0514, TCh-0626, TCh-0636, TCh-0937, TCh-0964, TCh-1079, TCh-2491, TCh-2501, TCh-2663, TCh-2796, TCh-2808, TCh-2817, TCh-3021

5 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: TCh-0297, TCh-0332, TCh-0426, TCh-0432, TCh-0482, TCh-0493, TCh-0519, TCh-0677, TCh-0783, TCh-1093, TCh-2588, TCh-2662, TCh-2730, TCh-2829, TCh-2916, TCh-2956, TCh-2982, TCh-3008, TCh-3010, TCh-3014, TCh-3095, TCh-3128, TCh-3151.

ba]1; «Толкование теории тривимокшамукха (три двери освобождения)» [тиб Rnam thar sgo gsum gyi rnam par bzhag pa legs bshad rgya mtsho'i rba rlabs]2; «Толкование теории пратитьясамутпада» [Rten 'brel gyi rnam gzhag lung rigs bang mdzod]3; «Сущность Легшед ньипо» [Drang nges rnam 'byed kyi dka' 'grel rtsom 'phro legs bshad snying po'i yang snying]4; «Аннотация на первый раздел (работы Джамьян Шадпы относительно) праджня-парамиты» [Phar phyin skabs dang po'i mtha' dpyod kyi mchan 'grel rtsom 'phro]5 . Также необходимо отметить представителя монастыря Гумбум [sku 'bum byams pa gling] Чжанчжа Гава Лодой [a kyA yongs 'dzin dby-angs can dga' ba'i blo gros, 1740-1827], его работа «Пояснение к сомнениям, возникшим в отношении трёх поворотов учения» [Chos 'khor gyi dogs gcod som nyi'i mun sel, TCh-2965] хранится в коллекции в качестве небольшого манускрипта . В коллекции есть работы монгольских авторов: сочинение Дандара Алашаньского [Ngag dbang bstan dar, 1759-1831] «Презентация отрицания существования Единственного или Mноже-ственного» [Gcig du bral gyi rnam bzhag legs bshad rgya mtsho las btus pa'i 'khrul spong bdud rtsi'i gzegs ma, TCh-2711], сочинение Дондуб Еши Данби гялцан [Don grub ye shes bstan pa'i rgyal mtshan, рубеж XVIII-XIX вв . ] «Комментарий на Легшед» [Dge ldan thun mong ma yin pa drang ba dang nges pa'i don rnam par phye ba'i bstan bcos legs bshad snying po'i rgya cher bshad pa drang nges

1 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0448, ТСЬ|-0502, ТСЬь0513, ТСГ1-0828, ТСГ1-0832, ТСЬь0867, TCh-1003, ТСЬМ018, TCh-1123, TCh-2534, TCh-3040, TCh-3068, TCh-3120 .

2 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0358, ТСЬь 0381, ТСЬь0746, TCh-0747, TCh-0827, TCh-0946, ТСЬ|-0971, TCh-0987, TCh-1008, TCh-1019, TCh-1124, TCh-1537, TCh-2512, TCh-2564, TCh-2728, TCh-2738, ТСЬ|-2944, TCh-2975, TCh-3009, TCh-3013, TCh-3102, TCh-3129 .

3 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0321, ТСЬь 0322, ТСЬ|-0327, TCh-0341, TCh-0370,TCh-0478, ТСЬь 0580, TCh-0782, TCh-0858, TCh-0859, TCh-0918, ТСЬ|-0909, TCh-0940, TCh-1104, TCh-2113, TCh-2560, TCh-2565, TCh-2626, TCh-2627, TCh-2639, TCh-2656, ТСЬ|-2690, TCh-2739, TCh-2879, TCh-2990, TCh-2993.

4 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0465, ТСЬь 0587, ТСЬ|-0602, TCh-0678, TCh-0681, TCh-0696, ТСЬь 1024, TCh-1122, TCh-1125, TCh-1572, TCh-1684, ТСЬь 2847, TCh-3037, TCh-3069 .

