Научная статья на тему 'Пpиpодные очаги чумы в Азеpбайджане и значение постоянного монитоpинга их эпизоотологической активности'

Пpиpодные очаги чумы в Азеpбайджане и значение постоянного монитоpинга их эпизоотологической активности Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природные очаги чумы в Азербайджане / эпизоотологический надзор / противочумная служба / natural foci of plague in Azerbaijan / epizootical surveillance / antiplague service

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — H.Х. Халилов, Р.И. Исмайлова, А.Э. Дадашева, М.К. Мамедов, Т.Г. Велиев

Статья содеpжит матеpиалы, демонстpиpующие существование на теppитоpии Азеpбайджанской Республики пpиpодных очагов чумы, надзоp за котоpыми на пpотяжение более полувека осуществлялся специализиpованной пpотивочумной службой. Автоpы подчеpкивают, что пpодолжение такого контpоля и дальнейшее изучение этих очагов имеет особо важное значение для сохpанения стабильности эпидемиологического благополучия стpаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural foci of plague in Azerbaijan and significance of permanent control for its epizootical activity

The article contains materials demonstrated existence several natural foci of the plague on territory of the Azerbaijan Republic which were during more half-century period controlled by specialized antiplague service. The authors emphasized that continuing such control and further studying these foci has important significance for stability keeping epidemiological wellbeing of the country.

Текст научной работы на тему «Пpиpодные очаги чумы в Азеpбайджане и значение постоянного монитоpинга их эпизоотологической активности»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL ARTICLES

DOI: 10.24411/1815-3917-2020-11820

DOI: 10.24411/1815-3917-2020-11820

Пpиpодные очаги чумы в Азеpбайджане и значение постоянного монитоpинга их эпизоотологической активности

^Х.Халилов1, Р.И.Исмайлова1, А.Э.Дадашева% МЖ.Мамедов1, Т.Г.Велиев2

Феспубликанский центp по контpолю за особо опасными инфекциями, г.Баку, Азербайджан; 2Азеpбайджанский медицинский унивеpситет, г.Баку, Азербайджан

Резюме: Статья содеpжит матеpиалы, демонстpиpующие существование на теppитоpии Азеpбайджанской Республики пpиpодных очагов чумы, надзоp за котоpыми на пpотяжение более полувека осуществлялся специализиpованной пpотивочумной службой. Автоpы подчеpкивают, что пpодолжение такого контpоля и дальнейшее изучение этих очагов имеет особо важное значение для сохpанения стабильности эпидемиологического благополучия стpаны. Ключевые слова: природные очаги чумы в Азербайджане, эпизоотологический надзор, противочумная служба.. Для цитирования: Халилов ЙХ., Исмайлова Р.И., Дадашева А.Э., Мамедов М.К., Велиев Т.Г. Пpиpодные очаги чумы в Азеpбайджане и значение постоянного монитоpинга их эпизоотологической активности. Биомедицина (Баку). 2020;18(4):22-26. DOI: 10.24411/1815-3917-2020-11820

Поступила в редакцию: 29.10.2020. Принята в печать: 27.11.2020.

Natural foci of plague in Azerbaijan and significance of permanent control for its epizootical activity

Khalilov N.Kh.1, Ismayilova R.I.1, Dadasheva A.E.1, Mamedov M.K.1, Veliyev T.G.2

Center for Control of Particularly Dangerous Infections of the Ministry of Health of the Azerbaijan Republic, Baku, Azerbaijan;

2Azerbaijan Medical University, Baku, Azerbaijan

Хотя в наши дни по широте распространения в мире и наносимому социально-экономическому ущербу на первый план вышли вирусные инфекции, чума, хорошо поддающаяся лечению антибиотиками, по-прежнему устойчиво занимает первую строку перечня списка самых опасных инфекционных болезней. Несмотря на то, что чума у людей наиболее часто регистрируется лишь в Конго, на Мадагаскаре и в Перу, а общее число заболевших в мире за год не превышает нескольких тысяч, потенциальная опасность распространения чумы по миру все еще достаточно велика [1].

Существование такой опасности предопределяется несколькими объективными обстоятельствами, среди которых, в первую очередь, надо отметить два важнейших.

Во-первых, до настоящего времени все еще существуют обширные (до 7% всей поверхности суши земного шара) территории, которые считаются устойчивыми во времени природными очагами чумы; абсолютное большинство случаев чумы отмечаются именно на таких территориях, которые считаются эндемичными в отношение чумы.

