УДК 378; ББК 74.48; ГРНТИ 04.51.53; КОД ВАК 5.9.9
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-34-10-28
Азарова Л.В., Шарахина Л. В.
Санкт-Петербург, Россия
РЯ-ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. РЯ-образование с момента его возникновения в России находится в условиях постоянной трансформации. В статье анализируются причины и факторы, влияющие на изменения в структуре и содержании подготовки РЯ-специалистов, выявляются проблемы, связанные с этими процессами. Опрос представителей российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью», и анализ мнений экспертов в сфере РЯ позволил выявить проблемы РЯ-образования на данном витке развития специальности. В частности, отмечаются трудности, вызванные стремлением к интеграции новых дисциплин, связанных с цифровыми коммуникациями в учебные планы, неизбежное отставание подготовки к запросам работодателей. Еще одна проблема обусловлена влиянием конвергенции на уровне практик коммуникации (РЯ, реклама, маркетинг) на содержание и качество подготовки РЯ-специалистов. Сравнительный анализ зарубежных образовательных практик позволил выявить наличие проблем универсального характера.
Ключевые слова: РЯ образование, трансформация, проблемы профессиональной подготовки, конвергенция коммуникационных практик, научная специальность
PR-EDUCATION IN THE CONDITIONS OF CONSTANT
TRANSFORMATION: EXPERIENCE OF COMPREHENSION, PROBLEMS AND PROSPECTS
Azarova L.V., Sharakhina L.V.
St. Petersburg, Russia
Abstract. PR education has been in constant transformation since its inception in Russia. The article analyzes the causes and factors influencing changes in the structure and content of PR specialists training, and identifies problems associated with these processes. A survey of representatives of Russian universities training bachelors in Advertising and Public Relations and an analysis of expert opinions in the field of PR helped to identify problems in PR education at this stage of the specialty development. In particular, the article notes the difficulties caused by the desire to integrate new disciplines related to digital communications into curricula, and the inevitable lag in training for employers' requests. Another problem is caused by the influence of convergence at the level of communication practices (PR, advertising, marketing) on the content and quality of PR specialists training. A comparative analysis of foreign educational practices revealed the presence of universal problems.
Keywords: PR education, transformation, problems of professional training, convergence of communication practices, scientific specialty
Постановка проблемы
За последнее время система подготовки профессиональных коммуникаторов в России неоднократно подвергалась значительным изменениям, что обусловлено целым рядом факторов. Авторы статьи, взяв за исходную точку отсчета открытие первой программы подготовки дипломированных специалистов по связям с общественностью в 1993 году в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», (напомним, что в 1991 году МГИМО начало подготовку
журналистов-международников по специализации «связи с общественностью), предприняли попытку осмыслить более чем 30-летний опыт вузовского образования в этой сфере. Прежде всего, в фокусе внимание находятся проблемы, связанные с постоянной трансформацией подходов, которые нашли отражение в государственных образовательных стандартах и в профессиональных требованиях к практической деятельности выпускников.
Сегодня к специалистам в сфере коммуникаций относятся представители целого ряда взаимосвязанных профессий: журналисты, маркетологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью, специалисты по медиакоммуникациям и т.д. Однако именно подготовка РЯ-специалистов вызывает большое количество споров и обсуждений, подвергается перманентной трансформации.
Цель настоящей статьи - проследить основные изменения в РЯ-образовании за 30 лет существования профессиональной подготовки; выявить факторы, влияющие на эти изменения, и связанные с ними проблемы.
К одной из задач исследования можно отнести анализ проблем, связанных с развитием отрасли (прикладной аспект) и постоянно растущими требованиями к знаниям и навыкам выпускников со стороны работодателей. Несомненно, такие факторы, как развитие цифровых технологий, изменение запросов общества и рынка труда не могли не отразиться на образовательных и профессиональных стандартах и, соответственно, на номенклатуре и содержании учебных дисциплин. Размытость границ предметного поля связей с общественностью, подчиненное или неопределенное отношение со смежными дисциплинами, постоянно меняющиеся требования к практической стороне деятельности выпускаемых специалистов - все это приводит к возникновению новых конфликтов и ставит целый ряд вызовов с точки зрения образования и профессиональной подготовки по рекламе и связям с общественностью.
