Научная статья на тему 'PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ'

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3092
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / КОММУНИКАЦИИ / ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / PUBLIC RELATIONS / COMMUNICATIONS / INFLUENCE ON PUBLIC OPINION / INFORMATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Власова Арина Валерьевна

Данная статья посвящена этапам становления деятельности в области связей с общественностью, роли коммуникационной политики. В ходе написания статьи были изучены существующие взгляды на сущностное содержание PR-деятельности, выражена авторская позиция по этой проблеме, конкретизированы функции PR-деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR-ACTIVITY AS A SYSTEM: SPECIFICS OF ACTIVITY, PRINCIPLES AND BASES

This article is devoted to the stages of formation of activities in the field of public relations, the role of communication policy. In the course of writing the article, the existing views on the essential content of PR-activity were studied, the author's position on this problem was expressed, and the functions of PR-activity were concretized.

Текст научной работы на тему «PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ»

PR-деятельность как система: специфика деятельности, принципы и основы

PR-activity as a system: specifics of activity, principles and bases

Власова Арина Валерьевна

Студентка 2 курса магистратуры Факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного Гуманитарного Университета

РФ, г. Москва

Arina V. Vlasova

2ndyear master's student Faculty ofadvertising and public relations Russian State University For The Humanities Russian Federation, Moscow

Аннотация.

Данная статья посвящена этапам становления деятельности в области связей с общественностью, роли коммуникационной политики. В ходе написания статьи были изучены существующие взгляды на сущностное содержание PR-деятельности, выражена авторская позиция по этой проблеме, конкретизированы функции PR-деятельности.

Annotation.

This article is devoted to the stages of formation of activities in the field of public relations, the role of communication policy. In the course of writing the article, the existing views on the essential content of PR-activity were studied, the author's position on this problem was expressed, and the functions of PR-activity were concretized.

Ключевые слова: связи с общественностью, коммуникации, влияние на общественное мнение, информация, общество.

Key words: public relations, communications, influence on public opinion, information, society.

Связи с общественностью — это изобретение далеко не 20 века. Его история уходит глубоко в прошлое, во времена таких древнейших государств как Древний Рим, Древний Китай, Древняя Греция. Ведь уже тогда общественность вовсю убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Тогда, правда, подобная деятельности носила иное звание, никак не «связи с общественностью», но в современном мире перед работниками данного направления (PR-специалисты, сотрудники публичных сфер) стоят те же цели.

В настоящее время слаженная PR-деятельность коммерческой организации является необходимым условием ее эффективного функционирования, одной из основ его дальнейшей успешной работы на рынке. Сегодня значение коммуникационной деятельности на рынке усиливается в силу перенасыщенности разнообразными коммерческимиуслугами и товарами, возрастающего разнообразия потребностей потребителей, развития информационных технологий и многих других факторов.

Деятельность в области public relations в коммерческой сфере направлена на решение конкретных задач, которые должны соответствовать общим целям коммуникационной стратегии предприятия. Главной задачей коммуникационной деятельности является налаживание организацией благожелательных и слаженных отношений с общественностью для формирования хорошего имиджа, безупречной репутации, которые помогут влиять и формировать общественное мнение. [5] Достижение этих задач осуществляются с помощью применения различных технологий, используемых в практике связей с общественностью:

• регулярная работа со СМИ;

• систематическая работа с партнерами и клиентами;

• проведение пресс-дней/пресс-конференций, брифингов;

• участие в ярмарках и выставках;

• проведение благотворительных акций;

• рассылка пресс-релизов. [3]

Современная РЯ-концепция представляет собой некоторую управленческую деятельность, в основе которой лежат принципы взаимодействия, партнёрства, координирования интересов.

Главным принципом РЯ-деятельности считается принцип социальной ориентации, когда РЯ-деятельность прежде всего анализируется с т.з. общественных интересов. Принцип обратной связи подразумевает ясность и полноту сведений и информации, передаваемых по коммуникационным каналам, актуальность и непротиворечивость информации, установление обратной связи, а также получение реакции общественности и ее анализ.

