Научная статья на тему 'PR - МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ'

PR - МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПИАР / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева М. Р., Басюк А. С.

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «PR», проанализированы основные направления деятельности PR в индустрии ресторанного бизнеса, выявлены достоинства и недостатки, инструменты PR - менеджмента, определены особенности PR - акций в ресторанном бизнесе и проиллюстрированы на примере трех ресторанов г. Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR - MANAGEMENT IN THE RESTAURANT BUSINESS

Different approaches to the concept of "PR" are considered in the article, the main directions of PR activity in the restaurant business are analyzed, advantages and disadvantages are revealed, PR management tools are identified, and features of PR actions in the restaurant business are determined and illustrated by the example of three restaurants in Krasnodar.

Текст научной работы на тему «PR - МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ»

УДК 338

Мусаева М.Р. студент 2 курса

направление подготовки «Технология продукции и организация

общественного питания» профиль «Международный ресторанный бизнес»

Басюк А.С., к.э.н.

доцент

кафедра «Отраслевого и проектного менеджмента» Кубанский государственный технологический университет

Россия, г. Краснодар PR - МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к понятию «PR», проанализированы основные направления деятельности PR в индустрии ресторанного бизнеса, выявлены достоинства и недостатки, инструменты PR - менеджмента, определены особенности PR - акций в ресторанном бизнесе и проиллюстрированы на примере трех ресторанов г. Краснодара.

Ключевые слова: паблик рилейшнз, PR , пиар, общественное питание, ресторанный бизнес, связи с общественностью.

Musaeva M.R.

Student 2 course, direction of preparation "Technology of production and organization of public catering", profile «International restaurant business»

Kuban state technological university Russia, Krasnodar Scientific adviser: Basyuk A.S.

Cand. econ. in Economics, Associate Professor Kuban State Technological University

Russia, Krasnodar PR - MANAGEMENT IN THE RESTAURANT BUSINESS

Abstract: different approaches to the concept of "PR" are considered in the article, the main directions of PR activity in the restaurant business are analyzed, advantages and disadvantages are revealed, PR management tools are identified, and features of PR actions in the restaurant business are determined and illustrated by the example of three restaurants in Krasnodar.

Keywords: public relations, PR, public relations, public catering, restaurant business, public relations.

На сегодняшний день, ресторанный бизнес занимает одно из ведущих мест сферы обслуживания. Тем не менее, открытие ресторана и последующее управление им является рискованным капиталовложением. Важную роль в процветании ресторана, создании его положительного имиджа играет построение успешной бизнес - модели, в которой одно из

ведущих мест принадлежит грамотной PR - стратегии.

За последнее десятилетие понятие «паблик рилейшнз» прочно вошло в словарь современного делового языка. Паблик Рилейшнз (PR, Public Relations), или связи, отношения с общественностью - одна из наиболее интенсивно развивающихся функций менеджмента и быстро растущая сфера маркетинговых коммуникаций.[1] Паблик рилейшнз - очень широкое понятие по числу данных ему определений. Еще в 1975 г. американский фонд Foundation for Public Relations Research and Education отобрал около 500 определений Паблик Рилейшнз.[2]

Например, бывший генеральный секретарь Международной ассоциации PR (IPRA) Сэм Блэк предложил следующее определение: «PR -это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».[3]

В начале XX столетия основоположник науки PR Эдвард Бернэйз отмечал, что паблик рилейшнз - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот. [2]

Французский специалист в сфере PR Г. Лерой считает, что public relations - это «комплекс скоординированных действий по воздействию на общественное мнение, направленных на то, чтобы изменить в вою пользу установки и поведения людей».[3]

Определение, данное учеными на Ассамблее ассоциаций по связям с общественностью в 1978 г.: « Практика паблик рилейшнз - это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам, как организаций, так и общественности».[2]

PR в ресторанном деле - это функция управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно. [1, 5]

Можно выделить основные направления деятельности в сфере PR:

1. Сформулировать цели и задачи PR - кампании, учитывая особенности ресторана и исключительную, свойственную только ему особенность, отличающую его от конкурентов, которая сможет наиболее ярко выделить предприятие в глазах целевых аудиторий.