История вопроса
Проблемы образования и подготовки специалистов по связям с общественностью неоднократно затрагивались в работах отечественных ученых на протяжении всего периода, связанного с институционализацией профессии, который продолжается до сих пор. Так, в статье О. А. Глущенко и Н. В. Гришанина рассматривается эволюция специальности «Реклама и связи с общественностью». Авторы отмечают ситуацию «скрытого конфликта между современными требованиями к набору профессиональных знаний, которые предъявляет сфера рекламы и связей с общественностью к молодым специалистам, и содержанием основных результатов обучения в виде профессиональных компетенций» [Глущенко, Гришанин, 2020: 34-52].
К.В. Киуру также обращает внимание на необходимость изменений в подходах к профессиональным компетенциям современных рекламистов и PR-специалистов в условиях информационно-технологических перемен [Киуру, 2020: 11-15].
Различные аспекты образования PR-специалистов и специалистов по коммуникациям находят отражение в работах отечественных исследователей в разные периоды развития специальности. Попытки учесть их специфику представлены в публикациях последних лет [Минаева, 2015: 53-56; Ачкасова, Быкова, 2015: 8-13; Минаева, Лебедева, 2017; Бородай, 2019; Чумиков, 2022: 115-126]. Один из важных выводов, к которому приходит в своей статье А.Н. Чумиков, состоит в следующем: «необходима операционная замена словосочетания «реклама и связи с общественностью» на эквивалент со словом «коммуникация», наиболее гармоничным среди которых представляется «управление коммуникациями» («communications management»)» [Чумиков, 2022:115-126].
Одна из фундаментальных статей последних лет затрагивает интересующую нас тему в историческом и теоретическом аспектах [Ачкасова, Быкова, Гавра, 2022: 54-78]. Проблемы развития прикладных коммуникаций и их рефлексия в образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам рассматриваются в статье «Актуальные проблемы российского
рекламного и PR-образования: от интеграции к бифуркации и vice verca» [Азарова, Кривоносов, 2024:48-58].
Несомненный интерес представляет большое исследование, посвященное эволюции и проблемам PR-образования в Великобритании опубликованное в 2024 году под характерным названием «Undergraduate public relations education in the United Kingdom: Quo Vadis?» [Chmiel, Moise, 2024].
Как показывает сравнительный анализ, некоторые из выявленных авторами проблем, хотя и обладают собственной спецификой, сопоставимы с проблемами российского PR-образования и носят универсальный характер. Британские специалисты выражают обеспокоенность современным положением дел с предоставлением образования по связям с общественностью в Соединенном Королевстве в условиях, когда программы бакалавриата по данной специальности либо закрываются, либо объединяются с другими коммуникационными дисциплинами. Нечто подобное мы можем отметить и в существующих подходах к подготовке PR-специалистов в России.
Отталкиваясь от заявленной в качестве ключевой идеи о том, что «связи с общественностью - это зрелая профессия и академическая социальная дисциплина» (отметим, что как раз в этом ключе на данном этапе все еще разворачивающегося процесса институционализации профессии и научной сферы PR в России нам сложно разделить эту точку зрения), авторы указанного исследования ставят пред собой амбициозную задачу выявить основные проблемы, влияющие на преподавание PR и его академические проявления.
При этом они подходят к решению поставленной задачи с трех позиций: научной, общественной (роль PR в обществе) и профессиональной (практика). В данной статье мы не ставим перед собой цель рассмотреть влияние научной составляющей на проблемы образования, хотя, вероятно, такая постановка вопроса заслуживает отдельного обсуждения. Отметим только, что подчеркивая важность научного аспекта в подготовке PR-специалистов, авторы не упускают из вида одну из распространенных не только среди
российских, но и ряда зарубежных специалистов точек зрения о том, что «Ценность теории для практики PR является одной из самых условных и конфликтных тем в PR. Зарубежные ученые говорили о невозможности построить теорию PR, даже подвергая сомнению, достойна ли PR теории вообще» [Chmiel, Moise, 2024]. Интересно также наблюдение о внутренней непоследовательности PR как области научного знания, которая находится «порочном круге самоутверждения и самозащиты» [Chmiel, Moise, 2024]. Еще одна высказанная в статье мысль, созвучная неутихающим дискуссиям в российском академическом и профессиональном сообществах «явное отсутствие диалога между профессиональной и научной сферами».