5 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0343, ТСЬь

0359, TCh-0363, ТСЬь0441, TCh-0477, TCh-0500,

TCh-0504, TCh-0505, ТСЬь0603, TCh-0718, TCh-0721,

TCh-0875, TCh-0963, ТСЬь2570, TCh-2646, TCh-2698,

TCh-3019, TCh-3075, ТСЬь3122 .

bzhi 'dril, TCh-0854, TCh-2878], а также работы Наванг Палдана [khal kha Ngag dbang dpal ldan, 1797-1864] «Инструкции (к изучению) учебных пособий по предметам Парчин и Ума (учебных программ) Гоман и Лосалинг» [Blo gsal gling dang bkra shis sgo mang grwa tshang gi dbu phar gyi yig cha'i bshad tshul bkod pa blo gsal dga' ston, TCh-0299], «Устранение сомнений...» ['Grel ba don gsal gyi dgos 'brel gyi mtshams sbyor la dogs pa gcod pa]6, «Прояснение пустоты.» [Rnam rig pa'i blta ba'i rnam bzhag gnyis stong gsal byed, TCh-0527], «Светильник, освещающий места плохо выговариваемые» [Su nyid rdo rams pa legs tshogs kyi rt-sod yig gi lan gsal bar bkod pa smra ngan mun sel sgron me zhes bya ba]7, «Ответы Жигме Дорже» ['Jigs med rdo rje'i dris lan, TCh-2791, TCh-2922], «Анализ трудных мест в (работе Жамьян Шадпы) Великая чатурдхьянас (ру-падхату и арупьядхату)» [Bsam gzugs chen mo'i dka' gnas kyi dogs dpyod]8 .

В коллекции также есть сочинения великих представителей монастыря Лавран ташичил . Это работы Гончок жигме ванпо [Dkon mchog 'jigs med dbang po, 1728-1791] «О пратитьясамутпада» [Rten 'brel rtsom 'phro sogs ljags rtsom 'phro can gyi skor]9, «Анализ пяти путей (панча-маргас) и десяти уровней бодхисатвы (даса-бхумис)» [Sa lam gyi rnam bzhag theg gsum mdzes rgyan]10, «Собрание кратких толкований концептуальных категорий (из канонических произведений по праджня-парамита)» [Dngos brgyad don bdun cu'i rnam bzhag mdor bsdus pa, TCh-0640, TCh-1091], «Собрание кратких аналитических работ относительно восьми разделов праджня-парамиты» [Phar phyin skabs brgyad pa'i mtha' dpyod mdor bsdus pa, TCh-0661, TCh-2624, TCh-2708], «Стебель белого лотоса (как толковать тексты праджня-парамиты)» [Mkhyen gsum gyi

6 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0379, ТСЬь0525, ТСЬь0839, ТСЬь0881.

7 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0380, ТСЬь0528, ТСЬь0967, TCh-1114, ТСЬь2946, TCh-3156 .

8 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0768, ТСЬь2897, TCh-3085, TCh-3166 .

9 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСГ1-0317, ТСЬь0323, TCh-0481, TCh-0490, TCh-0604, ТСЬь0907, TCh-0939, TCh-1111, TCh-2522, ТСЬь2586, TCh-2644, TCh-3160 .

10 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0338, ТСЬь0641, TCh-0643, TCh-0645, TCh-0764, ТСЬь0776, TCh-0985, TCh-1076, TCh-2139, TCh-2511, ТСЬь2710, TCh-2749, TCh-2850, TCh-2940, TCh-2967, ТСЬь3017, TCh-3018, TCh-3053, TCh-3104, TCh-3161, ТСЬь3256.