2. Определить целевые аудитории, включая потребителей, партнеров, персонал ресторана и т.д.

3. Разработать внешнюю и внутреннюю информационную политику ресторана, определив границы конфиденциальности информации и виды внешней и внутренней информации.

4. Сформировать список ключевых СМИ, а также список сотрудников, которые будут взаимодействовать с ними.

5. Подготовить концепцию работы клуба VIP и преданных (лояльных) потребителей.

6. Создать эффективную систему информирования целевых аудиторий на основе web - сайта ресторана.

7. Произвести программу внутреннего PR, с использованием корпоративного web - портала, включающую следующую информацию для сотрудников:

- о внесении изменений в миссию предприятия, о ее стратегических планах;

- о социальных льготах, заработных платах и переменах в этой области;

- о том, как в ресторане можно сделать карьеру, о новых назначениях, повышении по службе;

- о том, кто стал лучшим сотрудником месяца и получил за это денежное вознаграждение;

- о том, как предприятие развивается, каковы его планы на ближайший год.

Процесс осуществления PR - программ может быть представлен в виде известной среди специалистов системы RACE:

• Research: изучение и анализ рыночной ситуации, установление целей и задач программы.

• Action: деятельность по планированию PR- программы.

• Communication: реализация PR - программы, связь с общественностью.

• Evaluation: оценка эффективности выполненной PR - программы.

Сэм Блэк (один и основоположников PR в мире) выделяет 9 правил

эффективных PR- программ:

1. Необходимо настаивать только на правде и полной информации.

2. Новости должны быть доступными и понятными, но в тоже время интересными, необычными

3. Нельзя преувеличивать.

4. Надо помнить, что половина аудитории - женщины.

5. Форма общения не должна быть слишком вычурной и экстравагантной.

6. Нужно прилагать усилия к выявлению общественного мнения.

7. Не забывать, что непрерывность общения и выяснения общественного мнения жизненно необходимы.

8. Стремиться быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения.

Руководителю PR - отдела (менеджеру) может предоставляться любая должность: от «директора по делам с общественностью» до «менеджера по

коммуникациям». В обязанности сотрудников отдела PR в ресторане входит:

1. Распространение достоверной информации для создания положительного имиджа ресторана, о его концепциях, интерьере, квалифицированном персонале, качественном сервисе, фирменном меню, винной карте.

2. Установление прочных связей с поставщиками и контролирующими органами. PR - менеджер должен в совершенстве знать организацию и уметь представлять ее, разбираться в сущности явлений, которые в ней происходят, и быть в постоянном и тесном контакте с людьми, которые в ней трудятся на всех уровнях. [4]

3. Ведение поиска мнений сторонних лиц о ресторане и доведение этой информацию до руководства.

4. Организация и проведение специальных PR - мероприятий.

5. Создание и поддержание положительного корпоративного имиджа предприятия, участие в формировании корпоративной культуры.

К очевидным преимуществам инструментов PR относится, то, что чаще всего они действуют не напрямую, а на подсознание клиента. Также образ ресторана, создаваемый именно посредством PR методов, с точки зрения потребителя выглядит наиболее правдоподобным, так как у современных людей очень часто открытая реклама ассоциируется с недостоверной и необъективной информацией. Кроме этого PR сравнительно дешевле обычной рекламы. В своей книге The Fall of Advertising and the Rise of PR («Падение рекламы и подъем паблик рилейшенз») Эл и Лаура Райз утверждают, что эра рекламы завершилась, и что паблик рилейшнз постепенно становятся самым сильным инструментом маркетинговых коммуникаций.

Одними из главных ресурсов PR в ресторанном бизнесе являются:

- Ресторанная критика, создаваемая независимыми ресторанными критиками и журналистами. Хорошо написанная статья повысит рейтинг заведения.

- Создание новостей для СМИ, связанных с деятельностью ресторана.