Во-вторых, сегодня интенсивность миграции населения по миру достигает беспрецедентно высокого уровня и ежедневно из одних стран в другие перемещаются десятки миллионов человек, причем, при авиационных первозках этот процесс осуществляется достаточно быстро и, зачастую, занимает лишь несколько часов.

В силу только этих обстоятельств постоянно существует опасность проникновения в страну людей, инфицированных возбудителем чумы и находящихся в ее инкубационном периоде, продолжительность которого может достигать 10-12 дней. Ясно, что появление такого человека в стране равносильно появлению источника чумной инфекции

- последняя способна распространиться в стране и создать серьезные эпидемиологические проблемы, решение которых может потребовать привлечения больших материальных и людских ресурсов.

Нет необходимости вновь отмечать тот факт, что существование опасности заноса чумы, равно как и любой другой особо опасной инфекции (ООИ), ставит перед правительством любой из стран мира задачу по строгой санитарной охране границ от "завоза" чумы или другой ООИ из зарубежных стран.

В то же время, правительства стран, располо-женых в пределах природных очагов чумы, должны обеспечить решение еще одной важной задачи

- предотвратить возможный "выход" инфекции за "границы" ее природного очага и ее распространение среди населения этих стран [2]. Именно одной

из таких стран является и Азербайджанская Республика, на территории которой стабильно существуют природные очаги чумы. Очевидно, что этот факт побуждает считать предотвращение возможности распространения чумы из ее природных очагов одной из первоочередных задач государственного аппарата, решение которой должно рассматриваться как важнейший компонент государственной безопасности страны [3].

Первые доказательства существования стабильного во времени природного очага чумы в Азербайджане были получены в 1953 г, когда выявилась эпизоотия среди диких грызунов, обитающих на территории Апшеронского полуострова. За ним закрепилось название "равнинный очаг". В 1962 г открыли второй очаг - в горах на территории Нахчыванской Автономной Республики (Нах.АР), а также в горах западной части страны. Этот очаг назвали "горным". Наконец, в 1967 г природный очаг чумы был открыт в Приараксинской части Нах.АР (левобережье р.Аракс) - его назвали "полупустынным" [4].

Итак, известно, что на территории нашей страны существуют по меньшей мере три отличающихся по основным характеристикам природных очага чумы, которые, по всей вероятности: палео-генетически связаны с природными очагами чумы Ирано-Афганской группы.

В то же время, специалисты говорят о трех относительно автономных природных очагах чумы. Эти очаги отражены на рисунке 1.

В каждом из этих природных очагов обитает соответствующий дикий грызун - естественный носитель возбудителя чумы, и обнаруживаются характерные эктопаразиты, обеспечивающие непрерывность эпизоотического процесса, т.е. циркуляции этого возбудителя в популяции грызунов, основных носителей инфекции [5]. Кратко характеризуя каждый из этих природных очагов чумы следует отметить следующие моменты.

РАВНИННЫЙ ОЧАГ. Занимает почти всю Ку-ринскую равнину и прилегающие предгория Большого и Мал ого Кавказа (Апшерон, Кобыстан, Боз-чель, Джейранчель и зона курорта Нафталан) -этот очаг сформирован тремя относительно изолированными мезоочагами и имеет общую площадь более 25 тыс. кв км.

Он относится к зонам сухих субтропиков с резко засушливым и жарким климатом летом и умеренным похолоданием зимой. Растительность полиморфна и представлена флорой наиболее характерной для степных зон, хотя в ней отмечаются и изолированные фрагменты пустынной растительности.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL ARTICLES

DOI: 10.24411/1815-3917-2020-11820

Рисунок. Схема расположения природных очагов чумы на территории Азербайджана [5].

1 - равнинный очаг; 2 - полупустынный (предгорный) очаг; 3 - горный очаг.

Очаг моногостален - носителем Ypestis признается краснохвостая песчанка МепопеБ егуШгои-шб. При этом, очаг, как минимум, двухвекторен -переносчиками Y.pestis являются блохи Х.соп-бэгтБ и СЛаеуюерБ, паразитирующие на краснох-востых песчанках.

ПОЛУПУСТЫННЫЙ (ПРЕДГОРНЫЙ) ОЧАГ. Занимает Приараксинскую части Нах.АР (охватывает низкогорно полупустынный и среднегорный степной пояса в левобережье среднего течения реки Аракс) и имеет площадь около 3 тыс. кв.км.

Для него характерен холодный климат с сухим и жарким летом с малым количеством осадков. Здесь преобладают полупустынные растительные элементы и отчасти растения из полынно-солянко-вой группы.

