Научная статья на тему 'Pr в продвижении услуг в индустрии развлечений'

Pr в продвижении услуг в индустрии развлечений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4808
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ENTERTAINMENT INDUSTRY / ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / A PRODUCT OF THE ENTERTAINMENT INDUSTRY / КАТЕГОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / THE CATEGORY OF ENTERTAINMENT COMPANIES / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE ENTERTAINMENT SERVICES MARKET IN RUSSIA / PR-ТЕХНОЛОГИИ И PR-ИНСТРУМЕНТЫ В ПРОДВИЖЕНИИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PR-TECHNOLOGIES AND PR-TOOLS IN THE PROMOTION OF THE COMPANY IN THE ENTERTAINMENT SERVICES MARKET / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ PR / EFFICIENCY OF USING PR-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путинцева Анна Эдуардовна

В статье определены место и роль индустрии развлечений в современной экономике. Уточен понятийный аппарат индустрии развлечений. Рассмотрены некоторые формы оказания услуг в социально-культурной сфере. Опираясь на отечественный и мировой практический опыт, выделены основные категории предприятий на рынке развлекательных услуг. Подробно проанализированы основные тенденции развития рынка развлекательных услуг России. Определена роль PR в продвижении компании и ее продукции на рынке. Выявлены эффективные технологии и инструменты связей с общественностью, используемые на рынке развлекательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pr в продвижении услуг в индустрии развлечений»

PR В ПРОДВИЖЕНИИ УСЛУГ В ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Путинцева А.Э. Email: Putintseva644@scientifictext.ru

Путинцева Анна Эдуардовна — бакалавр, кафедра социальных технологий,

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье определены место и роль индустрии развлечений в современной экономике. Уточен понятийный аппарат индустрии развлечений. Рассмотрены некоторые формы оказания услуг в социально-культурной сфере. Опираясь на отечественный и мировой практический опыт, выделены основные категории предприятий на рынке развлекательных услуг. Подробно проанализированы основные тенденции развития рынка развлекательных услуг России. Определена роль PR в продвижении компании и ее продукции на рынке. Выявлены эффективные технологии и инструменты связей с общественностью, используемые на рынке развлекательных услуг.

Ключевые слова: индустрия развлечений, продукт индустрии развлечений, категории предприятий сферы развлечений, тенденции развития рынка развлекательных услуг России, PR-технологии и PR-инструменты в продвижении компании на рынке развлекательных услуг, эффективность использования технологий PR.

PR PROMOTION OF SERVICES IN THE ENTERTAINMENT INDUSTRY

Putintseva A.E.

Putintseva Anna Eduardovna — Bachelor, DEPARTMENT OF SOCIAL TECHNOLOGIES, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article defines the place and role of the entertainment industry in the modern economy. The conceptual apparatus of the entertainment industry is refined. Some forms of rendering services in the socio-cultural sphere are considered. Drawing on domestic and world practical experience, the main categories of enterprises in the entertainment market are identified. In detail The basic tendencies of development of the market of entertaining services of Russia are analyzed. The role of PR in the promotion of the company and its products in the market is determined. Effective technologies and tools of public relations, used in the entertainment market, were identified. Keywords: entertainment industry, a product of the entertainment industry, the category of entertainment companies, trends in the development of the entertainment services market in Russia, PR-technologies and PR-tools in the promotion of the company in the entertainment services market, efficiency of using PR-technologies.

УДК659.4: 379.831

Индустрия развлечений является важной частью экономики большинства стран мира. Более того, проведение досуга выступает важнейшим показателем уровня культуры в государстве. Поскольку общество и развлечения неотделимы друг от друга, то можно выделить четыре основных кластера, объединённых по социальному и географическому признаку: Азия, Россия, Европа и Америка. Каждый из этих регионов имеет самобытную и особенную историю развития рынка развлекательных услуг, которая зависит от социальных, экономических и политических изменений в стране.

Развлечения являются своеобразной формой досуговой деятельности, которая внешне близка к отдыху, но, в то же время, обладает определенной содержательной спецификой. Французский социолог Ж. Дюмазедье так определяет специфическое функциональное место развлечений в системе досуга: «...если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни» [1]. Общие характеристики понятия «развлечение» -это впечатление, удовольствие, положительные эмоции и времяпрепровождение. Все эти отличительные характеристики сопровождают процесс развлечения или являются его завершением в независимости от того, в какой форме оно представлено. В широком смысле,

продукт индустрии развлечений - это удовольствие и впечатление, которые получают посредством развлечения и, которые являются предметом обмена на рынке развлекательных услуг. В узком смысле - это услуги и товары, достаточные для удовлетворения потребностей в процессе и в целях развлечения.

