Научная статья на тему 'PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции'

PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20449
2431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR / PR-технологии / цели / задачи / функции / паблик рилейшнз / PR-стратегии / PR-программы / PR-план / PR / PR-technologies / goals / tasks / functions / public relations / PR-strategy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евгения Антоновна Савченко, Татьяна Петровна Макарова

Раскрыты сущность и соотношение понятий PR и PR-технологии. Приведены определения феномена PR-технологии различных авторов. Раскрыты цели, задачи, объект воздействия PR, основные принципы, функции. Акцентируется внимание на внутренней и внешней функциях PR. Авторами актуализируется взаимосвязь PR-технологий с PR-стратегией, PRпланом и PR-программой. Предложены основные направления деятельности PR-специалиста: изучение мнений общественности; разработка приоритетной политики; подбор нужной информации; взаимодействие со средствами массовой информации; организация обратной связи с различными представителями. Обозначены основные функции PR-технологий: диагностическая, стратегическая, организационная, корректирующая и др. В статье указаны основные признаки PR-технологий: системность, концептуальность, целеобразование, инновационность, оптимальность, корректируемость, гарантированность результатов и др. PR-технологии представляются как совокупность методов, приемов, средств, процедур, которые играют важную роль в PR-деятельности. Они зависят от PRстратегии, PR-программы (PR-плана) и направлены на достижение целей PR-деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR and PR-Technologies: Essence, Objectives, Tasks, Functions

In the content of the article, the authors reveal the essence and correlation of the concepts of PR and PR-technology. The definitions of the phenomenon of PR-technology of different authors are given. Purposes, tasks, subject to the impact of PR, the basic principles function. Attention is focused on the internal and external functions of PR. The authors update the relationship of PR-technologies with PR-strategy, PR-plan and PR-program. The main activities of the PR-specialist are proposed: the study of public opinion; the development of priority policy; the selection of the necessary information; interaction with the media; organization of feedback with various representatives. The main functions of PR-technologies are indicated: diagnostic, strategic, organizational, corrective, etc. In the article the main features of PR-technologies are indicated: consistency, conceptuality, goal formation, innovation, optimality, adjustability, guarantee of results, etc. According to the authors of the article, PR-technologies are represented as a set of methods, techniques, tools, procedures that play an important role in PR activity. They depend on PRstrategy, PR-program (PR-plan) and are aimed at achieving the goals of PR-activity.

Текст научной работы на тему «PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции»

УДК 659.4 ББК 77.04

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10164

PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции

PR and PR-Technologies: Essence, Objectives, Tasks, Functions

Евгения Антоновна САВЧЕНКО,

доктор педагогических наук, профессор кафедры

ТМФВС Московского государственного областного университета,

академик Международной академии наук педагогического образования

Татьяна Петровна МАКАРОВА,

преподаватель кафедры ТМФВС Московского государственного областного университета

E-mail: maka.tatyana2014@yandex.ru

Научный руководитель: Е.А. Савченко, доктор педагогических наук, профессор кафедры ТМФВС

Московского государственного областного университета

Рецензент: Л.В. Козилова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Аннотация. Раскрыты сущность и соотношение понятий PR и PR-технологии. Приведены определения феномена PR-технологии различных авторов. Раскрыты цели, задачи, объект воздействия PR, основные принципы, функции. Акцентируется внимание на внутренней и внешней функциях PR. Авторами актуализируется взаимосвязь PR-технологий с PR-стратегией, PR-планом и PR-программой. Предложены основные направления деятельности PR-специалиста: изучение мнений общественности; разработка приоритетной политики; подбор нужной информации; взаимодействие со средствами массовой информации; организация обратной связи с различными представителями. Обозначены основные функции PR-технологий: диагностическая, стратегическая, организационная, корректирующая и др. В статье указаны основные признаки PR-технологий: системность, концептуальность, целе-образование, инновационность, оптимальность, кор-ректируемость, гарантированность результатов и др. PR-технологии представляются как совокупность методов, приемов, средств, процедур, которые играют важную роль в PR-деятельности. Они зависят от PR-стратегии, PR-программы (PR-плана) и направлены на достижение целей PR-деятельности.