Очаг считается моногостальным: основным носителем Y.pestis является песчанка Виноградова. Очаг поливекторен - передачу У реБйБ в среде грызунов могут осуществлять блохи Х.сопйэгтБ, Слгапш, Rh.cedestis, Ри1ех irritans и др.

ГОРНЫЙ ОЧАГ. Расположен в горах Малого Кавказа, имеет площадь более 1 тыс. кв км и связан с энзоотичными территориями сопредельных стран. Выделяют 2 мезоочага: 1) территории Джульфинского, Ордубадского и Шахбузского

районов Нах.АР и 2) территории Лачинского и Кельбаджарского районов.

Лежит в пределах альпийской, субальпийской и горно-степной ландшафтных зон с резко континентальным климатом. Флора: в горных степях преобладают низкорослые злаки и разнотравье, на альпийских и субальпийских участках - злаково-косторовые, бобовые и разнотравные ассоциации, кустарники отмечаются лишь местами.

Этот очаг относится к полевочьему типу: в обоих мезоочагах энзоотии чумы связаны с поселениями обыкновенной полевки Microtш агуаНБ, что позволяет считать его моногостальным. Однако он является двухвекторным - в его пределах передачу У.реБйБ осуществляют блохи двух видов -С.саБршБ и С.сопБтШБ.

Благодаря многолетней целенаправленной работе противочумной службы, включавшей регулярный отлов и бактериологическое обследование диких грызунов и их эктопаразитов (блох и клещей) на территориях всех перечисленных выше природных очагов чумы были установлены и детально изучены все основные закономерности течения эпизоотических процессов в каждом из природных очагов. Это позволяло не только определять границы очага (и зону распространения ин-

фекции), но и прогнозировать развитие этих процессов. Надо признать, что эта работа оказалась весьма эффективной, поскольку на протяжение минувших 50 лет на территории Азербайджана не было зарегистрировано ни одного случая заболевания чумой человека [6].

Однако, с конца 80-х гг ХХ в. в силу объективных причин интенсивность и масштабы работы по надзору за природными очагами чумы в Азербайджане снизились. После 1988 г проведение надзора за горным очагом стало невозможным из-за Нагорно-карабахского конфликта, а противочумное отделение, расположенное в г.Гадруте, оказалось на оккупированной территории. После распада СССР и прекращения союзного финансирования противочумной службы эта работа была практически свернута. Отметим, что даже после возобновления этой работы уже в нашем столетии, ее интенсивность и масштабы оказались существенно меньшими, нежели прежде.

Между тем, природные очаги чумы на территории нашей страны по-прежнему существуют, тая в себе скрытую угрозу для населения страны и, в первую очередь, проживающего на территории этих очагов. Оценивая степень этой угрозы, нельзя упускать из виду, что крупнейший многомиллионный город Баку, столица Азербайджана, расположен в непосредственной близости от одного из таких очагов.

И хотя согласно оценкам вероятность заражения людей чумой от диких грызунов в условиях Азербайджана считалась не высокой [6], следует учитывать, что эта оценка была сделана полвека назад, в иных климато-экологических условиях и

не отражает той интенсивности экономического развития и хозяйственной деятельности, которая характерна для современного и быстро развивающегося Азербайджана.

Поэтому можно утверждать, что используемая в последние годы практика эпизоотологического и бактериологического обследования лишь небольших территорий в зоне природных очагов чумы не может обеспечивать должный уровень объективности оценки их активности и потому сопряжена с риском эпидемиологических осложнений.

Очевидно, что сегодня необходимо проводить беспрерывные или, про меньшей мере, регулярные круглогодичные мониторинги за каждым из природных очагов чумы, что позволит своевременно выявить начало активации в них эпизоотического процесса и при необходимости подавить или, как минимум, снизить интенсивность этих процессов.

Более того, необходимо возобновить в прежнем объеме тщательное исследование и, в том числе, научное изучение современного характера этих процессов, поскольку за минувшие полвека климатические параметры и экологическая ситуация как в мире, в целом, так и в стране и, в том числе, в этих очагах, могла измениться - поэтому прежние границы природных очагов чумы, как и закономерности развития эпизоотий среди диких грызунов могут отличаться от таковых, определенных более полувека назад.

Поэтому следует признать обоснованность мнения специалистов о том, что только непрерывное проведение таких исследований может надежно обеспечить эпидемиологическое благополучия страны в отношение этой коварной инфекции.

Литература

1. Куклев Е.В., Топорков В.П., Кутырев В.В. Чума. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. Брико Н.И., Онищенко Г.Г., Покровский В.И. М.: Медицинское информационное агентство. 2019;2:115-129.