rnam pa brgya dang don gsum gyi rang bzhin yang dag par brjod pa legs bshad padma dkar po'i 'khri shing]1, а также сочинения Гон-чок кьялцана [Dkon mchog rgyal mtshan, 1764-1853], «Порядок садханы в связи с «Великими классами познания»» [Rig grwa chen mo'i mjug tu 'phrin las kyi 'phros gzhung rgyas pa gcod tshul, TCh-2762], «Краткое содержание тем из Абхисамаяаламкара и комментарии Харибхадра» [Bstan bcos mngon rtogs rgyan 'grel pa dang bcas pa'i sa bcad, TCh-2620], «Комментарий на украшение сутр» [Mdo sde'i rgyan gyi 'grel pa thub bstan rgyas pa'i me tog, TCh-2667] . Произведение другого представителя Амдо (местность Нгава) из монастыря Зотге зонг - Ше-раб Гьятцо [A khu ching shes rab rgya mtsho, 1803-1875], «Содержание тем, трактуемых в Абхисамаяаламкара» [Bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan gyi tshig gis mtshams rnams par brgyan pa gzhung don lta ba'i mig 'byed]2 хранятся в КЧ . В КЧ также находятся произведения Джамьян Тинлая [Tho yon 'jam dbyangs 'phrin las] «Ответы на утверждения...» [Rje btsun red mda' ba'i gsung ngag dris lan, TCh-0483] . К сожалению, место издания вышеуказанных работ определить не удалось

Также в коллекции существует множество работ, авторы которых не были идентифицированы . Это Лобсан рабсал [Blo bzang rab gsal] со своими произведениями: «Драгоценный светильник» [Srid pa'i yan lag bcu gnyis khyad par mdo tsam gsal bar byed pa'i rin chen sgron me]3, «Гирлянда белых лотосов» [Bsdus don zur phud mdzes pa'i pad dkar phreng ba]4, «Сумасшедшая игра павлина» [Dris pa'i lan legs par bshad pa rigs pa'i rma bya myos pa'i zlos gar, TCh-0699], «Праздник радости от ясного постижения» [Drang ba dang nges pa'i don las brtsams pa blo gsal rol ba'i dga' ston]5, «Хрустальное зерцало» [Gnas

1 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0324, ТСЬь 0485, ТСЬь0777, ТСЬь0799, ТСЬМ074, ТСЬь2361, ТСЬ|-2645, ТСЬь2705, ТСЬь2706, ТСЬь2712, ТСЬь2716, ТСЬ|-2856, ТСЬь2917, ТСЬь2976, ТСЬь3000, ТСЬь3148, ТСЬ|-3152 .

2 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0387, ТСЬь 0975, ТСЬ|-2567, ТСЬь2802, TCh-3038 .

3 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0320, ТСЬь 0923, TCh-1456, ТСЬь2689, TCh-2974, TCh-3157, TCh-3255

4 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0384, ТСЬь 0638, TCh-0646, TCh-0986, ТСЬМ693, TCh-2524, ТСЬь 2715, TCh-2966, ТСЬь2971.

5 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0830, ТСЬь

2577, ТСЬ|-2713, TCh-2814 .

skabs pa'i rten 'brel gyi rang bzhin rab tu gsal ba'i shel dkar me long]6, «Ожерелье банзика» [Pad dkar 'phreng ba mdzes byed ban dzi ka'i do shal]7 . Это Лобсан Джигме со своей работой «Толкование на работу представителя Лаврана - Лодой Гьятцо, "Комментарий на мановиджняна и алаявиджняна"» [Yid dang kun gzhi'i rtsa ba'i mchan 'grel gser gyi lde mig ces bya ba legs par]8 . Особый интерес вызывает многотомный комментарий на работу Джамьян Шадпы по парчину автора из Халха Монголии Чойдзад Данпа рабгья доме [Chos mdzad bla ma bstan pa rab rgyas sgron me] «Золотое вступление» [Kun mkhyen 'jam dbyangs bzhad pa'i phar phyin gyi yig cha'i mchan 'grel gser gyi lde mig]9 .

В результате необходимо подчеркнуть, что на основе аналитического обзора части праджня-парамита коллекции Чойра ИМБТ СО РАН можно показать масштабность процессов, происходивших в XVIII-XIX вв . в области написания и издания схоластических работ в Бурятии, Монголии и Амдо . Наш анализ проблемы авторства текстов, сформированных в Бурятии, Монголии и Амдо, может лишь подтвердить тот исторический факт, что благодаря всплеску творческого потенциала представителей данных регионов в буддийской культуре всей Внутренней Азии произошёл своеобразный ренессанс тибетской схоластики . Особую роль в этом сыграли амдоские монастыри Лавран, Гумбум, монгольский Гандан, Гоман-дацан

6 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0908, ТСЬь 0921, ТСЬь2561, ТСЬь2688, ТСЬь2991.