Ключевые слова: PR, PR-технологии, цели, задачи, функции, паблик рилейшнз, PR-стратегии, PR-про-граммы, PR-план

Abstract. In the content of the article, the authors reveal the essence and correlation of the concepts of PR and PR-technology. The definitions of the phenomenon of PR-technology of different authors are given. Purposes, tasks, subject to the impact of PR, the basic principles function. Attention is focused on the internal and external functions of PR. The authors update the relationship of PR-technologies with PR-strategy, PR-plan and PR-program. The main activities of the PR-specialist are proposed: the study of public opinion; the development of priority policy; the selection of the necessary information; interaction with the media; organization of feedback with various representatives. The main functions of PR-technologies are indicated: diagnostic, strategic, organizational, corrective, etc. In the article the main features of PR-technologies are indicated: consistency, conceptuality, goal formation, innovation, optimality, adjustability, guarantee of results, etc. According to the authors of the article, PR-technologies are represented as a set of methods, techniques, tools, procedures that play an important role in PR - activity. They depend on PR-strategy, PR-program (PR-plan) and are aimed at achieving the goals of PR-activity.

Key words: PR, PR-technologies, goals, tasks, functions, public relations, PR-strategy

Понятие «паблик рилейшнз» имеет разное толкование у многих авторов. Составляющая, которая объединяет разные подходы, заключается в том, что пиар служит гармонизации взаимоотношений между субъектами информационного пространства, установлению доверительных отношений между ними. Теоретики и практики указывают, что он является наукой и искусст-

Одна из ведущих целей РИ — установление и поддержание эффективной двусторонней коммуникации в форме диалога.

Объект воздействия РЯ — общественное мнение (или мнение части общественности).

Задачи РЯ:

■ обеспечение проведения планомерной и исследовательской программы как части управления организацией;

■ контроль мнений, настроений, поведения внутри организации и за ее пределами;

■ анализ влияния политики, действий организации на общественность;

■ корректировка политики, действий, которые вступают в конфликт с общественными интересами;

вом формирования общественного мнения в желаемом направлении, а также взаимного понимания и доброжелательности между человеком, организацией, общественностью.

Эраст Галумов в своей книге «Основы РИ» проанализировал множество определений данного феномена и приводит определения следующих авторов (табл. 1).

■ предоставление рекомендаций о новой политике, действиях, взаимовыгодных для организации и общественности и др.

Основные принципы РЯ:

■ открытость информации;

■ опора на объективные закономерности функционирования массового сознания, отношений между людьми, организациями и общественностью, отказ от субъективизма в анализе явлений, фактов, отношений.

Выделяют внутреннюю и внешнюю функции РИ. Внутренняя функция РИ связана с достижением эффективности работы организации (структуры). Объектом воздействия РИ-специа-листов выступает персонал. Внешняя функция РИ направлена на связи за пределами организа-

Таблица 1. Сущность РИ в определении ученых

Персоналии Сущность определения

Эдвард Бернайз РИ — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или действия, а также на гармонизацию деятельности организации и интересов общественности и наоборот

М.Е. Трейгер РИ — установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности

Дэн Форрестол и Роберт Диленшнайдер РИ — это использование информации для влияния на общественное мнение

А.И. Чумиков РИ — это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта

В.А. Моисеев РИ — это такая разновидность социально-психологического менеджмента, в котором на основе точной и полной информации, полученной в результате тенденций политического, социально-экономического развития (страны, региона или отдельных отраслей, предприятий) и соблюдения общепризнанных этических норм и общественных интересов планомерно и непрерывно осуществляется комплекс мероприятий по достижению обоюдного доверия, гармоничных и взаимовыгодных отношений между фирмой (организацией) и обществом (его отдельными группами), между ними и властью

В.П. Королько Это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения

2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

179

ции, объектом воздействия являются потребители услуг.