При исследовании подходов к определению индустрии развлечений становится понятно, что большинство трактовок представляют собой лишь перечисление всевозможных форм осуществления развлекательной деятельности. Однако подобное объяснение изучаемого понятия не направлено на выявление специфики деятельности развлекательных предприятий, и, более того, не содержит в себе отражения вида потребностей, на которых они ориентированы. Принимая во внимание, отмеченное выше, а также существование в мировой теории и практике аналогичных и смежных понятий, возможно понимание термина «индустрия развлечений» как взаимосвязанной системы предприятий и предпринимателей, предоставляющих все необходимые для потребления в процессе развлечения и достаточные для осуществления собственно процесса развлечения людей услуги и товары, то есть индустрия развлечений производит условия для развлечений.

Форм оказания рассматриваемых услуг большое множество, а поскольку рынок развлекательных услуг является самым молодым в социально-культурной сфере, то состав и структура этого рынка на данный момент точно не определены [3]. Другими словами, не существует критериев для классификации предприятий индустрии развлечений. Это обусловлено двумя причинами, во-первых, организационно-экономические признаки предприятий сферы развлечений плохо поддаются определению, во-вторых, необходимые классификации видов деятельности в современной науке отсутствуют. Но, обращаясь к мировому и отечественному практическому опыту, можно выделить основные категории предприятий на рынке развлекательных услуг. Предприятия могут быть учреждены государством, могут выступать как коммерческие и некоммерческие структуры. Итак, в структуре институций современной индустрии развлечений в России и мире можно выделить несколько крупных сегментов. По мнению Н.Н. Ярошенко, это сегмент аттракционов и игровых зон, природные рекреации, сегмент экстремальных развлечений, клубный сегмент [4]. Анализируя формы предоставления развлекательных услуг, принимая во внимание их многообразие, можно говорить о существовании на рынке конкуренции не только на внутриотраслевом уровне (например, между спортивными клубами), но и на межотраслевом - у индивида есть выбор провести вечер в театре или посетить выставку.

Усиленный рост рынка развлечений России стал заметен после распада СССР, начали появляться большие торговые центры, развиваться новые технологии, а также возрос темп распространения информации и появились возможности обмена опытом с западными странами. Из этого факта образуется тренд развития рынка развлекательных услуг России: сфера развлечений в нашей стране развивается по западной модели, то есть, все, что появляется или уже существует в США и Европе, рано или поздно появляется в России. Нельзя отрицать, что в целом, развитие рассматриваемой сферы в России отстает от западных темпов, но согласно ежегодному обзору PwC Global Entertainment and Media Outlook [5], российский рынок индустрии развлечений является самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки, эта динамика сохранится и в ближайшие годы.

Среди основных тенденций развития рынка развлекательных услуг в России можно выделить, в первую очередь, интеграцию развлечений в другие направления деятельности. Выделяют четыре вида такого «симбиоза» [3, 21]. R etailtainment (retail + entertainment) -сочетание шоппинга и развлечения, в данный момент к этому виду интеграции стремятся большие и прогрессивные торговые центры, так как сегодняшнему потребителю уже недостаточно просто розничных магазинов, люди посещают шоппинг-моллы не только для того, чтобы купить товары, а также с целью провести досуг, отдохнуть, встретиться с друзьями. Sportainment (sport + entertainment) - интеграция развлечений в занятия спортом. Therapintainment (therapy + entertainment) - объединение развлечения со сферой поддержания здоровья, например, бани, сауны, СПА-центры, салоны красоты теперь являются местом проведения досуга. Но одной из самых прибыльных и популярных форм интеграции является edutainment (education + entertainment), то есть обучение через развлечение. Появление такой формы свидетельствует о том, что современный потребитель хочет проводить свой досуг с пользой.

Другой тенденцией является тематизация или концептуализация объектов индустрии развлечений. Поскольку конкуренция на рынке велика, предприятиям необходимо выделяться на фоне остальных, поэтому используется такой инструмент, как theming, то есть выбор единой

тематики и оформления учреждения. Для разработки выигрышной концепции проводятся маркетинговые и социологические исследования.