В данном исследовании нас, однако, больше интересуют выводы и наблюдения британских ученых о противоречивых отношениях между профессиональным и образовательным сообществами и влиянии этих отношений на содержание подготовки PR-специалистов. Как отмечают авторы рассматриваемой статьи, «университеты и ученые не так хорошо связаны с практикой PR или не устанавливают связи с PR-индустрией», несмотря на то, что многие критикующие систему образования практики, как в России, так и во многих зарубежных странах, сами являются выпускниками университетов по этой специальности, привлекаются в виде приглашенных специалистов или даже преподают на соответствующих кафедрах. Более того, отмечается высказываемая британскими специалистами точка зрения: «Индустрия связей с общественностью и профессионалы, которые ее населяют, не считают университетское образование в области связей с общественностью лучшим способом получения профессиональных компетенций» \Chmiel, Moise, 2024]. Более подробно связь между содержанием существующих программ подготовки PR-специалистов и постоянно меняющимися требованиями и претензиями PR-индустрии будет рассмотрена ниже.
Приведем еще несколько представляющих несомненный интерес выводов относительно причин неудовлетворительного состояния в системе подготовки бакалавров по связям с общественностью в Великобритании,
которые фиксируют авторы исследования. В качестве одной из таких причин указывается конвергенция на уровне практик коммуникации, которая трансформировалась в конвергенцию названий степеней в области связей с общественностью и их учебных программ. Другая причина видится в том, что лица, принимающие решения, и академические лидеры в университетах обычно разрабатывают только практические курсы по связям с общественностью. Кроме того, выделяется институциональное доминирование других дисциплин над связями с общественностью и позиционирование степеней в области связей с общественностью как поставщиков профессионального образования. Идею инструментальной ценности как единственного способа понимания и преподавания PR британские специалисты относят к одному из серьезных заблуждений и считают следствием неутихающих споров между теоретиками и практиками. На наш взгляд, данная ситуация характерна и для российского PR-образования.
Одной из причин пересмотра учебных программ бакалавриата в Великобритании (и во всем мире), как отмечают авторы статьи, была концепция конвергенции. Изучив 29 программ в британских университетах, которые предлагают образование в области связей с общественностью, специалисты обратили внимание на то, что только один курс бакалавриата полностью сосредоточен на связях с общественностью. Все остальные «разделены» между соседними дисциплинами: журналистика, медиа, коммуникация, реклама, брендинг или маркетинг.
Стоит обратить внимание еще на одну причину постоянных изменений и пересмотра учебных программ по связям с общественностью, которую также можно отнести к универсальным. Это стремление угнаться за темпом появления на рынке все новых цифровых инструментов, платформ и устройств и связанным с этим стремлением интегрировать их в учебные планы. Ориентироваться на новые технологии и прислушиваться к потребностям отрасли необходимо, но, как считают британские специалисты, «пул новых
тактик быстро растет, и разработка учебной программы на основе растущего числа навыков может быть не лучшим шагом вперед» [Chmiel, Moise, 2024].
Помимо этого образование в сфере связей с общественностью продолжает зависеть от местоположения курса в медиа- или бизнес-школе, и, как отмечают авторы статьи, многие программы, похоже, появляются как профессиональные курсы, сосредоточенные на развитии навыков, которые напоминают объявления о вакансиях в сфере связей с общественностью. Вероятно, приходят они к неутешительному выводу, в результате вмешательств по «сближению» связей с общественностью с другими медийными дисциплинами основные навыки профессии были утрачены.