К основным функциям PR относят:

■ контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и интересов организации;

■ реагирование на общественные события;

■ достижение взаимовыгодных отношений между организацией и общественными группами;

■ обеспечение осознания всеми социальными институтами ответственности перед настоящими и будущими поколениями людей и др.

Технология (грея. techne — умение, мастерство, искусство; logos — учение, наука) — учение о мастерстве. PR-технология — совокупность методов, приемов, средств, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффективности процесса и достижение желаемого результата. PR-технология реализуется в соответствии с PR-стратегией. PR-стратегия есть модель действий по достижению конкретной цели и решению задач на основе PR-плана или PR-программы. Стратегии свойственны такие характеристики, как структура, четкость, конкретность, определенность и др.

PR-стратегия реализуется посредством PR-программы — специально разработанных мероприятий, реализующих конкретную стратегию. PR-стратегия выступает эффективным коммуникационным средством, она обычно является составляющей PR-концепции.

PR-технологии играют важную роль в установлении, сохранении и развитии благоприятных отношений между организациями и общественностью.

PR-специалисту необходимо строить PR-де-ятельность по следующим направлениям:

■ изучение мнений общественности;

■ разработка приоритетной политики;

■ подбор нужной информации;

■ взаимодействие со средствами массовой информации;

■ организация обратной связи с различными представителями.

При этом PR-специалисту необходимо правильно, объективно и своевременно реагировать на негативные явления, сведения об организации, которые возможны в конкуренции или в случаях искаженного толкования фактов и событий. В таком случае в основе PR-технологии будут методы: словесные (объяснение и др.), наглядные (демонстрация кинофильмов, видеофильмов и др.).

Основные функции PR-технологий: диагностическая, стратегическая, организационная, кор-

ректирующая и др. Структурными компонентами PR-технологии как системной категории являются: цели, содержание информации (PR-спе-циалиста), субъекты, средства субъект-субъектного взаимодействия, организация PR-деятель-ности, результат PR-деятельности.

PR-технологии направлены на успешную реализацию PR-стратегий. Их особенности связаны с многообразием объектов PR (мероприятия и др.), взаимодействием и влиянием субъектов, инициаторами PR, целевой аудиторией, масштабом PR-мероприятий, поддержкой со стороны государства и др.

К характерным признакам PR-технологий относят:

■ системность: технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющимися форму конкретного ожидаемого результата;

■ концептуальность: технология разрабатывается под конкретный замысел в соответствии с PR-стратегией;

■ целеобразование: наличие процедур, средств, обеспечивающих гарантированное достижение целей;

■ инновационность: технология предусматривает PR-деятельность на основе диалога, интерактивных подходов;

■ оптимальность: достижение запланированных результатов с наименьшей затратой сил;

■ корректируемость: возможность оперативной обработки связей, ориентированных на достижение цели;

■ гарантированность результатов и др.

Таким образом, PR-технологии как совокупность методов, приемов, средств, процедур играют важную роль в PR-деятельности. Они зависят от PR-стратегии, PR-программы (PR-плана) и направлены на достижение целей PR-деятельности.

Список литературы

1. Волкова А.Н. Словарь терминов для PR-специалистов: Учеб. пособие. СПб., 2010.

2. Галумов ЭА. Основы PR. M.: Летопись XXI, 2004.

3. Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR: Учеб.-практ. пособие. M.: МарТ, 2003.

4. Симоненко В.Д., Савяенко ЕА. Практикум по профессиональной культуре: Учеб. пособие. Брянск: Изд-во БГУ, 2006.

5. Симоненко В.Д., Савяенко ЕА. Профессиональная культура: Учеб. пособие. Брянск: Изд-во БГУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.