В России прослеживается тенденция интеграции национального рынка развлекательных услуг в глобальную систему организации досуга, а также тенденция расширения ассортимента развлечений, что особенно заметно в крупных городах страны.

Таким образом, рынок развлекательных услуг России на своем этапе развития выступает как автономное и обособленное звено экономической системы страны, которое привлекает материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Индустрия активно развивается и растет, а также имеет свои тенденции в этом развитии. Конкуренция на рынке увеличивается с каждым годом, поэтому предприятиям необходимо обращаться к технологиям рекламы и связей с общественностью и рекламы для своего продвижения.

Для того, чтобы определить какую роль в продвижении компании и ее продукции на рынке играет PR, необходимо дать ключевые понятия, характеризующие данное направление. Продвижение - это любая форма информирования потребителей о товарах, услугах и деятельности фирмы [2]. Составляющими частями комплекса продвижения товара на потребительский рынок являются PR и реклама. Они неразрывно связаны с понятием и процессом продвижения товара, услуги, идеи или самого предприятия на рынке. Выбор тех или иных инструментов, в конечном итоге стимулирующих продажу продукции фирмы или ее услуг, зависит от большого числа факторов, среди которых можно отметить особенности целевой аудитории, этап жизненного цикла товара, характеристики конкурентной среды и т.д. PR (Public Relations) - это деятельность, направленная на оптимизацию отношений между организацией и общественностью, а также между членами самой организации посредством эффективной системы информации и коммуникаций. Целями PR являются создание внешней и внутренней социально-психологической среды, благоприятной для успеха организации; налаживание или поддержание взаимовыгодных, гармоничных связей, взаимного понимания и доброжелательности между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача. Задачи PR - это оценка отношений организации с общественностью; выявление зоны совмещения и согласования интересов организации и общественности; формирование взаимопонимания и установления взаимоотношений между организацией и окружающей ее аудиторией путем коммуникации, предусматривающей наличие обратной связи. Эффективное использование инструментов рекламы и связей с общественностью позволяет влиять на потребителя, его мнение, оценки и представления. К настоящему времени у специалистов в сфере рекламы и PR сформировался набор технологий, которые могут быть задействованы в продвижении услуг на рынке развлекательных услуг. Это проведение специальных PR-мероприятий, работа со СМИ, работа в сети Интернет, нетворкинг, метод экспертного мнения и внутрикорпоративный PR. Применение вышеизложенных PR-технологий позволит сформировать позитивный имидж организации, который, в свою очередь, может стать решающим фактором при выборе клиентом организации. Для эффективного использования инструментов PR необходимо проанализировать коммуникационную политику компании, на основании анализа можно сделать выводы о реальном имидже организации и выявить возможные коммуникационные проблемы. Также перед проведением PR-кампании необходимо составить коммуникационную программу, где указаны проблемы, цели, задачи, тактика, стратегия, план реализации и бюджетные рамки. Выбор PR-технологий должен соотноситься с целями и задачами PR-кампании.

Возвращаясь к индустрии развлечений, к тем тенденциям, которые присущи этому рынку, учитывая возможности PR, можно сделать вывод о роли PR в продвижении услуг в данном сегменте. Использование комплекса технологий связей с общественностью является необходимостью для успешного функционирования компании на рынке из-за возрастающей конкуренции, соответственно Public Relation играют особую роль в продвижении компании, позволяя наиболее эффективно взаимодействовать с целевыми аудиториями и достигать бизнес целей. Роль PR в продвижении товаров и услуг глобальна, PR создают отношение к товару, при этом не навязывая и не вызывая отрицательных эмоций у потребителя. Именно при помощи технологий PR можно создавать эмоциональные черты товара или услуги, учитывая особенности аудитории.

Список литературы / References

1. Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? Paris: Seuil, 1962. 702 p.

2. Васильев В.Н. Техника продвижения товаров и услуг на рынок // Российское предпринимательство, 2000. Том 1. № 10. С. 54-59.

3. Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Мировая экономика. Российский внешнеэкономический вестник, 2009. № 2. С.17-24.

4. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник МГУКИ, 2016. № 3 (71). С. 122-132.

5. Global Entertainment & Media Outlook 2018-2022. Trending now: convergence, connections and trust. [Электронный ресурс] // PwC Global. Режим доступа https://www.pwc.com/gx/en/industries/tmt/media/outlook.html/ (дата обращения: 21.06.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.