7 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0639, ТСЬь 0990, ТСЬь0993, ТСЬь2504, ТСЬь2633, ТСЬь2755, ТСЬь 2972

8 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: ТСЬь0649, ТСЬь 0650, ТСЬь2587, ТСЬь2584, ТСЬь2623, ТСЬь2833, ТСЬь 2864, ТСЬь2955, ТСЬь3096 .

9 Тибетский фонд ИМБТ СО РАН: (1) ТСЬь0364, ТСЬь0449, TCh-0507, ТСЬь0737, TCh-0861, TCh-2490, TCh-2598, TCh-2621, ТСЬь2681, TCh-2800, TCh-2837, TCh-2948, TCh-2999, ТСЬь3142; (2) TCh-0365, ТСЬь 0450, ТСЬь0508, TCh-0738, TCh-0862, TCh-1119, ТСЬь 2535, ТСЬь2599, TCh-2602, TCh-2671, TCh-2721, ТСЬь 2801, TCh-2949; (3) TCh-0366, ТСЬь0451, TCh-0509, TCh-0624, TCh-0739, TCh-0863, ТСЬь2517, TCh-2536, TCh-2600, TCh-2603, TCh-2618, ТСЬь2672, TCh-2673, TCh-2722, TCh-2723, TCh-2794, ТСЬь2950; (4) ТСЬь 0367, TCh-0452, ТСЬь0510, TCh-0740, TCh-0752, ТСЬь 2506, ТСЬь2604, TCh-2674, TCh-2724, TCh-2951, ТСЬь 2994; (5) ТСЬь0368, TCh-0453, TCh-0511, ТСЬь0518, TCh-0741, TCh-0864, TCh-2519, TCh-2537, ТСЬь2601, TCh-2675, TCh-2725, TCh-2754, TCh-2806, ТСЬь2952; (8) TCh-0369, TCh-0454, TCh-0512, ТСЬь0742, ТСЬь 0865, TCh-2520, TCh-2538, ТСЬь2605, TCh-2619, ТСЬь 2726, TCh-2795, ТСЬь2807, TCh-2953.

лхасского монастыря Дрепунг, бурятские монастыри современной Бурятии и Забайкальского края . Хочется предположить, что представители исторической области Амдо (территории, где совместно проживали ти-

бетцы и монголы), этнической Монголии и Бурятии в указанные века создали культуру массового написания учебно-философской литературы

^исок литературы

1. Bazarov A . Introduction . Catalogue of the collection of Tibetan manuscripts and xylographs 'Chos grwa' (Parts: Tshad ma, Grub mtha') of The Institute of Mongolian, Tibetan and Buddhist Studies of Russian Academy of Sciences (Siberian Branch) . Compiled by Andrey Bazarov. Tibeto-Mongolian Series - 1. Varanasi: CIHTS, 2008. P. V-XXV.

2 . Bethlenfalvy G .A Tibetan catalogue of the blocks of the lamaist printing house in Aginsk // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . T XXV. F. 1-3. 1972 . P. 53-75.

3 . Rinchen B . Catalogue of printing blocks of Buddhist monasteries in Transbaikalia . Four Mongolian historical Records // Sata-Pitaka Series . Vol . 11. 1959. P. 79-121.

References

1. Bazarov A . Introduction . Catalogue of the collection of Tibetan manuscripts and xylographs 'Chos grwa' (Parts: Tshad ma, Grub mtha') of The Institute of Mongolian, Tibetan and Buddhist Studies of Russian Academy of Sciences (Siberian Branch) . Compiled by Andrey Bazarov. Tibeto-Mongolian Series - 1. Varanasi: CIHTS, 2008. P. V-XXV.

2 . Bethlenfalvy G .A Tibetan catalogue of the blocks of the lamaist printing house in Aginsk // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . T. XXV. F. 1-3. 1972 . P. 53-75.

3 . Rinchen B . Catalogue of printing blocks of Buddhist monasteries in Transbaikalia . Four Mongolian historical Records // Sata-Pitaka Series . Vol . 11. 1959. P. 79-121.

Статья поступила в редакцию 16.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.