Научная статья на тему 'PR-сопровождение судебного процесса'

PR-сопровождение судебного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СМИ / ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PR-ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PR-ТЕХНОЛОГИИ / PR-COVERAGE / LEGAL PROCESS / ETHICAL PRINCIPLES / TARGET AUDIENCE / PUBLIC OPINION / MASS MEDIA / LEGAL STANCE / INFORMATION SPACE / PR-PROVISIONS / PR-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилова Наталия Альбертовна

Статья посвящена актуальному на данный момент вопросу PR-сопровождения судебного процесса. Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между судами и средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR-COVERAGE of legal proceSSes

The paper discusses topical problems of PR-coverage of legal processes. Mass media influence public opinion, citizens' legal stance, form people's legal culture. That is why the result of current reforms depends on the way people perceive the ideas underpinning the reforms and on the measure people approve these reforms. It is these facts that determine the necessity of interaction between courts of justice and mass media.

Текст научной работы на тему «PR-сопровождение судебного процесса»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

УДК 070. И

Н. А. Гаврилова

РК-СОПРОВОЖДЕНИЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА

N. A. Gavrilova

PR-COVERAGE OF LEGAL PROCESSES

Статья посвящена актуальному на данный момент вопросу PR-сопровождения судебного процесса. Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между судами и средствами массовой информации.

PR-сопровождение, судебный процесс, этические принципы, целевая аудитория, общественное мнение, СМИ, правовая позиция, информационное пространство, PR-обеспечение, PR-технологии.

The paper discusses topical problems of PR-coverage of legal processes. Mass media influence public opinion, citizens' legal stance, form people's legal culture. That is why the result of current reforms depends on the way people perceive the ideas underpinning the reforms and on the measure people approve these reforms. It is these facts that determine the necessity of interaction between courts of justice and mass media.

PR-coverage, legal process, ethical principles, target audience, public opinion, mass media, legal stance, information space, PR-provisions, PR-technologies.

Публичность является особенностью судебного процесса. Как говорят юристы, первое слушание по любому делу проходит не в суде, а в СМИ. Именно там юристы и выдвигают свои основные аргументы. В конфликте выиграл не тот, кто выиграл, а кто об этом первый грамотно сказал общественности.

В юридической литературе отмечалось, что средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между судами и средствами массовой информации [1].

Основные функции РЛ-сопровождения:

- поддержка со стороны СМИ является некоей политикой сдерживания, когда активная работа со средствами массовой информации не позволяет в ряде случаев судьям осуществлять откровенно коррупционные действия [2];

- направление мнения общественности либо позиции отдельных целевых групп в ту или иную сторону. Всего-навсего надо вдохнуть жизнь в судебное дело, в судебный процесс, и тогда восторжествует не только закон, но и справедливость. Именно эта задача и стоит перед специалистами судебного РЯ - вдохнуть жизнь в судебный процесс, сделать его интересным и вынести за стены суда в общество, а затем вернуть обратно, но уже вместе с мнением общества [2];

-усиление юридической позиции стороны в правовом споре. Это позволяет делать грамотная, последовательная стратегия и игра в информационном пространстве;

- повышение узнаваемости компании, оказывающей юридические услуги [3, с. 20]. Юридиче-

ские компании делают себе РЯ. Задача не просто осветить дело, а использовать освещение процесса как способ продемонстрировать свою компетентность, умение эффективно вести дела. Заказчиком РЯ-сопровождения в данном случае выступает не общество, а юридическая фирма, адвокатское образование. Как отмечает в своем исследовании А. А. Салчак, «в настоящее время юридический бизнес стал не только серьезной составляющей российского бизнеса, но и превратился в самостоятельное направление, со своими возможностями и перспективами» [4, с. 79]. В.Н. Буробин даже выделяет такое направление адвокатской деятельности, как маркетинг адвокатских услуг [5, с. 160]. В настоящее время появляются исследования по маркетингу в области консультативных правовых услуг [6, с. 58]. Так, например, О. А. Кузнецова в результате своего исследования сделала ряд выводов относительно влияния группы значимых правовых факторов на уровень рыночного спроса и предложения консультативных юридических услуг в курортных зонах российского Причерноморья [6, с. 58].

Вместе с тем, как отмечает Р. В. Лихачев, «важной особенностью рынка юридических услуг является низкая маркетинговая активность компаний на рынке». В ходе проведенного исследования автору удалось выявить ряд проблем:

-информационная закрытость рынка. Так, на данный момент не существует ни одного индекса, по которому можно было бы оценить его состояние;

-для рынка характерна низкая маркетинговая активность юридических фирм, причем такая ситуация характерна не только для «периферии», но и для наиболее развитых экономических регионов нашей страны [7, с. 60].