Различные точки зрения ученых, практиков и преподавателей затрудняют достижение соглашения о том, какой общий объем знаний необходим для изучения дисциплины (и какова его структура). Кроме того, поскольку основы PR иногда являются предметом споров, существуют различные объемы знаний, которые смешиваются и преподаются фрагментарно, в зависимости от предпочтений преподавателей и часто в ущерб качеству образования. Образование в сфере связей с общественностью в Великобритании все больше сосредотачивается на преподавании тактики, не уделяя должного внимания развитию других основных компетенций: анализа аудитории, стратегии, постановки целей и оценки. Основываясь на нашем опыте и анализе существующих тенденций в российской системе подготовки PR-специалистов, с последним утверждением также трудно не согласиться.
Стоит обрисовать еще одну проблему, отмечаемую практикующими PR-специалистами, как российскими, так и зарубежными. Так, Рошан Мохан, основатель и управляющий директор Pepper Interactive Communications, указывает на разрыв между требованиями отрасли и набором навыков, получаемых в университетах. И разрыв этот, по мнению специалиста, постоянно увеличивается из-за неспособности академической программы идти в ногу с изменениями в отрасли [Roshan, 2022] Обозначенные проблемы
высшего образования по связям с общественностью кажутся очень близкими тому положению дел, которое существует сейчас в Российской Федерации.
Обзор российской образовательной практики
В целях настоящей статьи мы провели пилотное исследование - опрос руководителей кафедр российских вузов, готовящих специалистов по рекламе и связям с общественностью. В опросе приняли участие представители Петербургской школы связей с общественностью и ряд российских вузов: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Иркутский государственный университет, РГАУ-МСХА имени КА Тимирязева, МГУ, СПбПУ Петра Великого, СПбГЭУ, СПбУТУиЭ, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, СПбГУПТД, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГУ.
На вопрос «В каком году началась подготовка специалистов по связям с общественностью в вашем вузе?» респонденты разделились примерно пополам: в конце 90-х годов (1997-1999 гг.) или уже в середине 2000-х (20052008 гг.). Отдельно стоят СПбГЭТУ «ЛЭТИ», запустившие подготовку, как мы отметили раннее, в 1993 году, и МГИМО, начавшие готовить по соответствующему профилю специалистов по международной журналистике. Как показал опрос, формирование образовательной программы началось на самых разных кафедрах: от специально сформированных кафедр по связям с общественностью до Социальной философии и политологии, Русского языка и культуры речи, Международных отношений, Производственного менеджмента и др. Безусловно, педагогический состав выпускающей кафедры оказывал влияние на содержание образовательной программы. Во многих вузах кафедры меняли свои названия со временем, происходила реструктуризация вузов, в результате чего кафедры сливались или, наоборот дробились.
Далее рассмотрим точки зрения ведущих экспертов-практиков о состоянии кадрового состава PR-отрасли и образования PR-специалистов
[Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы, 2024].Эксперты Медиасреды отмечают парадоксальную ситуацию: каждый год на рынок выпускаются тысячи новых специалистов, однако дефицит кадров продолжается.
Так или иначе, сегодня, по словам Олега Полетаева, вице-президента РАСО, около 240 вузов на различных кафедрах готовят специалистов по рекламе и связям с общественностью примерно по 500 программам [Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы, 2024], выпуская ежегодно более 20 тысяч выпускников в год: «У нас сейчас на 300% больше, чем нужно рынку, специалистов в области медиа, включая журналистов и профессиональных коммуникаторов».
Тем не менее, на рынке труда царит иная риторика: поиск качественного специалиста по связям с общественностью становится непростой задачей сегодня: «Люди в профессии вроде есть, а когда начинаешь погружаться внутрь, то сразу видно две вещи. Первое: профессия стареет. Второе: с возрастом снижаются карьерные возможности, а значит, и заработная плата. И если ты не учишься, твоя квалификация деградирует», - отмечает Дмитрий Смиркин, директор по связям с общественностью госкорпорации Туризм.РФ [Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы, 2024].
