Научная статья на тему 'PR-ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ'

PR-ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1068
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лужкова А.А., Гагарина С.Н.

Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы «Public Relations» становятся органичным элементом всей системы государственного управления, политической структуры общества. Функции государства неизбежно включают в себя функции управления «Связями с общественностью», порождают специальные государственные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими усилиями органов власти. В данной статье рассмотрены сущность, смысл, необходимость и цели службы связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лужкова А.А., Гагарина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR-TECHNOLOGIES IN STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE

The need for contact with citizens, public organizations, and mass media is so great that Public Relations services become an organic element of the entire system of public administration, the political structure of society. The functions of the state inevitably include the functions of managing "Public Relations", generate special state structures designed to optimize these relations, correlate them with the managerial efforts of the authorities. This article examines the essence, meaning, necessity and goals of the public relations service in the system of state and municipal administration.

Текст научной работы на тему «PR-ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

PR-ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ

УПРАВЛЕНИИ

А.А. Лужкова, студент

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-176-179

Аннотация. Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы «Public Relations» становятся органичным элементом всей системы государственного управления, политической структуры общества. Функции государства неизбежно включают в себя функции управления «Связями с общественностью», порождают специальные государственные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими усилиями органов власти. В данной статье рассмотрены сущность, смысл, необходимость и цели службы связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, связи с общественностью, информационная открытость, достоверность.

Информирование населения о деятельности государственных и муниципальных органов, очень важный компонент системы управления. Когда население информировано о деятельности руководящих органов, понимает их цели, задачи и методы, оно ясно определяет свои позиции, адекватно реагирует, активно откликается на их призывы. И, наоборот, недостаточная информированность порождает неуверенность, подозрительность, пассивность и противодействие со стороны общественности. По мнению философа и политолога Э. Алена, самой эффективной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека.

Важным аспектом являются развитие интересов властных структур различного уровня (федерального, регионального, муниципального), уровень доверия граждан к ряду институтов государственной власти, достоверность, открытость и полнота информации, общественное мнение и ряд других признаков для любого государства.

В современных условиях государственные структуры Российской Федерации остро нуждаются в профессиональной рекламе своих программ и услуг для населения, в противном случае, они рискуют не получить поддержки общественности. Та-

ким образом, исследование информационно-коммуникативного аспекта диалога власти и гражданского общества посредством служб по связям с общественностью, совершенствование и развитие системы информирования населения являются исключительно актуальным.

Система информирования населения -комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации. Этими держателями являются: органы власти, средства массовой информации, негосударственные, некоммерческие структуры, учреждения, предоставляющие консультационные услуги, библиотеки.

РЯ-технологии в области государственного и муниципального управления отличаются от выбора небольшой целевой аудитории в коммерческой сфере деятельности, которая в основном нацелена на извлечение и максимизацию прибыли: они имеют свою специфику, выражающуюся в широкой социальной базе, то есть в охвате всех социальных групп той или иной территории (мира, страны, субъекта федерации). Деятельность по связям с обще-

ственностью в государственной сфере более определена и формальна, то есть в значительной степени соответствует закону и регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Также это отличие выражается в многообразии целей государственного и муниципального управления, которые чаще всего носят внеэкономический характер, а также в большой роли общественных движений, организаций и СМИ.

Ключевой целью выстраивания устойчивых связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении является создание эффективных коммуникационных связей между властью и обществом, обеспечивающих, с одной стороны, свободное одобрение и поддержку действий институтов власти и их конкретных представителей свободными местными сообществами, а, с другой стороны, учет интересов этих сообществ и заинтересованных групп самой федеральной (региональной, местной) властью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что PR-деятельность в государственном и муниципальном управлении представляет собой комплекс мер, направленных на достижение информационной открытости (прозрачности) органов государственного управления, установление обратной связи с населением, формирование позитивной репутации уровня власти.

Информационная политика любой государственной организационной структуры должна быть основана на реальных программах или реальных производственных проектах, встроенных в продуманную корпоративную стратегию, на четкой программе министерства, ведомства или миссии организации, что поможет в дальнейшем при формировании ясных целей и задач.