Как считает О. А. Кузнецова, недостаточная рентабельность «основной массы мелких фирм по оказанию консультативных правовых услуг населению <...> впрямую связана со слабой профессиональной подготовкой их сотрудников в вопросах маркетинга» [6, с. 58.]

Однако активный рост рынка юридических услуг и его слабая развитость в смысле маркетингового и РЛ-обеспечения позволяют говорить о перспективах применения РЯ-технологий в данной сфере и растущей востребованности специалистов соответствующего профиля, обладающих при этом достаточной юридической подготовкой.

Можно выделить некоторые особенности РЯ-

сопровождения. Особое значение РЯ-обеспечения судебных процессов имеет правовой аспект. Наряду с требованиями национального законодательства (законы о средствах массовой информации; о рекламе; о государственной тайне; о защите прав потребителей; об авторском и смежных правах; о чрезвычайном положении и др.) при организации РЯ-кампаний следует учитывать нормы международных актов (Международные принципы журналистской этики1; Иоганнесбургские принципы. Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации (1995 г.); Международный кодекс рекламной деятельности; Европейский кодекс профессионального поведения в области РИ. (Лиссабонский кодекс)2; Документы Парламентской ассамблеи Совета Европы; Резолюция 1003 (1993) по журналистской этике и др.). Данный вид РЯ-проектов требует учета правовой специфики при их подготовке и реализации. Исполнение законодательных установок является не только обязательным требованием, но и свидетельствует о должном уровне профессионализма и компетентности лиц, организующих РЛ-кампа-нию. Примеров, когда квалифицированные журналисты и РЯ-специалисты совершают грубейшие ошибки, выражающиеся в незнании и/или непонимании основ права, достаточно. К такого рода типичным ошибкам возможно отнести, например, высказывания, содержащие нарушение основополагающих принципов судебного процесса (принципа презумпции невиновности и др.), незнание особенностей процессуальной процедуры. Результатом является искажение истинного положения вещей, нарушение правовых норм и, наконец, утрата доверия определенной части целевой аудитории. Безусловно, освещение судебных процессов необходимо, отмечается в юридической литературе, но «оно не должно ни в коем случае вредить правосудию путем распространения недостоверной информации. Так, например, присяжные должны получать как можно меньше информации, касающейся конкретного дела, вне здания суда, с тем, чтобы вынести справедливый вердикт» [8].

1 Приняты на IV Консультативной встрече международных и региональных профессиональных журналистских организаций в 1983 г. в Праге.

2 Принят на Генеральной ассамблее Европейской конфедерации ПР (ЦЕПР) в Лиссабоне 16 апреля 1978 г. (дополнен 13 мая 1989 г.).

Весьма часто эти «ошибки» являются намеренными и осуществляются для реализации целей РЯ-проекта.

РЯ-кампании рассматриваемой категории имеют свою специфику, в основу которой положен предмет судебного процесса. Так, следует выделять дела, исходя из вида процесса (уголовный, гражданский, арбитражный, дела об административных правонарушениях). Каждый из видов процесса имеет свои правовые особенности, которые следует учитывать при организации и проведении кампании.

Кроме того, имеет свою специфику и освещение конкретной категории дела «внутри» определенного вида процесса (например, уголовные дела об убийстве или нарушении Правил дорожного движения, дела о взятках и т.п. требуют различий в освещении материала). Особую категорию составляют, например, дела о нарушении избирательного права.

Особенностью РЯ-сопровождения является то, что часто при формировании общественного мнения существует тенденция предвосхищения решения суда. Высказываются суждения, прямо или косвенно предсказывается «правильный» исход дела.

Специфика РЯ-сопровождения зависит от целевой аудитории, от заказчика, а также от региона. Дела, освещаемые в провинции, отличаются от круга дел, рассматриваемых в крупных регионах. В провинции, как правило, РЯ-сопровождение используется при ведении дел, имеющих широкий общественный резонанс (например, дела о чиновничьих взятках).

При проведении РЯ-кампании необходимо адаптировать для целевой аудитории юридические вопросы, для того, чтобы особенности юридического характера были понятны и правильно восприняты общественностью.

Особенности РЯ-сопровождения зависят от видов СМИ. В современной ситуации основной акцент делается на Интернет, так как он активно используется целевой аудиторией. Интернет-сайты отражают всю информацию, которую подает и периодическая печать.