В стремлении отвечать запросам работодателей вузы стараются наполнить образовательные программы практикоориентированными дисциплинами, отражающими конвергенцию профессиональной деятельности. В результате, аналогично британскому исследованию, приведённому выше, размывается видение образования профессионала по рекламе и связям с общественностью. Конвергентную суть профессии отмечают и респонденты проведённого нами опроса: «В последнее десятилетие четко прослеживается конвергенция различных специальностей, и в коммуникации это особенно очевидно. Поэтому различные аспекты перечисленных специальностей представлены в профессии PR»
(представитель СПбГУ). При этом большинство респондентов отметили, что ближе всего к связям с общественностью маркетинг или журналистика и только один указал менеджмент (СПбГУКиТ).
Большая часть наших респондентов отметила дисциплины, связанные с цифровыми коммуникациями, в том числе и SMM-коммуникации, в качестве тех, которые были включены в учебные планы для лучшего соответствия рынку труда. Но «претензии, которые чаще всего звучат в адрес нового поколения PR-специалистов со стороны работодателей, — это узкий кругозор, слабое понимание контекста и нежелание осваивать новые инструменты» [Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы, 2024].
Таким образом, сегодня работодатель готов вкладываться в обучение конкретным навыкам специалиста при условии, если он готов учиться и развиваться. Задача вузов в таком случае является формирование профессионального видения и стремление к саморазвитию.
Но и у работодателя нередко нет понимания того, что такой специалист по связям с общественностью: владельцу крупной 1Т-компании был нужен «нужен был отдельно специалист по пиару и отдельно — специалист по связям с общественностью. Я спросил: «А в чем разница?» И получил такой ответ: «Один в газетах размещается, а второй со мной ходит везде и советы даёт». В этом смысле нам с вами есть ещё над чем потрудиться» [Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы, 2024].
На наш взгляд, непонимание работодателей и вузов может быть обусловлено отсутствием принятого профессионального стандарта РЯ-специалиста, в то время как требования к специалисту по связям с общественностью в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих Минтруда РФ, введённые Постановлением Минтруда России от 28.07.2003 N 59, значительно устарели.
Также мы спросили коллег о том, какие дисциплины они считают самыми важными в подготовке РЯ-профессионалов: чаще всего отмечались
«Теория и практика свяей с общественностью» и «Теория и практика рекламы», 33% выделили «Основы теории коммуникации». Также почти половина (41%) респондентов назвали в числе ключевых социологические профильные дисциплины: «Управление общественным мнением», «Социология массовых коммуникаций» и т.п. Также 33% отметили маркетинговые дисциплины как наиболее важные. Только в трех вузах планирование коммуникационных кампаний определено к числу значимых; дисциплины, фокусирующиеся этических аспектах коммуникационной деятельности, назвали только СПбГУПТД и СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
В этой связи представляют интерес рекомендации из отчета Комиссии по образованию в области связей с общественностью (CPRE), подготовленного в 2023 году [New report: Recommendations for Undergraduate Public Relations Education, 2023].
В качестве критически важных для подготовки PR-специалистов были выделены несколько областей, некоторые из которых носят, на наш взгляд, универсальный характер. Например, тесное взаимодействие преподавателей и практиков, которые должны работать вместе, чтобы создать возможности для обучения для студентов на основе практического опыта.
Чтобы добиться успехов и соответствовать современным требованиям, предъявляемым к выпускникам по связям с общественностью, они должны обладать критическим стратегическим мышлением, иметь прочные знания в области этики, письма и коммуникации, пройти стажировку и овладеть навыками анализа данных. Еще одна важная рекомендация, которая, на наш взгляд, должна быть учтена при разработке учебных планов, состоит в том, что этика должна быть обязательным самостоятельным курсом, и преподавателям следует включать этику во все дисциплины учебной программы.
Кроме того, представляется очень важной следующая рекомендация: преподаватели должны интегрировать KSA (Knowledge, Skills, and Abilities), связанные с анализом данных и искусственным интеллектом, в
академические программы и создать прочную основу для количественных и качественных исследований для студентов.
Результаты исследования
Результаты британского исследования удивительным образом коррелируют с ситуацией в России. За 30 лет существования образовательных программ по связям с общественностью основные изменения учебных планов были связаны с проникновением цифровых технологий в профессиональную деятельность. Все респонденты, принявшие участие в пилотном опросе обозначили дисциплины, связанные с цифровыми коммуникациями, в качестве тех, которые появились в последнее время.