Основными задачами PR-деятельности в России являются [2]:

- информирование граждан о деятельности государственных структур;

- обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например, участие в выборах) и поддержки ими регулирующих программ (напри-

мер, борьба с курением, с наркоманией, перепись населения и др.);

- стимулирование поддержки гражданами социально-значимых программ общественных движений;

- создание благоприятного имиджа государственных структур.

В современной России практически каждый орган государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации, а также орган местного самоуправления имеет свою службу связей с общественностью, пресс-службу, пресс-секретаря или ответственного за эту функцию. Эти службы информируют общественность о работе этих органов власти, представляя новости в СМИ; готовят публичные выступления официальных лиц, организуют проведение круглых столов и других форумов, ведут работу с целевыми группами общественности, бизнесом, общественными организациями, лидерами мнений [1]. Совершенствование и развитие системы информирования населения как раз является основной целью информационной политики государства. Количество, качество и доступность информационных ресурсов являются показателем информационной открытости органов власти.

Важно учитывать социальную природу человеческих потребностей. На основе мо-тивационного анализа и знания психологии человека, влияя скорее на подсознание, чем на сознание граждан, воздействуя с помощью PR-технологий на их желания и эмоции, можно побудить людей к тем или иным действиям.

Уровень управления обществом напрямую зависит от особенностей функционирования PR-служб как на региональном, так и на муниципальном уровне [3]. На региональном и муниципальном уровнях органов власти широко реализуется коммуникативная функция, и общение гражданами осуществляется на постоянно основе. На федеральном уровне акцент в деятельности PR-служб делается на взаимодействии с прессой, аналитической и прогностической деятельности. Федеральные государственные PR-службы отличаются же наличием обязательных для распро-

странения радио и телепрограмм, существование федеральных государственных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы.

Создание PR-отделов в законодательных и исполнительных органах субъектного уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области, обладание необходимыми ресурсами, степени поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры. На местном уровне довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами функциями PR-структура, так как обычно функции этой структуры выполняют руководящие должностные лица и их заместители. Но важно будет отметить, что отличительной особенностью PR-структур на местном уровне является высокая степень ответственности местной власти перед жителями, поскольку успешность государственных преобразований во многом зависит от поддержки населения, от осознанного исполнения новых предписаний, которые в свою очередь возможны лишь при ясном понимании

гражданами целей и общественных благ, которые планируется достичь.

Действенным инструментом оценки эффективности коммуникаций органов государственного и муниципального управления с институтами гражданского общества является мониторинг СМИ и соцсетей [4].

Таким образом, применение PR-технологий в государственном и муниципальном управлении позволяет установить надёжные и взаимовыгодные отношение между общественностью и институтами власти, сформировать в общественном сознании положительный образ государственных институтов, создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, берут на себя ответственность в управлении конфликтными ситуациями, а также во многих случаях активно влияют на реализацию принятых решений. Именно поэтому особое место в деятельности органов власти занимает потребность в использовании современных PR-технологий для поддержания и регулярного информирования граждан, развития имиджа, репутации органов государствен-

нои и муниципальном власти.

Библиографический список

1. Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: учебное пособие: для студентов вузов по специальности 030602 (350400) «Связи с общественностью». - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 218 с. - (Библиотека специалиста по связям с общественностью). - ISBN 5-8016-0271-2. - EDN YQUOLT.

2. Будникова, Н.С. Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 5457. - EDN TVQFOJ.

3. Тарасова, Ю.А. Технологии связей с общественностью в формировании имиджа государственной службы // Управленческое консультирование. - 2015. - №5 (77). - С. 29-37. - EDN TYSAML.

4. Гагарина, С.Н. Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления / С.Н. Гагарина, Д.А. Маухин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №6-1 (57). - С. 182-187. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-6-1182-187. - EDN QHWCMH.

PR-TECHNOLOGIES IN STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE A.A. Luzhkova, Student

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The need for contact with citizens, public organizations, and mass media is so great that Public Relations services become an organic element of the entire system of public administration, the political structure of society. The functions of the state inevitably include the functions of managing "Public Relations", generate special state structures designed to optimize these relations, correlate them with the managerial efforts of the authorities. This article examines the essence, meaning, necessity and goals of the public relations service in the system of state and municipal administration.

Keywords: state and municipal administration, public relations, information openness, reliability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.