Судебный процесс может стать основой для РЯ-противодействия. В данном случае происходит столкновение интересов - в разных СМИ указываются противоположные точки зрения, то есть

идет манипуляция общественным сознанием, введением общественного мнения в заблуждение. При этом используются различные приемы манипулирования, например, сознательного искажения фактов, иногда прием умолчания, обсуждение лишь одной стороны события, высказывание одной точки зрения и т.п. В такой ситуации судебный процесс отходит на второстепенные позиции, суд не является авторитетом, а вынужден принимать точку зрения, которая выявлена в СМИ и может искажать суть происходящего.

Не все дела нуждаются в РЯ-сопровождении. Зачастую участникам мелких гражданских дел не нужно публичного освещения сути вопроса в СМИ, да и сама тематика таких дел не представляет интереса широкой общественности в связи с бытовым, не скандальным, не громким характером. Выделяются следующие категории судебных споров, нуждающихся в РЫ-сопровожде-нии:

-это прежде всего проекты, связанные с ситуациями, которые могут интерпретироваться как захваты (рейдерство). То есть когда речь идет о столкновении взаимоисключающих интересов — типичной в данном случае является ситуация конфликта собственников, двух групп акционеров одного предприятия. Часто тяжело юридически определить, кто из них более прав, две стороны руководствуются своими решениями суда. В таких ситуациях очень важным является компонент РЯ-сопровождения - ведь нужно объяснить общественности, государственным органам и даже работникам силовых органов, на чьей стороне правда [2];

- дела, направленные на формирование новой судебной практики;

-споры по острым налоговым вопросам [3, с. 21];

- дела крупных компаний, для предотвращения слухов и сплетен;

- отдельные уголовные дела;

- дела, которые изначально получили огласку в СМИ (например, крупные ДТП, криминальные сводки);

- крупные хозяйственные споры.

В настоящее время телевидение демонстрирует различные передачи, имитирующие судебный процесс. Это не является РЯ-акцией какого-то судебного процесса. По сути, такие программы

представляют собой тот же детектив, но подающийся в другой форме. Участие практикующих адвокатов в таких программах - это уже самопиар, нарушение профессиональной адвокатской этики.

РИ-сопровождение судебных процессов необходимо осуществлять в контексте проблемы взаимодействия СМИ и органов судебной власти. Пресс-секретарь Верховного суда РФ П. Одинцов в своей статье отмечает, что «отсутствие эффективного, отлаженного механизма взаимодействия СМИ и судов, четких принципов освещения их работы образовало информационный вакуум, породивший ложные стереотипы судебной системы как «вещи в себе» и журналистов, априорно обвиняющих суды в коррупции» [9]. Автор констатирует, что по-прежнему существует комплекс проблем, затрудняющих эффективное взаимодействие судов и прессы. Проблемное поле, по его мнению, включает в себя следующие, все еще не решенные вопросы:

-отсутствие эффективной системы доступа к открытой судебной информации (недостаточное использование потенциально эффективнейшего интернет-портала Верховного суда РФ, отсутствие публикаций в Сети решений судов, вызывающих наибольший интерес со стороны прессы);

- отсутствие постоянно действующего экспертного пула со стороны судейского сообщества;

- отсутствие четких правил и критериев участия прессы в судебных заседаниях (обеспечение технических условий - аккредитации);

- недоукомплектованность судов общей юрисдикции пресс-секретарями;

- нехватка юридических знаний у некоторой части журналистов, незнание судебной специфики, правил доступа к информации [9].

Базовыми принципами взаимодействия прессы и судебной системы, по мнению П. Одинцова, являются следующие:

- «прозрачность»: судебные решения и прочие сведения, касающиеся деятельности судов (если речь не идет о делах, доступ к которым ограничен законом), должны предоставляться средствам массовой информации;

- согласованность: судебные решения должны оперативно и точно передаваться СМИ. В свою очередь система правосудия должна быть как минимум в курсе любых ссылок и цитирования информации, исходящей из судебных органов. Этот джентльменский принцип свидетельствует о вза-

имном уважении и гарантирует корректность передачи информации;

- объективность: СМИ должны стремиться к максимально достоверному освещению деятельности судебной системы и в своих комментариях и анализе не переходить этическую и профессиональную грань, за которой начинаются произвол и «отсебятина»;

- технологичность: пресс-структуры судов различных уровней должны обладать достаточной технологической и кадровой базой для удовлетворения потребности журналистов в информации по судебной проблематике [9].