Развитие цифровых медиа актуализировали вопросы этики профессии, так как кажущаяся эффективной с точки зрения повышения охватов и вовлечённости аудиторий стратегия «хайпа» приводит к размыванию границ дозволенного как в онлайн, так и в офлайн-пространстве. Кроме того, негативный эффект оказывается и на имидж самой профессии. В этой связи особое внимание следует обратить на дисциплину «Этика профессиональной коммуникации».
Связи с общественностью, объединённые вместе с рекламой, также претерпевали изменения в связи со сменой образовательных стандартов: последний стандарт делает акцент, помимо цифровых технологий, на развитии гуманитарного мышления и творчества через введение в учебные планы истории литературы и истории искусства. Исследовательская составляющая также остаётся актуальной для профессии: как социологические методы исследования, так и маркетинговые, которые используются для обоснования и разработки коммуникационного продукта, релевантного целевым группам общественностью и контексту.
Конвергентность учебных программ, на наш взгляд, может быть обусловлена открытым вопросом о научной специальности, в рамках которой ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования, касающиеся деятельности по связям с общественностью. Сегодня это и научная
специальность 5.9.9 «Медиакоммуникации и журналистика», и экономические науки. Выделение коммуникативистики в отдельную научную специальность потенциально окажет влияние на укрепление ядра образовательных программ коммуникативной направленности.
Перспективы дальнейших исследований связаны с выявлением специфики PR-образования в российских вузах; анализом базовых PR-компетенций, содержанием и объемом учебных дисциплин. Помимо этого может представлять интерес влияние научной составляющей на содержание и подходы к образованию специалистов по профессиональной коммуникации.
Выводы
В условиях постоянной трансформации подходов, пересмотра образовательных стандартов, претензий к качеству подготовки специалистов со стороны работодателей образование специалистов по связям с общественностью находится в состоянии турбулентности.
Очевидным является то обстоятельство, что ситуация с PR-образованием не сильно различается в России и Великобритании. Также очевидно то, что в погоне за актуальностью программы по связям с общественностью не должны терять своей сугубо гуманитарной направленности, следует делать акцент на общепрофессиональную подготовку будущих специалистов, их умению учитывать контекст работы. Безусловно, это требует владения различными методами исследования. Этическая составляющая образования также сегодня должна быть одной из ключевых. Навыки планирования и разработки коммуникаций целесообразно формировать совместно с представителями работодателей через практическую подготовку и внеучебные мероприятия, чтобы соответствовать актуальным запросам рынка труда.
Выявление существующих проблем на данном витке развития специальности и поиск путей их преодоления требует консолидированных усилий со стороны научного, профессионального и образовательного сообщества.
Библиография
Chmiel Michal, Moise Raluca. Undergraduate public relations education in the United Kingdom: Quo Vadis? // Public Relations Inquiry February 13, 2024. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2046147X241230055 (дата обращения: 10.09.2024)
Mohan Roshan. Gap Between Education and Ever-Evolving PR Industry Requirements // Higher Education Digest. June 29, 2022. URL: https://www.highereducationdigest.com/gap-between-education-and-ever-evolving-pr-industry-requirements/ (дата обращения: 10.09.2024) New report: Recommendations for Undergraduate Public Relations Education. URL: https://euprera.org/2023/11/07/new-report-recommendations-for-undergraduate-public-relations-education/ (дата обращения: 10.09.2024)
Азарова Л.В., Кривоносов А.Д. Актуальные проблемы российского рекламного и PR-образования: от интеграции к бифуркации и vice verca // Динамика медиасистем. - 2024. Том 4. выпуск 1: Рекламное и PR-образование: индустрия - вуз - исследования. Челябинск, 2024. - c. 48-58. URL: https://dynamicsmedia.ru/issue4 (дата обращения: 4.09.2024)
Ачкасова В.А., Быкова Е.В. Вызов коммуникативным профессиям - переход на профессиональный стандарт. // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. - Вып. 6. - Москва, 2015. С. 8-13.