Далее следует принцип управленческой альтернативности в постановке целей, выборе партнеров по совместной деятельности, применении технологий и т.д. В том числе необходимо помнить про этические правила. Белый PR - это не манипуляция мнением общественности, не принижение достоинства, индивидуальности. В принципе, каждый PR-специалист наверняка хоть раз пробовал серые и черные виды воздействия, это сложно отрицать. Но те, кто добились успехов в связях с общественностью, знают, на людей нельзя давить и выдавать неверную информацию, то есть желаемое за действительное. Если обманка раскроется, то продвигаемая личность или фирма достаточно быстро утратит доверие аудитории.

Также отечественные исследователи выделяют следующие принципы PR:

• взаимная выгода для компании и общественности;

• правдивость, необходимость и достаточность информации;

• опора на закономерности формирования массового сознания;

• отсутствие субъективизма. Основные функции PR-деятельности:

• создание узнаваемости и известности;

• информирование;

• создание и популяризация позитивного имиджа организации и ее представителей

• изучение и анализ общественного мнения, включая различные слухи

• формирование и создание общественного мнения, в том числе слухи.

• Разрешение кризисных ситуаций, превентивные меры к ним;

• Формирование приятного гармоничного климата внутри организации, который повысит лояльность сотрудников остальных подразделений.

• увеличение области влияния компании в обществе;

• создание ближнего круга из авторитетных людей и лидеров мнений;

• использование мер по избежанию конфликтов, которые могут отразиться на репутации компании

Некоторые ученые среди функций связей с общественностью особо выделяют 3 следующие:

1. Исследовательская - это сбор информации, ее обработка и анализ.

2. Организаторская - это установка конкретных целей, определение задач задач, планирования мероприятия и его реализация;

3. Экспертная - анализ эффективности, выявление слабостей, трудностей, проблемных мест.

Если обобщать все вышеперечисленное, можно сказать, что коммуникационная деятельность выполняет основные функции - контроля общественного сознания, формирование мнения, контроля поведения общественности, реагирования на него и достижения компромисса организации с общественностью путем взаимодействия. [1]

Подробная характеристика коммуникационной деятельности не будет полной без рассмотрения ее структуры, а также определения субъектов и объектов связей с общественностью.

Субъектом коммуникационной деятельности можно называть: персон и специально организованные службы и организации - это РЯ-службы, отделы, департаменты информации и рекламы, специалисты по РИ, пресс-секретари. Главные действия субъекта направлены на то, чтобы обосновать, донести до клиентов/партнеров/СМИ пользу для них, для их компании. [4]

Объектом пиара же рассматриваются коммьюнити, группы людей, персоны, на которые субъект РЯ оказывает воздействие. Главная задача этого воздействия - создание благоприятного взгляда к себе, то есть к субъекту связей с общественностью.

Важно заметить, что в процессе общей деятельности объект может превратиться в субъект. Каким образом? В практике часто имеет место взаимодействие, фидбэк, обратная связь. В зависимости от целей, преследуемых субъектом, выбирается объект РЯ. Так что объектом РЯ могут быть и органы власти, и общественные организации, и политпартии, и различные движения общественности, СМИ и население целого

города. [2]

Рисунок 1. Структура РЯ-деятельности [6] Структура коммуникационной деятельности - это некоторый набор элементов, которые дают достичь основную цель - как упоминалось ранее - это формирование и построение позитивных и благоприятный отношений между организацией и обществом.

Также одним из элементов структуры коммуникационной деятельности считается сам процесс ее реализации. Процесс в свою очередь строится из 3-х этапов.

Этап № 1 - подготовительный. В него входит определение цели и каких-либо конкретных задач, постановка главного вопроса. Именно здесь начинается коммуникация с заказчиком, выявляются основные возможности для проведения РЯ активности. На этом же этапе необходимо определить и оценить готовность общественности в будущих РЯ-активностях путем проведения исследований.