Организация РЛ-сопровождения судебных процессов предъявляет определенные требования к специалистам, их организующим. Так, например, по мнению Л.В. Ульяновой, «журналисту должны быть присущи определенные личностные качества при получении интервью, при работе в судебных заседаниях с дальнейшим освещением событий: достаточная подготовка в юридических вопросах; профессионализм; хорошая информированность; быстрое понимание круга проблем; наличие специальных знаний и навыков как относительно предмета спора, так и в социальной психологии; умение правильно организовать процесс интервью в зависимости от специфики спора; реалистичная оценка положения дел; умение работать коллективно; умение побуждать стороны к анализу ситуации; умение быть активным слушателем; умение найти выход из конфликтной ситуации» [10].

Таким образом, при проведении РИ-кампании нужно учитывать особенности, определенные законодательством (стадия досудебного производства, урегулирование споров путем медиационных процедур, стадии судебного процесса, рассмотрение дела в суде первой инстанции, апелляционное, кассационное производство и т.п.). Необходимо учитывать принципы судопроизводства (в частности, гласность, презумпция невиновности). При проведении РЯ-кампании необходимо адаптировать для целевой аудитории юридические вопросы, для того, чтобы особенности юридического характера были понятны и правильно восприняты общественностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Х.Лебедев, В. Судебная власть и средства массовой информации: теория вопроса и практика взаимоотношений / В. Лебедев // Российская юстиция. - 1999. - № 12.

2. Гончар, И. РЯ-сопровождение юрфирм. О значении партнерства между юридической фирмой и РЯ-компа-ниями / И. Гончар // Юридическая практика. - 2006. -№ 16.

3. Собенина, Е. РЯ-сопровождение судебного процесса / Е. Собенина // Новое законодательство. - 2009. - № 2. -С. 20-21.

4. Салчак, А .А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников: дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Салчак. -М„ 2006. - С. 79.

5. Адвокатская деятельность: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. В. Н. Буробина. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. -С. 160.

6. Кузнецова, О. А. Маркетинг как методологический инструментарий совершенствования системы оказания

консультативных правовых услуг населению: дис. ... канд. экон. наук / О. А. Кузнецова. - Сочи, 2005.

7. Лихачев, Р. В. Концепция оценки качества юридических услуг и создание маркетингового инструментария для ранжирования профессионализма субъектов адвокатской деятельности: дис. ... канд. экон. наук / Р. В. Лихачев. -Киров, 2006.

8. Струнская, О. Судьи о главном / О. Струнская // ЮРИСТ.-2006,-№5.

9. Одинцов, П. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия / П. Одинцов // Российская юстиция. - 2004. - № 6.

10. Ульянова Л. В. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. - 2007. -№11.

Гаврилова Наталия Альбертовна - кандидат филологических наук кафедры связей с общественностью и журналистики Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8(8202) 55-39-54; 8(8202) 51-74-24, e-mail: [email protected]

Gavrilova, Natalia Albertovna - Candidate of Science (Philology), Department of Public Relations and Journalism, Institute of Humanities, Cherepovets State University.

Tel.: 8(8202) 55-39-54; 8(8202) 51-74-24, e-mail: [email protected]

УДК 316.77

А. В. Чернов

ВРЕМЯ ИСКАТЬ ЧИТАТЕЛЯ К проблеме читателя и чтения в современной России

А. V. Chernov

HIGH TIME ТО SEARCH FOR READER On the problem of reader and reading in contemporary Russia

Общий пафос работы заключается в необходимости кардинального пересмотра научной методологии исследования читателя и чтения, разработки адекватных механизмов изучения реально происходящих в этой области культуры явлений. В основе - анализ материалов Международной научной конференции «Читатель XXI века: портрет на фоне эпохи» (24. 04. 2009 г., Санкт-Петербург).

Социология чтения. Книжный маркетинг. Читатель. Текст. Издательская политика. Чтение и модернизация образования.

The key idea of the paper is the necessity to reconsider scientific methodology of reader and reading research, elaborate adequate mechanisms of the phenomena that really happen in this sphere of culture. The paper is based on the analysis of International Scientific Conference «Reader of the 21s1 century: portrait on the epoch background» materials (24.04.2009, Saint-Petersburg).

Sociology of reading, book marketing, reader, text, publishing policy, reading and modernization of education.

Модернизация российского образования вбро- общественности столько аллергенов (ЕГЭ и «бо-сила в сознание неравнодушной к этому процессу лонский процесс», зачетные единицы и модули,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.