Ачкасова В.А., Быкова Е.В., Гавра Д.П. Концептуальные вопросы современных коммуникаций. К истории становления Российской школы теоретического анализа связей с общественности. К 300-летию Санкт-Петербургского университета// Российская школа связей с общественностью. - 2022. выпуск 25. - с. 54-78. URL: https://ruscoms.ru/images/archive/vipusk_25.pdf (дата обращения: 4.09.2024)
Бородай А. Д. Профессиональные стандарты и их реализация в образовательных программах бакалавриата и магистратуры сферы коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 1. - С. 211-222. - DOI 10.17805/zpu.2019.1.17. (дата обращения: 10.09.2024).
Глущенко О.А., Гришанин Н.В. Эволюция специальности «Реклама и связи с общественностью»: история формирования, современное состояние и тенденции развития // Коммуникология. - 2020;8(1). - с. 34-52.
Кадры в PR: каких людей не хватает и как вузам и бизнесу пополнять кадровые резервы. URL: https://scan-interfax.ru/blog/kadry-v-pr-kakih-lyudei-ne-hvataet-i-kak-vuzam-i-biznesu-popolnyat-kadrovye-rezervy/ (дата обращения: 10.09.2024)
Киуру К. В. Рекламное и PR-образование в эпоху GAFA: новые компетенции как ответ на вызовы информационно-технологических перемен // Рекламное и PR-образование
в условиях информационно-технологических перемен: актуальные вопросы и тренды: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17-18 апреля 2020 года / Под общей редакцией К.В. Киуру. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. - С. 11-16. - EDN UAPGJQ. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/364603266 (дата обращения: 10.09.2024)
Минаева Л. В. Транспрофессиональность специалиста по связям с общественностью в современном обществе // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2015. - № 1. - С. 53-56. URL: https://cyberleninka.m/article/n/transprofessionalnost-spetsialista-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 10.09.2024).
Минаева Л. В., Лебедева Т. Ю. Преподавание международных связей с общественностью: дидактический концепт и прикладные модели // Меди@льманах. - 2017. - № 2(79). - С. 116-124.
Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью: наименование, компетенции, контексты. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 115-126. URL: https://cyberleninka.m/article/n/reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-naimenovanie-kompetentsii-konteksty (дата обращения: 10.09.2024)
References
Achkasova V.A., Bykova E.V. Vyzov kommunikativnym professijam - perehod na professionally] standart. [Communication professions challenge - transition to a new professional standart]. In: Rossijskaja shkola svjazej s obshhestvennost'ju: ezhegodnyj al'manah. [The Russian school of public relations: annual almanac]- Vol. 6. - Moscow, 2015. pp. 8-13.
Achkasova V.A., Bykova E.V., Gavra D.P. Konceptual'nye voprosy sovremennyh kommunikacij. K istorii stanovlenija Rossijskoj shkoly teoreticheskogo analiza svjazej s obshhestvennosti. K 300-letiju Sankt-Peterburgskogo universiteta [Conceptual issues of moderm communications. To the history of the Russian school of theoretical analysis of purlic relations establishment. To the 300 yaers anniversary of St. Petersburg university]. In: Rossijskaja shkola svjazej s obshhestvennost'ju [Russian school of public relations]. - 2022. Issue 25. - pp. 54-78. URL: https://ruscoms.ru/images/archive/vipusk_25.pdf (date of access: 4.09.2024)
Azarova L.V., Krivonosov A.D. Aktual'nye problemy rossijskogo reklamnogo i PR-obrazovanija: ot integracii k bifurkacii i vice versa [Actual problems of the Russian advertising and PR education: from the integration to bifurcation and vice versa]. In: Dinamika mediasistem [Mediasystems dynamics]. - 2024. Vol 4. Issue 1: Reklamnoe i PR-obrazovanie: industrija - vuz
- issledovanija [Advertising and PR education: industry - university - research]. Cheljabinsk, 2024. - pp. 48-58. URL: https://dynamicsmedia.ru/issue4 (date of access: 4.09.2024)
Borodaj A. D. Professional'nye standarty i ih realizacija v obrazovatel'nyh programmah bakalavriata i magistratury sfery kommunikacij [Professional standarts and their realization in bachelor and magister programs in the field of communication]. In: Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill] - 2019. - № 1. - pp. 211-222. - DOI 10.17805/zpu.2019.1.17 (date of access: 10.09.2024).