- Интернет, формирующий благоприятный имидж ресторана. Использование возможностей интернета для улучшения качества услуг, например резервирование столиков.

- Работа с клиентами в виде поддержки положительного имиджа ресторана и укрепления отношений, создания системы скидок для постоянных клиентов.

- Создание специальных мероприятий: пресс -конференций, брифингов, презентаций, благотворительных акций.

Примерами PR - акций, проводимых в сфере ресторанного бизнеса г. Краснодара являются благотворительный прием в рамках акции «На шаг ближе к жизни» в поддержку детского благотворительного фонда «Край

Добра» по сбору средств тяжелобольным детям в ресторане «Бородашвили». Также бесплатный детский мастер - класс по приготовлению клаб -сэндвичей и «Бумажное шоу» для гостей мероприятия в ресторане «Рис» и презентация нового меню в ресторане «Da Vinci» [6].

Многие эксперты считают, что оценивать эффективность PR-менеджмента крайне тяжело, так как на результат влияет огромное число факторов. Оценивать результаты PR - менеджмента можно посредством опросов до, во время и после проведения кампании, однако, PR-мероприятия обычно проводятся одновременно с рекламной деятельностью и мероприятиями по стимулированию сбыта, которые также могут повлиять на мнения и предпочтения потребителей. Поэтому на практике, как правило, пользуются наиболее простыми способами оценки эффективности PR: по числу и объему публикаций и по рекламному эквиваленту объема опубликованной информации [7].

Таким образом, главной цель PR-менеджмента является достижение успеха в обществе и создание благоприятного имиджа для ресторана, затратив при этом меньше средств, чем на обычную рекламу. С учетом усиливающейся конкуренции ресторанный бизнес в России сегодня, заинтересован в проведении различных оригинальных PR - акций, неотъемлемой частью которых являются специализированные журналы о ресторанной индустрии.

Использованные источники:

1. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело», 2013, 534 с.

2. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы: Учебник для студентов вузов / [И.М.Синяева и др.]; под ред. И.М.Синяевой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 495 с.

3. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. под ред. Б.Л.Ерёмина. - Уч. пос. для вузов./Ф.Джефкинс, Д.Ядин. - М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2015, 416 с.

4. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. проф. В.А.Алексунина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. - 716 с.

5. Управление качеством на предприятии: учебное пособие (электронный ресурс) / А.С. Басюк, В.В. Нелина, В.В. Прохорова. - Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное)

6. Басюк А.С., Ильинова С.А. Роль системы управления качеством в обеспечении конкурентоспособности предприятия / В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения Материалы I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 25-28.

7. Basyuk A.S., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Shutilov F.V., Anisimov A.Y.

Administration management in the innovation cluster.Intemational Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 6. С. 180-184.

УДК 339.5

Мусина И. И. бакалавр

экономический факультет Кнышов А.В., к.э.н.

доцент

кафедра управления, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Россия, г. Люберцы

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ

Аннотация: В статье на примере Дальневосточного таможенного управления рассмотрены особенности мотивации труда служащих таможенных органов, исследованы факторы, которые влияют на удовлетворённость трудом персонала, ключевые компоненты мотивационного механизма трудовой деятельности в системе таможенных органов, на основе чего предложены основные направления и принципы реализации политики вознаграждения.

Ключевые слова: мотивация труда, удовлетворённость персонала, методы стимулирования, мотивационный механизм, политика вознаграждения, Дальневосточное таможенное управление.

Musina I.I. bachelor of Economics GOU VPO "Russian customs Academy»

Russia, Lyubertsy Knyshov A. V. PhD in economics

associate Professor of management, associate Professor of customs

operations and customs control GOU VPO "Russian customs Academy»

Russia, Lyubertsy SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPARATUS OF THE SYSTEM OF MOTIVATION OF CUSTOMS OFFICIALS

Abstract: In the article, on the example of the far Eastern customs administration, the features of motivation of customs officers are considered, the factors that affect the satisfaction of staff work, the key components of the motivational mechanism of work in the customs system are studied, on the basis of which the main directions and principles of the remuneration policy are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.