2. Ладный И.Д., Гольд Э.Ю., Марчук Л.М., Богатырев О.Ф. Руководство по предупреждению заноса и распространения особо опасных инфекций. М.: Медицина. 1979;208 с.

3. Абдуллаев Р.М. Обеспечение перманентного эпизоотологического надзора за природными очагами чумы как условие стабильности эпидемиологического благополучия Азербайджана. Соврем. достиж. Азерб. мед. 2011;4:27-28. Режим доступа: http://maamjoш•naLaz/downloшi/dost_n4_2011.pdf (На азерб. языке).

4. Талыбзаде А.Н. Противочумная служба - 80 лет на страже эпидемиологического благополучия Азербайджана. Биомедицина (Баку). 2011;3:34-40. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pro-tivochumhaya-sluzhba-80-let-ha-strazhe-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-azerbaydzhaha

5. Абдуллаев Р.М., Исмайлова Р.И. Ландшафтные и эколого-эпизоотологические особенности природных очагов чумы, расположенных на территории Азербайджана. Соврем. достиж. Азерб. мед. 2013;2:89-91. Режим доступа: http://maamjournal.az/download/dost_n2_2013.pdf (На азерб. языке).

6. Мамедов М.К., Абдуллаев Р.М. Чума. Сада. 2014;235 с.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL ARTICLES DOI: 10.24411/1815-3917-2020-11820

References

1. Kuklev E.V., Toporkov V.P., Kutyrev V.V. Chuma. [Rukovodstvo po epidemiologii infektsionnykh bolezney]. Eds. Briko N.I., Onishchenko G.G., Pokpovskii V.I. M.: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo. 2019;2:115-129. (In Russian).

2. Ladnyi I.D., Gold E.Yu., Marchuk L.M., Bogatyrev O.F. [Rukovodstvo po preduprezhdeniyu zanosa i rasprostraneniya osobo opasnykh infektsiy]. M.: Meditsina. 1979;208 c. (In Russian).

3. Abdullayev R.M. Providing of permanent epizootical control for plague natural foci as a factor of epidemiological wellbeing of Azerbaijan stability. Moderm Aciev. Azerb. Med. 2011;4:27-28. Available at: http:// maamjournal.az/download/dost_n4_2011 .pdf (In Azeri).

4. Talibzadeh A. Anti-plague service - 80 years of on the guard of epidemiological wellbeing of Azerbaijan. Biomedicine (Baku). 2011;3:34-40. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protivochumhaya-sluzhba-80-let-ha-strazhe-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-azerbaydzhaha (In Russian).

5. Abdullayev R.M., Ismailova R.I. Landscapic, ecological and epizootical peculiarities of the plague natural foci located on territory of the Azerbaijan. Moderm Aciev. Azerb. Med. 2013;2:89-91. Режим доступа: http://maamjournal.az/download/dost_n2_2013.pdf (In Azeri).

6. Mamedov M.K., Abdullaev R.M. [Chuma]. Sada. 2014;235 p. (In Russian).

Информация о соавторах: Н.Х.Халилов

Доктор философии по медицине, директор, Центр по контролю за особо опасными инфекциями Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики, г.Баку, Азербайджан. Р.И.Исмайлова

Доктор философии по медицине, доцент, заместитель директора, Центр по контролю за особо опасными инфекциями Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики, г.Баку, Азербайджан.

ОБСГО: М:рБ://огыс1.о^/0000-0001-9026-9430 М.К.Мамедов

Профессор, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, Центр по контролю за особо опасными инфекциями Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики, г.Баку, Азербайджан. ОБСГО: М:рБ://огыс1.о^/0000-0002-9777-1914 Т.Г.Велиев

Проректор, Азербайджанский медицинсикй университет, г.Баку, Азербайджан.

Information about co-authors: Khalilov N.Kh.

PhD, Director, Center for Control of Particularly Dangerous Infections of the Ministry of Health of the Azerbaijan Republic, Baku, Azerbaij an. Ismayilova R.I.

PhD, Docent, Deputy Director, Center for Control of Particularly Dangerous Infections of the Ministry of Health of the Azerbaijan Republic, Baku, Azerbaijan. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9026-9430

Mamedov M.K

Professor, Doctor of Medical Sciences, Senior Researcher, Center for Control of Particularly Dangerous Infections of the Ministry of Health of the Azerbaijan Republic, Baku, Azerbaijan ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9777-1914.

Veliyev T.G.

Vice-Rector, Azerbaijan Medical University, Baku, Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.