Chmiel Michal, Moise Raluca. Undergraduate public relations education in the United Kingdom: Quo Vadis? // Public Relations Inquiry February 13, 2024. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2046147X241230055 (date of access: 10.09.2024)
Chumikov A.N.. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: naimenovanie, kompetencii, konteksty. [Advertising and public relations: naming, competences, contexts]. In: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. [Sign: media education problematic field]. - 2022. № 1 (43). pp. 115-126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-naimenovanie-kompetentsii-konteksty (date of access: 10.09.2024)
Glushhenko O.A., Grishanin N.V. Jevoljucija special'nosti «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju»: istorija formirovanija, sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija [Evolution of "Avertising and public relations" profession: the history of establishment, the modern state of art and tendencies of the development]. In: Kommunikologija [Communicology].
- 2020;8(1). - pp. 34-52.
Kadry v PR: kakih ljudej ne hvataet i kak vuzam i biznesu popolnjat' kadrovye rezervy [Employees in PR: which specialists lacks and how universities and business can replenish labour pool]. URL: https://scan-interfax.ru/blog/kadry-v-pr-kakih-lyudei-ne-hvataet-i-kak-vuzam-i-biznesu-popolnyat-kadrovye-rezervy/ (date of access: 10.09.2024)
Kiuru K. V. Reklamnoe i PR-obrazovanie v jepohu GAFA: novye kompetencii kak otvet na vyzovy informacionno-tehnologicheskih peremen [Advertising and PR-education in GAFA epoch: new competences as a reaction to issues of information technologies changes]. In: Reklamnoe i PR-obrazovanie v uslovijah informacionno-tehnologicheskih peremen: aktual'nye voprosy i trendy : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheljabinsk, 17-18 aprelja 2020 goda / Pod obshhej redakciej K.V. : actual issues and trends] Kiuru. [Advertising and PR-education under the conditions of information technologies changes
- Cheljabinsk: Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet, 2020. - pp. 11-16. -. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/364603266 (date of access: 10.09.2024)
Minaeva L. V. Transprofessional'nost' specialista po svjazjam s obshhestvennost'ju v sovremennom obshhestve [Transprofessionality of PR-specialist in the modern society]. In:
Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Series: Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii. [NGTU named after. R.E. Alekseev Bulletin. Management in social systems. Communication technologies series] - 2015. - № 1. - pp. 53-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transprofessionalnost-spetsialista-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-v-sovremennom-obschestve (date of access: 10.09.2024)
Minaeva L. V., Lebedeva T. Ju. Prepodavanie mezhdunarodnyh svjazej s obshhestvennost'ju: didakticheskij koncept i prikladnye modeli [Teaching international public relations: didactic concept and applied models]. In: Medi@l'manah. - 2017. - № 2(79). - pp. 116124.
Mohan Roshan. Gap Between Education and Ever-Evolving PR Industry Requirements // Higher Education Digest. June 29, 2022. URL: https://www.highereducationdigest.com/gap-between-education-and-ever-evolving-pr-industry-requirements/ (дата обращения: 10.09.2024) New report: Recommendations for Undergraduate Public Relations Education. URL: https://euprera.org/2023/11/07/new-report-recommendations-for-undergraduate-public-relations-education/ (date of access: 10.09.2024)
Сведения об авторах
Азарова Людмила Всеволодовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», e-mail: azarovaludmilla@gmail.com
Шарахина Лариса Валентиновна - кандидат философских наук, заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», e-mail: lvkol ganova@gmail. com
Azarova Lyudmila Vsevolodovna - Ph.D., Associate Professor of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia, e-mail: azarovaludmilla@gmail .com
Sharakhina Larisa Valentinovna - Ph.D., Head of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia, e-mail: lvkolganova@gmail.com