Этап № 2 - фаза создания и разработки самой коммуникационной программы. Именно здесь можно изменить программу, попытаться оценить эффективность, здесь мы налаживаем связи с нашей ЦА Данный этап

помогает оценить возможностей осуществления и реализации поставленных целей, здесь можно в случае чего изменить их.

Этап № 3. Завершение. Анализ проведенных активностей, их оценка, планирование и прогнозирование дальнейшего развития.

Связи с общественностью, как в принципе и любой другой профессиональный вид деятельности, очень тесно взаимодействует с иными видами деятельности, то есть областями. Применение инструментов и методов из похожих, смежных сфер помогают действенно разрешить все стоящие перед специалистами PR вопросы, проблемы и задачи. Связи с общественностью могут отчасти осуществлять функции рекламы и наоборот. Связи с общественностью плотно связаны с маркетингом, который плотно использует механизмы PR в своей деятельности.

Зачастую PR-технологии сопоставляют с рекламой или маркетингом, предполагая, что это одно и то же. Но у этих инструментов гораздо больше отличий, чем схожестей Реклама - это метод коммуникации, задача которого породить у аудитории нужные ассоциации относительно услуги или продукта. PR (связи с общественностью) - это коммуникационная активность организации, помогающая создать позитивные положительные отношения с целевой аудиторией, сформировать имидж бренда, создать репутацию. Важно знать, что реклама - это все же механизм тактический, в то время как PR - стратегический.

Различия с рекламой рассмотрели, но в чем же отличие PR от маркетинга? Специалисты по связям с общественностью работают на массовую аудиторию, на охваты, поэтому ЦА гораздо больше. Цель же маркетолога - угадать и удовлетворить потребности узкого сегмента целевой аудитории. Маркетинг направлен на то, чтобы найти свою нишу рынку, своего потребителя, который откликнется и среагирует на продвижение, и продажи запустятся.

Также связи с общественностью отличаются от маркетинга по измеримости результатов. Часто эффективность PR-активности трудно измерить в короткий отрезок времени. здесь специалистам по маркетингу легче. Если верно выстроить стратегия и активности, то рост продаж можно увидеть и оценить.

Маркетинг, как и реклама в первую очередь сфокусированы, на экономическойвыгоде организации (или же бренда). Public Relations больше сконцентрирован на отношениях с людьми, аудиторией, связях с общественностью. У PR-специалиста экономическая выгода компании не стоит во главе.

Таким образом, связи с общественностью следует понимать как одну из самостоятельных функций менеджмента компании, по формированию и поддержанию коммуникаций между компанией и общественностью, а также внутренней коммуникации. Как известно, коммуникация выражается в обмене информацией между людьми: обмен происходит между фирмой и людьми, между организациями. В коммуникационной деятельности выделяется массовая коммуникация, представляющая регулярное распространение сообщений через СМИ с целью распространения нужной информации и оказания воздействия на мнения и поведение людей. На данный момент мы видим, что наука связей с общественностью имеет место почти во всех сферах общественной жизни. Инструменты коммуникационной деятельности широко используются политикам, партиями, дабы привлечь себе избирателей, познакомить со своей идеологией. В бизнес-сфере PR чрезвычайно нужен и необходим для установления лояльных отношений с общественность, создания имиджа и благоприятной репутации. Что касается некоммерческих организаций - им PR помогает собрать средства , которые помогут решить социальные вопросы. Все эти факторы показывают нам, что знаниями в области связи с общественностью необходимы для каждого менеджера вне зависимости от сферы, де функционирует предприятие. Связи с общественностью - это многогранная деятельность, связывающая огромное количество областей, механизмов и инструментариев.

Список используемой литературы:

1. Антипов К.В. Основы рекламы. Учебник. 3 -е изд.- М.: Дашков и К, 2018. 328 с.

2. Бердышев С.Н. Рекламное агентство. С чего начать? 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2017. 168 с.

3. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. 231 с

4. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд. - Москва: Изд. дом «Вильямс», 2005.

5. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный РИ: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. Учебник. М.: Инфра-М., 2012. 132с.

6. Лаборатория рекламы - электронный ресурс - http://www.advlab.ru/articles/article324.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.